Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание. Биология», профессия 43.01.09 повар, кондитер
методическая разработка
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, проверяемых в рамках промежуточной аттестации на экзамене (зачете) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_ood_biologiya.docx | 780.75 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский колледж индустрии питания и торговли» |
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА) ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ОУДБ.09 «Естествознание. Биология»,
ПРОФЕССИЯ 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
Челябинск 2019
ОДОБРЕН Председатель ПЦК _________ Заблоцкая А.Б. Протокол от 28 ноября 2019 г. № 4 Предметно-цикловой комиссией | СОГЛАСОВАН Директор по производству ИП Котенко Н.В. кафе «Гурман» ____________ Н.В. Котенко «____» ____________ 2019 г. | УТВРЕЖДАЮ Зам. директора по УР О.Н. Худякова 28 ноября 2019 г. |
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, проверяемых в рамках промежуточной аттестации на экзамене (зачете) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Разработчики:
Харламова Ольга Васильевна преподаватель общеобразовательного цикла ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Хусаинова Альбина Раильевна – председатель предметно-цикловой комиссии, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Худякова Ольга Николаевна – заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Эксперт:
Н.В. Котенко, директор по производству ИП Котенко Н.В. кафе «Гурман»
СОДЕРЖАНИЕ
I | СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА | 3 |
1.1 | Область применения | 3 |
1.2 | Требования к результатам обучения обучающегося | 3 |
1.3 | Перечень результатов освоения программы учебной дисциплины | 4 |
1.4 | Тип задания | 6 |
1.5 | Время выполнения задания | 6 |
1.6 | Используемые образовательные стандарты | 6 |
II | РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА (зачета) | 7 |
2.1 | Кадровое обеспечение оценочных мероприятий | 7 |
2.2 | Организация и проведение экзамена | 7 |
III | ЗАДАНИЕ ЭКЗАМЕНА(зачета) | 8 |
3.1 | Описание заданий экзамена(зачета) | 8 |
IV | Оценка результатов экзамена(зачета) | 12 |
Приложение А Тестовое задание | 13 | |
Приложение Б Практическое задание | 18 | |
Приложение В Протокол заседания экзаменационной комиссии экзамена (зачета) |
I СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
1.1 Область применения
Комплект оценочных средств предназначен для оценки экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание» (биология), основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, направленного по оценки сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов.
Комплект оценочных средств создан на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Естествознание» (биология), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования
Содержание комплекта контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Естествознание» (биология) разработано с ориентацией на социально-экономический профиль профессионального образования. При освоении профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.2 Требования к компетентности экзаменуемого
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Код | Результаты достижений |
Личностные | |
Л. 01 | − устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки; |
Л. 02 | − готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук; |
Л. 03 | − объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; |
Л. 04 | − умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; |
Л. 05 | − готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; |
Л. 06 | − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; |
Л.07 | − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания; |
Метапредметные | |
М. 01 | − овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; |
М. 02 | − применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; |
М. 03 | − умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике; |
М. 04 | − умение использовать различные источники для получения естественно- научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; |
Предметные | |
П. 01 | − сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной; |
П. 02 | − владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; |
П. 03 | − сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; |
П. 04 | − сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно - научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; |
П. 05 | − владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно - научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; |
П. 06 | − сформированность умений понимать значимость естественно - научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. |
1.3. Перечень результатов освоения программы учебной дисциплины «Естествознание»(биология)
Коди-фикатор элементов содержания | Содержание обучения – | Коди-фикатор требований к уровню подготовки обучающихся дисциплине | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1. Клетка | |||
1 | Биология методы исследования. Определение жизни Уровни организации жизни История изучения клетки. Основные положения клеточной теории Строение клетки. Химический состав клетки Вирусы и бактериофаги Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. | Д 1.1. | - знакомство с клеточной теорией строения организмов; |
Д 1.2. | - получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке; | ||
Д 1.3. | - знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом; | ||
Д 1.4 | - умение описывать микропрепараты клеток растений; | ||
Д 1.5. | - умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам | ||
2. Организм | |||
2 | Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией Виды размножение. Индивидуальное развитие Основы генетики. Предмет, задачи и методы селекции. Решение элементарных генетических задач. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | Д 2.1 | - знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека; |
Д 2.2 | - знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов; | ||
Д 2.3 | - умение пользоваться генетической терминологией и символикой решать простейшие генетические задачи; | ||
Д 2.4 | - знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого | ||
3. Вид | |||
3 | Эволюционная теория Вид, его критерии. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Гипотезы происхождения жизни.. Антропогенез Происхождение человеческих рас. Описание особей вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | Д 3.1 | - умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле; |
Д 3.2 | -умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию; | ||
Д 3.3 | - развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение; | ||
Д 3.4 | - умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас | ||
4. Экосистемы | |||
4 | Предмет и задачи экологии: Экологические факторы Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского Особенности агроэкосистем (агроценозов). Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Решение экологических задач. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | Д 4.1 | - знание основных экологических факторов и их влияния на организмы; |
Д 4.2 | знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем; | ||
Д 4.3 | получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы; | ||
Д 4.4 | демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. |
1.4 Тип задания
Задание экзамена (зачета) дисциплины «Естествознание» (биология) общеобразовательного цикла, состоит из 2-х этапов:
Теоретический этап – решение тестового задания
Практический этап– решение учебных задач, при решении которых могут использоваться сборники и нормативные и справочные источники.
1.5 Время выполнения задания
Максимальное время выполнения заданий - 2 академических часа, из них:
- инструктаж экзаменуемых, по ознакомлению с заданием и правилом выполнения - 5 минут;
- выполнение тестового задания – (45 минут)
- решение учебно-профессиональных задач– (40 минут)
- проверка выполненного задания 30 минут.
1.6 Используемые стандарты
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2016 года, регистрационный № 44898; (далее – ФГОС СПО) с учетом примерной основной образовательной программы СПО (ПООП СПО).
