МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практической аудиторной работы Дисциплины ОУД.10 Естествознание
учебно-методический материал
Данный методический материал является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 254.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО |
на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин |
Протокол № 1 от 30.08.2021 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической аудиторной работы
Дисциплины ОУД.10 Естествознание | |
профессиональный модуль (междисциплинарный курс)/учебная дисциплина | |
34.02.01 Сестринское дело | |
программа подготовки специалистов среднего звена/ программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих | |
естественнонаучный | |
профиль | |
Медицинская сестра/Медицинский брат | |
квалификация | |
очная, 3 года 10 месяцев | |
форма обучения/нормативный срок освоения | |
2022-2023 | |
учебный год | |
Максимальная нагрузка | 415 |
Аудиторная нагрузка: | 277 |
- лекции | 133 |
- практические/лабораторные занятия | 144 |
Самостоятельная работа | 112 |
Консультации | 26 |
Сургут, 2022
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОУД.10 Естествознание составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413.
Автор-составитель: Филина Г.Ф, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
СОГЛАСОВАНО:
- ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по выполнению практической аудиторной работы по дисциплине ОУД. 10 Естествознание составлены в соответствии с ФГОС ССО, рабочим учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
Учебная дисциплина «Естествознание» относится к числу базовых общеобразовательных дисциплин при освоении специальностей СПО и изучается на первом курсе. Это обусловлено ведущей ролью естественных наук в познании природы, развитии техники и технологии, улучшения качества жизни. В свою очередь, знакомство с естественнонаучным методом познания способствует развитию критического мышления, формированию культуры дискуссии и ответственной аргументации – качеств, необходимых каждому члену современного общества.
Целью изучения дисциплины «Естествознание» является освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий и овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации.
Для достижения этих целей в курсе предусмотрено выполнение практических и лабораторных работ.
Цель выполняемых практических работ - изучение физических, химических биологических явлений и законов, ознакомление с методами измерения величин. Анализ экспериментальных данных, характеризующих значение физических величин, приводит к установлению или проверке законов и соотношений.
В результате выполнения практических работ студент должен научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в решении задач, построении схем, выведении логических цепочек в соответствии с законами физики, химии и биологии.
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
Общие критерии оценки
Оценка «отлично»
- знание учебного материала на основе программы и углубленные сведения по одной из проблем за пределами программы;
- обладание широким кругозором;
- ответ основывается на жизненных явлениях, собственная точка зрения по излагаемому вопросу аргументировано доказывается;
- демонстрирует способности к анализу и проектированию своей деятельности;
- проявляет творческую активность.
Оценка «хорошо»
- знание учебного материала на основе программы;
- приводит соответствующие примеры для иллюстрации ответа;
- нечеткая демонстрация способностей к анализу и проектированию своей деятельности;
- проявляет творческую активность.
Оценка «удовлетворительно»
- знание учебного материала в пределах программы;
- отсутствие собственной критической оценки;
- опора при построении ответа на обязательную литературу, отсутствие знаний первоисточников;
- слабая демонстрация способностей к анализу и проектированию своей деятельности;
- демонстрирует репродуктивную деятельность.
