МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практической аудиторной работы Дисциплины ОУД.10 Естествознание
учебно-методический материал
Данный методический материал является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_estestvoznanie_sestrinskoe_delo.docx | 254.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО |
на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин |
Протокол № 1 от 30.08.2021 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической аудиторной работы
Дисциплины ОУД.10 Естествознание | |
профессиональный модуль (междисциплинарный курс)/учебная дисциплина | |
34.02.01 Сестринское дело | |
программа подготовки специалистов среднего звена/ программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих | |
естественнонаучный | |
профиль | |
Медицинская сестра/Медицинский брат | |
квалификация | |
очная, 3 года 10 месяцев | |
форма обучения/нормативный срок освоения | |
2022-2023 | |
учебный год | |
Максимальная нагрузка | 415 |
Аудиторная нагрузка: | 277 |
- лекции | 133 |
- практические/лабораторные занятия | 144 |
Самостоятельная работа | 112 |
Консультации | 26 |
Сургут, 2022
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОУД.10 Естествознание составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413.
Автор-составитель: Филина Г.Ф, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
СОГЛАСОВАНО:
- ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по выполнению практической аудиторной работы по дисциплине ОУД. 10 Естествознание составлены в соответствии с ФГОС ССО, рабочим учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
Учебная дисциплина «Естествознание» относится к числу базовых общеобразовательных дисциплин при освоении специальностей СПО и изучается на первом курсе. Это обусловлено ведущей ролью естественных наук в познании природы, развитии техники и технологии, улучшения качества жизни. В свою очередь, знакомство с естественнонаучным методом познания способствует развитию критического мышления, формированию культуры дискуссии и ответственной аргументации – качеств, необходимых каждому члену современного общества.
Целью изучения дисциплины «Естествознание» является освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий и овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации.
Для достижения этих целей в курсе предусмотрено выполнение практических и лабораторных работ.
Цель выполняемых практических работ - изучение физических, химических биологических явлений и законов, ознакомление с методами измерения величин. Анализ экспериментальных данных, характеризующих значение физических величин, приводит к установлению или проверке законов и соотношений.
В результате выполнения практических работ студент должен научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в решении задач, построении схем, выведении логических цепочек в соответствии с законами физики, химии и биологии.
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
Общие критерии оценки
Оценка «отлично»
- знание учебного материала на основе программы и углубленные сведения по одной из проблем за пределами программы;
- обладание широким кругозором;
- ответ основывается на жизненных явлениях, собственная точка зрения по излагаемому вопросу аргументировано доказывается;
- демонстрирует способности к анализу и проектированию своей деятельности;
- проявляет творческую активность.
Оценка «хорошо»
- знание учебного материала на основе программы;
- приводит соответствующие примеры для иллюстрации ответа;
- нечеткая демонстрация способностей к анализу и проектированию своей деятельности;
- проявляет творческую активность.
Оценка «удовлетворительно»
- знание учебного материала в пределах программы;
- отсутствие собственной критической оценки;
- опора при построении ответа на обязательную литературу, отсутствие знаний первоисточников;
- слабая демонстрация способностей к анализу и проектированию своей деятельности;
- демонстрирует репродуктивную деятельность.
