проект
проект

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

тема

  «Химический анализ чипсов в лабораторных условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hromova_individualnyy_proekt.docx668.3 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

(ГБПОУ МО «МосОМК №1»)

Орехово-Зуевский филиал

  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

тема

  «Химический анализ чипсов в лабораторных условиях»

Орехово-Зуево – 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ЧИПСОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА        4

1.1        История создания чипсов        4

1.2        Химический состав чипсов        6

1.3        Влияние ингредиентов, входящие в состав чипсов, на организм человека.        7

Глава 2.        ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ЧИПСОВ        11

2.1        Качественное определение жиров        11

2.2        Качественное определение хлорид – ионов        12

2.3        Качественное определение крахмала        14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        16

ПРИЛОЖЕНИЕ        17


ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире новейших информационных технологий, когда для всех важную роль играют такие качества, как мобильность, быстрота, компактность. Проблема здорового питания стала важна особенно в настоящее время, так как изменился образ жизни современного человека, экология и качество потребляемой пищи. С питанием люди получают вещества формирующие ткани организма, регулирующие жизненные процессы, восполняющие энергетические затраты, необходимые для жизнедеятельности. Современные болезни возникают из-за неправильного питания, то есть в рационе преобладают продукты, в которых много жира и сахара. Это вызывает ожирение, разные проблемы с желудочно-кишечным трактом, запоры и прочее.

Я попыталась выяснить, полезны ли чипсы, пользующиеся популярностью среди студентов.

Предмет исследования: качественный состав чипсов;

Объект исследования: чипсы.

Задачи:

  1. Найти информацию об истории возникновения чипсов;
  2. Проанализировать состав чипсов;
  3. Узнать о влиянии этих веществ на организм человека;
  4. Провести анкетирование среди студентов;
  5. Сделать выводы по результатам анализа, теоретического материала, анкетирования.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ЧИПСОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  1. История создания чипсов

Откуда же взялся такой заморский продукт, похожий на жаренную русскую картошку? Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены 24 августа 1853 г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильта его изобретательным шеф- поваром Д. Крамом. Привередливый миллионер трижды отсылал на кухню официанта, по его мнению, корнеплод был нарезан недостаточно тонко. И тогда Джордж Крам, не привыкший к тому, что посетители жалуются на его стряпню, не выдержал и решил проучить капризного гостя. Повар нарезал картошку так тонко, как мог. После обжарил ее в масле до хруста. К недоумению повара блюдо настолько понравилось миллионеру, что он только его и употреблял. Вскоре блюдо распробовали и другие посетители, и чипсы стали фирменным блюдом повара.

В 1860 году Джордж Крам открыл ресторанный бизнес, где готовили и подавали чипсы, а затем это блюдо стало популярным во всех ресторанах Америки.

До 1890 года чипсами можно было перекусить исключительно в ресторанах или закусочных. Ситуацию изменил Уильям Тэппенден – владелец небольшой закусочной в Кливленде. Он был первым, кто придумал продавать чипсы на улице в бумажных пакетиках! Тэппенден пошел на этот шаг в поисках новых клиентов во время кризиса. Он начал продажу чипсов из старого фургончика.

Спустя еще 36 лет родилась идея упаковывать чипсы в вощеную бумагу. Ее высказала Лора Скаддер. Такая упаковка позволила транспортировать чипсы и продлить срок их хранения. Таким образом, чипсы появились на полках супермаркетов. Однако массовое производство чипсов стало возможно только после изобретения машины для чистки картофеля. Несколько позже появляется и первая машина для промышленного производства чипсов. Ее создал Фриман Макбет. Его изобретение тут же приобрела одна из фирм, которая и начала серийное производство чипсов.

 Чипсы изготавливались без добавления соли или каких-либо приправ. В 1940 году фирма «Tayto» впервые начинает производство чипсов с вкусовыми добавками и начинает продавать чипсы с пакетиком соли.

