Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», профессия 43.01.09 повар, кондитер
методическая разработка

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, проверяемых в рамках промежуточной аттестации на экзамене (зачете) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie_pk.docx193.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\logotip2.png

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский колледж индустрии питания и торговли»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА) ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

ОУДБ.09 «Естествознание»,

ПРОФЕССИЯ 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

Челябинск 2019

ОДОБРЕН

Председатель ПЦК

_________ Заблоцкая А.Б.

Протокол от 28 ноября 2019 г. № 4

Предметно-цикловой комиссией

СОГЛАСОВАН

Директор по производству ИП Котенко Н.В.

кафе «Гурман»

____________ Н.В. Котенко

«____» ____________ 2019 г.

УТВРЕЖДАЮ

Зам. директора по УР

 О.Н. Худякова

28 ноября 2019 г.

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, проверяемых в рамках промежуточной аттестации на экзамене (зачете) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

Разработчики:

Харламова Ольга Васильевна преподаватель общеобразовательного цикла ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

Хусаинова Альбина Раильевна – председатель предметно-цикловой комиссии, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

Худякова Ольга Николаевна  – заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

Эксперт:

Н.В. Котенко, директор по производству ИП Котенко Н.В. кафе «Гурман»

СОДЕРЖАНИЕ

I

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

3

1.1

Область применения

3

1.2

Требования к результатам обучения обучающегося

3

1.3

Перечень результатов освоения программы учебной дисциплины

4

1.4

Тип задания

6

1.5

Время выполнения задания

6

1.6

Используемые образовательные стандарты

6

II

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА (зачета)

7

2.1

Кадровое обеспечение оценочных мероприятий

7

2.2

Организация и проведение экзамена

7

III

ЗАДАНИЕ ЭКЗАМЕНА(зачета)

8

3.1

Описание заданий экзамена(зачета)

8

IV

Оценка результатов экзамена(зачета)

12

Приложение А Тестовое задание

13

Приложение Б Практическое задание

18

Приложение В Протокол заседания экзаменационной комиссии экзамена (зачета)


I СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1.1 Область применения

Комплект оценочных средств предназначен для оценки экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание» (химия), основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, направленного по оценки сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов.

Комплект оценочных средств создан на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Естествознание» (химия), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования

Содержание комплекта контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Естествознание» (химия) разработано с ориентацией на социально-экономический профиль профессионального образования. При освоении профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).

1.2 Требования к компетентности экзаменуемого 

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

Код

Результаты достижений

Личностные

Л. 01

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

Л. 02

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области

естественных наук;

Л. 03

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Л. 04

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

Л. 05

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные

знания с использованием для этого доступных источников информации;

Л. 06

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

Л.07

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

Метапредметные

М. 01

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

М. 02

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

М. 03

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

М. 04

− умение использовать различные источники для получения естественно-

научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

Предметные

П. 01

− сформированность представлений о целостной современной естественно-

научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

П. 02

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

П. 03

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

П. 04

− сформированность представлений о научном методе познания природы и

средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами

естественно - научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

П. 05

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно - научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

П. 06

− сформированность умений понимать значимость естественно - научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

1.3. Перечень результатов освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» (химия)

Коди-фикатор элементов содержания

Содержание обучения 

Коди-фикатор требований к уровню подготовки обучающихся дисциплине

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

1. Общая и неорганическая химия

1

Введение. Основные понятия и законы

 Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

Строение вещества.

Вода. Растворы.

Химические реакции.

Классы неорганических соединений и их свойства.

Металлы и неметаллы.

Д 1.1.

- знать химические понятия : «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие»,

Д 1.2.

-знать формулировки основных законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Д 1.3.

- знать характеристику состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов

Д 1.4

- знать характеристику состава, строения и общих свойств важнейших

классов неорганических соединений

Д 1.5.

- знать характеристику важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.

Д 1.6

- формулировки основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Д 1.7

-характеристик строения атомов и кристаллов и на этой основе

общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

Д 1.8

- называния изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул

Д 1.9

-сущности химических процессов.

Д 1.10

-классификация химических реакций по различным признакам

Д 1. 11

-установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений, между строением атома и закономерностями изменения свойств

элементов и образованных ими веществ в периодах и группах

Д 1. 12

-раскрывать физический смысл символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и

Д 1. 13

- давать характеристику элементов малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева, строения атомов и кристаллов и на этой основе общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

Д 1. 14

- устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов, зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Д 1. 15

-использовать в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Д 1. 16

-называть изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Д 1. 17

-отражать химические процессы с помощью уравнений химических

Д 1. 18

- выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Д 1. 19

- проводить эксперимент наблюдать, фиксировать и описывать результаты

Д 1. 20

-проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

2. Органическая химия

2

Основные понятия и теория строения органических соединений.

Углеводороды и их природные источники.

Кислородсодержащие соединения.

 Азотсодержащие органические соединения

Д 2.1

-химический понятий «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

Д 2.2

- формулировок основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

Д 2.3

- называния изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул

Д 2.4

сущности химических процессов.

-классификация химических реакций по различным

Д 2.5

- описывать состав и свойства важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов

(глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

Д 2.6

-использовать в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики

Д 2.7

- называть изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Д 2.8

-отражать химические процессы с помощью уравнений химических

Д 2.9

- выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Д 2.10

- проводить эксперимент наблюдать, фиксировать и описывать результаты

Д 2.11

- проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

3. Химия и жизнь

3

Химия и организм человека. Химия в быту

Д 3.1

-химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

.

Д 3.2

- правил экологически грамотного поведения в окружающей среде

Д 3.3

- о влиянии химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Д 3.4

- правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

умения

Д 3.5

- объяснять химические явления, происходящих в природе, быту

и на производстве.

Д 3.6

-соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде

Д 3.7

- проводить оценку влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. - соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Д 3.8

- проведения критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

1.4 Тип задания

Задание экзамена (зачета) дисциплины «Естествознание» (химия) общеобразовательного цикла, состоит из 2-х этапов:

Теоретический этап – решение тестового задания

Практический этап– решение учебных задач, при решении которых могут использоваться сборники и нормативные и справочные источники.

1.5 Время выполнения задания

Максимальное время выполнения заданий - 2 академических часа, из них:

           - инструктаж экзаменуемых, по ознакомлению с заданием и правилом выполнения - 5 минут;

- выполнение тестового задания – (45 минут)

- решение учебно-профессиональных задач– (40 минут)

- проверка выполненного задания 30 минут.