Оценка «неудовлетворительно»
- слабое знание учебного материала;
- слабо владеет терминологией;
- слабо демонстрирует репродуктивную деятельность.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Тема практической работ | Виды практической работы | Объем часов |
I семестр | ||
Практическая работа № 1 Решение задач по теме «Биосинтез белка». | Решение задач с применением знаний по стадиям синтеза белка, принципа комплементарности, правила Чаргаффа. | 2 |
Практическая работа №2 Решение задач по теме «Биосинтез белка». | Решение обратных задач на установление первичной структуры ДНК по исходной аминокислотной последователньости. | 2 |
Практическая работа №3 Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание. | Решение задач с применением закона Г.Менделя о единообразии гибридов первого поколения. | 2 |
Практическая работа №4 Решение задач по теме «Ди- и полигибридное скрещивание». | Решение задач с применением закона расщепления Г.Менделя. | 2 |
Практическая работа № 5 Решение задач по теме « Сцепленное с полом наследование признаков». | Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | 2 |
Практическая работа № 6 Решение задач по теме « Наследование групп крови» | Решение задач на наследование групп крови (как сцепленных с полом, так и не сцепленных). | 2 |
II семестр | ||
Практическая работа № 7 Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе. | Составление характеристики химического элемента исходя из его положения в Периодической системе с применением Периодического закона Д.И.Менделеева. | 2 |
Практическая работа № 8 Типы химической связи. | Составление схем образования химических связей. | 2 |
Практическая работа №9 Генетическая связь классов неорганических соединений. | Осуществление цепочек превращений. | 2 |
Практическая работа № 10 Составление формул углеводородов. Гомологи и изомеры. | Составление формул гомологов и изомеров. | 2 |
Практическая работа №11 Скорость химической реакции. | Решение задач с учетом факторов, влияющих на скорость химической реакции. | 2 |
Практическая работа №12 Обратимость реакций и химическое равновесие. | Решение задач с учетом способов смещения химического равновесия. | 2 |
Практическая работа №13 Окислительно-восстановительные реакции. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с применением метода электронного баланса. | 2 |
Практическая работа №14 Типы окислительно-восстановительных реакций. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с применением метода электронного баланса с учетом типа окислительно-восстановительной реакции | 2 |
Практическая работа № 15 Электролиз | Составление схем электролиза расплавов и растворов солей. | 2 |
Практическая работа № 16 Радиоактивный распад | Решение задач с использованием законов радиоактивного распада. | 2 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Практическая работа № 1.
Решение задач по теме «Биосинтез белка»
Цель работы: закрепить знания учащихся о процессах, происходящих на разных этапах биосинтеза белка.
Задачи:
-образовательная: отработать умения проводить реакции матричного синтеза, применять знания принципа комплементарности азотистых оснований и умения работать с таблицей генетического кода.
-развивающая: развивать знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-3
Задача № 1.
Фрагмент цепи иРНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦЦЦАЦЦГЦАГУА. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Задача № 2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Задача № 3
Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК ААТГЦАГГТЦАЦТЦА. Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК, аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Используйте таблицу генетического кода.
Практическая работа №2
Решение задач по теме «Биосинтез белка».
Цель работы: закрепить знания учащихся о процессах, происходящих на разных этапах биосинтеза белка.
Задачи:
-образовательная: отработать умения проводить реакции матричного синтеза, применять знания принципа комплементарности азотистых оснований и умения работать с таблицей генетического кода.
-развивающая: развивать знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-5
№1.Определите молекулярную массу и длину гена который содержит информацию о белке с молекулярной массой 18 0000.
№2. Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин - метеонин-валин - лизин - аспарагиновая кислота - фенилаланин - триптофан - треонин. Определите структуру участка ДНК, кодирующего вышеуказанный полипептид, найдите длину и массу гена, если длина одного нуклеотида составляет 3,4Å, а масса 330.
№3. Масса фрагмента ДНК составляет 61000. Из общего числа нуклеотидов на долю тиминовых нуклеотидов приходится 70. Определить количество гуаниновых, цитозиновых и адениновых нуклеотидов в отдельности. Какова длина этого фрагмента ДНК?
№4. Участок молекул ДНК, кодирующий часть полипептида имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦ - АГГ - ГАЦ - ЦАТ - ГАА - ЦЦЦ. Определить последовательность аминокислот в полипептиде и найти его массу, если молекулярная масса аминокислоты равна 110.
№5. Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 220 нуклеотидов с аденином, 110 с тимином, 120 с цитозином и 200 с гуанином. Какое количество нуклеотидов с аденином, тимином, цитозином и гуанином содержится в двух цепях молекулы ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК?
