Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии
статья
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Шванова О.А.
МКОУ «Вернелюбажская СОШ»
Фатежский раион, Курская область.
Экологическое воспитание учащихся на уроках биологииВ настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.[1]
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.
Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.
Система работы по формированию экологической культуры.
Под системой работы педагога, школы, участников педагогического процесса понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определённого результата – формирование экологической культуры учащихся.
Принципы построения системы работы:
- Актуальность
- Систематичность и последовательность.
- Научность и доступность
- Преемственность
- Практическая направленность.
Схема отражает последовательность осуществляемых действий: постановку цели и задач экологического образования учащихся; выбор методов и форм работы, разработку уроков и внеклассных мероприятий по проблеме; отслеживание достигаемых результатов.[2]
Формирование экологической культуры учащихся осуществляется в педагогической деятельности на уроках биологии и занятиях кружков: «Юные исследователи природы», «Юный эколог», через систему внеклассной работы учащихся и работы с родителями.
Данная система способствует реализации одной из основных целей биологического образования – формированию экологической культуры учащихся.
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии
Основной формой обучения является урок.
На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
Изучение природы с точки зрения существующих в ней взаимосвязей позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Например, если ребенку просто сказать , что уничтожить дерево в лесу это – «плохо» и совсем другое –когда ребенок знает сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может обьяснить, что происходит с ними после исчезновения дерева. На уроках биологии использую педагогические технологии: игровая, проблемная, проектная, технология сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая.
Игровая технология. Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности
Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках биологии и тем самым повысить эффективность обучения. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. На уроках используя данную технологию включаю дидактические сказки, игры – путешествия и ролевые игры
Технология проблемного обучения
При проблемном обучении, у учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов.
Проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.
Технология критического мышления
Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но и огромное разнообразие педагогических приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. [3]
Элементы технологии критического мышления используются на уроках в 6 классе при изучении тем: «Размножение споровых растений», «Цветок», «Соцветие», «Костные рыбы»
Экологическое воспитание во внеурочное время.
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно решаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии ,полученные на уроках, лабораторных занятиях. экскурсиях и других формах учебной деятельности находят на внеклассных занятиях значительное углубление ,расширение и осознание ,что оказывает влияние на общее повышение интереса к предмету.
Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности.
В дополнение к образовательной программе разработала программу дополнительного образования кружка « Юные исследователи природы», целью которой является формирование экологической культуры учащихся воспитание чувства единства с природой, любви ко всему живому к родному краю, формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения этических норм и принципов отношения к окружающей среде.
Для воспитания экологически грамотного человека, для осуществления комплексного подхода к изучению и охране природных комплексов разработана экологическая тропа «Меловые отложения» на территории села Верхний Любаж, которая стала действующей, работающей и «Читаемой книгой природы», где учащиеся познают тайны природы, видят чудеса происходящие в ней и проникаются к ней огромной любовью и восхищением.
Для улучшения экологического состояния родника, расположенного в урочище реки «Верховье» села Верхний Любаж, как источнику пресной питьевой воды проводится операция «Живи родник»
Для привития у обучающихся любви к родным местам ведется работа по охране и окультуривании места Земской бывшей больницы, где работал врач-хирург и священнослужитель Лука Войно-Ясенецкий.
Для сохранения целостности и защищенности биоценозов организована операция «Муравейник».
На территории пришкольного участка для развития у детей бережного отношения к природе высажены редкие и охраняемые растения (адонис весенний, ветреница дубравная, калужница болотная, сон-трава).
В школе проводят экологические праздники, выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам, дни здоровья, изготовление стенда по страницам Красной книги, операция «Покормите птиц зимой»
Члены кружка проводят опытническую работу,экологические практикумы .Ребята проводят исследования и анализ почвы, воздуха,воды. В течение 2014- 2017 года исследовательская деятельность ребят представлена научно-исследовательскими работами: «Воду ,которую мы пьем», «Лекарственные растения Курской области», «Влияние синтетических моющих средств на зеленые растения» «Редкие и исчезающие растения Курской области», «Изучение образцов почв методом биотеостирования»
Активно ведется конкурсная деятельность экологического направления.
Дети ежегодно принимают участие во Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах, фестивалях , конференциях где становятся победителями и призерами ,награждаются благодарственными письмами ,грамотами ,дипломами.
Вывод:
Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся.
Воспитание экологической культуры обучающихся – дело не одного учебного года, поэтому, акцентируя свое внимание на этой проблеме, мы не должны исключать при этом другие приоритетные направления воспитательной деятельности школы: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, трудовое воспитание, профилактику правонарушений.
Список литературы:
1. Ногтева Е. Ю., Лушников И. Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2004.
2. Ногтева Е. Ю. Основы мониторинга экологической культуры учащихся: Учебно-методическое пособие. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2009.
3. Ногтева Е.Ю. Педагогическая диагностика состояния и развития экологической культуры учащихся. – Череповец, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание учащихся на уроках трудового обучения
Воспитание учащихся на уроках трудового обучения...
Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования н...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.
Статья выступления на педагогическом совете учителя музыки ....
Экологическое воспитание школьников на уроке технологии.
Вданной статье представлен опыт экологического воспитания на уроках технологии....

Эстетическое воспитание учащихся на уроках математики
Эстетическое воспитание в современной школе пока еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы учащихся. Стройное здание эстетического воспитания должно опираться на фундамент иск...

Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС.
Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взгля...