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования , с учетом профиля получаемой профессии, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
II РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА (ЭКЗАМЕНА)
2.1 Кадровое обеспечение оценочных мероприятий
№ п/п | Лицо (а) осуществляющее(ие) оценочные процедуры | Требования к квалификации | Обязанности |
1 | Преподаватель дисциплин, общеобразовательного цикла | Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. | Оценка качества выполнения заданий в соответствии с критериями оценки заявленного задания |
2.2 Организация и проведение экзамена (зачета)
2.2.1 Выполнение заданий экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла осуществляется в кабинете теоретического обучения в течение 2 академических часа. Распределение времени прописано в пункте 1.5.
2.2.2 Для всех экзаменуемых предусмотрено выполнение задания одного варианта, который предоставляется каждому экзаменуемому в печатном виде на каждом этапе экзамена (теоретического и практического) и шариковая ручка.
Первым проводиться теоретический этап, задание выполняется в строго отведённое время, какими - либо источниками пользоваться запрещено, после выполнения задание сразу сдается на проверку.
Приступая ко второму практическому этапу для решения учебных задач, всем экзаменуемым обязательно предоставляется задание в печатном виде, необходимые для выполнения справочные материалы, после выполнения задание сразу сдается на проверку.
2.2.3 Во время проведения экзамена обеденный перерыв не предусмотрен. В случае возникновения внепланового технического перерыва, время на выполнения заданий увеличивается на его срок.
2.2.4 В случае возникновения несчастного случая или болезни экзаменуемого председателем ЭК незамедлительно принимаются действия по привлечению ответственных лиц для оказания медицинской помощи. Далее принимается решение об отстранении экзаменуемого от дальнейшего участия в экзамене или назначении ему дополнительного времени в пределах времени, предусмотренного планом проведения экзамена.
2.2.5 В случае отстранения экзаменуемого от дальнейшего участия в экзамене ввиду болезни или несчастного случая, ему начисляются баллы за любую завершенную работу.
2.2.6 Вышеуказанные случаи подлежат обязательной регистрации в протоколе учета времени и нештатных ситуаций Приложение Б.
2.2.7 Участник, нарушивший правила поведения на экзамене, и чье поведение мешает процедуре проведения экзамена, получает предупреждение с занесением в протокол учета времени и нештатных ситуаций, который подписывается председателем и всеми членами ЭК. Потерянное время при этом не компенсируется участнику, нарушившему правило.
2.2.8 После повторного предупреждения участник удаляется с кабинета, вносится соответствующая запись в протоколе с подписями председателя и всех членов ЭК.
III ЗАДАНИЕ ЭКЗАМЕНА (зачета)
3.1 Описание заданий экзамена (зачета)
3.1.1 Тестовые задания нацелены на выявление уровня овладения обучающимися специфику дисциплины «Естествознание. Биология», его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру естественно научного образования. Задания формируются исходя из необходимости оценки уровня овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов по дисциплине «Естествознание. Биология» Объектами контроля служат знания и умения обучающихся, сформированные при изучении следующих разделов раздела биологии: «Биология как наука Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Содержание контрольной работы включены знания на определение. сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении элементарных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).
Предметные результаты обучения | Контролируемые элементы содержания | Контролируемые требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | № кода требований | Форма вопроса, количество баллов | максимальное количество баллов | ||||||
№ | Количество баллов | № | Количество баллов | № | Количество баллов | ||||||
П.01 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; П. 02 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий П.03 сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя | Клетка | - знакомство с клеточной теорией строения организмов | Д.1.1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке | Д.1.2 | 5 | 10 | 6 | 5 | 4 | 1 | 16 | |||
знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом; | Д.1.3 | 7 | 10 | 10 | |||||||
Организм | - знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека; | Д.2.1 | 8 | 6 | 9 | 5 | 10 | 6 | 21 | ||
знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов | Д.2.2 | 11 | 1 | 12 | 6 | 7 | |||||
знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого | Д.2.4 | 13 | 1 | 14 | 3 | 15 | 1 | 5 | |||
Экосистема | знание основных экологических факторов и их влияния на организмы | Д 4.1 | 16 | 8 | 8 | ||||||
знание отличительных признаков искусственных сообществ -агроэкосистем; | Д 4.2 | 17 | 5 | 18 | 1 | 19 | 1 | 18 | |||
получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы | Д 4.3 | 20 | 2 | 2 | |||||||
Итого | 90 |
Варианты тестовых заданий представлены в Приложении А.
Форма вопроса «одиночный выбор» - вопрос закрытой формы с выбором одного варианта ответа состоит из неполного утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно из которых являются правильным.
Форма вопроса «множественный выбор» - вопрос закрытой формы с выбором нескольких вариантов ответа состоит из неполного утверждения с несколькими ключевым элементами и множеством допустимых заключений, несколько из которых являются правильными.
Форма вопроса «установление правильной последовательности» - вопрос на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.
Форма вопроса «установление соответствия» - вопрос на установление соответствия состоит из нескольких групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1, но не более 1:4 (одному элементу первой группы соответствует от одного до четырех элемент второй группы). Внутри каждой группы все элементы однородные.
Выполнение задания «Тестирование» могут реализовываться посредством применения прикладных компьютерных программ, что обеспечивает возможность генерировать для каждого участника уникальную последовательность заданий, содержащую требуемое количество вопросов из каждого раздела и исключающую возможность повторения заданий.
При выполнении задания «Тестирование» обучающемуся предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд вопросов с возможностью последующего возврата к пропущенным заданиям.
3.1.2 Учебные задачи сформированы в соответствии требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) представленных в п. 1.3.
Предметные результаты обучения | Контролируемые элементы содержания | Контролируемые требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | № в соответствии с декомпозицией компетенций | № задачи | максимальное количество баллов |
П. 03 сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; П. 04 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно - научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов П.06 сформированность умений понимать значимость естественно - научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. П. 05 владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно - научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию | Клетка | умение описывать микропрепараты клеток растений; | Д 1.4 | 1 | 6 |
умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам | Д 1.5 | 2 | 32 | ||
Организм | - умение пользоваться генетической терминологией и символикой решать простейшие генетические задачи; | Д 2.3 | 3 | 5 | |
Вид | - умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле; | Д 3.1 | 4 | 10 | |
-умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию; | Д 3.2 | 5 | 13 | ||
Экосистема | - развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение; | Д 3.3 | 7 | 20 | |
- умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас | Д 3.4 | 6 | 44 | ||
демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. | Д 4.4 | 8 | 25 | ||
Итого | 155 |
Варианты практических задач представлены в Приложении Б.
