Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 36.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marchenko_t.g._mu_statistika_2018g.docx | 124.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБПОУ «ТОМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Марченко Т.Г.
Методические указания для выполнения практических
заданий по дисциплине «Статистика»
для студентов специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Томск – 2018г.
ББК – 60.6 М - 30 | Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общегуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин Протокол № ____ « » _________2018г. Председатель ПЦК ____________________Н.В. Соловьева. |
Марченко Т.Г. Методические указания для выполнения практических заданий по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 2018 – 31 с.
Резензент: Маркус С.В., преподаватель ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий» (профессиональные дисциплины, экономика).
Методические указания составлены Марченко Т.Г., преподавателем ОГБПОУ «Томский аграрный колледж», на основе государственных стандартов СПО и рабочей программы, разработанной на основе федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Практические задания выполняются на компьютерах с использованием
программ Word и Excel.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Памятка | 4 |
3 | Практическое занятие № 1 «Метод группировки в статистике». | 5 |
4 | Практическое занятие № 2 «Способы наглядного представления статистических данных». | 8 |
5 | Практическое занятие № 3 «Ряды распределения в статистике». | 10 |
6 | Практическое занятие № 4 «Абсолютные и относительны показатели в статистике». | 12 |
7 | Практическое занятие № 5 «Средние величины в статистике» | 15 |
8 | Практическое занятие № 6 «Средние величины в статистике» (контрольная работа). | 19 |
9 | Практическое занятие № 7 «Абсолютные показатели вариации» | 25 |
10 | Практическое занятие № 8 «Относительные показатели вариации» | 27 |
11 | Используемые источники | 31 |
Пояснительная записка
Методические рекомендации определяют порядок, акценты и логику изучения определенной темы по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности 36.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов практических заданий, которые применимы к конкретному мероприятию и виду деятельности.
В методических рекомендациях содержится инструктивный и справочный материал для конкретных тем, задания сформулированы таким образом, чтобы они были полностью усвоены учащимися. Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать внеаудиторные самостоятельные работы.
Практические задания выполняются на компьютерах с использованием программ Word и Excel.
Памятка
Прежде чем выполнять практическое задание, внимательно прочитайте инструкционную карту. Здесь вы найдете инструкции по выполнению практических работ.
Для отработки умений и навыков необходимо усвоить теоретический материал, научиться применять полученные знания при выполнении практических работ.
Учиться нужно систематически и настойчиво. Особое внимание следует обратить на формулировку основных закономерностей и важнейших понятий статистики. Наряду с методическими указаниями всегда имейте при себе конспект.
Для успешного усвоения новых закономерностей и фактов требуется знание дополнительного материала.
Рекомендованная литература позволит сделать эффективней вашу самостоятельную подготовку к занятиям, консультациям и зачетам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Метод группировок.
Цель работы: освоение метода группировок статистических данных.
Для выполнения заданий 1, 2, 3, выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.
Задание № 1.
Объект статистического наблюдения – это…
А) единица наблюдения;
В) статистическая совокупность;
С) единица статистической совокупности.
Задание № 2.
Субъект, от которого поступают данные в ходе статистического наблюдения, называется:
А) единица наблюдения;
В) единица статистической совокупности;
С) отчетная единица.
Задание № 3.
Перепись населения России (1989г.) – это…
А) единовременное, специально организованное наблюдение;
В) периодическое, специальное организованное наблюдение;
С) периодическое, регистровое наблюдение.
Задание № 4.
Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу статистического наблюдения.
Цель наблюдения:____________________________________________________
Объект наблюдения:__________________________________________________
Единица наблюдения:_________________________________________________
При выборе объекта и единицы наблюдения, помните, что они должны соответствовать цели наблюдения.
Программа статистического наблюдения (анкета)
№ | Вопрос | Ответ |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
Задание № 5.
Переписной лист заполнен в 2018г. В переписном листе были следующие данные:
№ | Вопрос | Ответ | Примечания |
1 | Фамилия, имя, отчество | Петров Иван Сергеевич | |
2 | пол | мужской | |
3 | возраст | 50 лет | |
4 | дата рождения | апрель месяц 1925г | |
5 | состоит ли в браке | нет | |
6 | национальность | русский | |
7 | образование | среднее | |
8 | место работы | ателье верхней одежды | |
9 | занятие по месту работы | бухгалтер | |
10 | общественная группа | рабочий |
Укажите (в примечаниях) какие вопросы не согласуются между собой. Объясните, почему вы так считаете, почему вы так считаете.
