Методические материалы по дисциплине "Химия" по теме "Сложные эфиры"
презентация к уроку
Разработка урока по теме сложные эфиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsionnaya_chast.doc | 61 КБ |
slozhnye_efiry_1.pdf | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Сложные эфиры»
Цель урока:
Расширение знаний о кислородосодержащих органических соединениях.
Задачи урока:
Воспитательная: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Учебная: дать студентам понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации, формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия;
Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Тип урока:
Комбинированный урок, изучения нового материала.
Средства обучения:
- Презентация MS Power Point по теме урока;
- Проектор;
- Интернет ресурсы, тест по теме «Сложные эфиры»
Литература:
Рудзитис Г.Е. Химия 10 кл: учеб.: для общеобразовательных учреждений/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- М.: Просвещение.
Ход урока.
(Слайд 1.) Девиз урока: «Люди вымаливают свое здоровье у богов. Им неизвестно, что они сами могут влиять на свое здоровье» (Демокрит, 400 г. до н.э.).
- Организационный момент.
Приветствие. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); обращение внимания учащихся на высказывание, относящееся к теме урока.
- Актуализация знаний и личностного опыта студентов.
Преподаватель. (Слайд 2). Мы живем в мире разнообразных запахов и ароматов, они будоражат наше воображение, напоминают о благоухающем саде, цветущем луге и свежести фруктов.
Тысячи ароматов дарит нам природа. В лаборатории можно
получить в пробирках вещества, запахи которых напоминают запахи
фруктов и цветов.
На столах у вас находятся вещества с различными фруктовыми ароматами. Определите предложенные ароматы, а затем сравните их с запахами аналогичных фруктов и ягод. Сделайте вывод, имеют ли ароматы фруктов, ягод и овощей сходные ароматы?
(Слайд 3) Одни продукты получены синтетическим способом, а ароматы фруктов, овощей и ягод созданы природой. Несмотря на разное происхождение, они обладают одинаковыми свойствами, а, следовательно, и строением. Цветочно-фруктовые запахи излучают сложные эфиры.
Сегодня вы познакомитесь со строением сложных эфиров, способами их получения и применением, а также установите связь между ними, темой урока и вашей будущей профессией.
Слайд (4) Преподаватель:
«Почему так сильна над нами власть запахов? Почему никакое воспоминание не может с такой силой расколыхнуть пережитое, как связанный с ним знакомый запах? Может, дело в его неповторимости, ведь запах нельзя вспомнить отдельно от него самого, так сказать повторить воображением. И когда он повторяется натурально, он с первозданной свежестью выхлестывает наружу все, что связано с ним. А зрительные и слуховые впечатления мы часто повторяем своими воспоминаниями, и, может быть, потому они в конце концов притупляются» (Фазиль Искандер).
Пожалуйста, подумайте и закончите «Запах-это…. (Заслушиваем мнение всех студентов.)
Давайте запишем определение понятию запах.
(Слайд5) Запах – это ощущение, обусловленное действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости.
Для изучения данного класса соединений я предлагаю вам вспомнить классы «Спирты» и «Карбоновые кислоты».
Фронтальная беседа по вопросам.
- Какие вещества относятся к классу «Предельные одноатомные спирты? (Виталий) Привести примеры пяти первых представителей гомологического ряда спиртов (метанол, этанол, пропанол, бутанол, пентанол).
- Какова общая формула спиртов (СnH2n+1(OH))?
- Какие вещества относятся к классу «Карбоновые кислоты»?
- Привести примеры первых пяти представителей гомологического ряда (метановая, этановая, пропановая, бутановая, пентановая).
- Изложение нового материала
(Слайд 6) Сложными эфирами называют - производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группой замещен на углеводородный радикал.
Общая формула сложных эфиров R1COOR2, где R-это углеводородный радикал.
(Слайд 7) Физические свойства:
· Летучие, бесцветные жидкости
· Плохо растворимы в воде
· Чаще с приятным запахом
· Легче воды
(Слайд 8) Сложные эфиры содержатся в цветах, фруктах, ягодах. Они определяют их специфический запах.
(Слайд 9) Являются составной частью эфирных масел (известно около 3000 эф.м. – апельсиновое, лавандовое, розовое и многие другие)
Эфиры низших карбоновых кислот и низших одноатомных спиртов имеют приятный запах цветов, ягод и фруктов. Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков.
(Слайд 10) Изомерия и номенклатура сложных эфиров
Преподаватель. Существуют несколько способов названия сложных эфиров. Наиболее распространены названия, состоящие из четырех слов, например: этиловый эфир уксусной кислоты и метиловый эфир уксусной кислоты
(Слайд 11) Для сложных эфиров характерна только структурная изомерия (3 её вида).
1-й вид – изомерия углеродного скелета
(Слайд 12) 2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группы
3-й вид - межклассовая изомерия:
(Слайд 13) Получение сложных эфиров
Химические свойства.
Видео (взаимодействие уксусной кислоты и этилового спирта)
Произошла реакция между уксусной кислотой и этиловым спиртом, в результате которой образовались сложный эфир и вода. Такая реакция называет – реакция этерификации.
(Слайд 14) Методом меченых атомов был доказан механизм протекания данной реакции. Оказалось, что молекула кислоты отдает гидроксильную группу, а молекула спирта – атом водорода. Я запишу эту реакцию в общем виде:
А вы запишите реакцию этерификации для уксусной кислоты и этилового спирта. (Щелчок)
CH3COOH+HOC2H5=CH3COOC2H5+H2O
Сложноэфирный фрагмент достаточно устойчив к действию различных реагентов. Легко протекает лишь реакция горения (до углекислого газа и воды) и гидролиза.
(Сайд 15)
- Гидролиз:
При взаимодействии эфиров с водой образуются исходные вещества – кислота и спирт. Следовательно, гидролиз эфиров – реакция, обратная реакции этерификации.
RCOOR' + H2O (H+)↔ RCOOH + R'OH
Гидролиз в присутствии щелочи протекает необратимо (т.к. образующийся отрицательно заряженный карбоксилат-анион RCOO– не вступает в реакцию с нуклеофильным реагентом – спиртом).
RCOOR' + NaOH = RCOONa+ R'OH
(Слайд 16)
- Горение:
Многие сложные эфиры являются легковоспламеняемыми жидкостями и сгорают с образованием углекислого газа.
2CH3-COOCH3+7O2=6CO2+6H2O
Применение
(Слайд 17) В качестве отдушек и усилителей запаха в пищевой и парфюмерной (изготовление мыла, духов, кремов) промышленности;
В производстве пластмасс, резины в качестве пластификаторов.
(Слайд 18) Пластификаторы – вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности и (или) пластичности при переработке и эксплуатации.
- Оценка теоретических знаний студентов
(Слайд 19) На экран выводятся мини-тесты. Проверка знаний, полученных на уроке. Студенты выполняют задание.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
По Интернет - источникам найти информацию о примени сложных эфиров в кондитерском и пищевом производстве. Подготовить мини-сообщение.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по химии "Сложные эфиры"
Разработка урока по теме "Сложные эфиры"...
Статья в сборнике методических материалов "Лучшие материалы "Инфоурок" - 2018 (VI Часть) (стр 238)
Тема учебного занятия “ Расчет реакций опор нагруженных балок ” входит в тему “Статика” общепрофессиональной дисциплины «Техническая механика» профессионально...
Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"
Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы техноло...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Искусство, рожденное войной»
Урок с элементами педагогической мастерской по теме: "Советское искусство периода Великой Отечественной войны"...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...