При решении задач обучающемуся предоставляется возможность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания, вносить изменения в свои ответы, пропускать ряд задач с возможностью последующего возврата к пропущенным задачам.
Максимальное количество - балл.
IV ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКЗАМЕНА
4.1 В ходе оценки заданий экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла используются
- эталоны ответов, на теоретическом этапе решение тестового задания, и на практическом этапе – решение учебных задач, наблюдение за проведением эксперимента
4.3 Шкала перевода баллов в оценку:
Кол-во баллов | % выполнения | Оценка |
245 -208 | 100 - 85 | отлично |
207-169 | 84 - 69 | хорошо |
168 - 129 | 68 - 53 | удовлетворительно |
128 и меньше | Меньше 53 % | неудовлетворительно |
4.4 Положительное решение о выполнении требования к уровню сформированности основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) принимается в случае, если соискатель набрал не менее 128 баллов из 245 баллов возможных
В случае, если обучающийся набрал менее 119 баллов, то экзаменационная комиссия выставляет оценку - основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) не освоены.
Приложение 1
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Профессии 43.01.09 ПОВАР, кондитер студент(а)(ки)__________________________________________________ группы № _____
- по экзамену (зачету) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание. Биология»,
1. Основные положения клеточной теории впервые сформулированы:
1. Гуком и Левенгуком 3. Броуном и Вирховым
2. Шванном и Шлейденом 4. Гуком и Шлейденом
ОТВЕТ _____________________________________________
2. Клеточная теория утверждает, что ... (найдите ошибочное продолжение).
1. Все живое состоит из клеток
2. Все живое активно двигается
3 Одна клетка получается из другой
4. Все клетки сходны по составу и строению
ОТВЕТ _____________________________________________
3. О единстве органического мира свидетельствуют
1. Сходство особей одного вида
2. Клеточное строение организмов
3. Жизнь организмов в природных и искусственных сообществах
4. Существование огромного разнообразия видов в природе.
ОТВЕТ _____________________________________________
4. Наибольшее количество энергии в клетке, выделится при расщеплении:
1. Белка 2. Глюкозы 3. Жира 4. Аминокислоты
5. Соотнесите органические вещества клетке к выполняемыми ими функциями,
1. Белок 2. Жир 3. Углеводы 4. АТФ | А. структурная Б. энергетическая В. запасающая Г ферментативная Д. сигнальная Е транспортная |
ОТВЕТ
вещества | 1 | 2 | 3 | 4 |
функции |
6. Соотнесите химические элементы в клетке к их особенностям
1. фосфор | А. У детей развивается рахит при недостатке: |
2. кальция и фосфора; | Б. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот? |
3. натрия и калия | В. Основу реакционного центра хлорофилла составляет атом |
4. йод | Г. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется: изменением концентраций |
5. магний | Д. В состав гормона щитовидной железы входит |
ОТВЕТ
элементы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
особенность |
7. Соотнесите органоид клетки с его строением
1. Аппарат Гольджи | А. Внутренняя мембрана образует складки - кристы |
2. Вакуоль | Б. Состоит из сети каналов и полостей |
3. Эндоплазматическая сеть | В. Состоит из цистерн и пузырьков |
4. Митохондрия | Г. Имеет одномембранное строение |
5. Хлоропласт | Д. Состоит из малой, большой субъединиц, РНК |
6. Клеточный центр | Е. На гранах располагается хлорофилл |
7. Рибосома | Ж. Состоит из двух центриоль |
8. Мембрана | З. Мозаичное строение, слой белка и два слоя липидов |
9. Ядро | И. Дисперсный раствор белка, липидов, углеводов, минеральных веществ |
10. Цитоплазма | К. Кариоплазма является внутренней средой |
ОТВЕТ
органоид | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
строение |
8. Установите соответствие между формами размножения и их характеристиками
1) Бесполое 2) Половое | А) Новый организм возникает из одной клетки или нескольких соматических клеток материнской особи Б) Участвует только одна родительская особь В) Новый организм развивается в результате слияния двух половых клеток Г) Появление новых комбинаций генов Д) Большое количество особей оказываются приспособленными к новым условиям существования Е) Один из способов размножения - почкование |
ОТВЕТ
Формы размножения | 1 | 2 |
Характеристика |
9. Установите, в какой последовательности (1 –5) располагаются стадии развития зародыша хордовых.
А) | Зигота, Б) нейрула, В) бластула, Г) гаструла, Д) морула |
ОТВЕТ
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стадии развития |
10. Вставьте пропущенные слова в тексте.
Индивидуальным развитием, или …(1) , называют весь период жизни особи – с момента…..(2), т.е слияния сперматозоида с….(3) и образования …..(4) до гибели организма. Он делится на два периода: ..(5)- от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; ……(6) - от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
ОТВЕТ
1.____________________________ 2.____________________________ 3._____________________________ | 4.___________________________ 5._____________________________ 6._____________________________ |
11. Причины нарушения развития организма человека
1. Вирусные или инфекционные заболевания во время беременности
2. Вредные привычки
3. Нерациональное питание во время беременности
4. Все ответы верны
ОТВЕТ______________________________
12. Соотнесите к факторам причины нарушения развития организма
1. внутренние факторы | А. наследственные заболевания, |
2. внешние факторы | Б. алкоголь, |
В. лекарственные препараты, | |
Г. инфекционный заболевания | |
Д. гормональные нарушения, | |
Е. неполноценность половых клеток |
факторы | 1 | 2 |
причины |
13. Совокупность внешних признаков?
1. Фитотип 2. Генотип 3. Фенотип 4. Гетеротип
ОТВЕТ________________________________
14. Норма реакции у организмов:
1. Определяется совокупностью генов;
2. Разная для разных признаков;
3. существует непродолжительное время и может меняться;
4. позволяет им приспосабливаться к условиям существования;
5. одинаковая у разных признаков одного организма;
6. определяется условиями среды.
