ходе работы с детьми седьмого года жизни особое внимание должно уделяться развитию желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду. Это и р
план-конспект занятия

Подразумевает интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятия по развитию речи.27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 13 г. Ярцево Смоленской области

Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе.

Подготовила: воспитатель 1 категории

Петрайтис Анастасия Валентиновна.

г. Ярцево 2023г.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире слов»

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

Образовательные:

- Учить подбирать слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия.

- Закреплять знания детей, что слова имеют разное значение.

- Формировать умение определять предмет по признакам и действиям.

Развивающие:

- Совершенствовать зрительную и слуховую память.

- Развивать умение различать живые и не живые предметы и задавать им вопросы кто? или что? .

- Развивать мышление, речь.

Воспитательные:

- Воспитывать сдержанность и культуру общения.

- Совершенствовать умение работать в коллективе.

- Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением живых и не живых предметов, сюжетные картинки, игрушки по выбору воспитателя.

Ход занятия

Воспитатель: Нам солнце улыбается и рада детвора,

Ведь снова начинается у нас игра.

Ребята, а вы поняли то, что я вам сказала? (ответы детей) Как вы думаете, можно ли слова потрогать, прикоснуться к ним рукой? Все ли слова одинаковые? (ответы детей)

Воспитатель показывает детям иллюстрации различных предметов и называет их.

Воспитатель: А еще бывают слова, которые обозначают признаки предметов при этом нам сразу будет понятно о ком или о чём они. Сейчас вы сами это проверите, я буду называть признаки предметов, вы должны отгадать о чём идет речь.

Д/игра «Угадай по описанию»

сладкая, маленькая, вкусная, леденцовая, шоколадная...(конфета)

вкусный, сочный, круглый, оранжевый...(апельсин, мандарин)

чистая, прозрачная, ключевая, холодная...(вода)

зеленый, продолговатый, пупырчатый, свежий или соленый...(огурец)

новая, интересная, познавательная, библиотечная...(книга).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте теперь попробуем наоборот, я покажу предмет, а вы будете называть его признаки.

Воспитатель показывает: банан, ежа, шарф, мяч, машинку, вазу.

Воспитатель: С этим заданием вы тоже прекрасно справились. Теперь вы знаете слова-признаки, но существуют еще и слова с противоположным значением. Такие слова называются — антонимы. Например: холодный — горячий, кислый — сладкий.

Д/игра «Скажи наоборот»

веселый — грустный;

большой — маленький;

старый — молодой;

черный — белый;

длинный — короткий;

добрый — злой;

толстый — тонкий;

твердый — мягкий.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

Воспитатель: Вы уже многое узнали о видах слов, но это еще не все. Есть есть слова, которые обозначают действия. Они рассказывают о том, что делает предмет. Попробуйте по словам-дейтвиям определить, какое слово загадано.

Д/игра «Отгадай»

едет, гудит, сигналит, везет, мчится...(машина)

любит, готовит, шьет, убирает, заботится...(мама)

стоит, включается, показывает, разговаривает...(телевизор)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, сто делают дети? (бегают, строят, спят, рисуют, плавают, едят)

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть. Вы знаете, что к словам которые обозначают живое (одушевленное) мы задаем вопрос «кто?», а к не живому - «что?». Показывая картинку ваша задача определить: какой вопрос лучше задать, если живое, то вы хлопаете в ладоши, если не живое — не хлопаете.

Д/игра «Живое — не живое».

Воспитатель показывает иллюстрации: слон, чайник, стол, ласточка, книга, врач и т. д.

Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось ли вам играть с словами? Что понравилось больше всего?


Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова;

словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;

звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки — ни одной.

(Н. Артюхова.)

Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки.

— Где живут еж и заяц? (В лесу.)

— Какие слова можно образовать от слова лес ? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

— Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)

— Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)

— Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

— А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

— Еж был смелый, а заяц — какой? (Трусливый.) Сейчас слу-| шайте внимательно, задание будет трудным.

— Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).

— Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, | воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

— Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

(Следует спросить не менее пяти детей — они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу —

Ну, отвечай... (конец).

— Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз —предлагает воспитатель.


Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка».

Задачи. Связная речь: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;

грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков в и ф, умения дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками в, ф.

