Урок по основам философии "Теория познания. Сущность процесса познания"
методическая разработка

Маткаримова Юлия Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matkarimova._urok_osnovy_filosofii.docx60.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Нефтегорский государственный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии

Тема: «Теория познания. Сущность процесса познания»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Разработал (а):

Маткаримова Юлия Юрьевна,

 преподаватель ГБПОУ «НГТ»

Время проведения: 80 минут

Содержание урока

1. Организационный этап

2. Мотивация к учебной деятельности

3. Основной этап

4. Закрепление изученного материала

5. Рефлексия учебной деятельности

6. Домашнее задание

Развернутый конспект урока (Технологическая карта)

Автор-разработчик

Маткаримова Юлия Юрьевна

Специальность

44.02.01 Дошкольное образование

Учебный цикл

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Учебная дисциплина

ОГСЭ.01 Основы философии

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОУД.11 Обществознание, ОУД.10 Естествознание, ОУП.04 История

МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей  дошкольного возраста

Уровень освоения

2 – репродуктивный, 3 -продуктивный

Тема учебного занятия

Теория познания. Сущность процесса познания

Тип учебного занятия

Усвоение новых знаний

Формы и методы обучения

Форма: Эвристическая лекция

Методы: словесный (эвристическая беседа, объяснения);

наглядный (демонстрация презентации);

практический (выполнение заданий в рабочем листе)

Цель учебного занятия

Сформировать общих представлений о философских проблемах познания, изучить сущность процесса познания, формы духовно-практического освоения и способы постижения окружающего мира

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

Задачи учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

познакомиться с теорией познания, различными направлениями в рамках теории, изучить сущность процесса познания, его структуру, и уровни

развить навыки самостоятельной работы;

развить умение пользоваться информацией из философских текстов, учебной и научной литературы

сформировать интерес к философии, целостное представление о мире;

 воспитать внимание и уважение к чужой точке зрения

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Освоенные умения

Усвоенные знания

- ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

- основные категории и понятия философии;

 -роль философии в жизни человека и общества

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

знает основные категории и понятия по теме, умеет ими оперировать; понимает роль философии в жизни человека и общества, умеет аргументировано представить свою позицию по актуальному вопросу; умеет взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Методы контроля: письменный, устный

Формы: результаты наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы, оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

  1. ПК
  2. Проектор
  3. Раздаточный материал
  4. Рабочие листы

1.        Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2018,

1.Мятиш Т.П. Основы философии: учебник. / Т.П. Мятиш, Л.В.Жаров, Е.Е. Несмеянов – Изд. 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 314с.

1. Презентация урока

2.https://studme.org/55215/filosofiya/problema_poznavaemosti_mira_filosofskiy_skeptitsizm

3.https://raguda.ru/sk/osobennosti-poznavatelnogo-razvitija-detej.html

4.https://lgpu.org/news/3185-poznanie-mira-rebenkom-doshkolnogo-vozrasta.html

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Выполнение практической работы

Этапы урока

Курсивом выделено профессионально ориентированное содержание учебного занятия

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Теоретическое обоснование деятельности преподавателя

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

Время

1

Организационный этап

Приветственное слово преподавателя

Приветствует студентов

Организация внимания

Приветствуют преподавателя, слушают, настраиваются на урок

1 мин

2

Мотивация к учебной деятельности

Виды деятельности человека.

Цитаты философов о познании.

Определение темы урока: «Теория познания. Сущность процесса познания».

Актуальность темы для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Цель урока: Сформировать общих представлений о философских проблемах познания, познакомиться с теорией познания, различными направлениями в рамках теории, изучить сущность процесса познания, его структуру, и уровни

Мотивирование студентов к познавательной деятельности

Актуализация ранее полученных знаний

Помощь студентам в определение темы

Определяет профессионально-ориентированное содержание темы

Постановка цели

Отвечают на вопрос преподавателя о видах деятельности, читают

в слух цитаты, определяют тему урока, делают записи в тетради

- основные категории и понятия философии;