ОТВЕТ _____________________________________________
15. Укажите направленную изменчивость:
1. Комбинативная изменчивость 3. Мутационная изменчивость
2. Соотносительная изменчивость 4. Модификационная изменчивость
ОТВЕТ _____________________________________________
16. Соотнесите примеры к соответствующим экологическим факторам
1. абиотические | А. загар на теле человека |
2. биотические | Б. создание заповедников |
3. антропогенные | В. пищевая инфекция |
Г. содержание кислорода в воздухе на уровне 21% | |
Д. распашка целинных земель | |
Е. произрастание подосиновика под осиной | |
Ж. зимняя спячка бурого медведя | |
З. загазованность атмосферы |
ОТВЕТ
факторы | 1 | 2 | 3 |
примеры |
17.Установите соответствие между компонентами среды и экосистемой
1. Агроцеоноз | А) Круговорот веществ незамкнутый |
2. Биогеоценоз | Б) Круговорот веществ замкнутый |
В) Цепи питания короткие | |
Г) Цепи питания длинные | |
Д) Преобладание монокультур |
ОТВЕТ
экосистемы | 1 | 2 |
компоненты |
18. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1. Антропогенные и абиотические
2. Антропогенные и биотические
3. Абиотические и биотические
4. Антропогенные, биотические, абиотические
ОТВЕТ _____________________________________________
19. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
1. Заповедник 3. Ботанический сад
2. Заказник 4. Национальный парк
ОТВЕТ _____________________________________________
20. Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания дуба черешчатого в дубраве.
1. Продуцент 2. Тенелюбивое растение 3. Консумент 4. Доминирующий вид 5. Редуцент ОТВЕТ _______________________________ |
Эталоны ответов
№ вопроса | Правильные ответы | Количество баллов Р= | № вопроса | Правильные ответы | Количество баллов Р= |
1 | 2 | 1 | 11 | 4 | 1 |
2 | 2 | 1 | 12 | 1. А. Д. Е. 2. Б. В, Г | 6 |
3 | 2 | 1 | 13 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | 14 | Б.В. Е | 3 |
5 | 1. А,Б,Г,Д, Е. 2.А.Б. 3.А,Б, В. 4.Б | 11 | 15 | 4 | 1 |
6 | 1. Б, 2.1 3.Г 4. Д, 5.В | 5 | 16 | 1. А, Г, Ж 2. В. Е, 3. Б, Д.З | 8 |
7 | 1. В, 2. Г, 3. Б. 4. А, 5. Е, 6. Ж, 7. Д, 8. З, 9.К, 10. И. | 10 | 17 | 1. Б, В,Д 2. А, Г | 5 |
8 | 1. А,Б,Е 2. В,Г,Д | 6 | 18 | 3 | 1 |
9 | 1. А, 2. Д, 3. В, 4. Г, 5.Б. | 5 | 19 | 3 | 1 |
10 | 1. Онтогенез 2. Оплодотворение 3. Яйцеклетка 4. Зигота 5. Эмбриональный 6.Постэмбриональный | 6 | 20 | 1,4 | 2 |
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов | % выполнения | Оценка |
90 - 77 | 100 - 85 | отлично |
76 - 62 | 84 - 69 | хорошо |
61 - 48 | 68 - 53 | удовлетворительно |
47 и менее | Меньше 53 % | неудовлетворительно |
К практической части теоретического экзамена (зачета) допускаются соискатели, набравшие не менее 48 баллов из 90 возможных баллов.
Приложение Б
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР студент(а)(ки)__________________________________________________ группы № _____
по экзамену (зачету) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание. Биология»,
Задание 1. Рассмотрите рисунок 1. Микропрепарат эпидермиса кожицы лука. Опишите строение растительной клетки.
1. 2. 3. 4. 5. 6. | |
Рис. 1 Микропрепарат эпидермиса кожицы лука |
Задание 2. рассмотрите рисунки 2, 3 микропрепараты животной и растительной клеток. Определите их черты сходства и различия, заполните таблицу 1 . Сравнение растительной и животной клетки
Рис. 2 | Строение растительной клетки Рис 3. |
Таблица 1. Сравнение растительной и животной клетки
Признаки сравнения | Сравнение клеток | |
Животная клетка | Растительная клетка | |
Способ питания | ||
Клеточная стенка | ||
Форма | ||
Клеточный центр Центриоли | ||
Вакуоли | ||
Хлоропласты | ||
Цитоплазма | ||
Эндоплазматическая сеть (гладкая и шероховатая) | ||
Рибосомы | ||
Митохондрии | ||
Пластиды | ||
Аппарат Гольджи | ||
Плазменная мембрана | ||
Лизосомы | ||
Ядро | ||
Включения |
Задание 3. Реши генетические задачи
3.1. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха.
Фрагмент родословного древа семьи
Используя предложенную схему, определите доминантный или рецессивный данный
Ответ
3.2. Владимир всегда хотел иметь жёсткие волосы, как у его папы (доминантный признак (А)). Но волосы у него были мягкие, как у мамы. Определите генотипы членов семьи по признаку качества волос.
Ответ
Мать | Отец | Сын |
Задание 4. Проведите анализ теоретического материала и оцените различные гипотезы происхождения жизни на Земле, заполнив таблицу 2
Таблица 2. Основные гипотезы возникновения, биосферы
Критерий сравнения | Гипотеза происхождения жизни | ||
Креационизм | Абиогенез | Биогенез (панспермия) | |
Способ зарождения биосферы | |||
Причины изменений в биосфере | |||
Оценка доказательности доводов | |||
Оценка проблемы происхождения жизни |
Гипотезы возникновения жизни на Земле
Креационизм — гипотеза, вытекающая из информации, содержащейся в Священном Писании. Сводится к тому, что жизнь возникла в результате сверхъестественного события в прошлом. В настоящее время существует около 10 разных направлений креационизма:
1.Учение о молодой Земле основывается на буквалистском понимании священных текстов. Последователи этого направления верят, что Земля была создана непосредственно Богом 6000 лет назад.
2. Сторонники современного геоцентризма утверждают, что Земля была создана Богом как неподвижный центр Вселенной и остается таковой и поныне.
3. Эволюционный креационизм гласит, что Бог создал жизнь на Земле путем эволюции. Это представление является на данный момент официально признанным римско-католической церковью.
4. Представители прогрессивного креационизма не отрицают возраста Земли, рассчитанного физиками, однако настаивают на том, что современные существа были созданы самим Богом, а не эволюцией.
5. Функциональный креационизм разделяет представление о том, что Бог должен был создать Землю в ее нынешнем виде сразу, так как иначе человек не смог бы на ней жить.