1.6 Используемые стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2016 года, регистрационный № 44898; (далее – ФГОС СПО) с учетом примерной основной образовательной программы СПО (ПООП СПО).

 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования , с учетом профиля получаемой профессии, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

        II РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА (ЭКЗАМЕНА)

2.1 Кадровое обеспечение оценочных мероприятий

№ п/п

Лицо (а) осуществляющее(ие) оценочные процедуры

Требования к квалификации

Обязанности

1

Преподаватель дисциплин, общеобразовательного цикла

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

Оценка качества выполнения заданий в соответствии с критериями оценки заявленного задания

2.2 Организация и проведение экзамена (зачета)

2.2.1 Выполнение заданий экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла осуществляется в кабинете теоретического обучения в течение 2 академических часа. Распределение времени прописано в пункте 1.5.

2.2.2 Для всех экзаменуемых предусмотрено выполнение задания одного варианта, который предоставляется каждому экзаменуемому в печатном виде на каждом этапе экзамена (теоретического и практического) и шариковая ручка.

Первым проводиться теоретический этап, задание выполняется в строго отведённое время, какими - либо источниками пользоваться запрещено, после выполнения задание сразу сдается на проверку.

Приступая ко второму практическому этапу для решения учебных задач, всем экзаменуемым обязательно предоставляется задание в печатном виде, необходимые для выполнения справочные материалы, после выполнения задание сразу сдается на проверку.

2.2.3 Во время проведения экзамена обеденный перерыв не предусмотрен. В случае возникновения внепланового технического перерыва, время на выполнения заданий увеличивается на его срок.

2.2.4 В случае возникновения несчастного случая или болезни экзаменуемого председателем ЭК незамедлительно принимаются действия по привлечению ответственных лиц для оказания медицинской помощи. Далее принимается решение об отстранении экзаменуемого от дальнейшего участия в экзамене или назначении ему дополнительного времени в пределах времени, предусмотренного планом проведения экзамена.

2.2.5 В случае отстранения экзаменуемого от дальнейшего участия в экзамене ввиду болезни или несчастного случая, ему начисляются баллы за любую завершенную работу.

2.2.6 Вышеуказанные случаи подлежат обязательной регистрации в протоколе учета времени и нештатных ситуаций Приложение Б.

2.2.7 Участник, нарушивший правила поведения на экзамене, и чье поведение мешает процедуре проведения экзамена, получает предупреждение с занесением в протокол учета времени и нештатных ситуаций, который подписывается председателем и всеми членами ЭК. Потерянное время при этом не компенсируется участнику, нарушившему правило.

2.2.8 После повторного предупреждения участник удаляется с кабинета, вносится соответствующая запись в протоколе с подписями председателя и всех членов ЭК.

III ЗАДАНИЕ ЭКЗАМЕНА (зачета)

3.1 Описание заданий экзамена (зачета)

3.1.1 Тестовые задания нацелены на выявление уровня овладения обучающимися специфику дисциплины «Естествознание. Химия», его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру естественно научного образования. Задания формируются исходя из необходимости оценки уровня овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов по дисциплине «Естествознание. Химия» Объектами контроля служат знания и умения обучающихся, сформированные при изучении следующих разделов раздела химии: «Общая и неорганическая  химия», «Органическая химия», «Химия и жизнь». В содержание комплекта контрольно оценочных средств включены знания на определение. сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса химии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении химических процессов, явлений. Овладение умениями по работе с информацией химического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде химических уравнений, формул, схем, таблиц).

Предметные результаты обучения

Контролируемые

элементы

содержания

Контролируемые требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

кода требований

Форма вопроса, количество баллов

максимальное

количество

баллов

Количество баллов

Количество баллов

Количество баллов

П.01

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

П. 02

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий

П.03

сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя

П. 05

владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно - научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию

Общая и неорганическая  химия

-химический понятий : «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», 

Д 1.1

1

7

2

5

3

6

28

4

4

5

6

- формулировок основных законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Д 1.2.

6

1

7

1

2

- характеристик состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов

Д 1.3.

8

1

9

1

2

- характеристик состава, строения и общих свойств важнейших

классов неорганических соединений

Д 1.4

10

1

11

1

2

- характеристик важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.

Д 1.5.

13

1

14

1

2

- формулировки основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Д 1.6

15

1

1

-характеристик строения атомов и кристаллов и на этой основе

общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

Д 1.7

16

1

17

1

2

- называния изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул

Д 1.8

12

6

6

-сущности химических процессов.

Д 1.9

20

1

21

1

2

-классификация химических реакций по различным признакам

Д 1.10

18

1

1

Органическая химия

химический понятий «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

Д.2.1

22

3

3

формулировок основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

Д.2.2

23

1

1

 называния изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул

Д.2.4

24

8

8

сущности химических процессов.

Д 2.5

25

1

26

1

29

1

2

классификация химических реакций по различным признакам

Д 2.6

27

1

30

1

19

1

2

Химия в быту

химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Д 3.1

28

1

31

1

32

1

3

- правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Д 3.2

33

1

34

2

3

- о влиянии химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Д 3.3

35

1

36

1

2

правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Д. 3.4

37

1

38

4

5

Итого

81

Варианты тестовых заданий представлены в Приложении А.

Форма вопроса «одиночный выбор» - вопрос закрытой формы с выбором одного варианта ответа состоит из неполного утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно из которых являются правильным.

Форма вопроса «множественный выбор» - вопрос закрытой формы с выбором нескольких вариантов ответа состоит из неполного утверждения с несколькими ключевым элементами и множеством допустимых заключений, несколько из которых являются правильными.

Форма вопроса «установление правильной последовательности» - вопрос на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.

Форма вопроса «установление соответствия» - вопрос на установление соответствия состоит из нескольких групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1, но не более 1:4 (одному элементу первой группы соответствует от одного до четырех элемент второй группы). Внутри каждой группы все элементы однородные.

Выполнение задания «Тестирование» могут реализовываться посредством применения прикладных компьютерных программ, что обеспечивает возможность генерировать для каждого участника уникальную последовательность заданий, содержащую требуемое количество вопросов из каждого раздела и исключающую возможность повторения заданий.

При выполнении задания «Тестирование» обучающемуся предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд вопросов с возможностью последующего возврата к пропущенным заданиям.

3.1.2 Учебные задачи сформированы в соответствии требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) представленных в п. 1.3.