Задание № 6.
Произведите анализ 30 магазинов (по товарообороту) одного из регионов применяя метод группировки.
№ Магазина | Среднесписочная численность (чел) | Товарооборот (тыс. руб.) | Группа, к которой относится магазин |
1 | 11 | 2351 | |
2 | 19 | 17469 | |
3 | 2 | 2626 | |
4 | 43 | 2100 | |
5 | 29 | 23100 | |
6 | 28 | 18684 | |
7 | 25 | 5265 | |
8 | 6 | 2227 | |
9 | 79 | 6799 | |
10 | 10 | 3484 | |
11 | 30 | 13594 | |
12 | 21 | 8973 | |
13 | 16 | 2245 | |
14 | 9 | 9063 | |
15 | 31 | 3572 | |
16 | 54 | 7401 | |
17 | 21 | 4266 | |
18 | 41 | 5121 | |
19 | 29 | 9998 | |
20 | 10 | 2973 | |
21 | 53 | 3415 | |
22 | 22 | 4778 | |
23 | 11 | 5029 | |
24 | 27 | 6110 | |
25 | 70 | 5961 | |
26 | 124 | 17218 | |
27 | 90 | 20454 | |
28 | 101 | 10700 | |
29 | 18 | 2950 | |
30 | 127 | 12092 |
- Определите число групп
n =
- Определите максимальное значение признака (Xmax) и минимальное значение признака
Xmax=
Xmin=
3. Определите величину интервала по формуле:
Xi
4. Сформируйте группы ( и т.д.
5. Проанализируйте какие магазины и сколько магазинов, относятся к каждой группе
:
6. Вывод:____________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Статистические ряды распределения.
Цель работы: Освоение методики построения статистических рядов.
Для выполнения заданий 1, 2, 3, выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.
Задание №1.
Ряды распределения называются вариационными:
А) построенные по качественному признаку;
В) построенные по количественному признаку;
С) построенные в порядке убывания или возрастания.
Задание №2.
Под ранжированным рядом понимают:
А) определение предела значений варьирующегося признака;
В) определение среднего линейного отклонения;
С) расположение всех вариантов ряда в возрастающем или убывающем порядке.
Задание №3.
Основанием группировки может быть:
А) качественный признак;
В) количественный признак;
С) как качественный, так и количественный признак.
Задание №4.
Имеются следующие данные о результатах сдачи зачета по статистике:
№ студента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Оценка в баллах | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 2 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 3 | 2 | 5 | 4 | 4 |
Постройте ряды распределения в виде таблиц
А) вариационный ряд распределения по баллам оценок, полученных студентами.
Б) атрибутивный ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив две группы студентов: успевающие (3 балла и выше) и неуспевающие (2 балла)
Задание №5.
По данным таблиц постройте:
А) дискретные ряды распределения по стажу работы;
Б) интервальные ряды распределения по стажу работы;
В) атрибутивный ряд распределения;
Г) ранжированный ряд (в порядке убывания) по порядковым номерам работников, также используйте данные о разряде.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Графическое изображение статистических данных.
Цель работы: Освоение методов построения и редактирования статистических графиков.
Для выполнения заданий 1, 2 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.
Задание №1.
Масштабная шкала – это…
А) условная мера перевода числовой величины в графическую и обратно;
В) пространство, на котором размещаются образующие график геометрические фигуры;
С) линия, разделенная на отрезки.
Задание №2.
Секторные диаграммы – это
А) круг, разделенный на сектора;
В) графическое изображение статистических данных, в виде прямоугольников;
С) изображение самих предметов.
Задание №3.
Данные о КРС занесите в таблицу. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о продуктивности КРС.
Годы 2014 2015 2016 2017 2018
Привес
в граммах 400 430 410 380 460
- Постройте таблицу
Год | |||||
Привес в граммах |
2. Заполните таблицу.
3. Постройте по этим данным столбиковую диаграмму.
Задание №4.
При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные по населению одного из регионов России (млн. чел.)