6. Неокреационизм представляет собой движение, поставившее цель убедить общественность с большим доверием относиться к аргументам противников дарвинизма и эволюции, по возможности избегая ссылок на священные тексты и религиозные термины.
7. Гипотеза разумного замысла — самая современная из креационистских гипотез — базируется на допущении, согласно которому некоторые особенности Вселенной и живых существ лучше объясняются разумным замыслом Создателя, чем ненаправленным процессом эволюции.
8. Согласно гипотезе разрыва в сотворении мира между семью днями творения и изгнанием Адама и Евы из Рая пропущен огромный пласт времени — по сути, вся геологическая история Земли.
9. В соответствии с гипотезой рамочного {формального) креационизма библейский текст о сотворении мира является не более чем метафорой, связанной с культурным контекстом места и времени своего создания. То есть текст лишь символизирует творение жизни, а не описывает его в реальных деталях.
10. Гипотеза творения по дням-эпохам поясняет, что дни, указанные в Библии, не являются сутками; в соответствии с представлениями современной физики о реальном возрасте Земли это эпохи, насчитывающие тысячи и миллионы лет.
Гипотеза абиогенеза содержит положение о том, что жизнь возникла в процессе эволюции из неживого вещества путем самоорганизации. Эту гипотезу в 1924 —1929 гг. выдвинули русский биохимик А.И.Опарин и, независимо от него, английский ученый Дж.Холдейн. Ими было высказано предположение, что в условиях первобытной Земли был возможен первый этап возникновения жизни: небиологический (абиогенный) синтез органических веществ.
В 1953 г. в США С. Миллер воспроизвел в специальной экспериментальной установке предполагаемый состав атмосферы Земли в эпоху зарождения жизни. Пропуская через газовую смесь мощные импульсные разряды, имитирующие электрические явления в атмосфере, он получил многие органические вещества, в том числе некоторые аминокислоты, азотистые основания и моносахариды, включая рибозу. Сторонники теории самозарождения жизни на Земле вслед за Опариным и Холдейном считают, что на протяжении многих миллионов лет в Мировом океане, или, как его иногда называют, «первичном бульоне», происходило накопление молекул органических веществ. Этот процесс положил начало химической эволюции, которая предшествовала эволюции биологической.
Затем согласно гипотезе Опарина произошло концентрирование органических веществ. По мере накопления органических веществ в «первичном бульоне» их молекулы вступали в физико-химическое взаимодействие, образуя комплексы, которые в свою очередь вступали во взаимодействие с молекулами воды, подвергаясь гидратации с наружной поверхности. Данный процесс приводил к обособлению скоплений органических веществ от окружающей воды и образованию коацерватных капель. А. И. Опарин исследовал их поведение в растворе, усматривая в поглощении мелких капель крупными прообраз питания, в делении капель — прообраз размножения, а в постепенной с течением времени стандартизации их формы и размера — прообраз естественного отбора. Оказалось, что коацерватные капли способны избирательно извлекать из окружающей среды некоторые вещества, например ионы металлов, а другие, например молекулы липидов, накапливать на поверхности. Дальнейшая химическая эволюция должна была, по мнению Опарина, привести к появлению первичной, примитивной (прокариотической) клетки, способной к самовоспроизведению и гетеротрофному питанию органическими веществами «первичного бульона».
Гипотеза Опарина не противоречит данным астрономии (исследования состава атмосферы Юпитера и Сатурна) и исторической геологии. В то же время по мере изучения химии высокомолекулярных соединений и механизмов передачи наследственной информации стало очевидно, что целый ряд фактов нуждается в дополнительном объяснении.
Так, исследования структуры белка показали, что образование пептидных связей в природе возможно только путем матричного синтеза при участии молекул РНК, ферментов и макроэргических соединений. Несмотря на то что в настоящее время существуют относительно простые технологии получения синтетических пептидов, возможность образования белковых молекул в «первичном бульоне» выглядит маловероятной.
Кроме того, известен лишь один способ получения нуклеиновых кислот — матричный синтез. Данный тип химического взаимодействия не имеет аналогов в неживой природе. В искусственных условиях удалось синтезировать только сравнительно короткие цепочки нуклеотидов. Об их способности к самоудвоению не может идти и речи, поскольку данный процесс реализуется только в клетке в присутствии строго определенных белков-ферментов.
Можно было бы допустить, что перечисленные затруднения возникли из-за недостатка наших знаний в области органической химии, однако существуют возражения против гипотезы Опарина, имеющие принципиальный, мировоззренческий характер.
Структура белков и других пептидных соединений организма зашифрована с помощью генетического кода в виде последовательности нуклеотидов — мономеров нуклеиновых кислот. В ходе усложнения клеточных форм жизни генетический код несколько видоизменялся. Но сам принцип кодирования структуры одного вещества в молекулах другого вряд ли мог возникнуть постепенно. Поэтому буквальное следование логике рассуждений, высказанных Опариным и Холдейном в 30-х гг. прошлого века, ведет к религиозной или мистической трактовке всей проблемы происхождения жизни в целом. Это признается в современной богословской литературе, а международная популярность идей Опарина во многом объясняется религиозными убеждениями значительной части ученых-биологов. В результате обсуждение вопроса о происхождении жизни превращается в проблему, которую нельзя решить методами естественных наук.
Гипотеза биогенеза предполагает возникновение живого из живого в процессе эволюции, причем жизнь признается свойством материи, коренным, изначальным качеством Вселенной. Поэтому жизнь могла быть занесена на Землю извне (гипотеза панспермии). Научная формулировка этой гипотезы была выдвинута во второй половине XIX в. выдающимися натуралистами Г. Рихтером, Г. Гельмгольцем и С. Аррениусом. В XX столетии похожие взгляды развивал В. И. Вернадский, а в настоящее время — один из авторов двуспиральной модели ДНК Ф. Крик. Сторонники этой точки зрения исходят из положения о единстве материи. Они считают, что попытки придумать способ земного происхождения, например, нуклеиновых кислот (в отличие, скажем, от серной или уксусной) не имеют научных оснований. Научная задача заключается в поисках механизма проникновения на Землю рассеянных в межпланетном пространстве носителей жизни. В качестве таких механизмов предполагается перемещение частиц космической пыли под световым давлением, а также занесение в атмосферу и на поверхность Земли объектов, находившихся в составе комет, метеоритов и других небесных тел.