Предметные результаты обучения

Контролируемые

элементы

содержания

Контролируемые требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

№ в соответствии

с декомпозицией компетенций

№ задачи

максимальное

количество

баллов

П. 03

сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

П. 04

сформированность представлений о научном методе познания природы и

средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами

естественно - научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов

П.06

сформированность умений понимать значимость естественно - научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей

Общая и неорганическая химия

Органическая химия

-установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений, между строением атома и закономерностями изменения свойств

элементов и образованных ими веществ в периодах и группах

Д 1.11

1(б)

3

устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов, зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Д 1.14

-раскрывать физический смысл символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и

Д 1.12

2

6

- давать характеристику элементов малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева, строения атомов и кристаллов и на этой основе общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

Д 1.13

1(а)

14

-использовать в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Д 1.15

3

4

-называть изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Д 1.16

4

16

-отражать химические процессы с помощью химических уравнение

Д 1.17

5

4

- выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Д 1.18

Д 2.9

Д 3.4

6

34

- проводить эксперимент наблюдать, фиксировать и описывать результаты

Д 1.19

Д 2.10

-проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Д 1.20

Д 2.11

7

6

проведения критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

Д 3.8

- описывать состав и свойства важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов

(глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

Д 2.5

8

20

Химия и жизнь

объяснять химические явления, происходящих в природе, быту

и на производстве.

Д 3.5

9

27

соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Д 3.6

10

9

проводить оценку влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Д 3.7

11

10

Итого

153

Варианты практических задач представлены в Приложении Б.

При решении задач обучающемуся предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд задач с возможностью последующего возврата к пропущенным задачам.

Максимальное количество - балл.

IV ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАЧЕТА

4.1 В ходе оценки заданий экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла используются

-  эталоны ответов, на теоретическом этапе решение тестового задания, и на практическом этапе – решение учебных задач, наблюдение за проведением эксперимента

4.3 Шкала перевода баллов в оценку:

Кол-во баллов

% выполнения

Оценка

234 -199

100 - 85

отлично

198-162

84 - 69

хорошо

161 - 122

68 - 53

удовлетворительно

121 и меньше

Меньше 53 %

неудовлетворительно

4.4 Положительное решение о выполнении требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) принимается в случае, если соискатель набрал не менее 121 баллов из 234 баллов возможных

В случае, если обучающийся набрал менее 111 баллов, то экзаменационная комиссия выставляет оценку - основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) не освоены.

Приложение 1

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Профессии 43.01.09 ПОВАР, кондитер студент(а)(ки)__________________________________________________ группы № _____

  1. по экзамену (зачету) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание. Химия»,

1. Соотнесите химические понятия:

Химические понятия

Формулировка

1. «вещество»

А) электрически нейтральная частица, образованная из двух или более связанных ковалентными связями атомов.

2. «химический элемент»

Б) электрически заряженная частица, образующаяся при отрыве или присоединении одного или нескольких электронов

3. «атом»

В) разновидность одного и того же химического элемента, имеющих одинаковый заряд ядра ,но разное число нейтронов.

4. «молекула»

Г) совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра и числом протонов, совпадающим с порядковым (атомным) номером в таблице Менделеева

5. «ион»

Д) устойчивая совокупность частиц, обладающая определенными химическими и физическими свойствами

6. «аллотропия»

Е) частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств

7. «изотопы

Ж) существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента

2. Соотнесите химические понятия

Химические понятия

Формулировка

1. «относительные атомная масса»

А) значение, показывающее, во сколько раз масса молекулы превышает 1/12 часть массы углерода

2. «относительно молекулярная масса»

Б) характеристика вещества, отношение массы вещества к количеству молей этого вещества, то есть масса одного моля вещества

3. «моль»,

В) отношение объёма вещества к его количеству, численно равен объёму одного моля вещества.

4. «молярная масса»,

Г) значение массы атома, выраженное в атомных единицах массы.

5. «молярный объем газообразных веществ»

Д) физическая величина, характеризующая количество однотипных структурных единиц, содержащихся в веществе.

3. Соотнесите химические понятия

Химические понятия

Формулировка

1. «химическая связь»,

А) способность атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей

2. «электроотрицательность»,

Б) вещества, мельчайшими структурными частицами которых являются атомы или ионы

3. «валентность»

В) это взаимодействие атомов, обуславливающее устойчивость молекулы или кристалла как целого.

4. «степень окисления»

Г) вещества, состоящие из однотипных молекул, имеющих в своем составе один и тот же набор атомов

5. «вещества молекулярного строения»

Д) условный заряд атома в соединении, если считать, что связь в нём ионная

6. «вещества немолекулярного строения

Е) это свойство атома притягивать к себе общие электронные пары, образующиеся химическую связь.

4. Соотнесите химические понятия

Химические понятия

Формулировка

1. «растворы»,

А) вещество, расплав или раствор которого проводит электрический ток вследствие диссоциации на ионы.

2. «электролит»

Б) это вещества, водные растворы или расплавы которых  не проводят электрический ток

3. «неэлектролит»

В) процесс распада вещества на свободные ионы при его растворении или расплавлении

4. «электролитическая диссоциация»

Г) гомогенная смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

5. Соотнесите химические понятия

Химические понятия

Формулировка

1. «окислитель»

А) атомы, которые свои электроны способны отдавать другим атомам, переходя при этом в положительно заряженные ионы

2. «восстановитель»

Б) изменение количества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства.

3. «окисление»

В) вещество, в состав которого входят атомы, присоединяющие к себе во время химической реакции электроны.

4. «восстановление»

Г) состояние химической системы, в которой протекает одна или несколько химических реакций, причём скорости в каждой паре прямой-обратной реакции равны между собой.

