Методическая разработка воспитательного мероприятия «Дорогою добра»
классный час

Марина Алексеевна Смыкова
Актуальность темы занятия обусловлена  тем, что государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России. А истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕМИКАРАКОРСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ РО  « САТТ»)

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

«Дорогою добра»

Составитель:

Смыкова М.А., преподаватель

F:\смыкова конкурс 1\img13.jpg

Пояснительная записка.

       Тема  занятия выбрана не случайна. По решению ООН: 2013–2022 – это Международное десятилетие сближения культур, более того, 2020 год Указом Президента РФ объявлен годом памяти и славы

Актуальность темы занятия обусловлена  тем, что государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России. А истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

      В современном российском обществе идет процесс переосмысления  основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе патриотизма, нравственности и  толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе.

     Необходимость создания данного проекта была обусловлена тем, что в наших образовательных учреждениях обучаются дети нескольких национальностей,  поэтому очень важно постараться воспитать у студентов благожелательное отношение друг к другу.

Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту подростков, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.

Инновационные способы, методы и приемы:

-работа с эпиграфом;

-использование видеофрагмента;

-буквенный анализ понятия;

-упражнение-релаксатор «Хорошие слова для друга».

-тренинговые упражнения: «Давай пофантазируем», «Конверт откровений», «Жемчужина в раковине», «Дорогою добра».

Формируемые компетенции:

ОК 3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;

ОК 7: Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

 Цель: развитие и воспитание патриотических чувств через формирование толерантного мышления и поведения.

Указанная цель раскрывается в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного.

Основные задачи:

  • формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • воспитание чувства уважения друг к другу;
  • развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
  • повышение уровня творческой активности учащихся;

Направление: гражданско-патриотическое

Форма проведения мероприятия: воспитательный тренинг.

Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, плакаты, рисунки, CD записи музыки.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу

Подростки рассаживаются в круг, внутри стол с принадлежностями для занятия.

  1. Вступительное слово преподавателя.

      Добрый день. Я сегодня проведу у вас занятие. Но для начала, давайте необычно познакомимся. Называем своё имя и по первой букве  имени даём себе характеристику. Начнем с меня. Меня зовут Марина Алексеевна, первая буква моего имени М, я – мобильная (далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику).
- Очень приятно познакомиться.

 II.              Сообщение темы и цели:
- Ребята, обратите внимание на эпиграф, преподаватель зачитывает его.
- Как вы понимаете слова Б. Шоу? (ответы детей)
-Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
-Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас.

      На экране проецируется рисунок по теме толерантности, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове преподавателя.

Преподаватель: Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна.  Мир – это я, мир – это – вы, мир – это мы… Как разнообразен мир вокруг нас.  Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, люди разных рас и национальностей. Да, мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии «Дорогою добра».

      Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран.

         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: (на экране появляются имена, студенты по очереди зачитывают их).

         Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

        Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан;

Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков…

Преподаватель: Этот список бесконечен. И мы не можем представить историю нашей страны без этих имен.

      Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Ребята, а как же вы понимаете значение этого слова? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, обратите внимание на экран.

  1. Раскрытие темы занятия.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

-Это определение  имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважительно относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Фоном Песня «Дорогою добра». 

Буквенный анализ понятия «Толерантность».
-Давайте расширим наше представление о таком многогранном и хорошем слове ТОЛЕРАНТНОСТЬ, путем проведения буквенного анализа данного слова: у вас на столе лежат слова подсказки, на доске слово толерантность, напротив каждой буквы закрепите качества человека, которое начинается с этой буквы, начнем с меня….
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь

Оказывается, толерантность, это очень многогранное понятие.

Преподаватель:
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные? ( ответы детей)
-Значит можно сделать
вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.
Упражнение «Конверт откровений»
- А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.)
1. Если бы ты мог(ла) перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это.
2. Если бы ты смог(ла) на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал(а)? Почему?
3. Если бы ты в течение одного дня был невидим(а), то как бы ты этим воспользовался?
4. По каким критериям ты выбираешь себе друга?
5. Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал(а)?

6. Любишь ли ты свой город (деревню) и за что?

Ребята, мы сегодня команда, поэтому я тоже отвечу на вопрос.

7. В какой бы ты стране хотел жить и почему?
Преподаватель:
- Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо.

        Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Чтобы стать успешным, уверенным в себе, мы должны учиться этому, должны уметь хвалить не только себя, но и делать комплименты тем, кто рядом.
Упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».
    - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
      -Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.
     -Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
     -В первую очередь толерантность проявляется дома, в щколе, техникуме. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

  1. Рефлексия:
    Упражнение «В добрый путь».

      -У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите  качество,  черту характера, которое является сильной стороной вашего характера. То есть  положительное качество, которым вы обладаете. Развесим их на доску под заголовком «Дорогою добра».
     -В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина

«Попробуйте не наступить, а уступить.

 Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

     Одним словом, желаю вам идти правильной дорогой, дорогой добра, понимания и любви.-Наше занятие окончено. Спасибо.

Список использованных источников:
1.  Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема    формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
2. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – №
5. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
6. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
7. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
9. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"

Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «А ну-ка, девочки».

Аннотация.     Конкурсы один из несложных видов проведения воспитательных мероприятий, в которых с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание и немно...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Квест "Герои-арзамасцы"

Квест «Герои-арзамасцы» проводится с целью привлечения молодежи к изучению исторического и культурного наследия города Арзамаса.Основными задачами являются:- воспитание чувства патриотизма, активной г...

Методическая разработка воспитательного мероприятия для старшеклассников: Праздник День Святого Валентина в школе.

Тема: Праздники. Традиции и обычаи.Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка  МБОУ «Школа № 91с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание мате...

Методическая разработка воспитательного мероприятия " Мы разные, но мы вместе"

Основные цели классного часа: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной  культуры общения и взаимопон...

Методическая разработка классного часа "Дорогою добра"

Разработка содержит материал, который можно использовать для проведения классных часов и мероприятий...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, приуроченного к 80-летию Сталинградской битвы

Методическая разработка воспитательного мероприятия гражданско-патриотической направленности, приуроченного к 80-летию Сталинградской битвы...