 -роль философии в жизни человека и общества

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

OК 1, ОК 4

Фронтальный опрос

5 мин

3

Основной этап

  1. Понятие термина «познание».
  2. Гносеология – теория познания
  3. Направления в теории познания: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, конвенционализм.  Их представители.
  4. Первичное закрепление материала- задание №1 в рабочем листе
  5. Структура познания как вида деятельности
  6. Первичное закрепление материала- задание №2 в рабочем листе; задание №3 в рабочем листе
  7. Чувственное познание и его формы. Сенсуализм и эмпиризм.
  8. Первичное закрепление материала- задание №4 в рабочем листе
  9. Рационально познание и его формы. Рационализм.
  10. Первичное закрепление материала- задание №5, 6 в рабочем листе
  11. Иррациональное познание
  12. Первичное закрепление материала- задание №7 в рабочем листе

Объясняет новый учебный материал, задаёт вопросы студентам вопросы в ходе эвристической лекции,

даёт задания студентам в рабочих листах, объясняет выполнение заданий

Слушают объяснение преподавателя, отвечают на вопросы в ходе эвристической лекции, изучают наглядный материал презентации, делают записи в тетради основных понятий, выполняют практические задания в рабочих листах

- основные категории и понятия философии;

 -роль философии в жизни человека и общества

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 2.7

- Фронтальный опрос

- Результаты наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы

- Оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий

60 мин

4

Закрепление изученного материала

Итоговое задание № 8 в рабочем листе

Даёт итоговое задания студентам в рабочих листах, объясняет выполнение задания

Выполняют итоговое задание по изученному материалу

- основные категории и понятия философии;

 -роль философии в жизни человека и общества

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

- Оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий

5 мин

5

Рефлексия учебной деятельности

Достигнута ли цель урока? Что нового узнали? Что было интересно? Что было сложно и непонятно?

Напоминает тему урока и цель, помогает студентам обобщить пройденный материл, задаёт вопросы

Подводят итог, отвечают на вопросы преподавателя по изученному материалу, делают самоанализ, делятся впечатлениями

- основные категории и понятия философии;

 -роль философии в жизни человека и общества

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

ОК 1

- Фронтальный опрос

4мин

8

Домашнее задание

1.Написать мини-эссе «Мы можем столько, сколько знаем» 

2. Составить таблицу, отражающую основные философские направления гносеологии и их представителей

3. Изучить дополнительный материал,  письменно ответить на вопросы (см. Приложение 2)

4. Придумайте детские игры для формирования знаний об окружающем мире

Выдает домашнее задание и объясняет его выполнение,  

демонстрирует студентам видео-материал

Записывают домашнее задание, слушаю объяснение преподавателя, смотрят видео

- основные категории и понятия философии;

 -роль философии в жизни человека и общества

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира; ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 2.7

- Оценка результативности выполнения обучающимся домашнего задания

5 мин

Содержание занятия

Познание - это одна из важнейших философский проблем, над которой философы размышляют много столетий. Эта тема также актуальна для вас, будущих педагогов системы дошкольного воспитания. Именно вы будете организовывать, контролировать познавательную деятельность ваших воспитанников.

Что же такое познание?

Познание – это деятельность человека, основным содержанием которой является отражение действительности в его сознании.

Теория познания называется Гносеология, - это раздел философии, в котором изучается такие вопросы, как возможность познания человеком мира и самого себя; структура познания, уровни познания, отношения объективного и субъективного в отражении реальности, вопросы об истине и заблуждении.

Познание – активный, целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения новых знаний с целью применения их в практической деятельности для удовлетворения своих потребностей. Это сложный, противоречивый процесс.

А как вы думаете, познаваем ли мир, можно ли вообще познать объективную реальность? Это один из важнейших вопросов теории познания (гносеологии), которым задаются философы много столетий (античность, Восток, средневековье, Новое время).

С позиций здравого смысла ответ на вопрос о познаваемости мира, может быть только утвердительным. Действительно, если бы познание, а на его основе преобразование мира было невозможным, человечество вообще вряд ли вышло бы из состояния дикости. Но для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл.

Существует три направления философской мысли по этому поводу: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

Агностицизм (греч. непознаваемый). Агностики считают, что мир познать нельзя. Ведь для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле, человеку надо выйти за пределы своего сознания, что невозможно. Поэтому мы не можем сказать, как соотносятся внешний мир и наши представления о нем, мы ничего сказать не можем. Следовательно, реальность для человека в принципе непознаваема. Д. Юм, И. Кант, Г. Спенсер.

