Методическая разработка практического занятия "Антибиотики"
методическая разработка
Особенности применения антибиотиков. Спектр и тип действия, кратность введения, разведение, побочные эффекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antibiotiki_metodichka_dlya_studenta.docx | 205.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для студента
Дисциплина ОП.07. Фармакология
Тема: «Антибиотики»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
31.02.01 Лечебное дело
31.02.02 Акушерское дело
Составлена: преподавателем фармакологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Телегина О. Ю. |
г. Благовещенск 2022 г.
Рассмотрено на заседании ЦМК «Фармация» Протокол №________________ «___» _____________ 2022 г. Председатель ЦМК ____________ Сухова Л. П. | Утверждено Экспертный совет при информационно-методическом центре ГАУ АО ПОО АМК «____» ________________ 2022г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Организационно-методический блок | 4 |
Хронокарта практического занятия | 9 |
Мотивация | 10 |
Контроль знаний вопросы блиц-опроса (приложение№1) | 11 |
Задания для самостоятельной работы студентов (приложение №2) А) задания на соответствие Б) Ситуационные задачи | 12 |
Задание на определение препарата (приложение №3) | 15 |
Тестовые задания (приложение№4) | 17 |
Кроссворд (приложение №5) | 19 |
Информационный блок (приложение №6) | 21 |
Памятка по правилам применения антибиотиков (приложение №7) | 33 |
Домашнее задание | 34 |
- Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями учебной программы для студентов обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело
Методическая разработка составлена с целью повышения познавательного интереса студентов, проведения самостоятельной работы путем формирования малых групп с использованием элементов самоконтроля.
Методическая разработка составлена для проведения практического занятия по теме «Антибиотики»
Количество часов на освоение темы – 4 часа.
Актуальность темы заключается в том, что изучаемые лекарственные средства достаточно широко используются в медицине.
На практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для рационального применения антибиотиков - препаратов, применяемых при различного рода инфекционных заболеваниях.
Инфекции являются одной из наиболее сложных проблем для медицинских служб во всех странах мира. Нерациональное применение этой группы препаратов приводит к резистентности микроорганизмов и, как следствие, к неэффективности лечебных мероприятий.
Методический комплекс содержит информационный блок, позволяющий студенту правильно подобрать препарат, схему его приема, возможность комбинирования с другими антибиотиками, предотвращение возможных побочных действий. Тесты, кроссворды, ситуационные задачи, представленные в методическом комплексе, активизируют познавательную деятельность студентов, побуждают их к логическому осмысливанию имеющихся данных, позволяют объективно оценить уровень знаний и умений.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Антибиотики».
Продолжительность: 240 минут
Цель занятия: изучить химиотерапевтические препараты.
Методическая цель: создание условий для формирования умений определять фармацевтическую группу препаратов, изучаемой темы.
Образовательная цель: формирование умений и навыков по определению фармакологической группы лекарственных средств и рекомендаций по их применению.
Воспитательная цель: формировать чувство ответственности при работе с лекарственными препаратами внимательности важности своей профессии.
Развивающая цель: развивать познавательный интерес, к изучаемой дисциплине, логическое мышление, умение работать в команде.
Задачи:
1. Рассмотреть классификацию антибиотиков по спектру действия, по химическому строению.
2. Рассмотреть механизмы действия, показания к применению.
2. Закрепить навыки по составлению рецептов на лекарственные средства изучаемой группы.
3. Научить давать рекомендации пациенту по применению лекарственных препаратов в зависимости от способа введения.
Планируемые результаты:
Общие компетенции для специальности «Лечебное дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду
Общие компетенции для специальности «Сестринское дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Общие компетенции для специальности «Акушерское дело»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.
После изучения темы студент должен:
Знать:
• классификацию антибиотиков по типу и спектру дествия, по химическому строению, их показания, противопоказания, формы выпуска;
• правила применения антибиотиков
• нежелательные лекарственные реакции, виды реакций и осложнения лекарственной терапии.
- Уметь: давать грамотные рекомендации по применению лекарственных средств в соответствии с клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма;
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- уметь оказывать доврачебную помощь при ярко выраженном побочном действии препарата.
Тип занятия: практическое занятие с элементами частично – поискового.
Вид занятия: урок закрепления знаний, выработка умений.