Год | Население | ||
Всего | Из них | ||
городское | сельское | ||
2014 | 34,9 | 24,9 | 10,0 |
2013 | 34,5 | 24,4 | 10,1 |
2014 | 35,5 | 25,1 | 10,4 |
2015 | 25,6 | 18,3 | 7,3 |
2016 | 27,8 | 19,8 | 8 |
2017 | 24,5 | 17,8 | 6,7 |
Задание №5.
По данным о протяженности электрифицированных линий железных дорог, постройте линейчатую диаграмму
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Протяженность электрифицированных линий железных дорог (тыс. км) | 33,4 | 37,3 | 38,0 | 38,8 |
Задание №6.
По данным о структуре потребительских расходов населения в одном из регионов России постройте круговые диаграммы, изображающие структуру в%.
2002 | 2003 | 2004 | |
Все потребительские расходы | 100 | 100 | 100 |
В том числе: | |||
Продукты питания | 36,1 | 46,9 | 49,0 |
Непродовольственные товары | 45,8 | 40,1 | 34,8 |
Табачные изделия | 5,0 | 2,9 | 2,5 |
Оплата услуг | 13,1 | 10,1 | 13,7 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Виды относительных величин.
Цель работы: освоение методики расчета различных видов относительных величин.
Для выполнения заданий 1, 2, 3 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.
Задание №1.
Абсолютные статистические показатели выражаются:
А) в процентах;
В) в именованных числах;
С) в коэффициентах.
Задание №2.
Относительными статистическими показателями могут быть:
А) показатели структуры;
В) натуральные показатели;
С) показатели динамики.
Задание №3.
Для расчета относительного показателя выполнения плана необходимо разделить:
А) текущий показатель на предшествующий;
В) показатель характеризующий часть совокупности на показатель, характеризующий всю совокупность;
С) фактический уровень на план.
Задание №4.
Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья
в I квартале 1995г.
Месяц год | Внешнеторговый оборот России (млн. долл.) | В том числе | Удельный вес (%) | ||
Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | ||
Декабрь 1994 | 4730 | 3910 | |||
Январь 1995 | 3188 | 2441 | |||
Февраль 1995 | 3800 | 3102 | |||
Март 1995 | 4536 | 3205 | |||
Итого: |
Заполните пустые ячейки таблицы и укажите, какой вид относительных величин был использован. Изобразите удельный вес экспорта (%) и импорта (%) при помощи круговой (секторной) диаграммы.
Задание №5.
Объем продукции предприятия за 1-е полугодие 2016г.
Месяц | Объем продукции (млн. руб.) | Выполнение плана (%) | |
план | факт | ||
Январь | 1800 | 1770 | |
Февраль | 1850 | 1865 | |
Март | 1920 | 2010 | |
Апрель | 1910 | 1920 | |
Май | 1870 | 1890 | |
Июнь | 2100 | 2070 | |
Итого: |
Заполните пустые ячейки таблицы и укажите, какой вид относительных величин был использован. Выполнение плана (%) покажите в виде столбиковой диаграммы.
Задание №6.
Имеются следующие данные о производстве бумаги:
Годы | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Произведено бумаги (млн. т) | 198 | 204 | 194 | 208 |
Вычислите относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения.
Для выполнения задания постройте таблицы и заполните их
Год | Произведено бумаги |
| Относительный показатель динамики с постоянной базой сравнения в % | ||
Год | Произведено бумаги | Относительный показатель динамики с переменной базой сравнения | Относительный показатель динамики с переменной базой сравнения в % |
Задание №7.
Производство автомобилей в январе – мае 2015г характеризуется следующими данными (тыс. шт.)
январь | февраль | март | апрель | май | |
Всего | 65,0 | 83,2 | 79,3 | 89,9 | 76,6 |
В том числе Грузовые авт. Легковые авт. | 11,0 54,0 | 11,5 71,7 | 12,0 67,3 | 11,0 78,9 | 9,0 67,3 |
Рассчитайте относительный показатель динамики с постоянной базой сравнения по видам автомобилей и по всей отрасли в целом.
Задание № 7 выполняется аналогично заданию № 6.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.
Тема: Средние величины.
Цель работы: Освоение методики расчета средних величин.
Для выполнения заданий 1, 2, 3 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.
Задание №1.
Средняя величина это:
А) индивидуальный показатель;
В) обобщающий показатель;
С) разность индивидуальных показателей.
Задание №2.
Средняя величина будет объективной только тогда, когда она рассчитывается по данным:
А) однородной совокупности;
В) неоднородной совокупности;
С) любой совокупности.
Задание №3.
Индивидуальное значение признака обозначается:
А)
В)
С)
Задание №4.
Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13000,17000, 12500, 14400, 22000, 27000, 27500.
1. Постройте таблицу
Табельный номер работника | Заработная плата |
1 | 13000 |
2 | 17000 |
3 | 12500 |
4 | 14400 |
5 | 22000 |
6 | 27000 |
7 | 27500 |
Средняя заработная плата |
2. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.
Задание № 5.
Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2016 г. Характеризовалась следующими данными:
Тарифный разряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число рабочих | 5 | 12 | 25 | 30 | 45 | 36 |
Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.
Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.
- Постройте и заполните таблицу.
Тарифный разряд | Число работников |
|
1 | 5 | |
2 | 12 | |
3 | 25 | |
4 | 30 | |
5 | 45 | |
6 | 36 | |
итого: |
2.Заполните строку Итого.
3.Рассчитайте средний тарифный разряд по формуле:
= =
Задание №6.
На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.
Цех № | Базисный период | Текущий период | ||
Средняя зарплата, (руб.) | Число рабочих | Средняя зарплата, (руб.) | Число рабочих | |
1 | 18000 | 110 | 21000 | 226 |
2 | 19000 | 130 | 23000 | 312 |
3 | 20000 | 210 | 26000 | 112 |
4 | 21000 | 150 | 28000 | 210 |
5 | 22000 | 120 | 30000 | 235 |
Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.
1.Постройте таблицу.
Базисный период | ||
Средняя зарплата (руб.) | Число рабочих |
|
Итого: |
- Заполните строку Итого.
Рассчитайте среднюю заработную плату в базисном периоде.
=
Текущий период | ||
Средняя зарплата (руб.) | Число рабочих |
|
Итого: |
Рассчитайте среднюю заработную плату в текущем периоде.
=
Задание №7.
Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:
Производство цемента в год, тыс.т. | Число заводов |
0 – 100 | 10 |
100 – 200 | 15 |
200 – 300 | 25 |
300 – 500 | 21 |
500 – 700 | 16 |
700 - 900 | 13 |
Определите среднюю производственную мощность заводов.
1.Постройте таблицу.
Производство цемента в год, тыс.т. | Середина интервала | Число заводов |
| |
Нижняя граница интервала | Верхняя граница интервала | |||
0 | 100 | 10 | ||
100 | 200 | 15 | ||
200 | 300 | 25 | ||
300 | 500 | 21 | ||
500 | 700 | 16 | ||
700 | 900 | 13 | ||
Итого: |
2.Расчитайте среднюю производственную мощность заводов.
Задание № 8.
Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:
Автоколонны | Общие затраты на перевозку грузов, руб. | Средний месячный грузооборот автомашины, т/км | Себестоимость одного т/км, коп. |
1 | 20286 | 4600 | 0,63 |
2 | 47628 | 5400 | 0,98 |
3 | 17820 | 4400 | 0,81 |
Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:
1) среднюю себестоимость одного т/км;
2) среднее число автомашин в автоколонне.
а) Определите среднемесячный грузооборот каждой автоколонны в т/км (общие затраты разделите на себестоимость одного т/км).
б) Определите, сколько автомашин в каждой автоколонне (среднемесячный грузооборот каждой автоколонны в т/км, разделите на средний месячный грузооборот автомашины).
с) Определите среднее число автомашин в автоколонне.
3) средний месячный грузооборот по всем автоколоннам в т/км.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
ВАРИАНТ I
Задание № 1.
Коэффициент осцилляции это:
Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13000,17000, 12500, 14400, 22000, 27000, 27500. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.
Задание № 2.
Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2008г. Характеризовалась следующими данными:
Разряд по тарифной сетке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число рабочих | 50 | 15 | 15 | 31 | 25 | 46 |
Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.
Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.
Задание № 3.
На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.
Цех | Базисный период | Текущий период | ||
Средняя зарплата (руб.) | Число рабочих | Средняя зарплата (руб.) | Число рабочих | |
1 | 18000 | 111 | 21000 | 226 |
2 | 19000 | 132 | 23300 | 312 |
3 | 20000 | 213 | 26200 | 160 |
4 | 21000 | 153 | 28600 | 115 |
5 | 22000 | 120 | 30000 | 220 |
Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.
Задание № 4.
Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:
Производство цемента в год, тыс.кг | Число заводов |
0 – 100 | 15 |
100 – 200 | 10 |
200 – 300 | 15 |
300 – 500 | 25 |
500 – 700 | 18 |
700 - 900 | 12 |
Определите среднюю производственную мощность заводов.
Задание № 5.
Имеются следующие данные по четырем бригадам завода.
Номер бригады | Производство валовой продукции, тыс.руб. | Выработка на одного рабочего, тыс.руб. |
1 | 57 | 2,0 |
2 | 46 | 1,9 |
3 | 65 | 2,3 |
4 | 70 | 2,5 |
Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по четырем бригадам.
Задание № 6.
Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:
Автоколонны | Общие затраты на перевозку грузов, руб. | Средний месячный грузооборот автомашины, т/км | Себестоимость одного т/км, руб. |
1 | 20286 | 4600 | 0,61 |
2 | 47628 | 5400 | 0,90 |
3 | 17820 | 4400 | 0,82 |
Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:
1) среднюю себестоимость одного т/км;
2) среднее число автомашин в автоколонне (определить, сколько т/км сколько автомашин в каждой автоколонне)
3) средний месячный грузооборот в т/км.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
ВАРИАНТ I I
Тема: Средние величины.
Цель работы: Освоение методики расчета средних величин.
Задание № 1.
Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13500,17500, 13000, 15000, 25000, 30000, 27500. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.
Задание № 2.
Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2017г. Характеризовалась следующими данными:
Разряд по тарифной сетке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число рабочих | 56 | 13 | 26 | 31 | 46 | 37 |
Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.
Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.
Задание № 3.
На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.
Цех | Базисный период | Текущий период | ||
Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | |
1 | 18 | 11 | 21 | 280 |
2 | 19 | 13 | 23 | 128 |
3 | 20 | 21 | 26 | 160 |
4 | 21 | 15 | 28 | 400 |
5 | 22 | 12 | 30 | 224 |
Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.
Задание № 4.
Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:
Производство цемента в год, тыс.кг | Число заводов |
0 – 100 | 9 |
100 – 200 | 14 |
200 – 300 | 24 |
300 – 500 | 20 |
500 – 700 | 15 |
700 - 900 | 12 |
Определите среднюю производственную мощность заводов.
Задание № 5.
Имеются следующие данные по четырем бригадам завода.
Номер бригады | Производство валовой продукции, тыс.руб. | Выработка на одного рабочего, тыс.руб. |
1 | 57 | 2 |
2 | 46 | 2,1 |
3 | 65 | 2,6 |
4 | 70 | 2,9 |
Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по четырем бригадам.
Задание № 6.
Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:
Автоколонны | Общие затраты на перевозку грузов, руб. | Средний месячный грузооборот автомашины, т/км | Себестоимость одного т/км, руб. |
1 | 20286 | 4600 | 0,60 |
2 | 47628 | 5400 | 0,99 |
3 | 17820 | 4400 | 0,85 |
Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:
1) среднюю себестоимость одного т/км;
2) среднее число автомашин в автоколонне (определить, сколько т/км сколько автомашин в каждой автоколонне)
3) средний месячный грузооборот в т/км.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
ВАРИАНТ III
Тема: Средние величины.
Цель работы: Освоение методики расчета средних величин.
Задание № 1.
Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 14000,12000, 13000, 15000, 22000, 27000, 23000. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.
Задание № 2.
Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2018г. Характеризовалась следующими данными:
Разряд по тарифной сетке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число рабочих | 4 | 11 | 24 | 29 | 44 | 35 |
Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.
Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.
Задание № 3.
На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.
Цех | Базисный период | Текущий период | ||
Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | |
1 | 18 | 111 | 21 | 680 |
2 | 19 | 131 | 23 | 280 |
3 | 20 | 211 | 26 | 116 |
4 | 21 | 151 | 28 | 300 |
5 | 22 | 121 | 30 | 320 |
Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.
Задание № 4.
Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:
Производство цемента в год, тыс.кг | Число заводов |
0 – 100 | 11 |
100 – 200 | 16 |
200 – 300 | 26 |
300 – 500 | 22 |
500 – 700 | 17 |
700 - 900 | 14 |
Определите среднюю производственную мощность заводов.
Задание № 5.
Имеются следующие данные по четырем бригадам завода.