Практическая работа №3
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей моногибридного скрещивания.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
№2. Способность лучше владеть правой рукой у человека доминирует над леворукостью. Женщина-правша, у которой отец был левша, вышла замуж за мужчину-правшу. Можно ли ожидать, что их дети будут левшами? Родословная мужчины по этому признаку не известна.
№3. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
№4. У человека карие глаза (А) доминируют над голубыми (а). Отец и мать кареглазые, обе бабушки голубоглазые. В семье четверо детей. Каковы наиболее вероятные фенотипы и генотипы у детей?
№5. У человека полидактилия (шестипалость) детерминирована доминантным геном Р.
От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением руки родилось два ребенка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?
Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок. Какой его фенотип и генотип?
Практическая работа №4
Решение по задач по теме: «Ди- и полигибридное скрещивание».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№1. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?
№2. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
№3. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
№4. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.
№5. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Практическая работа № 5
Решение задач по теме «Сцепленное с полом наследование признаков».
Цели: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей сцепленного с полом наследования генов.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№1. У человека доминантный ген А определяет стойкий рахит, который наследуется сцепленно с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита, а отец здоров?
№2. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.
№3. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
№4. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?
№5. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в х-хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?
Практическая работа № 6
Решение задач по теме «Наследование групп крови».
Цели: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей наследования групп крови.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№ 1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
№2. У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
№3. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?
№4. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
№5. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
Практическая работа № 7
Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.
Цели работы: расширить и углубить знания по построению атомов химических элементов.
Задачи:
-образовательная: закрепить знания об основных закономерностях изменения свойств элементов, отраженных в периодической системе; обобщить полученные сведения о физическом смысле периодической системы.
-развивающая: развивать знания об особенностях строения атомов металлов и неметаллов.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание : охарактеризовать химический элемент магний по представленному плану:
1. Символ элемента
2. Порядковый номер элемента
3. Значение относительной атомной массы элемента.
4. Число протонов, электронов, нейтронов.
5. Номер периода.
6. Номер и тип группы (тип элемента s -, p -,d -,f - элемент)
7. Металл или неметалл
8. Сравнение свойств элемента (металлических и неметаллических) с соседними элементами по периоду и группе.
9. Написать распределение электронов по атомным орбиталям – квантовую диаграмму.
10. Написать электронную формулу.
11. Зарисовать распределение электронов по энергетическим уровням
12. Определить высшую степень окисления атома и формулу его высшего оксида. Определить характер оксида (основной, кислотный, амфотерный).
13. Определить низшую степень окисления элемента и формулу его водородного соединения (если такое есть).
Практическая работа №8
Типы химической связи
Цель: расширение представления о химической связи и о механизмах ее образования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение определять типы химической связи в соединениях.
-развивающая: развивать умение записывать схемы образования химических связей исходя из механизма взаимодействия атомов.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание: определите типы химической связи, изобразите схемы образования связей в соединениях: NaCl, KOH, HNO3, H2S, H2, Ba.
Практическая работа №9
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цель работы: формирование знаний о номенклатуре и свойствах различных классов соединений на примере генетической связи между основными классами неорганических соединений.
Задачи:
-образовательная: закрепить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
-развивающая: развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, развивать практические умения и навыки, а также умение делать выводы.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание: осуществите цепочку химических превращений, запишите реакции этих превращений.
Практическая работа №10
Составление формул углеводородов. Гомологи и изомеры.
Цели: формирование умений составлять формулы органических веществ по названиям, давать названия готовым формулам, составлять и называть формулы изомеров и гомологов, используя теорию строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Задачи:
-образовательная: закрепить и обобщить теоретические знания о номенклатуре углеводородов, проверить сформированность навыков составления формул изомеров и гомологов.
