Требования, предъявляемые к содержанию вариативной составляющей курса математики в профессиональной школе.
статья
Для обеспечения научного уровня профессиональной подготовки необходимо, прежде всего, определить, какая часть содержания учебного материала по предмету является его теоретической, а какая прикладной составляющей. Теоретическая составляющая представляет собой ядро учебного материала, прикладная - базис осваиваемой группы профессий. Содержание прикладной составляющей предмета математики нужно отобрать таким, чтобы оно было достаточным и необходимым для совершенствования профессиональной деятельности по избранной профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Людмила Николаевна Лаврикова, кандидат
педагогических наук, преподаватель математики
ГБОУ СПО Российский колледж традиционной культуры
Требования, предъявляемые к содержанию вариативной составляющей курса математики в профессиональной школе.
Существенной является проблема отбора содержания. Для обеспечения научного уровня профессиональной подготовки необходимо, прежде всего, определить, какая часть содержания учебного материала по предмету является его теоретической, а какая прикладной составляющей. Теоретическая составляющая представляет собой ядро учебного материала, прикладная - базис осваиваемой группы профессий. Ядро учебного материала необходимо сократить до тех границ, после которых невозможно создать цельное представление о соответствующей науке. Содержание прикладной составляющей предмета математики нужно отобрать таким, чтобы оно было достаточным и необходимым для совершенствования профессиональной деятельности по избранной профессии[4]. Следовательно, ядро - это единое содержание, тогда как прикладных составляющих может быть столько, сколько существует различий в научных основах у разных групп профессий. Это вариативная часть содержания математического знания.
Важной проблемой является структурирование содержания учебного материала. Если сгруппировать взаимосвязанные понятия, явления вокруг объекта трудовой деятельности, это позволит установить связи математических и специальных знаний при изучении конкретного объекта, а затем их систематизировать. Так, при изучении видов резьбы и расчетов, связанных с ними, учащимися металлообрабатывающего профиля используется определение тригонометрических функций и решение прямоугольных треугольников. Для реализации этих и других связей специальных дисциплин с математикой важное значение имеет наличие у учащихся прочных навыков и умений в выполнении вычислений, в решении уравнений и неравенств, чтении и построении графиков, выполнении геометрических построений [4].
Практика показала, что для различных групп специальностей необходимо различное содержание. Например, учащимся металлообрабатывающего профиля нужно изучать преобразование координат на плоскости, так как они часто встречаются с различными системами координат станка, а мастерам конструирования и моделирования одежды знать этот материал не нужно, но зато необходимо знать, как измерять и откладывать углы.
Отбор содержания обучения математике в профессиональных заведениях, с учетом специфики последних, рассматривался М.И. Башмаковым. Но разработанная им программа и единый учебник не учитывают, что отдельным специальностям необходимо более глубокое изучение тех разделов курса математики, которые потребуются для овладения конкретной профессией. Таким образом, возникает противоречие между общим курсом математики и знаниями, необходимыми для освоения отдельных специальностей, устранить которое можно с помощью изменения вариативного компонента курса математики. Необходимо решить эту проблему.
Практика показала, что мотивы учения у учащихся профессиональных школ неустойчивы и подвижны. На первом курсе оценка ими математики довольно низкая, и интерес к ней возрастает лишь на втором курсе. Это связано, с возникающей у учащихся необходимостью изучать математику с целью ее последующего применения при выполнении практических задач. Ценность в содержании учебного материала учащиеся видят там, где знания по математике могут помочь им в овладении специальностью, предметами технического цикла, т.е. мотивация направлена на прикладные компоненты содержания учебного материала. Таким образом, одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь с будущей профессией.
Процесс обучения математике в профессиональных училищах желательно организовать так, чтобы вызвать у учащихся стремление применять полученные знания, умения в новых условиях, действовать инициативно, добиваться осуществления поставленных задач, уметь отстаивать свою точку зрения, опираясь на собственные знания и жизненный опыт[1].