Номер бригады | Производство валовой продукции, тыс.руб. | Выработка на одного рабочего, тыс.руб. |
1 | 57 | 1,8 |
2 | 46 | 1,9 |
3 | 65 | 2,4 |
4 | 70 | 2,7 |
Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по четырем бригадам.
Задание № 6.
Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:
Автоколонны | Общие затраты на перевозку грузов, руб. | Средний месячный грузооборот автомашины, т/км | Себестоимость одного т/км, руб. |
1 | 20286 | 4600 | 0,63 |
2 | 47628 | 5400 | 0,98 |
3 | 17820 | 4400 | 0,81 |
Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:
1) Среднюю себестоимость одного т/км;
2) Среднее число автомашин в автоколонне (определить, сколько т/км сколько автомашин в каждой автоколонне)
3) Средний месячный грузооборот в т/км.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема: Показатели вариации.
Цель работы: Закрепить навыки расчета размаха вариации, среднего линейного отклонения, дисперсии, среднего квадратического отклонения.
Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, тетрадь, калькулятор.
Задание № 1.
Имеются следующие данные о производительности труда рабочих двух бригад:
Табельный номер рабочего | Произведено продукции за смену, шт. | |
I бригада | II бригада | |
1 | 2 | 8 |
2 | 3 | 9 |
3 | 12 | 10 |
4 | 15 | 11 |
5 | 18 | 12 |
Рассчитайте размах вариации производительности труда для I бригады и II бригады.
Определите и . Определите размах вариации R по формуле:
R = - .
Задание № 2.
Используя данные задания №1, заполните таблицу (1,2 и 5 столбцы).
Табельный номер рабочего | I бригада | II бригада | ||||
Рассчитайте среднее линейное отклонение.
Порядок выполнения:
1) Определите среднюю арифметическую простую не взвешенную для I бригады и для II бригады по формуле:
=
2) Определите отклонение каждого варианта от средней
3) Рассчитайте среднее линейное отклонение для каждой бригады по формуле:
Задание № 3.
Рассчитайте дисперсию и среднее квадратическое отклонение по следующим данным:
Произведено продукции одним рабочим, шт. | Число рабочих | ||||
8 | 7 | ||||
9 | 10 | ||||
10 | 15 | ||||
11 | 12 | ||||
12 | 6 |
Используем формулы: ; ; σ =
Задание № 4.
В результате обследования работы станков в механических цехах завода получены следующие данные:
Номер цеха | Отработано станко-часов | |
Токарные станки | Заточные станки | |
1 | 2000 | 700 |
2 | 1900 | 600 |
3 | 2200 | 800 |
4 | 2500 | 800 |
5 | 1800 | 900 |
6 | 1900 | 1000 |
Определите для каждого вида станков:
1) Размах вариации.
2) Среднее линейное отклонение.
3) Дисперсию.
4) Среднее квадратическое отклонение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Относительные показатели вариации.
Цель работы: Отработать навыки расчета относительных показателей вариации.
Для выполнения заданий 1, 2, 3 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.
Задание № 1
Коэффициент осцилляции – это…
А) отношение среднего линейного отклонения к средней арифметической, умноженное на 100%.
В) отношение размаха вариации к средней арифметической, умноженное на 100%.
С) отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической, умноженное на 100%.
Задание № 2
Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации равен:
А) 45%
В) 33%
С) 50%
Задание № 3
Формула для расчета вариации:
А) =
В)=
С) =
Задание № 4.
Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13000,17000, 12500, 14400, 22000, 27000, 27500. Определите коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения и коэффициент вариации. Является ли совокупность однородной?
. Постройте таблицу
Табельный номер работника | Заработная плата |
1 | 13000 |
2 | 17000 |
3 | 12500 |
4 | 14400 |
5 | 22000 |
6 | 27000 |
7 | 27500 |
Средняя заработная плата |
1. Для расчета коэффициента осцилляции:
а) Рассчитайте размах вариации по формуле:
R = -
б) Рассчитайте среднюю заработную плату ()
в) Рассчитайте коэффициент осцилляции по формуле:
=
2. Для расчета коэффициента среднего линейного отклонения:
Постройте и заполните таблицу.
Табельный номер рабочего | ||||
Итого: |
б) Рассчитайте среднее линейное отклонение по формуле:
в) Рассчитайте коэффициент среднего линейного отклонения по формуле:
=
3. Для расчета коэффициента среднего квадратического отклонения:
а) Рассчитайте среднее квадратическое отклонение по формуле:
σ =
б) Рассчитайте коеффициент среднего квадратического отклонения по формуле:
=
в) Является ли совокупность однородной?