Оценка «неудовлетворительно»
- слабое знание учебного материала;
- слабо владеет терминологией;
- слабо демонстрирует репродуктивную деятельность.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Тема практической работ | Виды практической работы | Объем часов |
I семестр | ||
Практическая работа № 1 Решение задач по теме «Биосинтез белка». | Решение задач с применением знаний по стадиям синтеза белка, принципа комплементарности, правила Чаргаффа. | 2 |
Практическая работа №2 Решение задач по теме «Биосинтез белка». | Решение обратных задач на установление первичной структуры ДНК по исходной аминокислотной последователньости. | 2 |
Практическая работа №3 Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание. | Решение задач с применением закона Г.Менделя о единообразии гибридов первого поколения. | 2 |
Практическая работа №4 Решение задач по теме «Ди- и полигибридное скрещивание». | Решение задач с применением закона расщепления Г.Менделя. | 2 |
Практическая работа № 5 Решение задач по теме « Сцепленное с полом наследование признаков». | Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | 2 |
Практическая работа № 6 Решение задач по теме « Наследование групп крови» | Решение задач на наследование групп крови (как сцепленных с полом, так и не сцепленных). | 2 |
II семестр | ||
Практическая работа № 7 Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе. | Составление характеристики химического элемента исходя из его положения в Периодической системе с применением Периодического закона Д.И.Менделеева. | 2 |
Практическая работа № 8 Типы химической связи. | Составление схем образования химических связей. | 2 |
Практическая работа №9 Генетическая связь классов неорганических соединений. | Осуществление цепочек превращений. | 2 |
Практическая работа № 10 Составление формул углеводородов. Гомологи и изомеры. | Составление формул гомологов и изомеров. | 2 |
Практическая работа №11 Скорость химической реакции. | Решение задач с учетом факторов, влияющих на скорость химической реакции. | 2 |
Практическая работа №12 Обратимость реакций и химическое равновесие. | Решение задач с учетом способов смещения химического равновесия. | 2 |
Практическая работа №13 Окислительно-восстановительные реакции. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с применением метода электронного баланса. | 2 |
Практическая работа №14 Типы окислительно-восстановительных реакций. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с применением метода электронного баланса с учетом типа окислительно-восстановительной реакции | 2 |
Практическая работа № 15 Электролиз | Составление схем электролиза расплавов и растворов солей. | 2 |
Практическая работа № 16 Радиоактивный распад | Решение задач с использованием законов радиоактивного распада. | 2 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Практическая работа № 1.
Решение задач по теме «Биосинтез белка»
Цель работы: закрепить знания учащихся о процессах, происходящих на разных этапах биосинтеза белка.
Задачи:
-образовательная: отработать умения проводить реакции матричного синтеза, применять знания принципа комплементарности азотистых оснований и умения работать с таблицей генетического кода.
-развивающая: развивать знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-3
Задача № 1.
Фрагмент цепи иРНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦЦЦАЦЦГЦАГУА. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Задача № 2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Задача № 3
Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК ААТГЦАГГТЦАЦТЦА. Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК, аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Используйте таблицу генетического кода.
Практическая работа №2
Решение задач по теме «Биосинтез белка».
Цель работы: закрепить знания учащихся о процессах, происходящих на разных этапах биосинтеза белка.
Задачи:
-образовательная: отработать умения проводить реакции матричного синтеза, применять знания принципа комплементарности азотистых оснований и умения работать с таблицей генетического кода.
-развивающая: развивать знания о механизме трансляции и механизме работы рибосом, а также реакций матричного синтеза.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-5
№1.Определите молекулярную массу и длину гена который содержит информацию о белке с молекулярной массой 18 0000.
№2. Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин - метеонин-валин - лизин - аспарагиновая кислота - фенилаланин - триптофан - треонин. Определите структуру участка ДНК, кодирующего вышеуказанный полипептид, найдите длину и массу гена, если длина одного нуклеотида составляет 3,4Å, а масса 330.
№3. Масса фрагмента ДНК составляет 61000. Из общего числа нуклеотидов на долю тиминовых нуклеотидов приходится 70. Определить количество гуаниновых, цитозиновых и адениновых нуклеотидов в отдельности. Какова длина этого фрагмента ДНК?
№4. Участок молекул ДНК, кодирующий часть полипептида имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦ - АГГ - ГАЦ - ЦАТ - ГАА - ЦЦЦ. Определить последовательность аминокислот в полипептиде и найти его массу, если молекулярная масса аминокислоты равна 110.
№5. Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 220 нуклеотидов с аденином, 110 с тимином, 120 с цитозином и 200 с гуанином. Какое количество нуклеотидов с аденином, тимином, цитозином и гуанином содержится в двух цепях молекулы ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК?
Практическая работа №3
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей моногибридного скрещивания.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
№2. Способность лучше владеть правой рукой у человека доминирует над леворукостью. Женщина-правша, у которой отец был левша, вышла замуж за мужчину-правшу. Можно ли ожидать, что их дети будут левшами? Родословная мужчины по этому признаку не известна.