Отбор математического содержания следует проводить в соответствии с оценкой значимости каждого понятия, аксиомы, теоремы, формулы, правила и т.д. для данного раздела или темы из содержания предметов профессионально-технического цикла. Это вызвано тем, что математические знания и умения, отнесенные к профессионально значимым, не равнозначны по своей применимости, для разных групп профессий внутри отдельно взятой группы. Различие в содержании профессионально значимых знаний и умений объясняется специфическими особенностями профессиональной подготовки и деятельности рабочих разных групп профессий.
Рассмотрев эти факты, а, также, проанализировав исследование Л.М. Наумовой[3], мы отобрали те из них, которые влияют на отбор содержания математического образования в профессиональной школе. К ним относятся: 1)потребности общества и цели, которые оно ставит перед профессиональными учреждениями;
2)требования, предъявляемые к специалисту производством, характером и содержанием профессиональной деятельности;
3)наличие базисной программы по математике;
4)мотивы учащихся;
5)специфика математики как науки;
6)исходный уровень знаний учащихся;
7)специфика профессиональной подготовки.
Все эти факторы взаимосвязаны между собой. В связи с потребностями производства в высококвалифицированных кадрах, общество предъявляет соответствующий специальный заказ системе профессионального образования, что отражается на содержании общего образования, и как его составной части, на содержании математического образования. В то же время содержание математического образования конструируется на основе базисной программы. Но оно предназначается для усвоения конкретным учащимся, с его индивидуально-психологическими особенностями, которые, в свою очередь, предъявляют определенные требования к содержанию. Кроме того, качество подготовки будущего специалиста определяется условиями взаимосвязи математического образования с профессиональным, которая требует включения дополнительного учебного материала, специфичного для каждой группы профессий.
Проанализировав особенности факторов отбора математического содержания, рассмотренные С.Я Батышевым[2], а также требования к содержанию вариативного компонента курса математики в профессиональной школе, выделенные Л.М. Наумовой[3], мы отобрали те из них, которые соответствуют аспекту нашей проблемы, как- то:
1)в содержание вариативного компонента нужно включать только те математические знания, которые направлены на формирование профессиональных знаний;
2)содержание вариативного компонента должно отражать применение современных методов математики в тех отраслях экономики, для которых готовятся учащиеся данного профиля;
3)содержание вариативного компонента должно учитывать психологические особенности учащихся;
4)содержание вариативного компонента должно учитывать уровень школьной математической подготовки учащихся;
5)в содержание вариативного компонента должны войти те понятия и факты, которые применяются при решении производственных задач, общих для профессии данного профиля;
6)в содержание вариативного компонента нужно включить те математические понятия, которые часто используются при изучении предметов технического цикла.
Список литературы.
- Алешина Т.Н. Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью.- М., 1991.-64с.
- Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса.-М., 1980 г.
- Наумова Л.М. Теоретические основы отбора варьируемого компонента содержания математического образования в профессиональных училищах: Автореф. Дисс. … кандидата пед. наук.- Саранск, 1995.-15 с.
- Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: Сб. науч. трудов./ Редкол. М.И. Махмутов и др., - М.: Изд. АПН СССР,1989.- 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по с
Обеспечение дополнительной подготовки в области информатики на специальности Преподавание в начальных классах...
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподав
Программное обеспечение дополнительной подготовки в области информатики...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в на
Программное обеспечение дополнительной подгоотовки в области информатики на специальности преподавание в начальных классах...
Особенности построения и содержания начального курса математики
Презентация к лекции "Особенности построения и содержания начального курса математики" модуля 01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. 2...
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
0. Характеристика-представление. Приказ №600/д от 30 апреля 2013г Минобра РТ о соответствии уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей категории.
Характеристика-представление...
Функции и требования, предъявляемые к современной одежде
Функции и требования, предъявляемые к современной одежде...