Гипотеза панспермии представляется достаточно правдоподобной с теоретической точки зрения. Споры некоторых бактерий, а возможно, и кристаллические формы вирусов в принципе могли бы выдерживать условия, наблюдаемые на поверхности ряда планет Солнечной системы. Этим объясняются санитарные меры, которые применялись по отношению к побывавшим на Луне космическим аппаратам и образцам лунного грунта. Можно допустить, что попавшие в «первичный бульон» споры хемосинтезирующих бактерий могли бы найти там приемлемую для развития и размножения среду. Такой путь вполне совместим и с возможностью абиогенного синтеза органических веществ, в том числе в условиях, воспроизведенных в упоминавшемся опыте Миллера. Таким образом, обе гипотезы происхождения жизни не вполне противоречат друг другу.
Вместе с тем, несмотря на логическую завершенность, данная гипотеза не дает определенного ответа на вопрос о происхождении биосферы. Исследования метеоритов, Луны, планет Солнечной системы, а также других астрономических объектов не дали достоверных данных, ее подтверждающих. В то же время существующие ныне методы изучения космоса все еще недостаточно точны.
Как и в случае с гипотезой Опарина, в отношении гипотезы панспермии также имеются принципиальные возражения. Исследования параметров космического излучения указывают на невозможность сохранения каких-либо микроскопических объектов в составе космической пыли. Более того, на поверхности Земли жизнь возможна только благодаря экранированию космического излучения озоновым слоем атмосферы, а этот слой, как и весь атмосферный кислород, сам имеет биогенное происхождение. Поэтому вопрос о происхождении жизни был и остается одним из самых сложных и труднообъяснимых вопросов биологии
Задание 5. Опишите по морфологическому критерию особи вида Колокольчик персиколистный. Заполнение таблицу 3. изучив теоретический материал (морфологическая характеристика вида) и гербарий.
Рис. 4. Колокольчик персиколистный | Колокольчик персиколистный Колокольчик персиколистный – C. persicifolia L. Это многолетнее растение со стройными, прямостоячими, гладкими стеблями. Достигает в высоту 40—100 и даже 160 см. Содержит млечный сок. Корневая система придаточная, мочковатая на лугах и бахромчатая в лесных фитоценозах. Листорасположение очередное. Листья цельные, без прилистников и опушения, простые. Листовые пластинки линейно-ланцетные, заостренные с редко городчато-зубчатым краем, в нижней части побега с сильно оттянутым основанием, сидячие. Листорасположение очередное. Цветки — голубого, сине-фиолетового или светло-лилового цвета (редко белого), расположены на коротких цветоножках, собраны в однобокую верхушечную кисть из трёх — восьми цветков или одиночные. Венчик ширококолокольчатый, крупный, до 3,5 см длиной и в диаметре, разделён на доли не более чем на 1⁄3. Чашечка вдвое короче венчика, обратноконическая, бороздчатая, с длинными заострёнными цельнокрайними зубцами. Цветёт в июне — июле. Соцветие – кисть. Плод — многосеменная коробочка с десятью жилками. |
Таблица 3. Морфологическая характеристика вида Колокольчик персиколистный
Параметры | Колокольчик персиколистный |
Название растения | |
Тип корневой системы | |
Листья: | |
Простые - сложные | |
Тип жилкования | |
Прикрепление на стебле | |
листорасположение | |
Стебель: | |
Травянистый или одревесневший | |
Прямостоячий, стелющийся, цепляющийся,вьющийся | |
Цветок | |
Соцветие | |
Плод |
Задание 6. Докажите родство человека и млекопитающих, заполнив пропуски в таблицы 4, 5 общность и равенство человеческих рас
Таблица 4. Морфологические доказательства родства человека с млекопитающими
Царство | Животные | Признаки |
Тип | Хордовые | Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша. |
Подтип | Позвоночные |
|
Класс | Млекопитающие |
|
Подкласс | Плацентарные |
_______________________________________________ |
Отряд | Приматы |
______________________________________________
|
Подотряд | Человекообразные |
|
Семейство | Гоминиды люди (прямоходящие приматы) |
|
Род | Человек |
|
Вид | Человек разумный |
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Таблица 5. Атавизмы и рудименты у человека
Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение. | Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам. |
1. 2. 3. 4. 5. 6 7. | 1. 2. 3. |
Задание 7. Изложите свои мысли, логически обоснуйте свою точку зрения по проблеме происхождения Человека разумного, прочитайте, проанализируйте научный материал
Происхождение человека на нашей планете - предмет многовековых дискуссий, в котором участвовало не одно поколение человечества и как результат существует множество гипотез о происхождение человека
1. Религиозная гипотеза (креационизм)
Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.
Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек — творение Высшего разума или попросту Бога.
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.
Ортодоксальная теология считает гипотезу творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой гипотезы, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.
Современная теология привлекает для доказательства гипотезы творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.
С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм — это гипотеза, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает, прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".
Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.
Основная цель креационизма — способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.
Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма — это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития. Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре».
Пример: В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» — если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных — около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы — для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.
Проанализируйте и дайте оценку данному мнению____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эволюционная гипотеза.
Бурное развитие эволюционная теория получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции. Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная гипотеза предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Ученые считают, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку.
Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания, джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к жизни на земле. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции. Ученые считают, что от дриопитеки дали новую ветвь человекообразных это австралопитеки.
Австралопитеки
Австралопитеки — жили 6 млн. лет назад. Использовавли в качестве орудий (камни, палки). Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см3 — по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.
Человек умелый, Человек прямоходящий
Австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis, Homo erectus — человек умелый, человек прямоходящий. Жили примерно 3 млн. лет назад, умели изготавливать каменные орудия труда, охотились, использовали огонь. Зубы человеческого типа, фаланги пальцев сплющены, объем мозга 600 см3.
Неандертальцы
Неандертальцы появились 150 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия, пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга вырос 1400 см3. Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.
Кроманьонцы
Неандертальцев сменили люди современного типа — кроманьонцы — или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.
Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления). На сегодняшний день ученые считают кроманьонцев прямыми предками человека.
Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки — 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой — 385. Далее идет шимпанзе — 369, орангутанг — 359 и гиббон — 117.
Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.
Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.