Задание № 5.
На основании данных о заработной плате по цехам определить коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения и коэффициент вариации для каждого из периодов. Является ли эти совокупности однородными?
Цех | Базисный период | Текущий период | ||
Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | |
1 | 18 | 110 | 21 | 226 |
2 | 19 | 130 | 23 | 280 |
3 | 20 | 210 | 26 | 160 |
4 | 21 | 150 | 28 | 400 |
5 | 22 | 120 | 30 | 240 |
Постройте и заполните таблицу. Базисный период
№ Цеха | Средняя зарплата, тыс.руб. | Число рабочих | | | |||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
Итого: |
1. Для расчета коэффициента осцилляции:
а) Рассчитайте размах вариации по формуле:
R = -
б) Рассчитайте среднюю заработную плату по формуле:
;
в) Рассчитайте коэффициент осцилляции по формуле:
=
2. Для расчета коэффициента среднего линейного отклонения:
а) Рассчитайте среднее линейное отклонение по формуле:
б) Рассчитайте коэффициент среднего линейного отклонения по формуле:
=
3. Для расчета коэффициента среднего квадратического отклонения:
а) Рассчитайте среднее квадратическое отклонение по формуле:
σ =
б) Рассчитайте коеффициент среднего квадратического отклонения по формуле:
=
в) Является ли совокупность однородной?
Аналогично просчитайте текущий период.
Задание № 6.
Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:
Производство цемента в год, тыс.кг | Число заводов |
0 – 100 | 15 |
100 – 200 | 10 |
200 – 300 | 15 |
300 – 500 | 25 |
500 – 700 | 18 |
700 - 900 | 12 |
Определите коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения и коэффициент вариации. Является ли совокупность однородной?
Выполняется аналогично заданию № 5.
Используемые источники
- Статистика: учебник для студентов учреждений среднего профкссионального образования / (В.С. Мхитарян, Т.А. дуброва, В.Г. Минашкин и др.) под редакцией В.С. Мхитаряна. – 9-е изд. ,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 -272 с.
- Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А.Садовникова; Под ред. Р.А. Шмойловой. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2016. -416 с.: ил.
- Матегорина Н.М. Экономическая статистика: учебное пособие/Н.М. Матегорина. – Изд. 2-е, доп.и перераб. –Ростов н/Д: Феникс, 2015. -344 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
- Практикум по статистике / А.П. Зинченко, А.Е. Шибалкин, О.Б. Тарасова, Е.В. Шайкина; Под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2016. -392 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. Заведений).
- Теория и практика статистики / А.В. Аксянова, Н.Н. Валеев, Ас. М. Гумеров. – М.: «КолосС» 2016. – 284 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. заведений).
Электронные ресурсы:
- http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.76.3&p_page=3
- http://lib.usue.ru/polnotekstovye-resursy/elektronnye-resursy-v-svobodnom-dostupe/tematicheskie-portaly-i-sajty/86-ekonomika/127-ekonomicheskaya-statistika
3.СПС КонсультантПлюс
4. www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
5. www.informika.ru (Государственное научное предприятие для продви жения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Статистика" включает задания к практическим занятиям и предназначена для выполнения аудиторной практической работы студентов по специальности 38.02.01 Эконо...
Методическое пособие по дисциплине " Аудит" для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебно-методическое пособие, устанавливающее базовые знания, необходимые для получения профессиональных навыков специалистов и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических ра...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания содержат общие положения, требования по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы студентами, примерную тематику выпускных квалификационных работ, различные прилож...
Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) всех форм обучения
В методических указаниях повыполнению курсовой работы по МДК "Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" предложена примерная тематика курсовых работ; приведены планы по отдельным...
Методические указания по выполнению контрольных работ для обучающихся по направлению подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дистанционной формы обучения
Контрольная работа для обучающихся дистационного обучения...
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Методические указания по выполнению контрольной работы для обучающихся СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) заочной формы обучения
Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит», варианты контрольной работы, теоретические вопросы, практ...
Методические указания по выполнению курсовой работы студентами специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Целью курсовой работы является углубленное изучение на основе анализа действующего законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету и научно-методической литературы материала изучаемых проф...