5. «скорость химической реакции»

Д) это процесс, в результате которого: частица (атом, ион или молекула) принимает один или несколько электронов; происходит понижение степени окисления какого-либо атома в данной частиц

6. «химическое равновесие»

Е) химический процесс, сопровождающийся увеличением степени окисления атома окисляемого вещества посредством передачи электронов от атома к атому окислителя

6. Данная формулировка: Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ, является

А. Законом сохранения массы вещества

Б. Законом постоянства вещества

В. Законом сохранения массы и постоянства вещества

Г. Термином массы вещества

7. Данная формулировка: Всякое чистое вещество независимо от способа его получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав, является

А. Законом сохранения массы вещества

Б. Законом постоянства вещества

В. Законом сохранения массы и постоянства вещества

Г. Термином химической формулы вещества

8. Атомы этих элементов имеют небольшие радиусы, а количество электронов на внешнем уровне от 4 до 7

А. Металлы

Б. Неметаллы

В. Благородные газы

Г. Лантаноиды

9. В ряду F,O,N,CL,Br,I,S,C,Se,P,As,Si,H окислительные свойства

А. уменьшаются

Б. увеличиваются

В. не изменяются

Г нет верного ответа

10. Формулы только кислот приведены в ряду

А. НСl, NaCl, HNO3 

Б. Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2

В. H2SO3, H2SO4, H2S

Г. Na2O, NaNO3, HNO3

11. Формулы только солей приведены в ряду

А.  K2СО3, Н2СО3, KOH                           В.   АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3    

Б)  H2S, Ba(NO3)2, BaCl2                          Г.  Cu(OH)2, CuSO4, CuS

12. Соотнесите название веществ к их названиям

Формула веществ

Название веществ

1. Fe(OH)2,

А. Серная кислота

2. NaNO3,

Б. Оксид азота (III)

3. N2O5

В. Нитрат натрия

4. N2O3

Г. Сернистая кислота

5. H2SO3

Д. Оксид азота (V)

6. H2SO4

Е. Гидроксид железа (II)

13. Формула вещества, образованного ковалентной неполярной связью:

А. SiO

Б. F2

В. CaO

Г. H2S

14. Верны ли следующие суждения?

1. Для вещества с ионной связью характерны тугоплавкость, пластичность и высокие температуры плавления.

2.. Ковалентная полярная связь образуется за счет образования общих электронный пар.

А. верно только 1

Б. верно только 2

В. оба суждения верны

Г. оба суждения неверны

15. Верны ли следующие основные положения Теории электролитической диссоциации:

1. Молекулы распадаются на положительно и отрицательно заряженные ионы (простые и сложные).

2. Под действием электрического тока катионы (положительно заряженные ионы движутся к катоду(-), а анионы (отрицательно заряженные ионы) к аноду(+)

А. верно только 1

Б. верно только 2

В. оба суждения верны

Г. оба суждения неверны

16. Кристаллическая решётка меди

А. ионная

Б. металлическая

В. молекулярная

Г. атомная

17. Выберите тип кристаллической решетки веществ, для которых характерны следующие свойства: низкие температуры плавления, летучесть, малая твердость:

А. атомная

Б. молекулярная

В. ионная

Г. металлическая

18. Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом относится к реакциям

А. замещения, экзотермическим

Б. соединения, экзотермическим

В. обмена, эндотермическим

Г. соединения, эндотермическим

19. Образование аммиака сопровождается:

А. экзотермическим эффектом;

Б. эндотермическим эффектом

В. оба ответа верны

Г. оба ответа не верны

20. Количественное соотношение между изменением внутренней энергии, теплотой и работой устанавливает:

А. первый закон термодинамики;

Б.  второй закон термодинамики;

В. третий закон термодинамики

Г. все представленные законы

21. Мерой неупорядоченности состояния системы служит термодинамическая функция:

А. внутренняя энергия

Б. энтропия

В. энтальпия

Г. теплота

22. Соотнесите химические понятия

Химические понятия

Формулировка

1. «углеродный скелет»

А) явление при котором существует несколько веществ имеющие одинаковый состав, но разное строение

2. «функциональная группа»

Б) последовательность химически связанных между собой атомов углерода.

3. «изомерия»

В) атом или группа атомов, определяющие принадлежность соединения к определенному классу и обуславливающая важнейшие химические свойства веществ.

23. Согласно теории химического строения, свойства веществ зависят:

А. только от их количественного и качественного состава

Б. только от порядка соединения атомов в молекуле

В. от наличия функциональных групп

Г. от состава и химического строения вещества

24. Установите соответствие между названием вещества и его структурной формулой

Название веществ

Формула веществ

1.  бутановая кислота

А. С3Н6

2. пропен

Б. С3Н5(ОН)3

3. глицерин

В СН3- СН2-ОН

4. уксусная кислота

Г. СН3- СН2- СН2-СООН

5. этиловый спирт

Д CH3CHO

6. ацетальдегид

Е. СН3СООН

7. глицин

Ж. (C6H11O5)n

8. крахмал

З NH2-CH(CH3)-COOH

25. Какие свойства проявляют амины:

А. кислотные

Б. основные

В. амфотерные

Г. свойства солей

26. В состав аминокислот входят функциональные группы:

А. - NН2 и - СНО

Б. - NO2 и - СООН

В. -NН2 и -СООН

Г. -NH и -СООН

27. Гидролизу подвергаются:

А. фруктоза

Б. крахмал

В. глюкоза

Г. рибоза

28. При спиртовом брожении глюкозы образуется

А. CH3COOH

Б. C2H5OH

В. CH3CHOHCOOH

Г. CH3CH2CH2COOH

29. Функциональная группа спиртов:

А. ОН

Б. NO2

В. CO

Г. COOH

30. Нетипичными для алканов являются реакции:

А. замещения

Б. присоединения

В. горение

Г дегидрирование

31. Непредельных жирных кислот в сливочном масле можно обнаружить с помощью любого из реактивов:

А. раствор КМnО4

Б .Ag2O и Сu(OH)2

В. бромная вода и водород

Г. бромная вода и раствор КМnО4

32. Бытовой газ в смеси с воздухом взрывоопасен 

А. 1-2%

Б. 5-15%

В. 2-4%

Г. не взрывоопасен

33. Какое вещество нейтрализует Hg, если разобьется ртутный термометр.

А. этанол

Б. спиртовой раствор йода

В. вода

Г. хлорсодержащий препарат

34. Укажите экологически грамотного поведения человека

А. использование «бумажных» стаканчиков

Б. Ходить за покупками без многоразовой сумки.

В. Выбрасывать солевые батарейки, пластиковые бутылки, бумагу.

Г. Покупать только то, что действительно необходимо

35. Основной загрязнитель воды вызывающие гибель живого:

А. бытовой мусор

Б.  промышленные отходы

В. нефть и нефтепродукты

Г. тяжелые металлы

36. Какое влияние оказывает внесение в почву удобрений?

А. улучшается качество продуктов питания

Б. ухудшается качество продуктов питания

В. изменяется вкус продуктов питания

Г. ни каких изменений нет

37. Верны ли следующие утверждения о правилах работы с органическими растворителями?

1. Работу с легковоспламеняющимися растворителями следует проводить вдали от огня.