-развивающая: развитие умений составлять формулы органических веществ по названию, а также давать названия веществам по выданной формуле.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание 1. Написать структурные формулы следующих углеводородов
Вариант 1 | Вариант 2 |
2,3-диметилпентан 2,3,4-триметилпентан 2,3-диметилгексен-3 2,5,5-триметилгексен-2 2-метилбутадиен-1,3 бутин-2 4,4-диметилпентин-2 | 3-метил-3-этилпентан 2,4-диметил-3,3 -диэтилпентан 2,2,6-триметил-4этилгептен-3 2-метилбутен-2 2-метилгексадиен-1,5 пентин-2 2,2,5-триметилгексин-3 |
Задание 2. Для соединения состава:
СН3 - СН2 – СН=СН2
|
СН3 ,
составьте формулы двух изомеров и двух гомологов.
Практическая работа №11
Скорость химической реакции.
Цель: сформировать у учащихся представления о скорости химической реакции и факторах на нее влияющих.
Образовательная: закрепить знание формул выражения скорости реакций, научиться выполнять расчеты, используя данные формулы
Развивающая: развивать умение устанавливать взаимосвязь между скоростью химической реакции и внешними факторами.
Воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-4.
№1. Температурный коэффициент реакции равен 3. Во сколько раз увеличится скорость реакции при увеличении температуры на 30 градусов.
№2. При 30 градусах реакция протекает за 3 мин 45 с. За какое время будет протекать эта реакция при повышении температуры до 50 градусов, если температурный коэффициент равен 3?
№3. Температурный коэффициент реакции равен 2. На сколько градусов нужно увеличить температуру реакции, чтобы ее скорость увеличилась в 8 раз?
№4. На сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 27 раз. Температурный коэффициент равен 3.
Задание 2: ответьте на вопросы:
- Как влияет поверхность соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции?
- Какова роль катализатора в химической реакции?
- Как называется реакция, протекающая в присутствии катализатора?
Практическая работа № 12
Обратимость реакций и химическое равновесие.
Цель: сформировать у учащихся представления о состоянии химического равновесия и условиях его смещения.
Задачи:
-образовательная: закрепить знания о способах смещения равновесия.
-развивающая: развивать навыки в решении расчетных задач с использованием понятия константа равновесия.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: выберите правильный вариант ответа для каждого уравнения реакции.
1.Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) Б) 2Н2(г) + О2(г) ↔ 2Н2О(г) В) H2(г) + Cl2(г) ↔ 2НCl(г) Г) SO2(г) + Cl2(г) ↔ SO2Cl2(г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 1) смещается в сторону продуктов реакции 2) смещается в сторону исходных веществ 3) не происходит смещения равновесия |
2. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
3. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
4. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
5. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при уменьшении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
6. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
7. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
8. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
9. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при уменьшении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
10. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
Практическая работа № 13
Окислительно-восстановительные реакции.
Цель: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя.
Задачи:
-образовательная: продолжить формирование навыков по составлению окислительно-восстановительных реакций.
-развивающая: продолжить развитие умения определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения
Задание: закончите составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионных полуреакций:
Практическая работа № 14
Типы окислительно-восстановительных реакций
Цель: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя.
Задачи:
-образовательная: продолжить формирование навыков по составлению окислительно-восстановительных реакций, определению типа окислительно-восстановительной реакции.
-развивающая: продолжить развитие умения определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-№5
№1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выберите такие вещества из предложенного перечня: NH3, CO, SO2, K2MnO4, Сl2, HNO2. Составьте уравнение электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
HNO3 + H2S = H2SO4 + NO + H2O.
№2. Почему азотистая кислота может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства? Составьте уравнения реакций HNO2: а) с бромной водой; б) с HI; в) с KMnO4. Какую функцию выполняет азотистая кислота в этих реакциях?