 В Советском Союзе история создания чипсов начинается с 1963 года. Правда, назывались они не чипсы, а «Картофель московский хрустящий в ломтиках», который производился на «Моспищкомбинате №1». В России чипсы в современном их виде появились в середине 90-х годов и быстро получили широкое распространение.

При изготовлении хрустящего картофеля очень важно учесть химический состав картофеля и отобрать нужный сорт. Большое значение здесь имеет правило, которое уже приводилось применительно к производству сушеного картофеля, - низкое содержание сахара. Содержание глюкозы не должно превышать 0,4%, в противном случае при обжаривании картофеля обязательно образуются темноокрашенные меланоидины, которые отрицательно скажутся на внешнем виде готового продукта.

Нужно помнить, что в конце периода хранения содержание глюкозы и других редуцирующих сахаров в картофеле, как правило, бывает выше 1%. Поэтому до обжаривания картофель подвергают так называемому кондиционированию. Оно заключается в том, что клубни выдерживают в течение 3-4 дней при 20-25°С. В этих условиях в клетках картофеля протекает процесс, аналогичный тому, который имел место при накоплении в клубнях крахмала: глюкоза полимеризуется и превращается в крахмал. Из многочисленных сортов картофеля для производства хрустящего картофеля рекомендуются Лорх, Передовик, Октябренок, Кореневский.

Приготовление хрустящего картофеля складывается из таких операций: очистка и мойка картофеля, резка на ломтики, обсушка ломтиков, обжаривание, охлаждение и расфасовка.

Главной операцией в этой технологии является обжаривание ломтиков. Для этой цели годится любое растительное масло - кукурузное, хлопковое, арахисовое и др. - нагретое до 160-200°С.

Необходимо помнить, что в процессе обжаривания масло подвергается ряду нежелательных изменений. Оно гидролизуется и при этом образуются горькие жирные кислоты; оно окисляется (при этом образуются альдегиды и кетоны), полимеризуется и т.д., следовательно, масло надо защищать от внешних воздействий и периодически его менять. Рекомендуется добавлять к маслу антиоксиданты, чтобы предупредить его окисление.

Готовый продукт - тонкие хрустящие ломтики золотисто-желтого цвета. Не допускаются салистый, прогорклый, щиплющий привкусы.

Влажность чипсов колеблется от 4 до 7%. Содержание жира - не менее 32% и не более 36%.

По химическому составу хрустящий картофель представляет собой довольно питательный продукт: в нем содержится 40-45% крахмала, около 35% жира, 2-3,5% белков, 1,8-2% хлористого натрия (поваренной соли). Калорийность этого продукта высокая - 450-500 ккал в 100 г.

Совершенно другой продукт - картофельные крекеры. Это похожие на монетки кружочки диаметром 30-35 мм, толщиной 1 мм. Перед употреблением в пищу их поджаривают в растительном масле или в животном жире. При опускании в кипящее масло (температура масла 180-190°С) крекеры быстро вспучиваются и увеличиваются в объеме в 2-3 раза.

  1. Химический состав чипсов

Что входит в состав чипсов? Если взять в руки упаковку средней ценовой категории в супермаркете, можно увидеть следующий состав: картофель, растительное масло, усилитель вкуса и аромата, дрожжи, сахар, специи, стабилизатор и краситель. Также производители могут добавлять ароматизаторы, добавки и порошки, к примеру, бекона или сметаны для придания продукту характерного вкуса. Однако вместе с традиционными видами чипсов можно и встретить те, которые следует называть не чипсами, а картофельно-пшеничной закуской, так как соответствующего овоща в них до 40 %, а делаются они в большинстве своем из муки и крахмала, которые по-другому называются картофельным порошком.

Помимо ароматизаторов, стабилизаторов и красителей, это глутамат натрия, благодаря которому чипсы кажутся невероятно вкусными. Главная задача добавки – стимулировать рецепторы, чтобы вкус еды казался более насыщенным и ярким. Поэтому если после чипсов съесть обычное мясо, в которое не добавлено много специй, оно покажется пресным и несоленым.