2. Отработанные органические растворители необходимо выливать в раковину.

А.  Верно только 1

Б.  Верно только 2

В.  Верны оба утверждения

Г. Оба утверждения неверны

38. Установите соответствие между емкостью и её назначением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ЁМКОСТЬ

НАЗНАЧЕНИЕ

1. круглодонная колба

А. отбор раствора определенного объема

2. пипетка

Б. измерение объема растворов

3. мерный стакан

В. разделение не смешивающихся жидкостей

4. делительная воронка

Г. реакционная емкость для работы в вакууме

Эталон ответов

№ вопроса

Правильный ответ

Кол-во баллов

№ вопроса

Правильный ответ

Кол-во баллов

1

1. Д 2. Г.

3 Е. 4.А

5.Б 6. Ж

7. В

7

21

Б

1

2

1. Г2. А

3. Д 4.Б 5 В

5

22

1. Б. 2В 3А

2

3

1. В 2. Е

3. А 4.Д

5.Г 6. Б

6

23

Г

1

4

1. Г 2.А

3 Б. 4. В

4

24

1 Г, 2А 3.Б 4 Е 5В 6 Д 7 Ж 8. З

8

5

1. В 2. А

3 Е. 4. Д

5.Б 6. Г

6

25

Б

1

6

А

1

26

В

1

7

Б

1

27

Б

1

8

Б

1

28

Б

1

9

А

1

29

А

1

10

В

1

30

Б

1

11

В

1

31

Г

1

12

1Е. 2 В. 3.Д 4. Б 5. Г 6.А

6

32

Б

1

13

Б

1

33

Г

1

14

Б

1

34

А. Г

2

15

В

1

35

В

1

16

Б

1

36

Б

1

17

Б

1

37

А

1

18

Б

6

38

1 Г 2 А 3Б 4В

4

19

А

1

20

А

1

Шкала перевода баллов в оценку:

Количество баллов

% выполнения

Оценка

81 - 69

100 - 85

отлично

68 - 56

84 - 69

хорошо

55 - 42

68 - 53

удовлетворительно

41 и менее

Меньше 53 %

неудовлетворительно

К практической части теоретического экзамена (зачета) допускаются соискатели, набравшие не менее 41 баллов из 81 возможных баллов

Приложение Б

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР студент(а)(ки)__________________________________________________ группы № _____

по экзамену (зачету) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание. Химия»,

Задача 1. Дайте характеристику по плану для атома заряд ядра которого равен +13

1.Название

2.Химический знак, относительная атомная масса (Ar)

3.Порядковый номер

4.Номер периода (большой или)

5.Номер группы, подгруппа (главная или побочная)

6.Состав атома: число электронов, число протонов, число нейтронов

7. Вид элемента (s, p, d, f)

8.Схема строения атома (распределение электронов по энергоуровням), завершённость внешнего уровня.

9.Электронная и электронно-графическая формулы строения атома

11.Высший оксид

12. Формула простого вещества

13. Тип кристаллической решетки

14. Физические свойства

Вывод: Какие химические свойства проявляет простое вещество в зависимости от строения атома, типа кристаллической решетки?

Задача 2. Определите, о каком элементе идет речь?

1. Химический элемент с зарядом ядра +15 _________________________

2. Химический элемент 3 периода, 7 группы ___________________________

3. Химический элемент с относительной атомной массой 75_____________________________

4. Химический элемент, вокруг ядра атома которого вращаются 26 электронов ________________

5. Химический элемент с электронной формулой 1s22s22p63s23p1 ______________________-

6. Химический элемент, в состав ядра которого входят: 30 протонов, 30 электронов, 35 нейтронов __________________________

Задача 3.

1. Из перечисленных химических знаков выписать символы элементов, относящихся к металлам и дать им названия: К, Н, Na, O, Cu, N, Fe, S, Ln.

ОТВЕТ:

2. Из перечисленных химических знаков элементов выписать символы элементов – неметаллов и назвать их: C, Mg, Br, Ag, Cu, P, Al.

ОТВЕТ

3. Расшифруйте, что означает следующая запись: 4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2?

ОТВЕТ

4. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома хлора; пять молекул хлора.

ОТВЕТ

Задача 4. Назовите следующие вещества:

№ п/п

Формула вещества

Название вещества

1

Al2(SO4)3,

2

H2SO3,

3

Na2CO3,

4

BaO,

5

 CO2,

6

Cr(OH)3,

7

 SO3,

8

 HCl,

9

 H3PO4,

10

 NaOH,

11

Fe(OH)2,

12

КNO3,

13

N2O5,

Задача 5. Составьте молекулярное и ионные уравнения

Ba(NO3) 2+ H2SO4

5. Задание. Составить таблицу «Химические свойства неорганических веществ»

Исследуемое свойство

Техника безопасности

Что делали (описать действия)

Изменение, химические уравнения

  1.

Действие на индикатор на соляную кислоту

- лакмус

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

 лакмус

2

Действие на индикатор на раствор гидроксида калия

- лакмус

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

лакмус

3.

Взаимодействие CaCO3. с соляной кислотой

1.

2.

3

1.

2.

3.

4

Взаимодействие с CuSO4.

с раствором щелочи NaOH.

1.

2.

3.

1.

2

3.

ВЫВОД (какие свойства проявляют вещества):

Задача 7. Используя поисковую систему Google,

 1. Расшифруйте аббревиатуру PVC

2. Найдите достоверную информацию о том, кому была присуждена последняя по времени Нобелевская премия по химии.

3. Необходимо узнать относительно молекулярную массу карбоната кальция. Старший брат сказал, что она равна 100 г, однокурсник определил 100,0869 г/моль, при самостоятельном подсчете молярная масса карбоната кальция 84 г/моль. Какой ответ верен, как определить правильный ответ?

Задача 8. Осуществите цепочку превращений, назовите все вещества и название рядов к которым принадлежат данные вещества.

C2H6 →C2H4→ C2H5OH→CH3CHO → CH3 – COOH →CH2Cl – COOH →NH2CH2COOH

Задача 9. Объясните явления, происходящие в быту, вставляя пропущенные слова

1.Чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт_______________, затем__________. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки_________. Вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё __________________состояние из жидкого на газообразное. Это физическое явление- ______________

_________________явления мы увидим, если опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт____________   ______________: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое ______________- напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится -_____________, а чай станет сладким -___________________. Таким образом, ______________ и ______________ явления часто связаны и взаимозависимы.

