Технологическая карта урока по теме: "Показательные уравнения"
план-конспект занятия

Тимофеева Светлана Вячеславовна

Открытый урок по теме:" Показательные уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_timofeeva_sv_pokaz.uravn_.docx310.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский топливно-энергетический колледж

1

Методическая разработка

Открытого урока по дисциплине «Математика»

По теме: «Показательные уравнения»

                                                        Разработчик:

Преподаватель математики

                                                             Тимофеева С. В.

Уфа,2022

Методическая карта урока

Дисциплина: Математика

Преподаватель:  Тимофеева Светлана Вячеславовна

Дата: 15.11.2022

Группа -  1ТАК-1

Тема урока -  «Показательные уравнения»

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний (применение знаний, умений и навыков на практике).

Цели урока:

Образовательные: - актуализировать знания обучающихся по теме «Показательные уравнения»; 

- формировать умения решать показательные уравнения различными методами;

 - обобщить и систематизировать приобретенные знания   по    теме «Показательные уравнения».

Развивающие: - содействовать развитию у обучающихся мыслительных операций: развивать  умение анализировать, синтезировать, сравнивать; 

- развивать навыки построения логической цепи рассуждений;   

- способствовать развитию самостоятельного решения проблем, навыков взаимоконтроля и самоконтроля;

- развивать грамотную математическую речь

Воспитательные: - вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке; 

- способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной  работоспособности; 

- развивать интерес к урокам математики.

     Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины

  1. Личностные:

 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

 - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

2. Метапредметные:

     - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

3. Предметные результаты:

 - сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

 - сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

  - владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

 
Методы обучения:

-  словесный (рассказ, объяснение, беседа)

-  наглядный

-  информационно-коммуникативный (презентация)

-  частично-поисковый (проблемная ситуация)

-  исследовательский

- рефлексивный

Организация деятельности на уроке:

- самостоятельная

- групповая

- работа с источниками

- индивидуальная

Оснащение урока:

- мультимедийный проектор, компьютер , металлическая доска

- презентация к уроку

Учебно-техническая документация

- карточки с заданиями

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности. Распределение обучающихся по    командам.

3. Актуализация опорных знаний.

       3.1. Повторение теоретического материала  

4. Выполнение практических заданий.

       4.1. Конкурс « Математическое лото»

       4. 2. Устный счёт

       4.3 . Конкурс «Ход решения»  

       4.4. Решение по командам задач на специальность  

       4.5. Конкурс  «Дешифратор»

5. Рефлексия  (Чемодан, мясорубка, корзина)    

6.Домашнее задание.  

Ход урока

   1.  Организационный момент.

Взаимное приветствие; проверка подготовленности обучающихся к уроку (рабочее место, внешний вид);

2. Мотивация к учебной деятельности.

Скажите, пожалуйста, какие уравнения мы с Вами изучили? (Показательные уравнения)

- Какие уравнения называются показательными?

(  Показательными уравнениями называются уравнения вида где а – положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду)

- У нас сегодня  урок обобщения и систематизации знаний по теме «Показательные уравнения».Проведем урок-игру.  Мы с Вами разделились на 3  команды.  По результатам игры Вам будут выставлены оценки. Оценивать Вас будут эксперты, которые будут считать баллы ,полученные командой. За устные ответы Вы получаете по 1 баллу. Призываю всех быть активными и желаю удачи!

3. Актуализация опорных знаний.

    3. 1. Повторение теоретического материала

- Какие методы решения показательных уравнений Вы  знаете?

(Метод уравнивания показателей, метод введения  новой переменной, функционально-графический метод, метод вынесения общего множителя за скобки, метод почленного деления )

- В чем состоит метод уравнивания показателей?

- В чем состоит метод введения новой переменной?

- В чем состоит функционально-графический метод?

- В чем состоит метод  вынесения общего множителя за скобки?

- В чем состоит метод почленного деления

- В чем состоят методы повторили. А теперь выполним несложное упражнение . Вам заданы показательные уравнения. Нужно будет  указать каким именно  методом решается каждое уравнение. За каждый правильный ответ, вы получаете 1 балл.

https://learningapps.org/watch?v=ppe9zsa3k22

- Молодцы! С заданием справились.

4. Выполнение практических заданий

         4.1. Игра « Математическое лото»

Теперь сыграем в игру, которая называется «Математическое лото». Решив задания, студенты  зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на задания. В карточке для игры останутся три не зачеркнутых числа. Группа, первая выполнившая  верно задания, объявляется победителем игры. Получает 3 балла . Устно объясняют ход решения и какие методы применяли.

Для 1 команды:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

0,4

2

1

0

Для 2 команды:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

0,6

2

1

4

3

Для 3 команды:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

1

5

2,5

0

3

      4. 2. Устный счёт

Посчитаем устно :

Устно решите уравнения :

1)https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_1.png (4)

2) https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_2.png (-2)

3)https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_3.png (-2)

4)https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_4.png (1/3)


5)
https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_5.png (0)

6)https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_6.png (корней нет)

7)https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_7.png, х-любое число

8)https://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0ac5cf39eb6/phpIperGC_urok-po-teme-Pokazatelnye-uravneniya-i-neravenstva_8.png (поделили на одно и тоже выражение отличное от 0, можно решить графически, х=0)

       4.3. Конкурс «Ход решения»  

 - Пока эксперты проверяют Ваши решенные задания , поиграем еще в одну игру. Называется она « Ход решения». На столе у каждой команды лежат  листочки,  на которых в разобранном виде написано решение  показательного уравнения . Вам нужно правильно собрать и восстановить последовательность решения уравнения. Команда, которая соберет первой последовательность решения уравнения ,  получает 3 балла, которая соберет второй по счету – 2 балла, и которая третьей – 1 балл.

