Карта урока по математике в 10 классе по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости»
план-конспект урока
На прошлых занятиях вы познакомились с признаком перпендикулярности прямой к плоскости. Он говорит о том, что если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.
Теорема. Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости и притом только одна.
Давайте изобразим плоскость α и произвольную точку пространства М. Докажем, что через точку М проходит прямая перпендикулярная к плоскости α, и что такая прямая только одна.
Проведём в плоскости α прямую a, а затем изобразим плоскость β, проходящую через точку М и перпендикулярную к прямой a.
Прямую, по которой пересекаются плоскости α и β, обозначим буквой b.
Далее в плоскости β через точку М проведём прямую c, перпендикулярную к прямой b.
Видим, что прямая c перпендикулярна к прямой b по построению и к прямой a, так как прямая a перпендикулярна плоскости β, а значит, перпендикулярна к любой прямой из этой плоскости, в том числе к прямой c.
Прямые b и a пересекаются и лежат в одной плоскости α. Отсюда делаем вывод, что прямая c перпендикулярна к плоскости альфа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.12.22.docx | 181.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта урока по математике в 10 классе по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости»
На прошлых занятиях вы познакомились с признаком перпендикулярности прямой к плоскости. Он говорит о том, что если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.
Теорема. Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости и притом только одна.
Давайте изобразим плоскость α и произвольную точку пространства М. Докажем, что через точку М проходит прямая перпендикулярная к плоскости α, и что такая прямая только одна.
Проведём в плоскости α прямую a, а затем изобразим плоскость β, проходящую через точку М и перпендикулярную к прямой a.
Прямую, по которой пересекаются плоскости α и β, обозначим буквой b.
Далее в плоскости β через точку М проведём прямую c, перпендикулярную к прямой b.
Видим, что прямая c перпендикулярна к прямой b по построению и к прямой a, так как прямая a перпендикулярна плоскости β, а значит, перпендикулярна к любой прямой из этой плоскости, в том числе к прямой c.
Прямые b и a пересекаются и лежат в одной плоскости α. Отсюда делаем вывод, что прямая c перпендикулярна к плоскости альфа.
Так мы доказали, что через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости.
Осталось доказать, что такая прямая только одна.
Допустим, что есть ещё одна прямая проходящая через точку М, не совпадающая с c, и перпендикулярная к плоскости α. Но мы знаем, что две прямые перпендикулярные к плоскости являются параллельными. Мы получили противоречие, так как прямые c и c1 параллельны и в то же время пересекаются в точке М. Это невозможно.
Отсюда следует, что наше допущение не верно, и не существует второй такой прямой, которая проходит через точку М и перпендикулярна плоскости α.
Что и требовалось доказать.
Итак, теперь вы знаете, что через любую точку пространства проходит только одна плоскость, перпендикулярная к данной прямой. И через любую точку пространства проходит только одна прямая, перпендикулярная к данной плоскости.
Приступим к решению задач.
Задача. квадрат, точка точка пересечения диагоналей. .
Доказать: а) ; б) .
Решение.
Что и требовалось доказать.
Задача. Доказать, что если одна из двух параллельных плоскостей
перпендикулярна к прямой, то и другая плоскость перпендикулярна к этой прямой.
Решение.
Что и требовалось доказать.
А сейчас решим задачу обратную данной.
Задача. Доказать, что если две плоскости перпендикулярны к одной прямой,
то данные плоскости параллельны.
Решение.
Что и требовалось доказать.
Подведём итоги нашего урока.
Сегодня мы доказали теорему о прямой, перпендикулярной к плоскости.
Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости и притом только одна.
В ходе решения задач, мы доказали, что если одна из двух параллельных плоскостей перпендикулярна к прямой, то и другая плоскость тоже перпендикулярна к этой прямой.
А также доказали, что если две плоскости перпендикулярны к одной прямой, то данные плоскости параллельны.
Домашнее задание: Параграф 9 № 9.22,9.27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"
УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».
Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский»....
Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей
Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей...
презентация урока геометрии в 10 классе по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"
Данная презентация в помощь учителю математики. Презентация по геометрии для учащихся 10 класса на тему "Перпендикулярность прямых и плоскостей".Автор учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузо...
Урок по математике 6 класс на тему "Координатная плоскость"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний....
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Измерение физических дисциплин"
Представлена карта практикоориентированного урока для освоения навыков обучающихся в области пользования измерительными приборами. Дается определение погрешности измерений и способы ее определения и з...
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме «Примитивные организмы. Значение бактерий и вирусов».
Представляю свой опыт проведенияу урока в 9 классе....