№3. Определите степени окисления всех компонентов, входящих в состав следующих соединений: HСl, Cl2, HClO2 , HClO3 , Cl2O7 . Какие из веществ являются только окислителями, только восстановителями, и окислителями и восстановителями? Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
КСlO3 → КС1 + КСlO4.
Укажите окислитель и восстановитель.
№4. Какие из приведенных реакций являются внутримолекулярными? Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите восстановитель, окислитель.
а) KNO3 = KNO2 + O2;
б) Mq+ N2 = Mq3N2;
в) KClO3 = KCl + O2.
№5. Составьте электронные уравнения и подберите коэффициенты ионно-электронным методом в реакции
KMnO4 + KNO2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + KNO3
Практическая работа № 15
Электролиз.
Цель: сформировать у учащихся понятие процесса электролиза, как одного из способов получения металлов.
Задачи:
-образовательная: закрепить у учащихся навыки определения процессов, происходящих на электродах, составлять суммарные уравнения реакции электролиза.
-развивающая: продолжить развитие умения определять тип процессов электролиза на катоде и аноде.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-№5
№1. Напишите уравнения электролиза водных растворов йодида калия, сульфата кальция с инертными электродами.
№2. Напишите уравнения электролиза расплава и водного раствора хлорида бария. Чем отличаются эти процессы?
№3. Составьте уравнения электролиза водных растворов следующих солей (электроды инертные): фосфат калия, нитрат цинка (II), йодид марганца (II), сульфат платины, бромид олова.
№4. Составьте уравнения электролиза водных растворов следующих солей (анод нерастворимый): Ba(OH)2, SrCl2, HCl, ZnF2, HF, Cr(NO3)3, AuCl3, CoSO4, H2SO4.
№5. Составьте уравнения электролиза водного раствора AgNO3: а) с медными электродами; б) с графитовыми электродами. Чем отличаются эти процессы? Почему?
Практическая работа № 16.
Радиоактивный распад.
Цель: сформировать у учащихся представлений о радиоактивности и радиоактивных превращениях, изучить закон радиоактивного распада.
Задачи:
-образовательная: закрепить у учащихся умения применять правила смещения при решении задач на радиоактивный распад.
-развивающая: продолжить развитие умения определять тип радиоактивного излучения при решении задач, правильного представления о явлении радиоактивности.
-воспитательная: показать важную роль открытия радиоактивности и радиоактивного распада, воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-№5
№1. Период полураспада изотопа кислорода составляет 71с. Какая доля от исходного большого количества этих ядер остаётся нераспавшейся через интервал времени, равный 142 с?
№2. Период полураспада T изотопа висмута равен пяти дням. Какая масса этого изотопа осталась через 15 дней в образце, содержавшем первоначально 80 мг ?
№3. Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер висмута от времени. Чему равен период полураспада этого изотопа висмута?
№4. Из ядер эрбия при -распаде с периодом полураспада 8 ч образуются ядра тулия с периодом полураспада 2 года. В момент начала наблюдения в образце содержится ядер эрбия. Через какую из точек, кроме начала координат, пройдёт график зависимости от времени числа ядер тулия (см. рисунок)?
№5. Период полураспада изотопа висмута равен пяти дням. Какая масса этого изотопа осталась через 10 дней в образце, содержавшем первоначально 80 мг ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История"
Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История" для обучающихся СПОМетодическое пособие включает в себя практические задания по дисциплине ОГСЭ «История», вопрос...
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство» состоят из введения, ...
Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 36.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Целью методиче...
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Экономика для специальности 09.02.02 Компьютерные сети
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Экономика...
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Менеджмент для специальности 09.02.02 Компьютерные сети
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Менеджмент...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техниче...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических (лабораторных) работ студентов по учебной дисциплине (профессионального модуля) ОП.02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА программы подготовки специалистов среднего звена 23.02.01 Организация и управление н
Изучить на практике определенные явления или законы, краткие теоретические знания о которых получены на лекциях закрепить на практике теоретические сведения о работе различныхэлектротехниче...