Уровень усвоения: продуктивный.
Место проведения: кабинет фармакологии.
Материально-техническое обеспечение:
- Вопросы-задания для студентов
- Рецептурные справочники
- Упаковки лекарственных препаратов
- Флаконы с антибиотиками
- Раздаточный материал (ситуационные задачи, кроссворд)
- Внутрипредметные связи: Темы - «Общая рецептура», «Формы лекарственных средств», «Общая фармакология». «Химиотерапевтические средства. Правила разведения антибиотиков»
Межпредметные связи:
- основы латинского языка с медицинской терминологией;
- анатомия и физиология человека;
- основы микробиологии и иммунологии
- основы патологии
Литература для преподавателя и студента:
Основная:
1.Фармакология: Учебник/ Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. - Изд.12-е, Феникс 2017. -702с.
2.Фармакология. Учебное пособие. Руководство к практическим занятиям / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.-608с.
3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Новая Волна, 2016-1216с.
4. Фармакология с рецептурой: учебник / М.Д. Гаевый, Л.М. Гаевая-
Изд 12.стер-Москва: КНОРУС 2019 г.
Дополнительная:
1. Фармакология. Универсальный справочник/ под ред. М. Вишнеева -
Научная книга, 2017-356с.
2. Фармакология. Ultra light. Учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин.- Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2018-592с.
3. Электронная библиотека. http://www.studentlibrary.ru
4. Электронная библиотека http://www.medcollegelib.ru
5. Российская энциклопедия лекарств (РЛС): http://www.rlsnet.ru
6. Государственный реестр лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru/)
7. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: http://www.vidal.ru
№ п/п | Этапы занятия | Содержание занятия | Формы контроля, уровни усвоения | Время (мин.) | ||
1. | Вводная часть. | Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности аудитории к занятию. Заполнение журнала. | 5 мин. | |||
2. | Организационная часть. Цели и задачи. Мотивация учебной деятельности. | Определение цели и задачи занятия. Объяснение хода занятия. Преподаватель разъясняет актуальность будущей темы и значение в будущей профессиональной деятельности. | 5 мин. | |||
3. | Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний) | Студенты отвечают на контрольные вопросы. | Приложение 1 | 45 мин | ||
4. | Самостоятельная работа студентов | Студенты выполняют практическую работу по предложенным заданиям для самостоятельной работы. | Приложение 2 | 40мин | ||
5. | Контроль по теме | 1. Выполнение тестового задания. 2. Выписка рецептов. 3. Проверка результатов самостоятельной работы и тестового задания. 4. Решение кроссворда | Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 | 120 мин. | ||
6. | Подведение итогов | Обобщение результатов практического занятия. Выделение характерных ошибок. Оценка итогов практической работы каждого студента. | 20 мин. | |||
7. | Домашнее задание | Доведение домашнего задания | Приложение 7 | 5 мин. | ||
Всего | 240 мин |
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Мотивация
Применение антибиотиков остается одним из наиболее часто рекомендуемых методов лечения большого количества заболеваний. В то же время остаются актуальными проблемы недостаточной эффективности и безопасности даже современных лекарственных средств.
За последние десятилетие осложнения стали настоящим бичом нашей антибиотикотерапии. В результате неграмотной терапии мы получили население планеты с лекарственно устойчивыми штаммами микробов.
Данное методическое пособие позволяет студентам усвоить основные положения темы, оперировать медицинскими терминами, сформулировать «клинический образ мышления». В то же время она формирует у студентов умение давать грамотные рекомендации по применению антибиотиков при наиболее распространенных заболеваниях бактериальной этиологии. Это является залогом высокой эффективности и безопасности медикаментозного лечения.
Приложение №1
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Блиц-опрос по теме: «Химиотерапевтические средства. Антибиотики».
- Что означает термин «химиотерапия»?
- Что такое «антибиотики»?
- Охарактеризуйте механизм действия антибиотиков.
- Каковы основные принципы классификации антибиотиков?
- Назовите источники получения антибиотиков
- Перечислите антибиотики группы пенициллина. Укажите спектр их противомикробного действия.
- Что означает бактериостатическое действие антибиотика?
- Каковы особенности применения бициллинов?
- Какие осложнения вызывают антибиотики-аминогликозиды?
- Почему цефалоспорины предпочтительнее пенициллинов в лечении различных заболеваний?
- Назовите спектр противомикробного действия и побочные эффекты стрептомицина?
- Назовите препараты группы тетрациклина, расскажите об их осложнениях и особенностях применения у беременных и детей.
- Какие недостатки характерны для антибиотиков группы макролидов?
- В каких случаях показано применение левомицетина?
- Дайте понятие о совместимости и несовместимости антибиотиков.
Приложение 2
Задания для самостоятельной работы студентов.
Задание №1.
Установите соответствие между антибиотиками и инфекционными заболеваниями, при которых наиболее рационально их применение.
Антибиотик | Заболевание |
1. Тетрациклин 2. Эритромицин 3. Левомицетин 4. Стрептомицин 5. Бензил пенициллин | A. Столбняк Б. Пневмония B. Бактериальная дизентерия Г. Холера Д. Туберкулез |
Задание №2.
Установите соответствие между антибиотиками и временем их введения, необходимым для поддержания терапевтической концентрации.
Антибиотик | Время |
1. Бициллин-1 2. Гентамицина сульфат 3. Ампициллина натриевая соль 4. Стрептомицин 5. Бензилпенициллин | A. Каждые 3—4 часа Б. 1 раз в неделю B. 2 раза в сутки Г. Каждые 4—6 часов Д. 1 раз в день |
Задание №3. Решите ситуационные задачи
А) Женщина болеет четвертый день. Жалобы: температура, головная боль, слабость, боль в горле при глотании. При осмотре наблюдается отечность, гиперемия миндалин. Лечилась самостоятельно: парацетамол внутрь, полоскание горла раствором фурациллина. Эффекта от получаемой терапии не отмечается. Врач назначил антибактериальную терапию.
- Показано ли применение антибиотика в данном случае?
- Предложите препараты, в применении которых нуждается пациентка.
- Обоснуйте схему лечения
Б) Больному с острым бронхитом было назначено: азитромицин по 0,5г 1раз в день, отхаркивающий препарат амброксол и бактисубтил капсулах в период долечивания. Пациент после выздоровления обратился с жалобой в страховую компанию на неправильное лечение. По его мнению, необходимо было применять более эффективные средства. Вместо азитромицина-ампициллин, который ему всегда помогает, вместо амброксола- амбробене, вместо бактисубтила-линекс для восстановления микрофлоры и дополнительно нужно было назначить иммуностимулятор и жаропонижающее средство.
Вопросы:
- Примите участие в экспертизе.
- Обоснуйте рациональность назначения препаратов
Приложение №3
Задание №4.
Определить название препарата и выписать его в рецепте:
1. Пролонгированный препарат пенициллина, выпускается во флаконах по 1 500 000 ЕД, вводят внутримышечно 1 раз в 4 недели.
2. Полусинтетический пенициллин широкого спектра действия, выпускается в таблетках и капсулах по 0,25 г, назначают внутрь.
3. Комбинированный препарат (ампициллина и оксациллина) выпускается в капсулах по 0,25; для парентерального введения выпускают во флаконах по 0,1; 0,2 или 0,5 г с указанием на этикетке «Внутривенно» или «Внутримышечно».
4. Цефалоспориновый антибиотик первого поколения, выпускается в капсулах по 0,25 г, в таблетках по 0,5 г. Назначают внутрь.
5. Полиеновый антибиотик, выпускается в таблетках по 250 000 и 500 000 ЕД; суппозитории ректальные и вагинальные по 250 000 и 500 000 ЕД; мазь в тубах по 15 и 30 г (в 1г содержится 100 000 ЕД).
6. Антибиотик, влияющий на функцию цитоплазматической мембраны, выпускается в ампулах по 5 мл 2% спиртового раствора для наружного применения.
7. Антибиотик из группы макролидов, выпускается в виде таблеток и в капсулах по 0,1 и 0,25 г. назначают внутрь. Местно в виде 1 % мази.
8. Антибиотик, нарушающий синтез белка микробной клетки, выпускается в таблетках по 0,25 и 0,5 г; в капсулах по 0,1; 0,25 и 0,5 г; 0,25% раствор - глазные капли по 10 мл.
9. Аминогликозид второго поколения. Применяют внутримышечно и внутривенно. Как и другие антибиотики-аминогликозиды, может оказывать ототоксическое, нефротоксическое действие и нарушение нервно-мышечной проводимости. Выпускается во флаконах по 0,08 г; в ампулах 4% раствор для инъекций по1 мл.
10. Полусинтетический препарат окситетрациклина, выпускается
в таблетках по 0,1 г; в капсулах по 0,05 г и в ампулах лиофилизированный
порошок по 0,1 г. Назначается внутрь и внутривенно (капельно). Раствор
готовят непосредственно перед введением.
Приложение №4
Задание №5 Выбрать из предложенных вариантов правильные ответы:
1. Механизм действия бензилпенициллина натриевой соли:
1. Нарушает синтез белка в микробной клетке.
2. Нарушает синтез уридиновых оснований.
3. Блокирует транспептидазу.
4. Нарушает синтез муреина.
5. Нарушает синтез микробной стенки.
6. Действует бактерицидно.
2. Особенности действия и применения бензилпенициллина натриевой соли:
1. Действует на синегнойную палочку.
2. Препарат широкого спектра действия.
3. Действует на грамположительные и грамотрицательные кокки.
4. Не применяется внутрь.
5. Назначается 2 раза в сутки.
6. При использовании характерны аллергические реакции.
3. Что характерно для ампициллина?
1. Препарат широкого спектра действия.
2. Устойчив к действию пенициллиназы.
3. Не разрушается в кислой среде желудка.
4. Вызывает аллергические реакции.
5. Действует бактерицидно.
6. Применяется только парентерально.
4. Какие побочные реакции наблюдаются при использовании пенициллинов?
1. Агранулоцитоз.
2. Анемия.
3. Аллергические реакции.
4. Снижение слуха и вестибулярные расстройства.
5. Поражение почек.
6. Дизбактериоз
5. Указать группы антибиотиков, нарушающих синтез белка микробной клетки:
1. Полиеновые антибиотики.
2. Тетрациклины.
3. Производные нитрофурана.
4. Линкозамиды.
5. Макролиды.
6. Полимиксин.
7. Аминогликозиды
Приложение №5
Задание №6
Кроссворд по теме: «Химиотерапевтические средства. Антибиотики».
- Этот антибиотик нельзя принимать внутрь.
- Противотуберкулезный антибиотик.
- Побочное действие, возможное при введении любого антибиотика.
- Антибиотик широкого действия для лечения инфекций ЖКТ, инфицированных ран, конъюнктивитов.
- Самая многочисленная группа антибиотиков
- Недостаточные дозы антибиотиком могут вызвать……..
- Действие, которое убивает бактерии.
- Фермент-убийца антибиотика.
- Медицинский синоним устойчивости.
- Антибиотик для ленивых.
- Спектр действия препарата, при котором можно воздействовать на многие бактерии.
- При лечении этой группой антибиотиков можно потерять слух.
- Антибиотик бесполезен при ….. инфекции.
- Его назначают при любом оперативном вмешательстве с целью профилактики инфекционных осложнений.
- Антибиотик в запасе.
- Антибиотик из группы азалидов-макролидов, торговое название- сумамед.
- Нарушение миклофлоры.
14 | |||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Эталон ответов к кроссворду по теме:
«Химиотерапевтические средства. Антибиотики».
Приложение №6
Информационный блок
Противомикробные средства употребляются для профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Они бывают: А) антисептические и дезинфицирующие, Б) химиотерапевтические. Химиотерапевтические средства применяют для борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями человека. Их действие на организм человека отличается большей избирательностью и меньшей токсичностью. При бактериостатическом действии микроорганизмы сохраняют жизнеспособность, однако их размножение прекращается или резко замедляется. Бактерицидное действие вызывает гибель бактерий. Механизм их действия различен: одни вызывают денатурацию белков микробной клетки, другие тормозят построение их оболочки, третьи - угнетают функции РНК, ДНК. При лечении инфекции рационально одновременно с противомикробными препаратами применять лекарственные средства, повышающие сопротивляемость организма.
Фармакотерапия антибиотиками считается этиотропной, так как направлена непосредственно на устранение причины, вызывающей заболевание, а именно, микробной инфекции. Антибиотики можно отнести к особой группе препаратов, обладающих избирательной токсичностью к патогенным для человека микроорганизмам, при этом в терапевтических концентрациях, не оказывающих повреждающего действия на организм человека.