Скептицизм (греч. исследующий). Скептики выражают пессимистическую позицию и не отрицают возможности познания мира, но сомневается в этом.

Основы скептицизма были заложены в Древней Греции. Скептики считают, что чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, нельзя доверять и разуму, потому что любое знание нужно ещё доказать. Пиррон, Р. Декарт.

Гносеологический  оптимизм (греч. знающий). Большинство же философов признают познаваемость мира. Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель

Конвенционализм. Знания – результат соглашения учёных. А. Пуанкаре

Цель познания – получить знания. Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей. Давайте рассмотрим познание как деятельность. Что мы выделяем в структуре любой деятельности? Субъект познания (познающий человек, общество), объект познания (то на что направлено познание, объективная реальность), цель –получить достоверное знание.

Познание может происходить непроизвольно (человек в древности наблюдал за животными –одомашнивание, ребёнок дотронулся до крапивы). А может проходить как специально организованный процесс (учёный в лаборатории изучает, Например физик Зеебек, изучая свойства металлов, обнаружил, что в замкнутой цепи из разнородных проводников возникает электричество при поддержании разности температур. В дет. саду вы будете с детками проводить занятия. Дети научатся счёту, это и будут их начальные математические знания).

Процесс познания, как бы он ни проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).

Чувственное познание

«Окнами в мир» называл один мыслитель наши органы чувств. Благодаря им мы получаем необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма. Из биологии вы знаете, что органы чувств возникли и развивались в процессе длительной эволюции и неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Пять основных чувств — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Так, сейчас исследователям известно, что наибольший объем информации дают зрение и слух. А на ранних этапах эволюции наибольшее значение для живых существ имело обоняние.

Наш нос может различать не менее четырех тысяч запахов. А наш глаз

способен различать несколько миллионов градаций интенсивности света и оттенков цвета.

Но вся та многообразная, разрозненная, нередко противоречивая информация, которая поступает к нам благодаря работе органов чувств, никогда не сложилась бы в упорядоченную картину, если бы не деятельность мозга. Он не только принимает сообщения от всех органов чувств, но и классифицирует и сохраняет полученную информацию. Так, создавая зрительную картину, мозг активно использует уже накопленные сведения, достраивая недостающие фрагменты, восполняя белые пятна. Поэтому, считают исследователи, мы не столько видим, сколько помним и воображаем.

Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это исходный элемент чувственного опыта. Оно возникает в результате непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Мы ощущаем форму, цвет, запах, т. е. отдельные свойства предмета.

Его целостный образ дает нам восприятие. Оно позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве.  После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление о нем закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное, описать то, что воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении его существенных свойств. Такой образ мы называем обобщенным.

В философии есть направление сенсуализм (от лат. чувство). Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

Вместе с тем наши чувства и при нормальной их работе не всегда передают реальную картину. Например, ложка, опущенная в стакан с чаем, кажется нам искривленной. Многие явления и процессы социальной жизни вообще не доступны чувственному восприятию, например, все духовные ценности — убеждения, вера, совесть. Невозможно отобразить при помощи чувств социальные группы, стоимость товара и многое другое.

Это давало основание ряду философов отрицать или принижать возможности чувственного познания. Так, Платон считал, что для получения верного знания чувственный опыт должен быть проверен в эксперименте. Так в философии появилось направление рационализм (от лат. разум).

Рациональное познание

Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Главное то, что человек мыслит. «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Из характеристики восприятия и представления видно, что они в определенной степени уже выходят за рамки чувственного познания: восприятие предмета предполагает его соотнесенность с аналогичными образами, хранящимися в нашей памяти; в представлении одни свойства стираются, другие приобретают особое значение. Это начало мыслительной деятельности по выявлению, обобщению и закреплению наиболее существенного. Таким образом, разделить чувственное и рациональное в познавательном процессе практически невозможно.

