Кто такие рыбы?
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Название темы: Кто такие рыбы?
Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Задачи:
Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
-Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)
-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.
II Актуализация знаний.
- Беседа.
- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?
- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Я буду загадывать, а вы - отгадывайте.
1. На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик...
Как зовут его? ...(Кузнечик) (Слайд 1)
- Кто на пасеке живёт,
запасает летом мёд?
Работяга так мала!
Целый день в трудах... (Пчела)
(Слайд 2)
3. Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький …(Комар)(Слайд 3)
4. Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ... (Божья коровка) (Слайд 4)
- У реки, над камышами,
Вот с та – а – а - акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер... И глаза...
Да ведь это - ... (Стрекоза!) (Слайд 5)
-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Это насекомые)
- Кто такие насекомые? (Насекомые - животные, у которых 6 ног).
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)
2. Проверка знаний. - А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то делаем крестик из рук.
1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
2. Муха – это насекомое? (да)
3. У насекомого 8 ног? (нет)
4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)
5. Паук – это насекомое? (нет)
6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
7. У бабочки 6 крыльев? (нет)
III. Физкультминутка:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре - полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
– Стрекоза это насекомое? (Да)
IV. Самоопределение к деятельности.
1. Настрой на изучение нового материала.
- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)
- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
- Кто такие рыбы?
- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.
2. Постановка перед детьми учебных задач.
- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
- Героями каких сказок являлись рыбы? (Показ книг)
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- В любой ли воде могут жить рыбы?
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоёмов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: «А могут ли рыбы жить на суше?» Кто согласен? Муравьишка сомневается.
- Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.
- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
-понаблюдать
- посмотреть в компьютере
- спросить
- почитать в книге
- подумать
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Кто такие рыбы)
V. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)
- Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, вначале вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34.
- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)
- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы.
-Назовите части тела рыбы.
Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.
Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Под жаберной крышкой расположены жабры.
- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?
Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)
-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы!
VI. Физкультминутка:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Садятся за парту)
2. Первичное закрепление знаний.
- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)
- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)
3. Исследовательская, практическая работа.
- Мудрая Черепаха тоже приготовила для вас загадку. О ком она? И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки-чешуйки).
- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?
- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
- Поработаем парами.
-Возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую на туловище и хвосте. Имейте ввиду, что чешуйки расположены в шахматном порядке.
4. Работа по учебнику в парах.
- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.
- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.
Речные рыбы:
1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.
Морские рыбы:
1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала.
5. Игра «Поймай рыбку».
Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.
Учитель читает загадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ёрш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.
VIII Работа в рабочей тетради с.24
- Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?».
- Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (Д/з)
IX. Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».
- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
X. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Достигли ли мы ее?
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то раскрасьте рыбку, которая лежит у вас на партах зелёным цветом. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то раскрасьте её красным цветом.
- Покажите своих рыбок.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«А знаете ли вы что: Галилей не кричал «И все-таки она вертится!», а Суворов не говорил «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»
ЦЕЛЬ: Развивать познавательный интерес, критичность мышления; ...
Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"
Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационны...
Что такое отрядный уголок.
Методические указания для воспитателей, в подготовке и создании отрядного уголка для детей возрастом 7-15 лет....
Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»
Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...
Классный час для 7-9 классов. "Что такое хорошо и что такое плохо".
Воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению...
Картотека "Что такое хорошо и что такое плохо".
Картотека...