Принципы противомикробной терапии
1.Диагноз должен быть точным для того, чтобы установить очаг инфекции, возбудителя и его чувствительность.
2. Лечение нужно начинать как можно раньше и подобрать оптимальную дозу и путь введения.
3. Начальная доза должна быть максимальной, чтобы не давать микроорганизмам адаптироваться. Начальная доза должна быть в 3-4 раза больше минимальной терапевтической концентрации. Недостаточные дозы могут спровоцировать устойчивость микроорганизмов.
4. При отсутствии эффекта через 2-3 суток можно сменить препарат на новый или редко назначаемый.
5. В начале заболевания выбирают специфичный препарат узкого спектра действия. Если инфекция смешанная - используют антибиотик широкого спектра действия или комбинацию антибиотиков.
6. Необходимо учитывать способность того или иного антибиотика проникать в пораженные органы. Для этого определяют путь введения лекарства:
-легкие инфекции - дозы средние, путь введения – перорально
- тяжелые инфекции - внутривенный, внутримышечный путь введения
- угрожающие инфекции - препарат вводят внутривенно в максимальных дозах
7. Следует учитывать, что основным органом выведения противомикробных средств из организма являются почки, поэтому необходима коррекция дозы препарата у больных с заболеванием почек
8. При выборе антибиотика учитывают и тяжесть инфекционного процесса:
А) БАКТЕРИЦИДНЫЕ антибиотики (пенициллины, цефалоспорины) применяют при тяжелых инфекциях, при лечении ослабленных больных, новорожденных детей и людей пожилого возраста. Эффект в этом случае наступает на 2 день лечения, а сам курс терапии занимает 7 дней.
Б) БАКТЕРИОСТАТИЧЕСКИЕ антибиотики (макролиды, тетрациклины) используют для лечения средне – тяжелых инфекций. Их действие развивается на 2-4 день, а сам курс лечения-до исчезновения симптоматики.
9. В тех случаях, когда смешанную инфекцию одним препаратом подавить не удается, используют комбинацию препаратов (2-3-х), но сочетать бактерицидный и бактериостатический эффект не рекомендуется.
10. При необходимости одновременного введения больному 2-х антибиотиков их следует вводить разными путями.
11. Профилактическое назначение антибиотиков допускается при ревматизме, бактериальном эндокардите, иммунодефицитных состояниях, малых оперативных вмешательствах, часто повторяющихся инфекциях мочевыводящих путей.
12. Основным критерием для завершения противомикробной терапии служит клиническое выздоровление или улучшение состояния.
Принципы классификации антибиотиков
Основные группы антибиотиков
- Бета-лактамные антибиотики
А. Пенициллины
Натуральные(природные)пенициллины | Полусинтетические | |
Бензилпенициллин, бициллины | Ампициллин, амоксициллин карбенициллин, амоксиклав (комбинированный, «защищенный» препарат) | |
Характеристика группы | ||
|
| |
Показания к применению:
Бициллины-1 раз в 3 дня- 3 недели- при лечении хронических заболеваний: ревматизм, сифилис, гонорея. | ||
Рациональная комбинация: аминогликозиды, цефалоспорины, монобактамы Нерациональная комбинация: макролиды, тетрациклин, левомицетин | ||
Побочные действия:
|
Б. Цефалоспорины (около 60 препаратов)
Классификация | |||
1 поколение | 2поколение | 3поколение | 4 поколение |
Цефазолин(кефзол) Цефалотин Цефалексин | Цефуроксим (кетоцеф) Цефметазол цефаклор | Цефатоксим Цефтриаксон цефексим | Кейтен Цефепин максипин |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: пенициллины Нерациональная комбинация: аминогликозиды, тетрациклин. |
Побочные действия:
|
- Макролиды
Классификация | ||
1 поколение | 2поколение | 3поколение 4 поколение |
Эритромицин Олеандомицин | Спирамицин Джозимицин Кларитромицин | Азитромицин (сумамед) рулид |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: тетрациклины Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин, витамины, |
Побочные действия:
|
- Аминогликозиды
Классификация | |||
1 поколение | 2поколение | 3поколение | 4 поколение |
Стрептомицин Неомицин канамицин | гентамицин | Тобрамицин, Амикацин Сизомицин Действуют на микробов, устойчивые к гентамицину | Изепамицин Очень широкий спектр действия |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: пенициллины, цефалоспорины Нерациональная комбинация: витамины, анестетики, гепарин |
Побочные действия:
|
- Тетрациклины
Классификация | |
природные | полусинтетические |
Хлортетрациклин Тетрациклин | Доксициклин-назначают 1 раз в сутки |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: макролиды Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин |
Побочные действия:
|
- Линкозамиды
Классификация |
Линкомицин, клиндамицин |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: макролиды Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин |
Побочные действия:
|
Приложение №7
Памятка по лечению антибиотиками.
