Программа кружка "Знатоки биологии".
методическая разработка
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Утверждаю
Заместитель директора по
учебной работе
Рослякова О.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОТА КРУЖКА « ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»
2023 год
Организация – разработчик:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Савина Светлана Александровна - преподаватель общеобразовательных дисциплин
РАССМОТРЕНА
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №______от_______ г.
Председатель цикловой комиссии
___________ Барменкова О.Н.
Пояснительная записка
Внеурочная работа по предмету – одна из составляющих учебно-воспитательного процесса. Она стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала.
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение знаний обучающихся по биологии.
Знания, полученные обучающимися на уроках биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами. Тем более, что совместная творческая работа сближает обучающихся и преподавателя, способствует формированию коллектива единомышленников.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь студентов в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность данной программы в том, что интересующиеся биологией обучающиеся могут достаточно глубоко познакомиться с современными достижениями биологии и проблемами, которые в настоящее время стоят перед ней. Предлагаемая программа биологического кружка предполагает более глубокое изучение структурно-уровневой организации живой природы и практико-ориентированную направленность биологических знаний.
Цели программы:
-освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширение кругозора обучающихся по биологии.
- Углубленное изучение биологии.
- Обучение самостоятельной исследовательской деятельности, ориентированной на социально значимые результаты.
Развивающие
- Развитие коммуникативных умений, совершенствования навыков общения с единомышленниками.
- Развитие познавательных интересов обучающихся.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитание творческой активности обучающихся, поддержка его творческого роста.
- Воспитание бережного отношения к природной среде, собственному здоровью.
Место предмета в учебной программе
Предлагаемая программа кружка предназначена для обучающихся первых и вторых курсов различных профессий и специальностей. Программа состоит из 7 тем и рассчитана на 34 часа. Для эффективного усвоения всего материала рекомендуется проводить 1 занятие в неделю по 2 часа в течение первого полугодия.
Методы и формы обучения:
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность обучающихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу обучающихся;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач);
– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы учебных занятий:
- интерактивные лекции с последующими дискуссиями по принципу «от простого к сложному» с учетом уже имеющихся базовых знаний;
- практикумы (практическая часть программы предусматривает как групповую форму работы, так и самостоятельную по индивидуальным заданиям);
- самостоятельная работа обучающихся, подготовка рефератов, сообщений, подбор литературы и работа с ней;
- экскурсии;
- формы контроля в виде семенаров, тестов, защиты проектов.
Ожидаемый результат:
- качественное повышение уровня знаний;
- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности;
- привлечение обучающихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук;
- повышение социальной активности обучающихся;
- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях и олимпиадах.
- ведение здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки студента:
Обучающиеся должны знать:
-основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, теория гена, эволюционная теория Ч. Дарвина); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого вещества в биосфере); законов (расщепления, независимого наследования Г. Менделя); правил (правило доминирования Г. Менделя); закономерностей изменчивости;
-особенности биологических процессов: матричное воспроизводство белков; размножение; действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособленности; образование видов; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
-особенности строения биологических объектов: клетки; хромосом; вида и экосистем (структура);
-причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.
Обучающиеся должны уметь:
-приводить примеры: наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; значения генетики для развития селекции и медицины;
-приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, эволюции, используя основные положения биологических теорий; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой;
-оценивать: последствия влияния мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий;
-аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;
-выявлять: приспособления у организмов к среде обитания; взаимосвязи организмов в экосистеме (на отдельных примерах); мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
-правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.);
-использовать различные источники (в том числе Интернет, средства массовой информации) для получения необходимой информации о биологических системах и применять ее в собственных исследованиях;
-соблюдать и обосновывать меры профилактики вирусных и других заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; оказывать первую помощь;
- использовать различные методы мониторинга в практических работах;
- применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
- представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
Содержание программы кружка
Вводное занятие.
Отбор студентов, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы кружка на год.
Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсии:
- Многообразие видов в родной природе
- Сезонные изменения (ритмы) в живой природе
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Лабораторная работа:
1.Определение пылевого загрязнения воздуха
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
Тема 4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа:
Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных
Тема 5. Организменный уровень организации жизни
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторная работа.
Решение элементарных генетических задач.
Тема 6. Клеточный уровень организации жизни
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Лабораторная работа.
Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Тема 7. Молекулярный уровень проявления жизни
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне.Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
Учебно-тематическое планирование учебного материала:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Форма проведения | Количество часов | ||
Всего | теоретическая часть | практическая часть | |||
1 | Вводное занятие | Отбор студентов, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы кружка на год. | 2 | 2 | - |
2 | Введение в курс общебиологических явлений | 1.Лекция. 2.Экскурсии:
| 6 | 2 | 4 |
3 | Биосферный уровень организации жизни | 1.Лабораторная работа: Определение пылевого загрязнения воздуха 2.Семенар по вопросам темы. | 4 | 2 | 2 |
4 | Биогеоценотический уровень организации жизни | 1.Лекция. 2.Лабораторная работа: Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных. 3.Рефераты по теме. | 6 | 2 | 4 |
5 | Популяционно-видовой уровень | 1.Лабораторная работа. Решение элементарных генетических задач. 2.Проекты по теме. | 4 | 1 | 3 |
6 | Организменный уровень организации жизни | 1.Лабораторная работа: Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных. 2. Рефераты по теме. | 4 | 1 | 3 |
7 | Клеточный уровень организации жизни | 1.Лабораторная работа. Решение элементарных генетических задач. 2.Проекты по теме. | 4 | 1 | 3 |
8 | Молекулярный уровень проявления жизни | 1.Проекты по теме. 2.Тестирование. | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО | 34 |
Темы рефератов:
- Происхождение жизни на земле.
- Взаимодействие природы и общества.
- Вирусы. Вирусные заболевания.
- Процесс строения и деления клетки.
- Особенности строения комнатных растений.
- Виды почвенных бактерий.
- Биологически активные вещества.
- Биологические эры и их характерные особенности.
- Процесс биологического окисления.
- Биологические особенности миграции животных.
- Сущность биосферы и цивилизации.
- Характеристика биосинтеза ДНК.
- Биогеоценозы как важные биологические процессы.
- Белки: химический состав, свойства и значение для человеческого организма.
- Антропогенез: сущность и особенности.
- Генетика как важная составная часть биологической науки.
- Круговорот веществ в природе.
- Наследственные болезни человека: предпосылки возникновения.
- Процесс селекции: особенности и значение.
- Характеристика полового созревания.
- Основные теории происхождения человека.
- Генная инженерия и ее основные проблемы.
- Сущность клонирования.
- Современные биотехнологии.
- Фотосинтез – уникальное природное явление.
- Растения, занесенные в красную книгу.
- Животные, находящиеся на грани исчезновения.
- Виды рас: особенности их происхождения.
- Главные заповедники России.
- Ферменты: функции и определение их активности.
Темы проектов:
1.История развития биологии и методы исследования в биологии.
2. Цитология наука о клетке .
3.Неорганические вещества в клетке.
4.Органические вещества в клетке .
5.Органоиды в клетке.
6. Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты .
7.Энергетический обмен в клетке.
8.Пластический обмен в клетке.
9. Формы размножения в клетке.
10.Онтогенез.
11.История развития генетики и ее методы.
12.Изменчивость.
13.Методы исследования генетики человека.
14.Наследственные болезни.
15.Эволюционные учения.
16.Движущие силы эволюции.
17.Микро и макроэволюция.
18.Основные методы селекции.
19.Биотехнологии .
20.Гипотезы о происхождении человека .
21.Антропогенез.
22.Расы, расоведение и расизм.
23.Основы экологии.
24.Современные представления о происхождении жизни .
25.Основные этапы происхождения жизни на Земле.
26.Эволюция биосферы.
Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Знатоки биологии»
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности студентов на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с преподавателем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с преподавателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
В познавательной сфере: – давать определения изученных понятий; – описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык биологии; – классифицировать изученные объекты и явления; – делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических закономерностей; – структурировать изученный материал и биологическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере: – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; – разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; – строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
Техническое оснащение
Необходимые составные реализации программы: занятия проводятся в кабинете биологии, оборудование учебного кабинета (доска, методические таблицы, демонстрационные материалы, микроскопы.
Для реализации программы имеется: компьютер, мультимедийный проектор.
Литература
- Заяц Р.Г. Биология для колледжей: учебное пособие: общеобразовательная подготовка/Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский.-Ростов –н/Д:Феникс,2017.-316с.
- Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
- А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2016.
- Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
- Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—
класс. — М., 2014.
Информационное обеспечение
1.DVD-диск «Общая биология. 11 класс» (электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодий»).
2. Электронное учебное издание «Биотехнология».
3. Электронный атлас «Общая биология в таблицах».
4. www.reshuege.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
примерная программа по биологии
Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федерально...

Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...

Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...

рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...