Проанализируйте и дайте оценку данному мнению____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Космическая гипотеза (гипотеза внеземного вмешательства)
Согласно этой гипотезы, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте люди прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты:
- скрещивание иномирян с предками людей;
- порождение человека разумного методами генной инженерии;
- создание первых людей гомункулярным способом;
- управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
- эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований. С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.
С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.
Первым разработчиком гипотезы палеовизита стал ученый Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.
В последние десятилетия гипотеза палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности. И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.
Проанализируйте и дайте оценку данному мнению____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
Какая гипотеза, по Вашему мнению, имеет право на существование? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая из них, по Вашему мнению, наиболее убедительна?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочитайте экологическую ситуацию. В последнее время возросло количество пожаров в лесах.
1.Сформулируйте цель данной экологической ситуации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Укажите причины их возникновения лесных пожаров___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие последствия оказывают лесные пожары___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие мероприятия необходимо осуществлять, чтобы снизить их количество________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие действия осуществляете конкретно Вы для предотвращения возникновений лесных пожаров___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эталон
1.задания
2 задание
Таблица 1. Сравнение растительной и животной клетки
Признаки сравнения | Сравнение клеток | |
Животная клетка | Растительная клетка | |
Способ питания | Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический) и во многом определяет признаки животных клеток, а также высоким уровнем метаболической активности | Автотрофный (фототрофный, хемотрофный), во многом определяет основные признаки растительных клеток |
Клеточная стенка | Отсутствует Отсутствие целлюлозной клеточной стенки означает, что животные клетки могут изменять свою форму | Целлюлозная клеточная стенка обеспечивает механическую поддержку (содержимое клетки создает тургорное давление) и защиту от возможного повреждения при осмотическом поступлении воды в клетку. Клеточная стенка проницаема для воды и растворенных веществ. |
Форма | Форма круглая (неправильная) Отсутствие клеточной стенки означает, что животные клетки могут изменять свою форму Форма прямоугольная (фиксированная) | Наличие целлюлозной клеточной стенки означает, что растительные клетки поддерживают постоянную форму |
Клеточный центр Центриоли | Есть во всех клетках | Только у низших растений |
Вакуоли | Одна или несколько небольших вакуолей (меньше чем у клеток растений) и существуют временно. Они могут участвовать в переваривании (например, в фагоцитах) или в экскреции (например, сократительные вакуоли удаляют излишки воды). | Одна большая центральная вакуоль, занимают 90% от объема клетки. Крупная постоянная вакуоль заполнена водой, обеспечивающей тургорное давление; здесь могут запасаться различные ионы и молекулы. |
Хлоропласты | Отсутствуют | Есть. Хлоропласты содержат пигмент хлорофилл (поглощаетсвет) и ферменты, необходимые для выработки глюкозы путем фотосинтеза. |
Цитоплазма | Есть. Цитоплазма в животных клетках обычно плотнее - в ней содержится больше органелл и растворенных веществ. | Есть. Состоит из воды и растворенных веществ, таких как аминокислоты и сахара. Она поддерживает различные органеллы (например, митохондрии, рибосомы), существляющие жизненно важные метаболические реакции (например, дыхание). |
Эндоплазматическая сеть (гладкая и шероховатая) | Есть | Есть |
Рибосомы | Есть | Есть |
Митохондрии | Есть | Есть |
Пластиды | Отсутствуют | Есть Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты |
Аппарат Гольджи | Есть | Есть |
Плазменная мембрана | только клеточные мембраны | клеточная стенка и клеточные мембраны |
Лизосомы | Есть | Есть |
Ядро | Есть В ядре находится генетический материал (ДНК, образующая хромосомы), который содержит инструкции, определяющие характеристики и функции клетки. Хромосомы можно наблюдать только во время деления клетки. | Есть |
Включения | Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген); конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты | Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей |
3.задание
3.1. Признак рецессивный, не сцеплен с полом
3.2.
Мать | Отец | Сын |
аа | Аа | аа |
4. Таблица 2. Основные гипотезы возникновения, биосферы
Критерий сравнения | Гипотеза происхождения жизни | ||
Креационизм | Абиогенез | Биогенез (панспермия) | |
Способ зарождения биосферы | гипотеза, вытекающая из информации, содержащейся в Священном Писании.. | содержит положение о том, что жизнь возникла в процессе эволюции из неживого вещества путем самоорганизации | предполагает возникновение живого из живого в процессе эволюции, причем жизнь признается свойством материи, коренным, изначальным качеством Вселенной. |
Причины изменений в биосфере | Сводится к тому, что жизнь возникла в результате сверхъестественного события в прошлом | Самозарождения В Мировом океане, или, как его иногда называют, «первичном бульоне», происходило накопление молекул органических веществ. Этот процесс положил начало химической эволюции, которая предшествовала эволюции биологической. | жизнь могла быть занесена на Землю извне |
Оценка доказательности доводов | - | 1. экспериментальная установка 2. не противоречит данным астрономии (исследования состава атмосферы Юпитера и Сатурна) и исторической геологии | 1.Споры некоторых бактерий, а возможно, и кристаллические формы вирусов в принципе могли бы выдерживать условия, наблюдаемые на поверхности ряда планет Солнечной системы. 2. попавшие в «первичный бульон» споры хемосинтезирующих бактерий могли бы найти там приемлемую для развития и размножения среду |
Оценка проблемы происхождения жизни | - | 1.передачи наследственной информации 2. природе возможно только путем матричного синтеза при участии молекул РНК, ферментов и макроэргических соединений. 3. один способ получения нуклеиновых кислот — матричный синтез. | 1. Исследования параметров космического излучения указывают на невозможность сохранения каких-либо микроскопических объектов в составе космической пыли. 2. на поверхности Земли жизнь возможна только благодаря экранированию космического излучения озоновым слоем атмосферы, а этот слой, как и весь атмосферный кислород, сам имеет биогенное происхождение |
Задание 5.