- Принимайте антибиотики только по назначению врача. Если врач считает, что они вам не нужны - не настаивайте: собственные защитные силы организма могут самостоятельно останавливать рост бактерий.
- Антибиотики бесполезно применять при:
ОРВИ, гриппе — эти состояния вызываются вирусами, на которые антибиотики не оказывают никакого действия; - повышенной температуре — антибиотики не являются жаропонижающими и обезболивающими препаратами;
- воспалительных процессах — антибиотики не обладают противовоспалительным действием.
- Самостоятельное применение антибиотиков может привести к «стиранию» признаков заболевания, и его будет очень трудно (если вообще возможно) выявить. Неэффективное лечение антибиотиком может привести к хроническому течению заболеваний
- Если вам выписали антибиотики, то принимайте их в том количестве и по той схеме, которую рекомендовал врач. Лечение обычно бывает курсовым, и прекращать прием лекарства в тот момент, когда вы почувствовали улучшение, нельзя. Самые стойкие бактерии тогда не только «выживут», но и «окрепнут», обретя иммунитет к данному лекарству. И в следующий раз вам придется назначать еще более сильное средство.
- Необходимо помнить, что улучшение самочувствия или снижение температуры не являются основанием для отмены антибиотика, так как только полный курс лечения может привести к выздоровлению
- Иногда, при тяжелом течении, врач выписывает одновременно несколько антибиотиков. В этом случае рассуждения «хватит и одного» или «обойдусь тем, что подешевле» неразумны.
- Нельзя принимать антибиотики, выписанные кому-то другому. Подбор препарата и его дозировки осуществляется индивидуально с учетом многих факторов, которых вам предусмотреть будет невозможно.
- Принимать антибиотики необходимо с небольшим количеством воды (кроме водорастворимых форм), лучше на разжевывать. Прочитайте аннотацию к препарату- там указан способ приема. Азитромицин, ампициллин, например, принимают перед едой. Не следует запивать препараты молоком, и лучше воздержаться от употребления молочных продуктов.
- Врач обязательно должен спросить у вас, не было ли аллергии на лекарство, и только после этого назначить лечение. Можно заранее предупредить доктора об имеющейся аллергии к какому-то препарату. Врач сам решит, имеет ли это отношение к назначаемому препарату.
- Особенно осторожно следует применять антибиотики у детей, беременных и кормящих женщин.
- Следует знать, что многие широко распространенные и «популярные» среди населения антибиотики (тетрациклин, доксициклин, левомицетин и др.) запрещены для применения у детей, беременных и кормящих женщин. Они оказывают токсичное действие на плод и ребёнка.
- Во время лечения антибиотиками или сразу после него врачи назначают лекарства, помогающие восстановить «нормальную микрофлору» в кишечнике. Кроме того, не встречая сопротивления, начинают размножаться, другие болезнетворные микроорганизмы - например грибки, вызывающие «молочницу».
- Чтобы восстановить нормальную микрофлору, назначают бактерийные препараты в капсулах (разжевывать не надо), кисломолочные продукты. Возможно назначение специальных противогрибковых препаратов. Не пренебрегайте этим сопутствующим лечение: борьба с дисбактериозом - важный этап в восстановлении защитных сил организма.
Домашнее задание:
Повторить лекционный материал по теме «Средства, влияющие на афферентную и эфферентную иннервацию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"
Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....
Методическая разработка практического занятия "Сахарный диабет"
Предназначена для проведения практического занятия по учебной дисциплине "Терапия", радел эндокринология, тема: "Сахарный диабет"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Теория пределов"
Метолдическая разработка практического занятия по математике для студента "Теория пределов"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"...
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"
Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...