  1. Влияние ингредиентов, входящие в состав чипсов, на организм человека.

Как видно из таблицы кроме натуральных продуктов (картофеля и растительного масла), сахара, соли в состав чипсов входят различные синтетические вещества: углеводы, пищевые добавки, обозначенные большой буквой «Е» с соответствующим номером. Благодаря синтетическим пищевым добавкам, чипсы имеют разные вкусы и ароматы, «хрустят» и долго хранятся. Рассмотрим более подробно основные синтетические составляющие чипсов:

Лактоза — молочный сахар, состоит из молекул глюкозы и галактозы, очень сладкий. Лактоза относится к углеводам, которые увеличивают усвоение кальция в организме. Однако, есть люди, которые не переносят лактозу. У таких людей недостаток фермента лактазы, который расщепляет лактозу. В результате в кишечнике происходит брожение молочного сахара, а следствием этого может быть тошнота, вздутие, газы, диарея.

Глутамат натрия, Е621 — получают в промышленности из тростникового и свекловичного сахара или из пшеничной клейковины. Он придает растительным блюдам Глутамат (глутаминат) натрия - натриевая соль глутаминовой кислоты. привкус и аромат мяса, однако избыток этого вещества в пище приводит к размягчению костной ткани организма, образованию хрящевых участков, нарушает функцию щитовидной железы. Употребление глутамата натрия в пределах рекомендуемых норм обычно безопасно. Но у некоторых людей возможны аллергические реакции, головокружение, тошнота.

Лимонная кислота, Е330 — Применяется в пищевой промышленности как вкусовая добавка, регулятор кислотности и консервант. Не рекомендуется людям с повышенной кислотностью желудка. Лимонная кислота в больших дозах может иметь канцерогенный эффект. Встречается индивидуальную непереносимость лимонной кислоты. При нагревании выше 175 °C разлагается на углекислый газ и воду. Антиоксидант.

Ацетат натрия, Е262 — Применяется в качестве консерванта. Также добавка E262 в качестве ароматизатора при производстве чипсов, придавая продукции слегка уксусный вкус и аромат. В допустимых дозах безопасен, но в больших концентрациях может вызывать расстройство желудочно-кишечного тракта, раздражение кожи и глаз.

Ортофосфат кальция, Е341 — Пищевая добавка Е341 мало изучена. По некоторым данным фосфаты кальция обладают канцерогенным воздействием и повышают уровень содержания вредного холестерина в крови. Может вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта. Регулятор кислотности: Вещества, устанавливающие и поддерживающие в пищевом продукте определенное значение pH.

Крахмал в организме подвергается гидролизу, конечным продуктом является глюкоза, избыток ее откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. Но малоподвижный образ жизни не требует большого количества энергии, нарушается баланс между поступлением в организм и расходом энергоемких веществ, а это приводит к ожирению.

Эмульгатор Е471 — моно- и диглицериды жирных кислот, добывается из вполне натуральных продуктов путём специфической обработки. К примеру, из глицерина. Формально добавка Е471 безвредна для человеческого организма, и исследования, в общем-то, это подтверждают. Но здесь имеет место быть типичная уловка — сама добавка, вполне возможно, безвредна, но те пищевые продукты, которые создаются с её участием, никак не могут быть безвредными. Е471 участвует в производстве жирных и молочных продуктов. Содержит так называемые трансжиры, которые оказывают невероятно губительное действие на наш организм. Отчаянно пытаясь вывести эти ядохимикаты из организма, страдают такие органы, как печень, почки и кишечник. Деятельность этих органов нарушается, и начинается разрушение организма. Диабет, болезни сердца, атеросклероз — это неполный список того, к чему приводит употребление трансжиров.

 Рекомендации по использованию чипсов в качестве продуктов питания.

