Практико-ориентированный характер преподавания математики в системе СПО
статья

Козловских Екатерина Валерьевна

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Автор перечисляет виды профессионально-ориентационной работы и раскрывает их практическое значение при обучении математике в контексте с профессией.

Ключевые слова: профессиональная направленность, практикоориентированность, прикладная задача, практическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность обучения математике студентов техникума

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Автор перечисляет виды профессионально-ориентационной работы и раскрывает их практическое значение при обучении математике в контексте с профессией.

 Ключевые слова: профессиональная направленность, практикоориентированность, прикладная задача, практическая работа.

Математические знания как элемент математической культуры в частности, как элемент общечеловеческой культуры, в общем, развивались вместе с производственной деятельностью людей и для нее.  Фактически, они являлись локомотивом НТР.

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных.

Студент должен уметь переносить обобщенные основы учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность в конкретных ситуациях. Стандарты разработаны на основе компетентностного подхода, а значит вопрос повышения качества математического образования очень актуальный. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования, но роль математики сложно переоценить, как  универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов. Именно математические знания дают мощный инструмент для решения задач в области профессиональной деятельности.

В современной практике среднего образования присутствует прямое противоречие между необходимостью получения прочных математических знаний и слабой самомотивацией студентов к изучению курса математики. Студенты часто не видят будущей прикладной пользы дисциплины. Они отторгают нагрузку начального математического цикла, аргументируя тем, что имеют иные интересы и способности, которые делают невозможным усвоение математического материала. Студенты стараются убедить себя и окружающих в том, что знание предмета не будет востребовано в их будущей работе[1]  У первокурсников не формируется правильное представление о взаимосвязи содержания математических дисциплин и дисциплин специализации и месте математики в интеграции интеллектуальных умений для профессиональной конкурентной деятельности. В сознании обучающихся первого курса не возникают представления о параллельности областей общеобразовательных и специальных дисциплин. Поэтому для педагога-преподавателя математики первоочередной задачей является необходимость показать первокурснику практическое применение математики в конкретной специальности, при решении конкретных бытовых и производственных задач.

Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. В соответствии с требованиями ФГОС, вся система обучения математики в СПО должна показывать практическое значение математической науки, учить студентов применять теоретические знания для решения конкретных вопросов и задач, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной специальности. Изучение математики для большинства студентов техникума не является самоцелью. Они нуждаются в значительно большем: в сведениях, которые увязывают математические знания с их будущей профессией, показывают математику как орудие практики, как непосредственного помощника человека при решении им различных проблем. Преподавание математики в техникуме теснейшим образом связано с изучением спецдисциплин и производственного обучения. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО. Возможных форм работы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:

 • составление и решение задач с производственным содержанием;

 • иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионально - технического цикла;

• использование имеющихся знаний по спецпредметам для изучения нового материала по математике;

 • применение на уроках математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;

• проектная и исследовательская деятельность студентов.

 Я работаю над осуществлением профессиональной направленности на основе ФГОС в группах, обучающихся по специальностям:

∙ строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

 ∙ техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования;

 ∙ технология комплексной обработки древесины.

 Профессиональная направленность преподавания математики полностью зависит от конкретной специальности, поэтому приходиться тщательно отбирать профессионально значимый материал. Для техникума профессионально значимыми являются знания и навыки расчетного характера, умение оперировать с обыкновенными и десятичными дробями, умение оперировать процентами, активно используются отношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа. Особую значимость в технических расчетах имеют тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. При описании принципов работы различных механизмов применяются тригонометрические функции, умение вычислять их значение, работать с графикам тригонометрических функций[2]


[1] Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического  профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М., 2009. – № 6.

[2]         Копецкая Марина Геннадьевна Роль математики в профессиональной подготовке будущих специалистов https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/praktikoorientirovannij_harakter_prepodavaniya_mat_220302.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для преподавателеу СПУ " Методика преподавания терапии в практико- ориентированной среде в условиях медицинского колледжа

В пособии подробно разобраны основные направления и методики преподавания терапии,  используемые преподователем в условиях практико- ориентированной среды....

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Практико-ориентированный подход в преподавании ветеринарных дисциплин

Данный материал может быть полезен для преподавателей в качестве опорной  сетки при составлении программ и КТП....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИКУМЕ

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответстве...

Важен ли практико-ориентированный подход в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО?

Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированные  технологии, которые направлены на формирование личностных компетенций буд...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В методических рекомендациях рассматривается возможность реализации практико-ориентированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования ...

Методическая Разработка "Практико-ориентированный подход в преподавании химии и биологии"

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержан...