Практическая работа. Сравнительная характеристика развития основных экологических понятий в разных возрастных группах ДОУ.
тренажёр

Светлана Александровна М

Сравнительная характеристика развития основных экологических понятий в разных возрастных группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый документ21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа.

Сравнительная характеристика развития основных экологических понятий в разных возрастных группах ДОУ.

Тема: Растения

Параметры характеристики

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Цель

Методы

Наглядные средства

Тема: Животные

Цель

Методы

Наглядные средства

МЛАДШАЯ ГРУППА

Тема: РАСТЕНИЯ

Цель: выявить знание детьми 2-3 названий комнатных растений, деревьев, цветов, овощей их частей. Оценить уровень понимания необходимости ухода за комнатными растениями.

Методические рекомендации. Детям предлагаются картинки с изображением нескольких деревьев, кустарников, цветов, овощей. Используются и комнатные растения уголка природы.

Задания:

  1. Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Покажи их. Что надо делать, чтобы они хорошо росли, цвели?
  2. Покажи на картине дерево, куст, цветы. Назови, какие ты знаешь?
  3. Назови, что покажу и скажи, какого оно цвета, какое на вкус (показать морковь, лук, свеклу или другие овощи).

Тема: ЖИВОТНЫЕ

Цель: выявить знание детьми 2-3 названий конкретных представителей животного мира, частей тела, места обитания.

Методические рекомендации. Предлагаются картинки, изображающие домашних и диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных, наиболее знакомых детям: корова, лошадь, поросенок, волк, медведь, лиса, голубь, воробей, снегирь, бабочки, жуки, рыбы аквариумные и местных водоемов или другие.

Задания:

  1. Отобрать представителей определённых групп: возьми картинки с домашними и дикими животными, найди всех рыб, бабочек, жуков, лягушек.
  2. Покажи голову, ноги, хвост, туловище (у определённого животного). Если ребёнок затрудняется выполнять задание, воспитатель показывает часть тела и спрашивает, что это.
  3. Назвать, где живёт группа животных, (воспитатель объединяет животных на экологические группы: обитатели леса, воздушной и водной среды).

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок называет, показывает объекты природы, растения, животных, их части и признаки. Справляется с помощью взрослого с группировкой объектов.

Средний уровень. Ребёнок на предложения взрослого показывает объекты, части, но не все называет. Выделяет яркие признаки.

Низкий уровень. Ребёнок по предложению взрослого показывает отдельные объекты, но не все называет, признаки не выделяет.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Тема: РАСТЕНИЯ

Цель: выявить знание 3-4 названий растений (комнатных, деревьев, кустарников, травянистых растений), их частей, признаков (форма, окраска, величина, поверхность и другие), сезонных изменений, умение группировать по морфологическим признакам.

Методические рекомендации. Детям предлагаются комнатные растения в уголке природы, изображения деревьев (включая ель), кустарников в различные сезоны, цветов, овощей, фруктов.

Задания:

  1. Покажи в уголке природы фиалку, герань, бегонию или другие. (Можно предложить назвать показанные растения). Скажи, как это называется (воспитатель показывает лист, стебель, цветок)? Что у растения в земле? Расскажи, какие листья по форме, окраске (цвету), крупные (большие) или мелкие (маленькие), гладкие или нет.
  2. Разложи эти картинки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения.
  3. Посмотри на картинки с деревьями и кустарниками и скажи, в какое время их рисовали. Как ты узнал?

Тема: ЖИВОТНЫЕ.

Цель: выявить знание названий 3-4 домашних и диких животных, их детёнышей, птиц, рыб, земноводных (лягушку), насекомых (бабочку, стрекозу, пчелу, муху, комара, жука), частей тела и их особенностей, места обитания, способа передвижения, приспособления к сезонным изменениям.

Методические рекомендации. Детям предлагаются картинки с изображением млекопитающих (домашних и диких) и их детенышей, птиц, рыб, земноводных, насекомых.

Задания:

  1. Ребёнку даются картинки взрослых животных, предлагаются назвать их («Кто это?), найди детенышей и назвать их («Найди его детёныша и назови»).
  2. Положи в одну сторону картинки с домашними животными, в другую – с дикими. Почему ты так сделал? Где живут домашние животные? Где - дикие? Кто ухаживает за домашними животными? А за дикими?
  3. Какое из нарисованных животных прыгает? Почему ты так думаешь" Кто ходит и бегает? Почему ты так думаешь?
  4. Почему зайцы и белки имеют разную окраску? Когда они такими бывают? Почему зимой птиц меньше? Почему нет бабочек, жуков, мух?

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок различает и называет все конкретные объекты, основные части, их особенности и все признаки, самостоятельно справляется с группировкой объектов.

Средний уровень. Ребёнок называет несколько (50%) объектов, выделяет отличительные признаки. С помощью взрослого справляется с группировкой объектов.

Низкий уровень. Ребёнок называет небольшое (25 - 30%) число объектов, совместно со взрослыми выделяет отдельные части, яркие отличительные признаки.

СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: РАСТЕНИЯ

Цель: выявить знания детей о разнообразии строения растений, частях и их функциях (корень, листья, стебель (ствол), о стадиях развития, о потребностях растений в определенных условиях среды (свет, влага, тепло), приспособлении к среде (растения, засушливых, влажных, освещённых, затенённых мест) и к сезонным изменениям.

Методические рекомендации. Беседу можно проводить в естественных условиях, на участке природы, использовать иллюстративный материал, демонстрирующий разнообразие строения растений, наличие общих частей; разнообразие стеблей: вьющиеся, лазящие, прямостоящие, место произрастания растений в разные сезоны.

Задания:

  1. Назови деревья, кустарники, травянистые растения. Как ты отличаешь одну группу от другой? Расскажи, зачем растению корни, листья, ствол (стебель)? Растения живые или не живые? Расскажи, из чего вырастают и как растут растения (овощи, деревья, цветы и т.д.).
  2. Посмотри на картинки (болото, лес, луг) и скажи, можно ли пересадить растения в другое место. Что будет с растением на новом месте? Почему? » Как и почему растения меняются, особенно весной и осенью?
  3. Назови комнатные растения вашего уголка природы. Как надо ухаживать за бальзамином, фиалкой, фикусом (можно взять другие растения с разными потребностями в свете, влаге, тепле, разной поверхностью и величиной листьев)?

Тема: ЖИВОТНЫЕ

Цель: выявить знания детей о животных разных классов, особенностях внешнего вида, зависимости его от среды обитания, частях тела, их функциях, о связи строения со способами передвижения, о способах защиты от врагов, о росте и развитии некоторых животных, о сезонной жизни животных.

Методические рекомендации. Предлагается наглядный материал с изображением животных разных классов звери (млекопитающие), птицы, пресмыкающиеся, земноводные (лягушка, жаба), насекомые, разных экологических групп (обитателей водоемов, воздушной, наземной и почвенной среды обитания).

Задания:

  1. Подбери все картинки с изображением птиц, рыб... Чем похожи животные одной группы? Назови части тела животных? Кто из животных бегает, прыгает, летает? Как ты узнал?
  2. Почему некоторые очень похожие животные отличаются окраской (зеленая лягушка, жаба)? Почему некоторые животные меняют окраску (заяц)? Как другие животные спасаются от врагов? Чтобы помочь детям, можно предложить картинки с изображением некоторых животных (заяц, еж, лось, мышь).
  3. Расскажи, как вырастает курочка?
  4. Каких животных зимой не встретишь? Почему? Где они?

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно справляется с группировкой объектов, устанавливает связи между объектом и средой обитания, выделяет особенности внешнего вида в зависимости от окружающей среды, способе удовлетворения потребностей. Называет большое число объектов.

Средний уровень. Ребёнок называет большое число объектов природы, выявляет характерные признаки. Устанавливает некоторые общие связи. Недостаточно овладел обобщенными представлениями.

Низкий уровень. Ребёнок различает и называет большое число объектов, выделяет их особенности. Знает некоторые их потребности. Затрудняется в выделении общих признаков.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Тема: РАСТЕНИЯ

Цель: выявить представления детей о многообразии растений, особенностях строения, о потребностях растений в определённых условиях среды, способах удовлетворения потребностей, умение классифицировать растения по существенным признакам.

Методические рекомендации. Выявление знаний можно проводить на участке, в уголке природы. Можно использовать иллюстративный материал (комнатные, травянистые растения, деревья, кустарники).