2. В бытовых условиях нет химически чистой воды, в ней всегда в различной ___________________растворены соли металлов и другие вещества. Если вода насыщена солями кальция и магния (гидрокарбонатами), ее называют______________.

Когда такая вода нагревается, эти соли подвергаются _______________на __________________________и ___________________осадок. Эти твердые отложения вы и можете наблюдать, заглянув в чайник (а также взглянув на нагревательные элементы стиральных и посудомоечных машинок, утюгов).

Кроме ______________и ________________(из которых получается карбонатная накипь), в воде также часто присутствует железо. В ходе химических реакций гидролиза и окисления из него образуются________________.

Избавиться от накипи в чайнике, вы можете обычным ______________и________________. Чайник с этим раствором и воды кипятят, после чего накипь исчезает.

3. Когда мама гасит соду в ложке уксусом, происходит вот такая реакция: __________________________________________________________________Полученный в ее результате углекислый газ стремится покинуть тесто - и тем самым изменяет его структуру, делает пористым и рыхлым.

Задача 10. Прочитайте текст, рассмотрите рисунки и предложите правила экологически грамотного поведения в окружающей среде

1) Избавиться от бесконечного захламления, окружить себя качественными предметами тем самым производить меньше мусора.

2). Откройте recyclemap.ru и найдите ближайший пункт приема вторсырья. Если его все же не окажется рядом, обратите внимание на акции движения «РазДельный Сбор», на которых волонтеры в более чем 10 регионах России принимают у населения вторсырье на ежемесячных акциях. Если и с ними вам не по пути, но желание сдавать отходы на переработку не дает покоя, можно последовать успешным примерам внедрения раздельного сбора в своем дворе. Кроме того, жителям некоторых городов можно обратить внимание на сервисы вывоза вторсырья: например, проект «Собиратор» в Москве, «Экотакси» в Петербурге и Челябинске. Если и с этим не складывается, помните про принцип 3R: reduce, reuse, recycle (уменьшай, используй еще раз, перерабатывай). Приоритет — снижение потребления и повторное использование, и лишь затем переработка.

3) Опасные отходы, к которым, например, относятся электроника, ртутные лампы и термометры, бытовая химия, лаки, краски, просроченные лекарства, отработанные масла, автомобильные покрышки и др. Если они попадут на свалку, то будут загрязнять воздух, почву и подземные воды, а если на переработку, то станут источником ценных материалов. Пункты приема опять же можно найти на карте recyclemap.ru или следить за акциями вроде #ЭлектроОсень. А чтобы снизить потребление тех же батареек, можно их заменить аккумуляторами (батарейки стандартных размеров бывают перезаряжаемыми, и их можно приобрести в любом магазине электроники).

4) Пластиковые пакеты используются несколько минут, а разлагаются веками. При многократном использовании они чуть менее страшны, раз уж они все равно у вас есть. Избегать нужно именно нового одноразового пластика и стереотипов, что бумажные или «биоразлагаемые» пакеты якобы более экологичны. Бумажные, конечно, довольно быстро разложатся в почве, если туда попадут, но и ресурсов для их производства нужно больше. Важно понимать, что свалка/полигон ТБО — не то же самое, что почва. А «биоразлагаемые» пакеты либо просто распадутся на мелкие части через пару лет (и станут микропластиком, который животные могут принять за еду), либо потребуют особых условий для компостирования, которых на российских полигонах нет. Даже тонким пакетикам для взвешивания тоже уже есть альтернатива — достаточно заказать или сшить пару невесомых мешочков из органзы или сетки. С таким же успехом для взвешивания можно использовать мешочки для стирки из любого супермаркета или многоразовые зип-пакеты (особенно актуально для пыльных продуктов вроде немытого картофеля). И да, гроздь бананов или одинокий кабачок вовсе не обязательно во что-то дополнительно упаковывать.

5

https://avatars.mds.yandex.net/get-snippets_images/1351357/rth023e7fc346cca19f4a96f8931e1cd40f/414x310

6) Утеплить дом (окна, двери) и не загораживать отопительные приборы. И надеть свитер!

7) Личный автомобиль – это не модно!

8) Печатать на бумаге с двух сторон. Выбирать местных производителей и/или изделия с маркировкой FSC (добровольная лесная сертификация, свидетельствующая о надежности источника происхождения древесины).

9) Если вам кажется, что в своем городе вы одиноки в своих «зеленых» стремлениях, проверьте, нет ли в вашем регионе инициативной группы проектов «Мусора.Больше.Нет», «РазДельный Сбор», «ЭКА», не проводятся ли уже «Чистые игры»? Даже если пока нет, к ним можно присоединиться или почерпнуть знания с их онлайн-ресурсов

Задача 11. Прочитайте текст и провидите оценку влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека составив таблицу «Влияния химического загрязнения окружающей среды»

Виды воздействие

Уровень концентрации

Последствия

Кратковременное

Смоги, аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу

Систематическое или периодическое

Радиоактивное загрязнение окружающей среды

-

Ухудшение экологической обстановки

-

Курение

Химическое загрязнение среды и здоровье человека

В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, учёные обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия, на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже к смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.

При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.

Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также нейропсихические отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливости или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения.

При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызвать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.

Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения, особенно детей, увеличилась во много раз.

Высокоактивные в биологическом отношении химические соединения могут вызвать эффект отдалённого влияния на здоровье человека: хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящие к различным отклонениям у новорождённых.

Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Ещё в прошлом году рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.

Эталон практических задач

Задача 1. Дайте характеристику по плану для атома заряд ядра которого равен +13

№ п/п

Критерии характеристики

Ответ

1

Название

Алюминий

2

Химический знак, относительная атомная масса (Ar)

Al, Ar(Al)= 27

3

Порядковый номер

13

4

Номер периода

3 период, малый

5

Номер группы, подгруппа

Подгруппа главная «А»

6

Состав атома: число электронов, число протонов, число нейтронов

13p+, 13e-, 13p0

7

 Вид элемента (s, p, d, f)

p-элемент

8

Схема строения атома (распределение электронов по энергоуровням), завершённость внешнего уровня.

9

Электронная и электронно-графическая формулы строения атома

1s22s22p63s23p1 электронная формула

 электронно-графическая формула

10

Высший оксид

Al2O3

11

Формула простого вещества

Al

12

Тип кристаллической решетки

Металлическая кристаллическая решётка - гранецентрированный куб.

