Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики"
олимпиадные задания
В методической разработке представлен материал для проведения внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики" | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной
категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»
Пояснительная записка
Проведение олимпиады по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики целесообразно осуществлять ежегодно среди обучающихся II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело, в два тура.
Первый тур – отборочный – проводится среди обучающихся всех групп.
Цели и задачи первого тура:
- выявить обучающихся, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
- продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие обучающимся продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.
Второй тур – конкурсный – проводится среди призеров, занявших I-III места в первом туре.
Цели и задачи второго тура:
- определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
- продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, а так же задания, имеющие практическую направленность. Задания второго тура включают решение задач профессиональной направленности.
Задания олимпиады составлены исходя из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий, но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.
Требования к заданиям:
- Уровень трудности заданий должен быть разным.
- Задания должны иметь практическую направленность.
- Стиль изложения заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание обучающихся.
Цели олимпиады
- Выявить обучающихся, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
ОП. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики, способствовать развитию их творческого потенциала.
- Выяснить, соответствуют ли знания обучающихся по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.
- Расширить кругозор и углубить знания по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики.
Задания первого (отборочного) тура
Задание 1.
Инструкция: Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Трисомия по 21 паре хромосом определяет синдром:
а) Дауна
б) Эдвардса
в) Патау
г) Шерешевского – Тернера
2. Носителем гена гемофилии бывают:
а) только мужчины
б) и мужчины и женщины в равной степени
в) только женщины
г) и мужчины, и женщины, но мужчины чаще
3. Резус - конфликт возможен, если:
а) мать резус-положительна, ребенок резус-отрицателен
б) мать резус-отрицательна, ребенок резус-положителен
в) мать резус-отрицательна, ребенок резус-отрицателен
г) мать резус-положительна, ребенок резус-положителен
4.Ферментопатией является:
а) фенилкетонурия
б) нейрофиброматоз
в) рахит
г) гемофилия
5.Наследуется сцеплено с гетерохромосомой:
а) альбинизм
б) полидактилия
в) гемофилия
г) галактоземия
6. При полном доминировании при скрещивании особей с генотипами Аа х Аа расщепление по фенотипу будет:
а) 50% : 50%
б) 75% : 25%
в) 25% : 50% : 25%
г) 25% : 25% : 25% : 25%
7. Если здоровый юноша женится на девушке-носительнице фенилкетонурии (Аа), то вероятность рождения у них больного фенилкетонурией ребенка будет равна:
а) 100%
б) 50%
в) 25%
г) 0%
8. Если гены расположены в разных негомологических хромосомах, то проявляется закон:
а) неполного доминирования
б) полного доминирования
в) независимого наследования
г) расщепления признаков
9. Альбинизм является мутацией:
а) геномной
б) генной
в) хромосомной
г) полиплоидией
10. Генотип человека с 3 группой крови:
а) I0I0 в) IAIB
б) IAI0 Г) IBI0
Задание 2.
Инструкция: Используя буквы и символы, запишите обозначения:
1) гетерозиготного по гену C организма
2) гомозиготного организма, доминантного по гену A
3) организма, рецессивного по гену B
4) генотип дигетерозиготного организма по генам A и C
5) генотип гибрида по гену A
6) генотип особи, относящейся к чистой линии по гену B
7) генотип фенотипически доминантной особи по гену C
8) обозначение особей n-го поколения
9) обозначение родительского поколения
10) обозначение мужской особи
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Эталоны ответов на вопросы первого (отборочного) тура
Задание 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | в | б | а | в | б | г | в | б | г |
Критерий оценки
Каждый правильный ответ – 1 балл
Максимальное количество баллов - 10 баллов
Задание 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Cс | АА | bb | AaCc | Aa | Bв | CC, Cc | Fn | P |
Критерий оценки
Каждый правильный ответ – 1 балл
Максимальное количество баллов - 10 баллов
Максимальное количество баллов за задания первого тура - 20 баллов
Распределение призовых мест: 20 баллов – I
19-18 балла – II 17 балла - III
Задания второго (конкурсного) тура
Задание 1.
1. Близорукая девушка (АА) выходит замуж за юношу с нормальным зрением (аа). Вероятность рождения у них ребенка с нормальным зрением будет равна ____.
2. Гаметы АB, Ав, аB, ав характерны для особи с генотипом ____.
3. Чтобы у голубоглазого юноши (аа) вероятность рождения кареглазых детей была 100%, его жена должна иметь генотип _____.
4. Если здоровая девушка (Аа) выходит замуж за больного сахарным диабетом юношу (аа), то вероятность рождения у них здорового ребенка будет равна ______.
5. В семье муж болен гемофилией (ХhУ), но его жена здорова. У них родился сын-гемофилик. Это стало возможно, так как генотип матери был _____.
6. У родителей правшей (доминантный признак) может родиться ребенок левша, если их генотипы будут следующими _____.
7. Гаметы Ав, ав характерны для особи с генотипом _____.
8. У близорукой женщины (Аа) может родиться ребенок с нормальным зрением с вероятностью 50% при генотипе ее мужа _____.
9. Расщепление по фенотипу 3:1 при полном доминировании получится при скрещивании особей с генотипами Аа и ____.
10. У кареглазых родителей – гетерозигот может родиться голубоглазый ребенок с вероятностью ____.
11.Резус-конфликт между матерью и плодом может возникнуть, если у матери ____ резус-фактор, а у ребенка ____ резус-фактор.
12. Если у родителей группы крови АА и ВО, то вероятность рождения детей с группой крови ОО будет _____.
13. Резус-положительная женщина со второй группой крови, отец которой имел отрицательный резус и первую группу крови, вышла замуж за мужчину с первой группой крови и rhrh. Вероятность того, что ребенок по этим признакам будет как отец, равна _____.
14. Резус-конфликт между матерью и плодом будет с вероятностью ___ при генотипах родителей: мать rhrh отец Rhrh.
15. Если у родителей группы крови ВВ и ОО, то вероятность рождения детей с группой крови ВО будет ____.
16. Если у матери первая группа крови, а у отца четвертая, то у их детей возможны _____ группы крови.
Эталоны ответов на задания второго (конкурсного) тура
Задание 1.
1 | 0% | 9 | Аа |
2 | АаВв | 10 | 25% |
3 | АА | 11 | (-) и (+) |
4 | 50% | 12 | 0% |
5 | ХHXh | 13 | 25% |
6 | Аа; Аа | 14 | 50% |
7 | Аавв | 15 | 100% |
8 | аа | 16 | II и III |
Приложение 1
Бланк ответов на задания первого тура
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)
ОЛИМПИАДА
Дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики
Ф.И.О. студента___________________________________
Группа_____________________Дата___________________________
Задание 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задание 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение 1
Бланк ответов на задания второго тура
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)
ОЛИМПИАДА
Дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики
Ф.И.О. студента___________________________________
Группа_____________________Дата___________________________
Задание 1.
1 | 9 | ||
2 | 10 | ||
3 | 11 | ||
4 | 12 | ||
5 | 13 | ||
6 | 14 | ||
7 | 15 | ||
8 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»
Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»
В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...
Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №1 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по ...
Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №2, 3 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по ...