  1. Следует внимательно изучать состав продукта;
  2. При выборе чипсов избегать тех, в которых содержится много химических незнакомых веществ;
  3. Обращать внимание на срок годности чипсов. Чем больше срок годности продукта, тем больше в нем консервантов;
  4. Низкая цена может являться сигналом, что в продукции использовалось дешевое сырье;
  5. По возможности употреблять чипсы, приготовленные в домашних условиях по специальному рецепту.

Рецепт домашних чипсов:

Ингредиенты:

  1. Картофель;
  2. Растительное масло;
  3. Соль (или другие специи по вкусу).

Рецепт приготовления:

  1. Нарезаем тонким слоем картофель;
  2. Посыпаем солью и приправами;
  3. Добавляем растительное масло;
  4. Ставим в духовку при 180 градусах на 15 минут;
  5. Чипсы готовы к употреблению.

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ЧИПСОВ

Объект исследования: Картофельные чипсы.

Реактивы и оборудование: 5% - ный раствор нитрата серебра, 3% - ный спиртовой раствор йода, азотная кислота, дистиллированная вода, лабораторный штатив, штатив с пробирками, фильтровальная бумага, чашка для выпаривания, сухое горючее, спички.

  1. Качественное определение жиров

Кладу большой чипс на фильтровальную бумагу и сгибаю её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляю кусочки чипса с фильтровальной бумаги и смотрю через бумагу на свет. Количество масла оцениваю по размеру пропускающего свет пятна. На выданном образце фильтровальной бумаги видны жирные пятна. Заполняя пространство между волокнами бумаги, масла - уменьшают рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Результат: Наличие пятен на фильтровальной бумаге свидетельствует о содержании в чипсах жирных кислот (см. Рисунок 1).

https://sun9-18.userapi.com/impg/sT77GYtwj6sPrELqn_ZTwxqmqzg2ZvU71oEr-g/IfngQKRTby4.jpg?size=780x1052&quality=96&sign=28718a85961beab002edc9de54d4cfc5&type=album

Рисунок 1 - Наличие жира

  1. Качественное определение хлорид – ионов

Взяли большой чипс из пакетика, измельчили его и поместили в пробирку. Прилили воду. Нагрели содержимое пробирки в течение 1 минуты. Охладили растворы и профильтровали их. К фильтрату прибавили по 3 капли раствора нитрата серебра, отметили интенсивность выпавшего осадка (см. Рисунок 2).

Результат: выпадает белый творожистый осадок AgCl – не растворимый в азотной кислоте, по этому признаку можно сделать заключение о присутствии в растворе хлорид – ионов: (см. Рисунок 3).

Ag+ + Cl־ → AgCl↓

https://sun9-6.userapi.com/impg/jzLibzcYGXyKOBi0u2gYWg94z6u-859h0mJSTQ/LDvYvs1oxow.jpg?size=780x1052&quality=95&sign=b5d6c996c09a310c6718bf21cebe0f95&type=album

Рисунок 2 - Нагревание пробирки

https://sun9-74.userapi.com/impg/cPtklBEFKszVEL3WCwvF8POKrDySWOrkUsHvTQ/TlxA2Os1bv0.jpg?size=780x1052&quality=95&sign=8a9730554b10d7880d8bbd94d186c73b&type=album

Рисунок 3 - Выпадение осадка

  1. Качественное определение крахмала

Взяли большой чипс из исследуемого пакетика. Капнули раствором йода на каждый чипс, отметили интенсивность окраски.

Результат: из-за содержания в чипсах крахмала при добавлении 3%- ного спиртового раствора йода появляется тёмно-синее окрашивание. Этими свойствами пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах (см. Рисунок 4).

https://sun9-34.userapi.com/impg/IkFSiaRsKwSlsatEKya8hjrwvUwrNSh7_x1Tjg/CMSU5rjZSJI.jpg?size=780x1052&quality=96&sign=7edd61e96b161b4579e1f9ba42637a2d&type=album

Рисунок 4 - Определение крахмала


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чипсы — это жирная высококалорийная жареная пища.