№3. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
№4. У человека карие глаза (А) доминируют над голубыми (а). Отец и мать кареглазые, обе бабушки голубоглазые. В семье четверо детей. Каковы наиболее вероятные фенотипы и генотипы у детей?
№5. У человека полидактилия (шестипалость) детерминирована доминантным геном Р.
От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением руки родилось два ребенка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?
Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок. Какой его фенотип и генотип?
Практическая работа №4
Решение по задач по теме: «Ди- и полигибридное скрещивание».
Цель: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№1. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?
№2. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
№3. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
№4. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.
№5. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Практическая работа № 5
Решение задач по теме «Сцепленное с полом наследование признаков».
Цели: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей сцепленного с полом наследования генов.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№1. У человека доминантный ген А определяет стойкий рахит, который наследуется сцепленно с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита, а отец здоров?
№2. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.
№3. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
№4. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?
№5. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в х-хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?
Практическая работа № 6
Решение задач по теме «Наследование групп крови».
Цели: закрепить знания генетической символики и терминологии, сформировать умение составлять схемы скрещивания, используя законы наследования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение решения задач о механизмах проявления закономерностей наследования групп крови.
-развивающая: развивать умение составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач № 1-5.
№ 1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
№2. У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
№3. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?
№4. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
№5. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
Практическая работа № 7
Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.
Цели работы: расширить и углубить знания по построению атомов химических элементов.
Задачи:
-образовательная: закрепить знания об основных закономерностях изменения свойств элементов, отраженных в периодической системе; обобщить полученные сведения о физическом смысле периодической системы.
-развивающая: развивать знания об особенностях строения атомов металлов и неметаллов.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание : охарактеризовать химический элемент магний по представленному плану:
1. Символ элемента
2. Порядковый номер элемента
3. Значение относительной атомной массы элемента.
4. Число протонов, электронов, нейтронов.
5. Номер периода.
6. Номер и тип группы (тип элемента s -, p -,d -,f - элемент)
7. Металл или неметалл
8. Сравнение свойств элемента (металлических и неметаллических) с соседними элементами по периоду и группе.
9. Написать распределение электронов по атомным орбиталям – квантовую диаграмму.
10. Написать электронную формулу.
11. Зарисовать распределение электронов по энергетическим уровням
12. Определить высшую степень окисления атома и формулу его высшего оксида. Определить характер оксида (основной, кислотный, амфотерный).
13. Определить низшую степень окисления элемента и формулу его водородного соединения (если такое есть).
Практическая работа №8
Типы химической связи
Цель: расширение представления о химической связи и о механизмах ее образования.
Задачи:
-образовательная: формировать умение определять типы химической связи в соединениях.
-развивающая: развивать умение записывать схемы образования химических связей исходя из механизма взаимодействия атомов.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание: определите типы химической связи, изобразите схемы образования связей в соединениях: NaCl, KOH, HNO3, H2S, H2, Ba.
Практическая работа №9
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цель работы: формирование знаний о номенклатуре и свойствах различных классов соединений на примере генетической связи между основными классами неорганических соединений.
Задачи:
-образовательная: закрепить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
-развивающая: развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, развивать практические умения и навыки, а также умение делать выводы.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание: осуществите цепочку химических превращений, запишите реакции этих превращений.
Практическая работа №10
Составление формул углеводородов. Гомологи и изомеры.
Цели: формирование умений составлять формулы органических веществ по названиям, давать названия готовым формулам, составлять и называть формулы изомеров и гомологов, используя теорию строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Задачи:
-образовательная: закрепить и обобщить теоретические знания о номенклатуре углеводородов, проверить сформированность навыков составления формул изомеров и гомологов.
-развивающая: развитие умений составлять формулы органических веществ по названию, а также давать названия веществам по выданной формуле.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной химической речи при оформлении ими своего решения.
