Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении географии
статья
Предварительный просмотр:
Ставропольский край Апанасенковский муниципальный округ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 пос. Айгурский
Тема:
Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении географии (отчёт по теме самообразования)
Автор: учитель географии
МКОУ СОШ №5 пос. Айгурский
Кейбал Евгений Иванович
пос. Айгурский, 2024 год
В условиях быстро меняющегося мира международные исследования отмечают возникновение «общества глобальной компетентности», т.е. такого общества, которое изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. Новое поколение людей вступает и живет в другом мире с точки зрения научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сфер. Поэтому цели образования должны быть максимально приближены к реалиям современного мира, должны быть практическими инструментами, а не лозунгами и идеалами, т.е. сам процесс образования представляется с позиций жизненной перспективы.
Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями.
Современные требования к педагогу при прохождении аттестации на первую и высшую категорию следующие: педагог должен владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.
При составлении портфолио учителя – существует один из разделов: учебно-материальная и техническая база, где должно быть описано наличие и владение современными ИКТ, а также наличие аудио- и видеопособий, наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.), наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.).
Уже при составлении портфолио учитель должен быть продвинутым пользователем ПК, чтобы понять такие требования как: общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов, является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».
Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». Компетентность педагога имеет несколько составляющих: предметная, педагогическая, психологическая и, наконец, ИКТ-компетентность.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ-компетентность.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность — это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Содержание ИКТ-компетентности учителя географии включает несколько уровней по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.
1 уровень:
- знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т. д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии»; «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»);
- уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами;
- оценивать, отбирать информацию из электронных источников;
- осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
2 уровень:
- извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами;
- уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов, представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде;
- знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
Опыт использования на уроке цифровых образовательных ресурсов показывает, я постепенно перехожу от применения готовых материалов к собственным разработкам, чаще всего, на основе презентационных технологий. В такой ситуации резко возрастают требования к профессиональной компетентности учителя, поскольку приходится становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов.
Начиная применять ИКТ на уроке, использовал цифровые образовательные ресурсы по географии на компакт-дисках. Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже опробованы на уроке (хороших обучающих ресурсов для уроков не много), и единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в Интернет.
3 уровень:
- эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т. д.);
- уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;
- уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только источник дополнительного географического содержания, но и главнейший источник коммуникации.
Хотелось бы поделиться опытом использования интерактивной доски на своих уроках :
- При изучении нового материала можно использовать такой прием:
Составляю презентацию (3-8 слайдов). Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к предмету. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях, в контурных картах. Весь урок разбит на блоки, на каждом слайде можно работать отдельно, при этом повторять снова возвращаясь к необходимым страницам. Учащиеся в течении урока выполняют работу самостоятельно, при этом совместно с учителем.
- Работа с текстом учебника. При работе с текстом учебника ученикам предлагается заполнить таблицу (Климат Земли). Особенность работы в том, что таблица составлена в Word. Объясняя происхождение осадков, можно чертить на доске, на которой изображены виды осадков. Объяснение материала, подкрепленное анимационным рисунком режиме реального времени гораздо эффективней самостоятельного чтения или чтения вслух текста учебника .
- Домашнее задание. Домашнее задание можно давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок ( презентация «Туристический проспект», презентация по какой-либо теме). Это позволяет учащимся стремиться к более высоким результатам (работать с ИД очень престижно).
- Работа с контурными картами. Работа с контурной картой в школе сводится к работе с бумажным носителем (проще говоря к/к). ИД дает возможность нанести номенклатуру на цветную карту, видеть свои ошибки, сразу их исправлять. Такую работу можно проводить в любой параллели: 6 класс - проверяются знания крупных форм рельефа; 7 класс – проверяются знания физических географических объектов по континентам (горы, равнины, реки, моря,…); 8 класс- географические объекты России (формы рельефа, внутренние воды, моря и океаны, омывающие Россию,…); 9 класс – состав экономических районов нашей страны, крупнейшие промышленные центры); 10 класс – проверяются знания политической карты мира. Кроме этого часто использую сканированные изображения контурных карт, которые корректирую сам по необходимости к уроку.
- Закрепление знаний по теме. При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Существуют специальные программы, которые включают в себя контроль усвоенных знаний полного курса (физической и политической) географии основной школы. Так, например, в 7 классе обобщающий урок по разделу «Австралия» ( или других материков) можно проверить знания по темам: ГП материка, Внутренние воды, Рельеф и тд.
- Отслеживание результатов. Контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, является неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и географии в частности. Учебный процесс – это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Учитель осуществляет обучающую деятельность, воздействует на учащегося. Испытывая это воздействие, ученик в результате учебной деятельности, переходит в качественно иное состояние, характеризующееся усвоением некоторого объема материала. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика. Единственный способ получения такого рода информации – осуществление проверки и контроля, или «обратной связи».
Таким образом, проверка и контроль, замыкая круг взаимодействия учителя и учащегося, являются важнейшим звеном учебного процесса. Без «обратной связи» учитель не может адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.
Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Во время ответа, используя ИД, школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие познавательные процессы. Результаты обучения являются одним из главных критериев качества образования.
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
ИКТ не заменят учителя или учебник, но коренным образом меняют характер педагогической деятельности.
Я глубоко убежден, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные Информационно-Коммуникативные Технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Учитель географии ____________/Кейбал Е.И./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения как средство моделирования и повышения профессиональной компетенции педагога
В статье дано понятие дистанционного обучения: его преимущества и недостатки; электронный учебно-методический комплекс...
Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций
Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов Иванова Лариса Анатольевна...
Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций
Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций представлен для специальности 13.02.02 ФГОС СПО «Теплоснабжение и теплотехническое оборудова...
10. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического работника
Удостоверение о повышении уровня профессиональной компетентности педагогического работника, сертификат о прохождении стажировки....
Доклад-презентация.Тема "Оценка уровня профессиональной компетенции педагога"
Доклад-презентация.Тема "Оценка уровня профессиональной компетенции педагога"...
ФОС для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенции по профессиональному модулю
Комплект оценочных средств предназначен для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю ПМ02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТО...
Проблема формирования профессиональных компетенций при обучении физике.
Данная статья рассматривает проблему внедрения профессиональтета в общеобразовательные дисциплины напримере физики....