Материал. Игрушки: лисенок, щенок.

Ход занятия

На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок и черный щенок. Воспитатель предлагает: «Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой щенок?»

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете, какой лисенок — грустный или веселый? Что еще можно сказать о лисятах, какие они могут быть? (Все лисы и лисята хитрые. И наш лисенок тоже хитрый.) А щенок какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому еще глупый».

Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая — рыжий щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий.

— Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого щенка? (Малыш, глупыш.)

Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш — ласковое слово, а глупец — обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию.

— А как зовут наших новых друзей? — спрашивает воспитатель и указывает на игрушки. Они написали нам об этом на листочке. Здесь написано, что по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Подумаем, как же их зовут?

Если дети не догадываются назвать клички Рыжик и Черныш, воспитатель подсказывает: «Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не черный, не белый, а рыжий? Как можно назвать щенка, чтобы было понятно, что он черный?» Если это не помогает, он произносит первый слог: «Ры...» (интонация незавершенности подскажет детям, что нужно закончить слово).

Воспитатель обращается к игрушкам:

— Ну что, зверята, мы правильно угадали? Нет, не угадали? А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек. Так ли это? А вот что написано (читает). Да, лисенка действительно зовут Огонек. А теперь вы, наверное, догадаетесь, как зовут щенка. Ведь он черный, как уголь. Вова, как его зовут? Дети, вы согласны с тем, что сказал Вова? Давайте прочитаем записку. Оказывается, щенка зовут Уголек.

— Какие красивые клички у зверят: Огонек и Уголек. А мы думали, что Рыжик и Черныш. Что же, Огонек и Уголек, посидите с нами на занятии и послушайте, что расскажут дети.

Воспитатель просит всех вспомнить, какие у кого дома игрушки и какая самая любимая, и рассказать о них.

— Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве,—говорит педагог. Рассказывает:

— Когда а была маленькая, любимой игрушкой у мена был белый плюшевый зайка — длинноухий, с черными блестящими глазками-пуговками и длинными усами. Зайка был белый-белый, как снежок. Играла я с ним аккуратно, и всегда он был белоснежным.

Играла я так: приводила в гости козлика, мишку, угощала их. Козлику и зайке давала капусту, морковь; мишке — сахар.

Бабушка связала для зайки серенькие варежки, и я часто гуляла с ним. Однажды пришла домой, вижу — нет одной варежки. Очень я расстроилась, чуть не заплакала, но тут... кто-то позвонил в дверь. Открываю — стоит мальчик Саша и протягивает крохотную варежку: «Это твой зайка потерял;, возьми». «Спасибо»,— сказала я мальчику. Больше зайка не терял своих варежек.

Детям предлагается дать оценку рассказу воспитателя (что больше всего понравилось, какими словами об этом говорилось).

Воспитатель задает вопросы:

— Какие любимые игрушки есть у вас дома?

— Как вы с ними играете?

— Что интересного было в ваших играх?

По этому плану дети составляют рассказы (5—6).

Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается наиболее интересный.

Воспитатель дает детям задание подобрать названия предметов со звуком в.

Желательно, чтобы в упражнении приняло участие большинство детей. Особое внимание детей обращается на отчетливое произношение в в словах.

Далее дети выполняют еще несколько заданий:

— сказать, в названиях каких предметов имеется звук ф;

— произнести скороговорку «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя слова Фаня и Ваня.


Рассказывание по картине. Дифференциация звуков.

Задачи. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; подбирать слова с определенными звуками; подбирать короткие и длинные слова;

связная речь: учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец).

Материал. Парные карточки на звуки с—з, ш—ж, в— ф, г—к, т—д; картина «Друзья» («Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

Ход занятия

На столе перед каждым ребенком лежат две картинки Примерный набор картинок: санки-зайцы, сапог-звонок, собака-замок, самолет-зонт (на звуки с и з), шуба-жук, шар-жаба, шапка-жираф, шкаф-желудь (на звуки ш и ж); ваза-флаг, валенки-фартук, вагон-фонарь (на звуки в, ф) курица-гусь, кот-галка, кошка-голубь, картофель-глобус (на звуки г, к), трава-дрова, топор-дом, тыква-дыня, танк-душ (на звуки т, д), банка-пальто, булка-платье, бублик-пуговица, ботинки-поезд (на звуки б, п).

