РП ОПЦ 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»
в пгт Советский
УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора
_____________ Н. А.Луценко
«___»_________________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
2022 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14 апреля 2022 год № 235.
Разработчик(и): Суюнова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии социально-гуманитарных и естественно-математических наук
Протокол № ____от «_____»_______________20__ г.
Председатель _________________________ А.С.Абибуллаева
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЦ.02ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОПЦ.02 Экологические основы природопользования – входит в
общий естественнонаучный цикл
Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;
- грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- условия устойчивого состояния экосистем;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;
- методы экологического регулирования;
- организационные и правовые средства охраны окружающей среды.
обладать общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
обладать профессиональными (ПК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники. |
ПК 1.2. | Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации. |
ПК 1.3. | Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы. |
ПК 1.4. | Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами. |
ПК 1.5. | Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. |
ПК 1.6. | Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций. |
ПК 2.1. | Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава машинно-тракторного агрегата и определение его эксплуатационных показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ. |
ПК 2.2. | Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы. |
ПК 2.6. | Осуществлять контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической картой. |
ПК 3.1. | Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживании и ремонтов. |
ПК 3.2. | Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием. |
ПК 3.6 | . Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ. |
ПК 3.7. | Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами. |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 32 |
семинарские занятия | 40 |
контрольные работы | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
|
- Тематический план и содержание дисциплины ОПЦ.02 Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, занятия в форме практической подготовки | Объем часов | Применение современных образовательных технологий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретическая экология | 26 | ||
Тема 1.1. Общая экология | Содержание учебного материала | 6 20 | Видео сопровождение Работа в паре |
Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Значение экологического образования для будущего специалиста по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники. Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё. Требования, предъявляемые к продукции в соответствии с нормативной документацией. Альтернативные источники энергии. Альтернативные источники сырья. Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения. Практическое занятие №1 «Составление схемы соподчинения взаимосвязей проблем экологии. Перспективы развития экологии». Практическое занятие №2 «Проблемы рационального природопользования» Практическое занятие №3 «Комплексное использование природных ресурсов Республики Крым» Практическое занятие №4 «Ознакомление с минеральными ресурсами Республики Крым» Практическое занятие№5 Анализ причин возникновения и последствий экологических кризисов | |||
Раздел 2. Промышленная экология | 32 | ||
Тема 2.1. Техногенное воздействие на окружающую среду | Содержание учебного материала | 2 | Видео сопровождение |
Техногенное воздействие на окружающую среду на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. Типы загрязняющих веществ. Особые и экстремальные виды загрязнений. Контроль экологических параметров, в том числе с помощью программно- аппаратных комплексов. | |||
Тема 2.2. Охрана воздушной среды | Содержание учебного материала | 2 4 | Видео сопровождение |
Способы предотвращения и улавливания выбросов. Основные технологии утилизации газовых выбросов. Оборудование для обезвреживания и очистки газовых выбросов. Практическое занятие №6 «Чистота атмосферного воздуха. Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в Республике Крым». | |||
Тема 2.3. Принципы охраны водной среды | Содержание учебного материала | 2 4 | Видео сопровождение Работа в паре |
Методы очистки промышленных сточных вод. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков. Практическое занятие №7 «Оценка вод Республики Крым» |
Тема 2.4. Твердые отходы | Содержание учебного материала | 2 | Видео сопровождение Работа в паре |
Основные технологии утилизации твердых отходов. Экологический эффект использования твёрдых отходов. | |||
Практическая работа№ 8 Технологии малоотходных и безотходных производств Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов | 4 | ||
Тема 2.5. Экологический менеджмент | Содержание учебного материала | 4 8 | Видео сопровождение |
Принципы размещения производств сельскохозяйственного производства. Экологически- безопасные производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности. Ресурсопотребление при производстве сельскохозяйственной продукции. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. Практическое занятие №9 «Особо охраняемые природные территории Республики Крым» Практическое занятие №10 Перспективы развития и главные экологические проблемы. Охрана недр | |||
Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды | 20 | ||
Тема 3.1. Экономические аспекты экологических основ природопользова ния | Содержание учебного материала | 4 | Видео сопровождение |
Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии. Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. Экологические права и обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование. | |||
Тема 3.2. Экологическая стандартизация и паспортизация | Содержание учебного материала | 6 | Видео сопровождение Работа в паре |
Система экологического контроля. Мониторинг окружающей среды. Система стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация Экологический паспорт предприятия. | |||
Практическое занятие №11 Экологическая паспортизация | 4 | ||
Раздел 4. Международное сотрудничество | |||
Тема 4.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 4 2 | Видео сопровождение |
Международное сотрудничество. Государственные общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |||
Всего: | 78 |
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по дисциплине.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература:
Основные источники:
1. Хван Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для СПО. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022 г. – 253 с.— (электронный ресурс) — https://urait.ru/viewer/ekologicheskie-osnovy- prirodopolzovaniya-489614#page/1
Дополнительные источники:
- Кузнецов Л. М. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2022 г. – 304 с.— (электронный ресурс) —https://urait.ru/viewer/ekologicheskie-osnovy- prirodopolzovaniya-493188#page/1
- Манько О.М. и др. Экологические основы природопользования: учебник.-М.:Академия,2018 г.-192с.
- Саенко О.Е., Трушина Т.П. Экологические основы природопользования (для СПО): Учебник.- М.: КноРус, 2017г.
Интернет- ресурсы:
- www.ecoindustry
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 35.02.16 "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности Специальность 35.02.07 « Механизация сельского хозяйства»35.02.08 &l...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины ОП.12. «Экономика отрасли» Для специальностей: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования&raqu...
ОП.07.Информационные технологии в проф деятельности по специальности 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Информационные технологии в профессиональной деятельности разработана на основе ФГОС по специальностям среднего профессионального образования 35.02.07.&laqu...
ОУД.08.Информатика по специальности 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413)...
ОУД.04.Математика по специальности 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413)...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ практических занятий по дисциплине ОГСЭ. 02. ИСТОРИЯ Специальность З5.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОГСЭ.02. История предназначена для студентов 3 курса по специальности З5.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и обо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК.04.01.ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ 19205 ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Специальность 35.02.16Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Рабочая программа междисциплинарного комплекса МДК.04.01. Освоение профессии рабочих 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства разработана на основе Федерального Государственного об...