Задание 1. Написать структурные формулы следующих углеводородов
Вариант 1 | Вариант 2 |
2,3-диметилпентан 2,3,4-триметилпентан 2,3-диметилгексен-3 2,5,5-триметилгексен-2 2-метилбутадиен-1,3 бутин-2 4,4-диметилпентин-2 | 3-метил-3-этилпентан 2,4-диметил-3,3 -диэтилпентан 2,2,6-триметил-4этилгептен-3 2-метилбутен-2 2-метилгексадиен-1,5 пентин-2 2,2,5-триметилгексин-3 |
Задание 2. Для соединения состава:
СН3 - СН2 – СН=СН2
|
СН3 ,
составьте формулы двух изомеров и двух гомологов.
Практическая работа №11
Скорость химической реакции.
Цель: сформировать у учащихся представления о скорости химической реакции и факторах на нее влияющих.
Образовательная: закрепить знание формул выражения скорости реакций, научиться выполнять расчеты, используя данные формулы
Развивающая: развивать умение устанавливать взаимосвязь между скоростью химической реакции и внешними факторами.
Воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-4.
№1. Температурный коэффициент реакции равен 3. Во сколько раз увеличится скорость реакции при увеличении температуры на 30 градусов.
№2. При 30 градусах реакция протекает за 3 мин 45 с. За какое время будет протекать эта реакция при повышении температуры до 50 градусов, если температурный коэффициент равен 3?
№3. Температурный коэффициент реакции равен 2. На сколько градусов нужно увеличить температуру реакции, чтобы ее скорость увеличилась в 8 раз?
№4. На сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 27 раз. Температурный коэффициент равен 3.
Задание 2: ответьте на вопросы:
- Как влияет поверхность соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции?
- Какова роль катализатора в химической реакции?
- Как называется реакция, протекающая в присутствии катализатора?
Практическая работа № 12
Обратимость реакций и химическое равновесие.
Цель: сформировать у учащихся представления о состоянии химического равновесия и условиях его смещения.
Задачи:
-образовательная: закрепить знания о способах смещения равновесия.
-развивающая: развивать навыки в решении расчетных задач с использованием понятия константа равновесия.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: выберите правильный вариант ответа для каждого уравнения реакции.
1.Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) Б) 2Н2(г) + О2(г) ↔ 2Н2О(г) В) H2(г) + Cl2(г) ↔ 2НCl(г) Г) SO2(г) + Cl2(г) ↔ SO2Cl2(г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 1) смещается в сторону продуктов реакции 2) смещается в сторону исходных веществ 3) не происходит смещения равновесия |
2. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
3. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
4. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
5. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при уменьшении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
6. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
7. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
8. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
9. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при уменьшении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
10. Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе:
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ А) Б) В) Г) | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ |
1) в сторону продуктов реакции 2) в сторону исходных веществ 3) практически не смещается |
Практическая работа № 13
Окислительно-восстановительные реакции.
Цель: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя.
Задачи:
-образовательная: продолжить формирование навыков по составлению окислительно-восстановительных реакций.
-развивающая: продолжить развитие умения определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения
Задание: закончите составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионных полуреакций:
Практическая работа № 14
Типы окислительно-восстановительных реакций
Цель: составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определение окислителя, восстановителя.
Задачи:
-образовательная: продолжить формирование навыков по составлению окислительно-восстановительных реакций, определению типа окислительно-восстановительной реакции.
-развивающая: продолжить развитие умения определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-№5
№1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выберите такие вещества из предложенного перечня: NH3, CO, SO2, K2MnO4, Сl2, HNO2. Составьте уравнение электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
HNO3 + H2S = H2SO4 + NO + H2O.
№2. Почему азотистая кислота может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства? Составьте уравнения реакций HNO2: а) с бромной водой; б) с HI; в) с KMnO4. Какую функцию выполняет азотистая кислота в этих реакциях?
№3. Определите степени окисления всех компонентов, входящих в состав следующих соединений: HСl, Cl2, HClO2 , HClO3 , Cl2O7 . Какие из веществ являются только окислителями, только восстановителями, и окислителями и восстановителями? Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
КСlO3 → КС1 + КСlO4.
Укажите окислитель и восстановитель.