Воспитатель показывает две картинки: санки и зонт. Дети называют предметы. Потом определяют, какой звук первый в слове санки и какой — в слове зонт. Воспитатель предлагает послушать, как звучат звуки з, с. Указывает, что звук с произносится глухо, а звук з — звонко (с участием голоса).

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои картинки. Те, у кого есть картинки с предметами на звук с, должны поднять руку. Воспитатель спрашивает, как произносится этот звук — с голосом или без голоса. Аналогичное задание дается и в отношении слов, которые начинаются со звука з.

Такая же работа проводится по звукам ш и ж (воспитатель показывает картинки с изображениями шубы и жабы, предлагает детям назвать начальные звуки и определить, какой из них произносится звонко, а какой — глухо, и т. д.).

Далее воспитатель предлагает детям сказать, названия каких предметов начинаются с глухого согласного и каких — со звонкого. Допущенные ошибки исправляются путем выделения первого звука из слова и проверки его на наличие звонкости (тыльная сторона руки прикладывается к горлу).

Далее проводится игра-сказка, насыщенная разного рода заданиями на угадывание слов. Воспитатель показывает картину «Друзья» и рассказывает:

— Повез однажды шофер Еж Ежович трех друзей — Кота, Петуха и Медвежонка — в город за игрушками. Друзей звали так: у кота в имени был звук и. Кто догадался, как его звали? (Тишка, Мурзик...) А в имени Медвежонка был звук л. Как звали Медвежонка? (Михаиле, Малыш, Косолапый...) А Петуха звали так, что в его имени слышался звук т. Звук т какой, глухой или звонкий?.. Какое имя подобрать Петуху? (Петрушка, Петушистый, Голосистый...)

— Едут-едут Тишка, Михаиле, Голосистый по лесным полянкам и песни распевают. А вокруг ягод видимо-невидимо. А названия ягод были длинные. Что это были за ягоды? (Земляника, брусника, ежевика, голубика.)

— На одной из полянок друзья встретили двух змеек. В названии одной было мало звуков и только одна часть (уж), а в названии второй змейки было три части, три слога (гадюка, медянка).

— Въехали зверята в город. Название этого города состояло из трех частей (Коломна, Калуга...). (Если дети называют город, в названии которого два слога, воспитатель предлагает определить, сколько частей в этом слове.) Друзья зашли в магазин игрушек. Кот Тишка купил две игрушки, в названиях которых был звук д. Что же купил Кот? (Удочку, пирамидку, домик, лодочку...) Михайло выбрал для своих братьев-медведей сразу три игрушки, в названиях которых слышался звук м. Какие игрушки выбрал Михайло? (Машину, матрешку...) Голосистый купил игрушку, в названии которой слышались звуки б и р. Что же ему досталось? (Бара-[ бан, рыба, Буратино...) И про Ежа Ежовича не забыли: подобрали для его маленьких ежат веселые игрушки. А их названия были короткими. Что же взяли для ежат? (Мяч, шар...) И поспешили скорее все домой, чтобы затеять веселые игры. Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!

Воспитатель вызывает группу детей из четырех человек и предлагает им сообща составить рассказ «Друзья». Предупреждает, что сначала им надо договориться, кто о чем будет рассказывать, кто начнет, кто продолжит и кто закончит рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

ВКР: Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР седьмого года жизни

Проведенная опытно - экспериментальная   работа по теме: "Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР 7 г. жизни" позволила...

Методическая разработка студенческой конференции, посвященной вопросам вскармливания и ухода за детьми первого года жизни "Пусть кормят-2019"

Проведение конференций, посвященных вопросам вскармливания и ухода за здоровыми детьми, является традиционным и ежегодным для МК № 6. Очередная конференция прошла 27 февраля 2019 года. Данная методиче...

Доклад "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников"

В докладе говориться о здоровьесбережении школьников на примере различных физкультминуток....

ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни

Дорогие друзья!        В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  Взаимодополняемость ...

ВКР: Музыкальный центр как средство духовно-нравственного воспитания детей седьмого года жизни

Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 143группы Семеновой Виктории Васильевны на тему Музыкальный центр как средство духовно-нравственного в...