Технологическая карта урока по теме: "Показательные уравнения"
план-конспект занятия
Открытый урок по теме:" Показательные уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 310.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский топливно-энергетический колледж
Методическая разработка
Открытого урока по дисциплине «Математика»
По теме: «Показательные уравнения»
Разработчик:
Преподаватель математики
Тимофеева С. В.
Уфа,2022
Методическая карта урока
Дисциплина: Математика
Преподаватель: Тимофеева Светлана Вячеславовна
Дата: 15.11.2022
Группа - 1ТАК-1
Тема урока - «Показательные уравнения»
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний (применение знаний, умений и навыков на практике).
Цели урока:
Образовательные: - актуализировать знания обучающихся по теме «Показательные уравнения»;
- формировать умения решать показательные уравнения различными методами;
- обобщить и систематизировать приобретенные знания по теме «Показательные уравнения».
Развивающие: - содействовать развитию у обучающихся мыслительных операций: развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать;
- развивать навыки построения логической цепи рассуждений;
- способствовать развитию самостоятельного решения проблем, навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
- развивать грамотную математическую речь
Воспитательные: - вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке;
- способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности;
- развивать интерес к урокам математики.
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины
- Личностные:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
2. Метапредметные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Предметные результаты:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
Методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа)
- наглядный
- информационно-коммуникативный (презентация)
- частично-поисковый (проблемная ситуация)
- исследовательский
- рефлексивный
Организация деятельности на уроке:
- самостоятельная
- групповая
- работа с источниками
- индивидуальная
Оснащение урока:
- мультимедийный проектор, компьютер , металлическая доска
- презентация к уроку
Учебно-техническая документация
- карточки с заданиями
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности. Распределение обучающихся по командам.
3. Актуализация опорных знаний.
3.1. Повторение теоретического материала
4. Выполнение практических заданий.
4.1. Конкурс « Математическое лото»
4. 2. Устный счёт
4.3 . Конкурс «Ход решения»
4.4. Решение по командам задач на специальность
4.5. Конкурс «Дешифратор»
5. Рефлексия (Чемодан, мясорубка, корзина)
6.Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие; проверка подготовленности обучающихся к уроку (рабочее место, внешний вид);
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, пожалуйста, какие уравнения мы с Вами изучили? (Показательные уравнения)
- Какие уравнения называются показательными?
( Показательными уравнениями называются уравнения вида где а – положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду)
- У нас сегодня урок обобщения и систематизации знаний по теме «Показательные уравнения».Проведем урок-игру. Мы с Вами разделились на 3 команды. По результатам игры Вам будут выставлены оценки. Оценивать Вас будут эксперты, которые будут считать баллы ,полученные командой. За устные ответы Вы получаете по 1 баллу. Призываю всех быть активными и желаю удачи!
3. Актуализация опорных знаний.
3. 1. Повторение теоретического материала
- Какие методы решения показательных уравнений Вы знаете?
(Метод уравнивания показателей, метод введения новой переменной, функционально-графический метод, метод вынесения общего множителя за скобки, метод почленного деления )
- В чем состоит метод уравнивания показателей?
- В чем состоит метод введения новой переменной?
- В чем состоит функционально-графический метод?
- В чем состоит метод вынесения общего множителя за скобки?
- В чем состоит метод почленного деления
- В чем состоят методы повторили. А теперь выполним несложное упражнение . Вам заданы показательные уравнения. Нужно будет указать каким именно методом решается каждое уравнение. За каждый правильный ответ, вы получаете 1 балл.
https://learningapps.org/watch?v=ppe9zsa3k22
- Молодцы! С заданием справились.
4. Выполнение практических заданий
4.1. Игра « Математическое лото»
Теперь сыграем в игру, которая называется «Математическое лото». Решив задания, студенты зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на задания. В карточке для игры останутся три не зачеркнутых числа. Группа, первая выполнившая верно задания, объявляется победителем игры. Получает 3 балла . Устно объясняют ход решения и какие методы применяли.
Для 1 команды:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
0,4 | 2 | |
1 | ||
0 |
Для 2 команды:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
0,6 | 2 | |
1 | ||
4 | 3 |
Для 3 команды:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
1 | 5 | |
2,5 | ||
0 | 3 |
4. 2. Устный счёт
Посчитаем устно :
Устно решите уравнения :
1) (4)
2) (-2)
3) (-2)
4) (1/3)
5) (0)
6) (корней нет)
7), х-любое число
8) (поделили на одно и тоже выражение отличное от 0, можно решить графически, х=0)
4.3. Конкурс «Ход решения»
- Пока эксперты проверяют Ваши решенные задания , поиграем еще в одну игру. Называется она « Ход решения». На столе у каждой команды лежат листочки, на которых в разобранном виде написано решение показательного уравнения . Вам нужно правильно собрать и восстановить последовательность решения уравнения. Команда, которая соберет первой последовательность решения уравнения , получает 3 балла, которая соберет второй по счету – 2 балла, и которая третьей – 1 балл.
(Студенты собирают последовательность решения уравнения. После того, как они покажут свое решение на доске, на слайде появляется правильный ответ)
Для 1 команды: https://learningapps.org/watch?v=p0p4un47n22
Для 2 команды: https://learningapps.org/watch?v=pjd5ke3w222
Для 3 команды: https://learningapps.org/watch?v=paryd2sx522
4. 4. Решение задач на специальность
- Для чего же Вам нужно знать решение показательных уравнений в вашей специальности?
- С помощью показательного уравнения можно вычислить скорость реакции . – Рассмотрим правило Вант-Гоффа, позволяющее вычислить скорость реакции.
Вант-Гофф Якоб Хендрик (1852-1911) – нидерландский ученый, один из основателей стереохимии, физической химии, член-корреспондент Петербургской АН, лауреат Нобелевской премии. Вант-Гофф открыл законы химической кинематики и осмотического давления в растворах.
Правило Вант-Гоффа: при повышении температуры на каждые 10°С скорость реакции увеличивается в среднем в 2-4 раза.
, где ν - скорость реакции в нагретой или охлажденной системе, ν0 - начальная скорость, γ - температурный коэффициент Вант-Гоффа, показывающий во сколько раз увеличивается скорость данной реакции при нагревании на 10°С, 2≤γ≤4.
- Рассмотрим задачи, вычисляемые с помощью правила Вант-Гоффа.
ЗАДАЧИ
- При первоначальных условиях некоторая химическая реакция протекает со скоростью 5 моль/(л·с). При увеличении температуры до 45°С она протекает со скоростью 45 моль/(л·с). Какова первоначальная температура, если температурный коэффициент Вант-Гоффа для данной реакции равен 3.
- Некоторая реакция протекает со скоростью 2 моль/(л·с) при 25°с. Температурный коэффициент Вант-Гоффа для этой реакции равен 4. При какой температуре скорость реакции равна 0,125 моль/(л·с).
№1 | ||
Дано: γ = 3 ν1 = 5 моль/(л·с) t2 = 45°С ν2 = 45 моль/(л·с) | Решение: ν2 = ν1· γΔt/10, Δt = t2 – t1 45 = 5· 9 = , t1 = 25°С | |
t1 - ? | Ответ: 25°С | |
№2 | ||
Дано: t1 = 25°С ν1 = 2 моль/(л·с) ν2 = 0,125 моль/(л·с) γ = 4 | Решение: ν2 = ν1· γΔt/10 0,125 = 2· , t2 = 5°С | |
t2 - ? | Ответ: 5°С | |
- Теперь каждая команда вычислить свою задачу по данному условию. Команда, которая решит первой задачу получит 3 балла, второй по счету – 2 балла, третьей – 1 балл.
Задачи для команд:
Для команды 1:
(Группы по очереди отвечают) Решения выходят на слайде.
Решения задач:
Для команды 1:
4.5. Конкурс «Дешифратор»
Следующий конкурс называется «Дешифратор». Каждому верному ответу соответствует одна буква. Если вы верно решите уравнения и выберите правильные ответы , то у вас получится имя швейцарского математика, который ввел понятие показательной функции. Выигрывает та команда, которая назовет имя математика. Команда получит 3 балла.
1 | И-1, Э- | |
2 | Д-4, В-0,5, Л- -2, О-3 | |
3 | К-1,2, Г- 2, М-3, Н- -4 | |
4 | У- -1,О-10, А-0,5, Ю- -3 | |
5 | И-10, Я-0,04, Е-16, Н- -1 | |
6 | Н- 0, Р-8, К-10, Ф- -3 | |
7 | Г- -4, Б—0,2, Ф-2, И-11 | |
8 | Д-4, E- -1, Ж-5, З- -7 | |
9 | Г-1, Р-1,5, С- -6, Х-9 | |
10 | И-10, Я-0,04, Е-16, Н- -2 | |
11 | Р- 7, Т-0, У- 1, Д- 4 | |
12 | Л-0, П-8, М-3, С- -6 | |
13 | Х-9, Г-1, Л--3,Е-6 | |
14 | И- 0,2, Р-7, Е-16, Ф- -2 |
Команды выполняют задание. В результате работы обучающиеся должны получить имя математика –Иоганн Бернулли.
5. Рефлексия (Чемодан, мясорубка, корзина)
- Эксперты озвучивают сколько баллов набрала каждая группа.
-За работу на уроке получают оценки …
1) Всё, что пригодится в дальнейшем
2)Информация для переработки
3)Все выброшу
6. Домашнее задание.
- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
Решите уравнения:
- Пожелаю вам, чтобы знакомство с показательными уравнениями вам помогло в жизни.
- Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона»
Технологическая карта урока «Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона»...

План-конспект урока по теме Показательные уравнения
Урок в курсе математики для 1 курса СПО по учебнику "Алгебра и начала анализа" 10-11кл. под ред. Ш.А. Алимова и пр....
Методическая разработка урока по теме "Показательные уравнения"
Урок по систематизации и обобщению знаний с применением ИКТ....
Урок по теме «Показательные уравнения, методы решения»
Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на ры...
Методическая разработка урока на тему: "Показательные уравнения"
Тема «Решение показательных уравнений» является одной из основных тем при изучении раздела «Показательные и логарифмические функции». В настоящее время изучению пок...