Таблица 3. Морфологическая характеристика вида Колокольчик персиколистный
Параметры | Колокольчик персиколистный |
Название растения | Колокольчик персиколистный |
Тип корневой системы | придаточная |
Листья: | цельные, без прилистников и опушения. |
Простые - сложные | простые |
Тип жилкования | параллельное |
Прикрепление на стебле | сидячие |
листорасположение | очередное |
Стебель: | приподнимающийся |
Травянистый или одревесневший | Травянистый |
Прямостоячий, стелющийся, цепляющийся,вьющийся | Прямостоячий, |
Цветок | голубого, сине-фиолетового или светло-лилового цвета (редко белого), расположены на коротких цветоножках, собраны в однобокую верхушечную кисть из трёх — восьми цветков или одиночные. Венчик ширококолокольчатый, крупный, до 3,5 см длиной и в диаметре, разделён на доли не более чем на 1⁄3. |
Соцветие | кисть |
Плод | многосеменная коробочка с десятью жилками |
6. задание
Таблица 4. Морфологические доказательства родства человека с млекопитающими
Царство | Животные | Признаки |
Тип | Хордовые | Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша. |
Подтип | Позвоночные |
|
Класс | Млекопитающие |
|
Подкласс | Плацентарные |
|
Отряд | Приматы |
|
Подотряд | Человекообразные |
|
Семейство | Гоминиды люди (прямоходящие приматы) |
|
Род | Человек |
|
Вид | Человек разумный |
|
Таблица 5. Атавизмы и рудименты у человека
Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение. | Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам. |
|
|
7 Задание.
На сегодняшний день в мире распространено множество различных гипотез происхождений человека.
Но ясно и очевидно лишь одно, что, ни одна из существующих гипотез происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера, в ту или иную гипотезу.
8 задание.
1. Цель: Выявление причин возникновений лесных пожаров и мер предотвращающие их
2. Причины их возникновения лесных пожаров: самопроизвольное или спровоцированное человеком возгорание в лесных экосистемах. .
1. наличие воспламеняющегося слоя;
2. сухая и знойная погода;
3. источник возгорания:
- природный источник – молнии, самовозгорание;
- антропогенный источник – искры, непотушенный костер, осколки стекол, срабатывающие как линзы, взрывы.
Источники возгорания
Антропогенные причины пожара (связанные с действиями человека):
1. Неосторожное обращение с огнём: беспечность охотников и туристов, которые не тушат спички, костры и окурки. Иногда даже хватает искры из глушителя машины, чтобы воспламенить травинку, от которой пламя распространится дальше.
2. Разведение костров на торфяниках.
3. Забытые в лесу бутылки или неубранные осколки. Через них хорошо проходит и преломляется свет, из-за чего срабатывает эффект линзы (принцип поджигания бумаги через лупу).
4. Бесконтрольные сельхозпалы (выжигание сухой травы на отгонных пастбищах или сенокосах) осенью и весной.
5. Игнорирование правил пожарной безопасности. (например: человек ехал вдоль леса на машине, остановился, чтобы заправить бак из канистры. Вытер руки салфеткой, выбросил на землю, отправился дальше. Следом проезжал другой водитель, который как раз докуривал, и выбросил из окна окурок. Тот попадает на пропитанную бензином салфетку, и происходит возгорание, которое распространяется на лес).
Природные причины пожара:
1. Молнии.
2. Торнадо.
3. Землетрясения.
4. Бури. Смерчи. Ураганы.
5. Самовозгорание торфяника. Оно происходит из-за прогревания летом почвы до 52-54 градус. И поскольку торф состоит из водорода, углерода и атомов кислорода, легко воспламеняется при такой температуре.
6. Сухие грозы. Они случаются редко, однако представляют огромную опасность. Представляют собой кучево-дождевые облака с осадками, которые не долетают до земли, а испаряются. Сопровождается всё громом и мощнейшим электрическим разрядом, попадающим в деревья. И поскольку влаги нет (грозы сухие), возникает возгорание.
3. Опасные последствия природных пожаров
1. Уничтожение миллионов гектаров природных угодий.
2. Выгорание целых поселков и деревень.
3. Гибель людей и животных.
4. Интенсивное задымление огромных площадей, в том числе вблизи населенных пунктов.
5. Загрязнение воздуха вредными и токсичными газами, парами и аэрозолями. В целом на планете 20 % загрязнителей поступает в атмосферу в результате лесных пожаров.
6. Уничтожение растительного покрова суши и, как следствие, уменьшение воспроизводства кислорода.
7. Изменение химического состава, температуры воздуха, воды и почвы и других параметров окружающей среды.
8. Возникновение завалов в очагах торфяных пожаров из подгоревших, упавших деревьев и полости выгоревшего торфа, в которые могут проваливаться люди и техника.
В результате тушения природных пожаров расходуются огромные средства из бюджета страны. В период засухи, когда наблюдается высокая степень опасности, все силы действующих сотрудников МЧС и пожарной охраны бросаются на важные объекты.
4. Мероприятия
1. Специальные лесоводческие мероприятия (санитарные рубки, очистка мест рубок леса, очистка леса от сухостоя и валежника и др.).
2. Создание системы противопожарных барьеров в лесу и строительству различных противопожарных объектов (создание лесных дорог, просек, минерализованных полос, канав, химических станций, наблюдательных мачт).
3. Патрулирование леса лесной авиацией.
4. Прогнозирование пожаров. Оно осуществляется на основе суммирования коэффициентов, учитывающих температурные, погодные, географические, статистические и другие условия.
5. Какие действия осуществляете конкретно Вы для предотвращения возникновений лесных пожаров
В целях предупреждения пожаров в пожароопасный период в лесу запрещается:
- пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу);
- употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
- оставлять (кроме специально отведенных мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;
- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах и лугах;
- разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев;
- оставлять костер без присмотра;
- покидать место привала, не убедившись, что костер потушен;
- категорически недопустимо поджигать лес с целью подачи сигнала бедствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.02 «экономика», профессия 43.01.09 повар, кондитер
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДП.02 «Химия», специальности товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», профессия 43.01.09 повар, кондитер
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», специальности 43.02.15 поварское и кондитерское дело
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общепрофессионального цикла Экологические основы природопользования специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Комплект оценочных средств разработан для оценки экзамена (зачета) дисциплины естественнонаучного цикла, направленного на проверку когнитивных знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при ...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общеобразовательного цикла ОУДБ.09 «Естествознание», профессия 43.01.09 повар, кондитер
Комплект оценочных средств, сформирован для социально-экономического профиля профессионального образования и содержит материалы по оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных резул...
Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общепрофессионального цикла Экологические основы природопользования специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Комплект оценочных средств разработан для оценки экзамена (зачета) дисциплины естественнонаучного цикла, направленного на проверку когнитивных знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при ...