13

Физические свойства

Металл серебристо-белого цвета, легкий, плотность 2,7 г/см3, температура плавления 660°C, температура кипения 2500°C. Высокая пластичность, прокатывается в тонкий лист и даже фольгу. Алюминий обладает высокой электропроводностью и теплопроводностью, обладает высокой светоотражательной способностью

Вывод: Какие химические свойства проявляет простое вещество в зависимости от строения атома, типа кристаллической решетки?

ОТВЕТ: Строение атома, тип кристаллической решетки определяет свойства простого вещества, исходя из данной характеристики простое вещество алюминий проявляет химические свойства металла, т.е восстановителя (основные свойства)

Задача 2. Определите, о каком элементе идет речь?

1. Химический элемент с зарядом ядра +15-P (фосфор).  

2. Химический элемент 3 периода, 7 группы-  Cl (хлор).

3. Химический элемент с относительной атомной массой 75- As(мышьяк).

4.  Химический элемент, вокруг ядра атома которого вращаются 26 электронов-Fe(железо).

5. Химический элемент с электронной формулой 1s22s22p63s23p1- Al (алюминий).

6. Химический элемент, в состав ядра которого входят: 30 протонов, 30 электронов, 35 нейтронов- Zn (цинк).

Задача 3.

1. Из перечисленных химических знаков выписать символы элементов, относящихся к металлам и дать им названия: К, Н, Na, O, Cu, N, Fe, S, Ln.

ОТВЕТ: K-Калий, Na-Натрий, Cu-Медь, Fe-Железо, Ln- лантан

2. Из перечисленных химических знаков элементов выписать символы элементов – неметаллов и назвать их: C, Mg, Br, Ag, Cu, P, Al.

ОТВЕТ: C-Углерод, Br-Бром, P-Фосфор.

3. Расшифруйте, что означает следующая запись: 4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2?

ОТВЕТ: 4 атома водорода, 4 молекулы водорода, молекула водорода, один атом кислорода, пять атомов кислорода, пять молекул кислорода.

4. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома хлора; пять молекул хлора.

ОТВЕТ: 5N, 5N2, 3Cl, 5Cl2.

Задача 4. Назовите следующие вещества:

№ п/п

Формула вещества

Название вещества

1

Al2(SO4)3,

сульфат алюминия

2

H2SO3,

сернистая кислота

3

Na2CO3,

карбонат натрия

4

BaO,

оксид бария

5

CO2,

оксид углерода (IV)

6

Cr(OH)3,

гидроксид хрома (III)

7

SO3,

оксид серы (VI)

8

HCl,

соляная кислота

9

H3PO4,

фосфорная кислота

10

NaOH,

гидроксид натрия

11

Fe(OH)2,

гидроксид железа (II)

12

КNO3,

нитрат калия

13

N2O5,

оксид азота (V)

Задача 5. Составьте молекулярное и ионные уравнения

1)  Ba(NO3) 2+ H2SO4 → 2 HNO3 + BaSO4 

Ba+2 +2NO-+ 2H++SO4-2 → 2 H++2NO3 -2+ BaSO4 ↓

Ba+2 +SO4-2 → BaSO4 ↓

Задача 6. Составить таблицу «Химические свойства неорганических веществ»

Исследуемое свойство

Техника безопасности

Что делали (описать действия)

Изменение( Описать изменение цвета растворов)

  1.

Действие на индикатор на соляную кислоту

- лакмус

 

1. Для проведения опытов необходимо специальное помещения (лаборатория), индивидуальные средства защиты (очки, перчатки, халат)

2. Для проведения опытов используют 5-10% раствор соляной кислоты

3. Прежде чем работать с кислотными растворами, убедитесь в наличии подходящих материалов и средств для ликвидации разливов (песок, абсорбент и нейтрализующий агент)

4. Избегать резких движений и попадания на открытые участки кожи. 

5. Если кислота все же попала на кожу, необходимо хорошо ополоснуть теплой водой, аккуратно промокнуть мягкой тканью, при возникновении ожога – воспользоваться наружным антисептическим препаратом и заживляющим средством обратиться к врачу

1. В пробирку поместили 2 мл раствора соляной кислоты.

2. Прилилить с помощью капельницы 1-2 капли индикатора: лакмус

3. Наблюдаем за изменениями в каждой пробирки

- лакмус окрашивается в красный.

2

Действие на индикатор на раствор гидроксида калия

- лакмус

-фенолфталеин

- метилоранж.

1. Для проведения опытов необходимо специальное помещения (лаборатория), индивидуальные средства защиты (очки, перчатки, халат)

2. Для проведения опытов используют 5-10% раствор гидроксида калия

3. Избегать резких движений и попадания на открытые участки кожи

4.При попадании на кожу необходимо немедленно обильно промыть несильной струей воды, 3%-ным водным раствором борной кислоты, обратиться к врачу.

1. В пробирку поместили 2 мл раствора гидроксида калия

2. Прилили с помощью капельницы 1-2 капли индикатора: лакмус

3. Наблюдаем за изменениями в каждой пробирки

- лакмус окрашивается в синий.

3.

Взаимодействие CaCO3. с соляной кислотой

1. Для проведения опытов необходимо специальное помещения (лаборатория), индивидуальные средства защиты (очки, перчатки, халат)

2. Для проведения опытов используют 5-10% раствор серной кислоты и 2-5% раствора карбоната кальция

3. Избегать резких движений и попадания на открытые участки кожи

1. В пробирку поместить 2 мл раствора карбоната кальция

2.Прилить 1 мл раствора соляной кислотой.

3. Наблюдаем за изменениями пробирке 

CaCO3 + 2HCl → H2O + CO2 + CaCl2

Появление пузырьков «вскипание раствора», признак выделения газа

4

Взаимодействие с CuSO4.

С раствором щелочи NaOH.

1. Для проведения опытов необходимо специальное помещения (лаборатория), индивидуальные средства защиты (очки, перчатки, халат)

2. Для проведения опытов используют 5-10% раствор гидроксида натрия и 2-5% раствора сульфата меди (II)

3. Избегать резких движений и попадания на открытые участки кожи

.1. В пробирку поместить 2 мл раствора сульфата меди (II)

2.Прилить 1 мл раствора гидроксида натрия 

3. Наблюдаем за изменениями пробирке

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 +Na2 SO4

Образуется студенистый осадок голубого цвета

ВЫВОД (какие свойства проявляют вещества): 

1. С помощью индикаторов определяется рН- среда в первом опыте окраска индикаторов указывает на кислотную среду, во втором на щелочную.