Задания:

  1. Назови деревья, кустарники, травянистые растения. Что общего у каждой группы? Как отличаешь (по каким признакам) березу от тополя, плакучую иву от тополя? По каким признакам одно растение отличается от другого?
  2. Что происходит с деревьями и кустарниками осенью, весной? Почему?
  3. Назови и покажи комнатные растения, требующие много влаги, как ты это узнал? Назови и покажи светолюбивые и теневыносливые растения. Как узнал? В какое время года большинство комнатных растений нуждается в подкормке? Почему?
  4. Почему за комнатными растениями обязательно нужно ухаживать?
  5. Посмотри на плющ, циссус (комнатный виноград), традесканцию и скажи, чем они отличаются друг от друга. В случае затруднений можно задать дополнительный вопрос: «Почему какое-то из этих растений называют вьющимся, а другое – лазающим? Есть ли такие растения у нас на участке, на огороде?»
  6. Почему большинство комнатных растений весь год зеленые? Дополнительный вопрос: «Где родина этих растений? Бывает ли там зима?»

Тема: ЖИВОТНЫЕ

Цель: выявить у детей представления о многообразии животного мира о животных разных зон, об условиях среды обитания и приспособлениях к среде обитания, особенностях образа жизни домашних и диких животных.

Методические рекомендации. Предлагается иллюстрированный материал в виде отдельных картинок, можно использовать карты лото.

Задания:

  1. Сгруппировать картинки, изображающие животных разных зон (жители севера, юга), домашних и диких, живущих в воде и на суше, в воздухе и в земле. Как узнаешь, где животное живет? Каких животных называем домашними, каких животных дикими? Почему мы так их называем?
  2. Почему некоторые животные зимой не встречаются? Где они находятся? Чем питаются животные зимой?
  3. Расскажи, почему некоторых животных называют ночными? Почему они ночью не спят? Каких ночных животных ты знаешь?

Тема: ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ

Цель: выявить представления детей о «живом» и «неживом» в природе, об основных признаках живого.

Методические рекомендации. Детям предлагаются картинки, изображающие представителей животного мира: млекопитающих, насекомых, птиц, земноводных, растений; явлений неживой природы: дождь, снег, радуга или другое, предметов неживой природы: песок, камни, вода.

Задания:

  1. Разложить на две группы: в одну всё «живое», в другую - «неживое». Объяснить группировку, отметив, чем «живое» отличается от «неживого».
  2. Для помощи детям подобрать картинки, демонстрирующие признаки живого: взрослое животное и детёныш, растение с семенами: движение животных, «движения» растений (клубника с усами, вьющиеся растения, цветы тюльпана - закрытый ночью и открытый днём, маленькое растение и взрослое, питание животных и растений (подкормка).

Тема: ПРИРОДА - НЕ ПРИРОДА

Цель: выявить представления детей о том, что относится к природе, что сделано человеком («не природа»).

Методические рекомендации: Предлагается набор картинок с изображением растений, животных, людей, предметов и явлений неживой природы и изображений предметов, объектов, сделанных человеком: дом, одежда, посуда, машина и многое другое.

Задания: 

  1. Разложить картинки на две группы. В одну всё, что относится к природе, в другую - к не природе и объяснить, почему так разложил?
  2. Предложить ответить на вопросы: «Может ли «не природа» существовать без природы? Зачем человек создает «не природу» (вторую природу)? Почему надо беречь природу и «не природу»?

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок обобщает объекты по существенным признакам, устанавливает связь организма со средой, изменениями среды, знает признаки живого - неживого. Называет большое число объектов, выделяет существенные признаки, отличающие один объект от другого, приспособление к определённым условиям среды, потребности особенности образа жизни и поведения (животных).

Средний уровень. Ребёнок называет большое количество объектов, выделяет отличительные признаки, устанавливает некоторые связи и зависимости, знает признаки живого, но недостаточно владеет обобщёнными представлениями, умением устанавливать связи и зависимости.

Низкий уровень. Ребёнок называет большое число объектов, выделяет их особенности, знает некоторые потребности. Затрудняется выделять общие признаки группы объектов, устанавливать общую связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр...

Выявление особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах

практическое занятие для студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

Контрольная работа "Методика рисования человека в разных возрастных группах"

Контрольная работа "Рисование человека в разных возрастных группах"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 0301ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, М...

Работа по формированию монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам.

Технологическая карта урока по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по теме: "Работа по формированию  монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предмет...