(Студенты собирают последовательность решения уравнения. После того, как они покажут свое решение на доске, на слайде появляется правильный ответ)

Для 1 команды: https://learningapps.org/watch?v=p0p4un47n22

Для 2 команды: https://learningapps.org/watch?v=pjd5ke3w222

Для 3 команды: https://learningapps.org/watch?v=paryd2sx522

      4. 4. Решение задач на специальность  

- Для чего же  Вам нужно знать решение показательных уравнений в вашей специальности?

- С помощью показательного уравнения можно вычислить скорость реакции . – Рассмотрим правило Вант-Гоффа, позволяющее вычислить скорость реакции.

Вант-Гофф Якоб Хендрик (1852-1911) – нидерландский ученый, один из основателей стереохимии, физической химии, член-корреспондент Петербургской АН, лауреат Нобелевской премии. Вант-Гофф открыл законы химической кинематики и осмотического давления в растворах.

Правило Вант-Гоффа: при повышении температуры на каждые 10°С скорость реакции увеличивается в среднем в 2-4 раза.

                        , где ν - скорость реакции в нагретой или охлажденной системе, ν0  - начальная скорость, γ - температурный коэффициент Вант-Гоффа, показывающий во сколько раз увеличивается скорость данной реакции при нагревании на 10°С, 2≤γ≤4.

- Рассмотрим задачи, вычисляемые с помощью правила Вант-Гоффа.

ЗАДАЧИ

  1. При первоначальных условиях некоторая химическая реакция протекает со скоростью 5 моль/(л·с). При увеличении температуры до 45°С она протекает со скоростью 45 моль/(л·с). Какова первоначальная температура, если температурный коэффициент Вант-Гоффа для данной реакции равен 3.
  2. Некоторая реакция протекает со скоростью 2 моль/(л·с) при 25°с. Температурный коэффициент Вант-Гоффа для этой реакции равен 4. При какой температуре скорость реакции равна 0,125 моль/(л·с).

№1

Дано:

γ = 3

ν1 = 5 моль/(л·с)

t2 = 45°С

ν2 = 45 моль/(л·с)

Решение:

ν2 = ν1· γΔt/10, Δt = t2 – t1

45 = 5·

9 = ,

t1 = 25°С

t1 - ?

Ответ: 25°С

№2

Дано:

t1 = 25°С

ν1 = 2 моль/(л·с)

ν2 = 0,125 моль/(л·с)

γ = 4

Решение:

ν2 = ν1· γΔt/10

0,125 = 2·

 ,

t2 = 5°С

t2 - ?

Ответ: 5°С

- Теперь каждая команда вычислить  свою задачу по данному условию. Команда, которая решит первой задачу получит 3 балла, второй по счету – 2 балла, третьей – 1 балл.

Задачи для команд:

Для команды 1:

(Группы  по очереди отвечают) Решения  выходят на слайде.

Решения задач:

Для команды 1:

     4.5. Конкурс  «Дешифратор»

Следующий конкурс называется «Дешифратор». Каждому верному ответу соответствует одна буква. Если вы верно решите уравнения и выберите правильные ответы , то у вас получится имя швейцарского математика, который ввел понятие показательной функции. Выигрывает та команда, которая  назовет имя математика. Команда получит 3 балла.

1

И-1, Э- , Я-11, У- -3

2

Д-4, В-0,5, Л- -2, О-3 

3

К-1,2, Г- 2, М-3, Н- -4

4

У- -1,О-10, А-0,5, Ю- -3

5

И-10, Я-0,04, Е-16, Н- -1

6

Н- 0, Р-8, К-10, Ф- -3

7

Г- -4, Б—0,2, Ф-2, И-11

8

Д-4, E- -1, Ж-5, З- -7

9

Г-1, Р-1,5, С- -6, Х-9

10

И-10, Я-0,04, Е-16, Н- -2

11

Р- 7, Т-0, У- 1, Д- 4

12

Л-0, П-8, М-3, С- -6

13

Х-9, Г-1, Л--3,Е-6

14

И- 0,2, Р-7, Е-16, Ф- -2

Команды выполняют задание. В результате работы обучающиеся должны получить  имя математика –Иоганн Бернулли.

5. Рефлексия  (Чемодан, мясорубка, корзина)    

- Эксперты озвучивают сколько баллов набрала каждая группа.

-За работу на уроке  получают оценки …

1) Всё, что пригодится в дальнейшем

2)Информация для переработки

3)Все выброшу

6. Домашнее задание.

- Запишите, пожалуйста,  домашнее задание.

Решите уравнения:

- Пожелаю вам, чтобы знакомство с показательными уравнениями вам помогло в жизни.

- Всем спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона»

Технологическая карта урока «Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона»...

Урок по теме "Показательные уравнения"

Открытый урок по теме "Показательные уравнения"...

План-конспект урока по теме Показательные уравнения

Урок в курсе математики для 1 курса СПО по учебнику "Алгебра и начала анализа" 10-11кл. под ред. Ш.А. Алимова и пр....

Методическая разработка урока по теме "Показательные уравнения"

Урок по систематизации и обобщению знаний с применением ИКТ....

Урок по теме «Показательные уравнения, методы решения»

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на ры...

Методическая разработка урока на тему: "Показательные уравнения"

Тема «Решение показательных уравнений» является одной из основных тем при изучении раздела  «Показательные и логарифмические функции». В настоящее время изучению пок...