2. Третий и четвертый опыт указывает что химические свойства солей определяются свойствами катионов и анионов, которые входят в их состав

Задача 7. Используя поисковую систему Google,

 1. Расшифруйте аббревиатуру PVC

ОТВЕТ. Поливинилхлорид

2. Найдите достоверную информацию о том, кому была присуждена последняя по времени Нобелевская премия по химии

ОТВЕТ. В 2020 году Нобелевский комитет Королевской академии наук определил, лауреатов  Эммануэль Шарпантье (Франция) и Дженнифер Дудна (США) за развитие метода редактирования генома.

3. Относительно молекулярная масса карбоната кальция равна 100.0869 г/моль, можно определить с помощью химического справочника, используя поисковую систему сети интерне, путем расчета используя формулу Mr(N2O) = 2×Ar(N) + Ar(O) данные периодической системы

Задача 8.

C2H6 →C2H4→ C2H5OH→CH3CHO → CH3 – COOH →CH2Cl – COOH →NH2CH2COOH

Этан           этен          этанол             этаналь                уксусная кислота     хлорэтановая кислота   аминоэтановая к-та

алкан         алкен        алканол           алканаль              карбоновая кислота хлоркарбоновая кислота аминокислота

  1. C2H6 → C2H4 + H2
  2. C2H4 + H2O → C2H5 OH
  3. C2 H5OH + [O] → CH3CHO + H2O
  4. CH3CHO + [O] → CH3COOH
  5. CH3COOH + Cl2 → CH2Cl  - COOH
  6. CH2Cl  - COOH + NH3 → NH2 CH2 – COOH + HCl

Задача 9. Объясните явления, происходящие в быту, вставляя пропущенные слова

1.Чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт нагреваться, затем закипать. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки пара. Вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё физическое состояние из жидкого на газообразное. Это физическое явление- испарение

Химические явления мы увидим, если опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт химическая реакция: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое вещество - напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится - физическая реакция, а чай станет сладким - реакция химическая. Таким образом, физические и химические явления часто связаны и взаимозависимы.

2. В бытовых условиях нет химически чистой воды, в ней всегда в различной концентрации растворены соли металлов и другие вещества. Если вода насыщена солями кальция и магния (гидрокарбонатами), ее называют жесткой.

Когда такая вода нагревается, эти соли подвергаются разложению на углекислый газ и нерастворимый осадок. Эти твердые отложения вы и можете наблюдать, заглянув в чайник (а также взглянув на нагревательные элементы стиральных и посудомоечных машинок, утюгов).

Кроме кальция и магния (из которых получается карбонатная накипь), в воде также часто присутствует железо. В ходе химических реакций гидролиза и окисления из него образуются гидроксиды.

Избавиться от накипи в чайнике, вы можете обычным столовым уксусом и лимонной кислотой. Чайник с этим раствором и воды кипятят, после чего накипь исчезает.

3. Когда мама гасит соду в ложке уксусом, происходит вот такая реакция: NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2. Полученный в ее результате углекислый газ стремится покинуть тесто - и тем самым изменяет его структуру, делает пористым и рыхлым.

Задача 10. Прочитайте текст и предложите правила экологически грамотного поведения в окружающей среде

1) Покупать только то, что действительно необходимо

2) Сдавать отходы на переработку.

3) Ответственно избавляться от опасных отходов,

4) Ходить за покупками с многоразовой сумкой.

5) Выключать свет и электроприборы из сети, когда ими не пользуетесь. Отдавать предпочтение энергоэффективной бытовой технике (с маркировкой А, А+, А++).

6) Убавлять мощность отопления, если возможно.

7) Предпочитать личному автомобилю общественный транспорт, велосипед,

8) Уменьшить бумаг потребление.

9) Интересоваться экологией и делиться информацией с другими.

Задача 11. Прочитайте текст и провидите оценку влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека составив таблицу «Влияния химического загрязнения окружающей среды»

Виды воздействие

Уровень концентрации

Последствия

Кратковременное

небольшие концентрации

Могут вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель.

Смоги, аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу

большие концентрации токсических веществ

может привести к потере сознания, острому отравлению и даже к смерти

Систематическое или периодическое

сравнительно небольших количеств токсичных веществ.

Приводит к хроническому отравлению Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также нейропсихические отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливости или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения. Те же вещества у разных людей могут вызвать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени

Радиоактивное загрязнение окружающей среды

-

Могут вызвать эффект отдалённого влияния на здоровье человека: хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящие к различным отклонениям у новорождённых.

Ухудшение экологической обстановки

-

Много болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания.

Курение

Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей

Огромный вред здоровью человека

1. Д 2. Г.

3 Е. 4.А

5.Б 6. Ж

7. В

Задача 2. Определите, о каком элементе идет речь?

1. Химический элемент с зарядом ядра +15-P (фосфор).  

2. Химический элемент 3 периода, 7 группы-  Cl (хлор).

3. Химический элемент с относительной атомной массой 75- As(мышьяк).

4.  Химический элемент, вокруг ядра атома которого вращаются 26 электронов-Fe(железо).

5. Химический элемент с электронной формулой 1s22s22p63s23p1- Al (алюминий).

6. Химический элемент, в состав ядра которого входят: 30 протонов, 30 электронов, 35 нейтронов- Zn (цинк).

Задача 3.

1. Из перечисленных химических знаков выписать символы элементов, относящихся к металлам и дать им названия: К, Н, Na, O, Cu, N, Fe, S, Ln.

ОТВЕТ: K-Калий, Na-Натрий, Cu-Медь, Fe-Железо, Ln- лантан

2. Из перечисленных химических знаков элементов выписать символы элементов – неметаллов и назвать их: C, Mg, Br, Ag, Cu, P, Al.

ОТВЕТ: C-Углерод, Br-Бром, P-Фосфор.

3. Расшифруйте, что означает следующая запись: 4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2?

ОТВЕТ: 4 атома водорода, 4 молекулы водорода, молекула водорода, один атом кислорода, пять атомов кислорода, пять молекул кислорода.

4. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома хлора; пять молекул хлора.

ОТВЕТ: 5N, 5N2, 3Cl, 5Cl2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.02 «экономика», профессия 43.01.09 повар, кондитер

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДП.02 «Химия», специальности товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», профессия 43.01.09 повар, кондитер

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», специальности 43.02.15 поварское и кондитерское дело

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание. Биология», профессия 43.01.09 повар, кондитер

Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общепрофессионального цикла Экологические основы природопользования специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Комплект оценочных средств разработан для оценки экзамена (зачета) дисциплины естественнонаучного цикла, направленного на проверку когнитивных знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при ...