№4. Какие из приведенных реакций являются внутримолекулярными? Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите восстановитель, окислитель.
а) KNO3 = KNO2 + O2;
б) Mq+ N2 = Mq3N2;
в) KClO3 = KCl + O2.
№5. Составьте электронные уравнения и подберите коэффициенты ионно-электронным методом в реакции
KMnO4 + KNO2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + KNO3
Практическая работа № 15
Электролиз.
Цель: сформировать у учащихся понятие процесса электролиза, как одного из способов получения металлов.
Задачи:
-образовательная: закрепить у учащихся навыки определения процессов, происходящих на электродах, составлять суммарные уравнения реакции электролиза.
-развивающая: продолжить развитие умения определять тип процессов электролиза на катоде и аноде.
-воспитательная: воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-№5
№1. Напишите уравнения электролиза водных растворов йодида калия, сульфата кальция с инертными электродами.
№2. Напишите уравнения электролиза расплава и водного раствора хлорида бария. Чем отличаются эти процессы?
№3. Составьте уравнения электролиза водных растворов следующих солей (электроды инертные): фосфат калия, нитрат цинка (II), йодид марганца (II), сульфат платины, бромид олова.
№4. Составьте уравнения электролиза водных растворов следующих солей (анод нерастворимый): Ba(OH)2, SrCl2, HCl, ZnF2, HF, Cr(NO3)3, AuCl3, CoSO4, H2SO4.
№5. Составьте уравнения электролиза водного раствора AgNO3: а) с медными электродами; б) с графитовыми электродами. Чем отличаются эти процессы? Почему?
Практическая работа № 16.
Радиоактивный распад.
Цель: сформировать у учащихся представлений о радиоактивности и радиоактивных превращениях, изучить закон радиоактивного распада.
Задачи:
-образовательная: закрепить у учащихся умения применять правила смещения при решении задач на радиоактивный распад.
-развивающая: продолжить развитие умения определять тип радиоактивного излучения при решении задач, правильного представления о явлении радиоактивности.
-воспитательная: показать важную роль открытия радиоактивности и радиоактивного распада, воспитывать у студентов аккуратность и культуру письменной речи при оформлении ими своего решения.
Задание: приведите схемы решения задач №1-№5
№1. Период полураспада изотопа кислорода составляет 71с. Какая доля от исходного большого количества этих ядер остаётся нераспавшейся через интервал времени, равный 142 с?
№2. Период полураспада T изотопа висмута равен пяти дням. Какая масса этого изотопа осталась через 15 дней в образце, содержавшем первоначально 80 мг ?
№3. Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер висмута от времени. Чему равен период полураспада этого изотопа висмута?
№4. Из ядер эрбия при -распаде с периодом полураспада 8 ч образуются ядра тулия с периодом полураспада 2 года. В момент начала наблюдения в образце содержится ядер эрбия. Через какую из точек, кроме начала координат, пройдёт график зависимости от времени числа ядер тулия (см. рисунок)?
№5. Период полураспада изотопа висмута равен пяти дням. Какая масса этого изотопа осталась через 10 дней в образце, содержавшем первоначально 80 мг ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-443633-1424295339.jpg)
Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История"
Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История" для обучающихся СПОМетодическое пособие включает в себя практические задания по дисциплине ОГСЭ «История», вопрос...
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство» состоят из введения, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/05/picture-476934-1409910766.jpg)
Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 36.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Целью методиче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/25/picture-1096810-1545720097.jpg)
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Экономика для специальности 09.02.02 Компьютерные сети
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Экономика...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/25/picture-1096810-1545720097.jpg)
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Менеджмент для специальности 09.02.02 Компьютерные сети
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Менеджмент...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техниче...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-901995-1488805185.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических (лабораторных) работ студентов по учебной дисциплине (профессионального модуля) ОП.02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА программы подготовки специалистов среднего звена 23.02.01 Организация и управление н
Изучить на практике определенные явления или законы, краткие теоретические знания о которых получены на лекциях закрепить на практике теоретические сведения о работе различныхэлектротехниче...