Полноценное питание является одним из наиболее существенных и действенных факторов, обеспечивающих правильные процессы развития организма, а также укрепления здоровья в детском возрасте.

В результате теоретического исследования состава чипсов было установлено, что в них содержатся как полезные (белки, углеводы и жиры), так и вредные вещества (ароматизаторы, канцерогены, опасные пищевые добавки). На основе различных данных мы провели их исследование и узнали, что они действительно представляют опасность, так как они негативно воздействуют на наш организм и нарушают работу желудочно-кишечного тракта, в результате чего мы часто жалуемся на острые боли в области живота.

В результате соцопроса я выяснила, что мои одногруппники знают о вреде чипсов.

Лучше всего употреблять чипсы, приготовленные в домашних условиях, т.к в них нет химических добавок и токсичных веществ и они менее вредны для здоровья.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чипсы
  2. https://clubhistory.ru/eda/istoriya-chipsov.html
  3. https://foodandmood.com.ua/rid/guide/709544-chipsy-istorija-hrustjacshej-kartoshki
  4. https://elementaree.ru/blog/science/chem-vredny-chipsy-dlya-organizma/
  5. https://roscontrol.com/journal/tests/kartofelnie-chipsi-nepoleznie-no-neopasnie/
  6. https://www.russianfood.com/recipes/bytype/?fid=1608
  7. https://fb.ru/article/247762/sostav-chipsov-est-li-kartofel-v-kartofelnyih-chipsah

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Я провела социологический опрос среди учащихся 1 курса. В опросе участвовало 25 человек.

Учащиеся, которые употребляют в пищу чипсы:

Количество употребления

Процент учащихся

Раз в год

15%

Раз в месяц

37%

Раз в неделю

30%

Раз в день

18%

Вывод: больше всего чипсов употребляют раз в месяц.

Студенты думают, что чипсы состоят из:

Процент учащихся

Только из натуральных продуктов с ароматизаторами

60%

Из ненатуральных продуктов

40%

Вывод: Студенты не знают истинный состав чипсов.

Зная, что чипсы вредны для здоровья:

Процент учащихся

Перестают есть вообще

0%

Продолжают есть дальше

59%

Снижают дозу употребления

41%

Вывод: Многие студенты продолжают употреблять чипсы, зная, что они вредны для здоровья.

На что обращают внимание при выборе чипсов:

Процент учащихся

Марка производителя

37%

Вкусовые особенности

41%

Цена

22%

Вывод: Студентам при выборе чипсов важны вкусовые особенности.

Какие чипсы предпочитают учащиеся:

Марка производителя чипсов

Процент учащихся

Lays

48%

Московский картофель

15%

Pringles

26%

Другие марки

11%

Вывод: Самые популярные чипсы, среди студентов — это «Lays».


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

  1. Укажите, как часто Вы едите картофельные чипсы:
  1. Раз в год;
  2. Раз в месяц;
  3. Каждый день;
  4. Раз в неделю.
  1. Как вы считаете, из чего состоят чипсы?
  1. Только из натуральных продуктов;
  2. Из натуральных продуктов с ароматизаторами;
  3. Из ненатуральных продуктов.
  1. Зная, что чипсы вредны для здоровья, вы…?
  1. Перестанете их есть вообще;
  2. Сократите их употребление;
  3. Продолжите их есть в том же количестве.
  1. При выборе чипсов, на что вы обращаете внимание?
  1. Вкус;
  2. Марка производителя;
  3. Цена.
  1. Какую марку чипсов вы предпочитаете?
  1. Lays;
  2. Московский картофель;
  3. Pringles;
  4. Другие марки чипсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Карта реализации проекта "Удивительные проекты"

Карта представляет собой паспорт проекта,в котором указываются основание для разработки, цели, задачи, сроки выполнения и оформления данной работы, структуру поэтапной раработки с указанными видами де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...