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой, образуя суждение — мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел. В свою очередь, определенная связь высказываний (суждений) приводит нас к умозаключениям. Из некоторых суждений (посылок) путем преобразования содержащейся в них информации мы делаем вывод. Например, мы утверждаем: фруктовые деревья имеют плоды.

В этом суждении связаны несколько понятий: плоды, фруктовые деревья. Добавим к первому суждению второе: Яблоня — фруктовое дерево. Логическим выводом, связывающим два суждения, будет умозаключение: Яблоня имеет плоды.

Еще раз подчеркну неразрывную связь отдельных форм чувственного и рационального познания, а также этих двух видов познания между собой. Такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению. Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности (массаж, развитие мелкой моторики).

Иррациональное познание (интуиция, предвидение, озарение).

Ход зан

Приложение 1

                                        Рабочий лист к занятию

«Теория познания. Сущность процесса познания»

1. Прочитайте фрагмент одного философского спора.

«Гилас: Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее

действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус: Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас: Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

К какому направлению в гносеологии можно отнести Гиласа? Свой вывод обоснуйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите пример субъекта и объекта познания

         Субъект познания                               Объект познания

3.  В чём разница процесса познания в приведённых примерах?

А) Петя во время прогулки в детском саду заметил, что кусты черемухи расцвели и ароматно пахнут.

Б) На занятиях в детском саду ребята изучали временах года. Они узнали, что осенью листья на деревьях желтеют, а весной зацветает черёмуха.

4. Рассмотрите чувственное познание на примере, используя формы чувственного познания.

Предмет_______________________

Форма чувственного познания

Результат

1.

2.

3.

5. Сравните два умозаключения. Выберите верное:

1) Все дети любят конфеты. Света — ребенок. Следовательно, Света любит конфеты.

2) Все дети любят конфеты. Света любит конфеты. Следовательно, Света — ребенок.

______________________________________________________________

6. Самостоятельно составьте два суждения и на их основе - умозаключение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Приведите пример взаимосвязи чувственного и рационного познания на примере занятий с детьми в группе детского сада.

________________________________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

______________________________________________

8.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски.

 

«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________. Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________ — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________. Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________. Другая ступень познавательного процесса — _______ — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______, умозаключения».

Приложение 2

Домашнее задание (на выбор)

Выполните задание письменно в тетради.

  1. Написать мини-эссе «Мы можем столько, сколько знаем»
  2. Составить таблицу, отражающую основные философские направления гносеологии и их представителей

Пример

Гносеология

Направления

Взгляды на процесс познания

Представители направления

Домашнее задание с профессионально ориентированным содержанием по теме учебного занятия

1.Изучите материал: https://raguda.ru/sk/osobennosti-poznavatelnogo-razvitija-detej.html; https://www.monographies.ru/en/book/section?id=9073

Выполните задание письменно в тетради.

1. Дайте определение слову «познание».

2. Перечислите формы работы с детьми (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) по познавательному развитию.

3. Назовите главную характерную особенность в познании детей старшего дошкольного возраста.

4. Назовите основные виды работы воспитателя по познавательной мотивации детей дошкольного возраста.

2. Придумайте детские игры для формирования знаний об окружающем мире

Например

    «Угадай по описанию». Нужно дать минимальное описание животного и постепенно добавлять его характеристики пока малыш не угадает, какое именно животное вы загадали.

    «Волшебный мешочек». Нужно положить в мешок как можно больше предметов и попросить малыша на ощупь достать ту или иную вещь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок на тему: "Деньги, их сущность и функции"

комбинированный урок с элементами соревнования и игры на тему "Деньги, их сущность и функции"...

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека...

Реферат "Значимость внимания в процессе познания"

Реферат по психологии на тему: "Внимание".В данной работе представлены свойства, функции и виды внимания....

Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения

Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения...

Тема 4.0 Раздел 4 "Основы медицинских знаний" Тема урока "Правовые основы оказания первой медицинской помощи"

Статья 39 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года – «первая медицинская помощь должна оказыва...

Презентация к уроку по теме: "Конфликт: его сущность и основные характеристики"

Презентация может использоваться в рамках проведения уроков по учебной дисциплине Психология общения. цель- наглядное сопровождение учебной деятельности. В презентации прослеживается четкая струтура у...