методическая разработка практического занятия по экологии: "Приспособленность организмов к среде обитания".
методическая разработка
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…. Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел? (дыхание, размножение, раздражимость, питание, выделение, рост и развитие, обмен веществ.)
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье… Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые… И у все эти организмы приспособились обитать в разных средах обитаний.
Сегодня нам предстоит познакомиться с живыми организмами, которые обитают в разных средах обитания и имеют характерные способы приспособления!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка практического занятия | 262.48 КБ |
инструктивная карточка для обучающихся | 258.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Приспособленность организмов к среде обитания».
Цель: выявление черт приспособленности организмов к среде обитания и значении ее относительного характера.
Задачи: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах; учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока; формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: раздаточный материал.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ
Приветствие, диагностика состояния обучающихся, настрой на работу. Знакомство учащихся с целью, задачами и этапами выполнения практической работы.
II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
Выполнение практической работы.
III ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
Вывод практической работы, домашнее задание.
Ход занятия:
I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
- Что такое среда обитания?
- Назовите среды обитания живых организмов.
Найди лишнее:
- 1 группа иллюстраций и фотографий - ящерица, заяц, божья коровка, еж, акула, стрекоза
- 2 группа – карась, змея, рак, медуза, улитка
- 3 группа – дождевой червь, синица, крот, личинка жука
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств… Начну я рассказывать сама, а вы мне помогать будете.
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…. Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел? (дыхание, размножение, раздражимость, питание, выделение, рост и развитие, обмен веществ.)
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье… Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые… И у все эти организмы приспособились обитать в разных средах обитаний.
Сегодня нам предстоит познакомиться с живыми организмами, которые обитают в разных средах обитания и имеют характерные способы приспособления.
II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
Выполнение практической работы.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»
Цель: выявление черт приспособленности организмов к среде обитания и значении ее относительного характера.
Ход занятия:
ЗАДАНИЕ №1: Познакомьтесь с разнообразием среды обитания и запишите способы приспособления живых организмов к средам обитания.
Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжках (кенгуру, тушканчик). Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши).
Приспособительные особенности животных и растений: крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья; приспособления для экономного расходования влаги; приспособления для опыления растений. Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.
В водной среде: 1. Обтекаемая форма тела встречается у представителей различных групп организмов, обитающих в воде, - дельфинов (млекопитающих), костистых и хрящевых рыб для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание. 2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов. 3. В связи с высокой плотностью водной среды ее обитатели лишены обязательной связи с субстратом, которая характерна для наземных форм и связана с силами гравитации. Поэтому есть целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, "парящих" в водной толще. 4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения. Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла. Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды, коралловые полипы, морские лилии , двустворчатые моллюски и др.
Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела; наличие слизи на теле; плавники, ласты, подкожный слой жира.
Почвенная среда. Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.
Приспособления к почвенной среде обитания. округлая, червеобразная форма тела, способность к изменению толщины тела, роющие конечности, маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.
ЗАДАНИЕ №2: Заполнение таблицы с использование слов: достаточно, не хватает, меньше, ровная, бывает много, не всегда хватает, не проникает.
№ | Условия жизни | Наземно-воздушная | Водная | Почвенная |
1. | Кислород | |||
2. | Вода | |||
3. | Температура | |||
4. | Свет |
ЗАДАНИЕ №3: Заполнение таблицы
среда обитания | черты приспособленности к среде обитания | примеры животных |
Наземно-воздушная | ||
водная | ||
почвенная |
ЗАДАНИЕ №4: Какая среда наиболее заселена?
ЗАДАНИЕ №5: Вставьте пропущенные слова в текст, запишите текст в тетради.
Наземно-воздушная среда характеризуется ………… количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…..Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения……… в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по…………
Водная среда характеризуется достаточным количеством………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ……….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком……… Температура более ровная, чем на поверхности земли, ……практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют……… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием, воды, меняется, света, кислородом, плавники, достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле.
ЗАДАНИЕ №6: Приспособленность на примере стрижа.
Отряд стрижеобразные, семейство стрижи.
Мелкие птицы, голова крупная, шея короткая, тело вальковатое, покрытое плотным оперением, ноги маленькие и слабые, с острыми когтями. Окраска темная, однообразная. Стрижи кормятся в полете, пьют, купаются, спариваются, некоторые могут даже спать на лету. Глубокая адаптация к полету лишает этих птиц способности ходить по земле, они могут лишь присаживаться на ветвях или прицепляться когтями маленьких лап к вертикальным поверхностям, довольно сносно лазают по стенам и скалам. Крупные глаза направлены вбок, спереди и сверху глаз растут короткие плотные перья. Живут в горных и равнинных местах, среди скал, некоторые виды поселяются по соседству с человеком, даже в больших городах, где находят удобные места для гнездования в высоких каменных зданиях. Корм – всевозможные насекомые, которых птицы ловят в воздухе, полет стремительный, некоторые виды могут развивать скорость до 300 км/ч. Пьют воду с поверхности водоемов, захватывая ее на лету подклювьем. Их усиленная жизнедеятельность обусловливает большие потери и соответственно этому энергичный обмен веществ, поэтому стрижи необыкновенно прожорливы, уничтожают ежедневно сотни тысяч насекомых, составляющих их исключительную пищу.
Ответьте на вопросы: какие черты внешнего строения помогают стрижам быстро летать? Какое строение головы и клюва помогает стрижам питаться на лету? Почему глаза стрижей расположены по бокам головы? Зачем около глаз растут короткие плотные перья? Почему приспособленность стрижей к быстрому полету носит относительный характер?
ЗАДАНИЕ №7: Составьте кроссворд на тему «Формы приспособленностей организмов», количество слов – не менее 5.
III ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
Вывод практической работы.
домашнее задание – подготовить сообщения на тему: «Живые организмы и среда обитания».
Литература: Константинов В.М. Биология / В.М. Константинов, А.П. Рязанова. М.: Академия, 2010.
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»
Цель: выявление черт приспособленности организмов к среде обитания и значении ее относительного характера.
Ход занятия:
ЗАДАНИЕ №1: Познакомьтесь с разнообразием среды обитания и запишите способы приспособления живых организмов к средам обитания.
Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжках (кенгуру, тушканчик). Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши).
Приспособительные особенности животных и растений: крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья; приспособления для экономного расходования влаги; приспособления для опыления растений. Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.
В водной среде: 1. Обтекаемая форма тела встречается у представителей различных групп организмов, обитающих в воде, - дельфинов (млекопитающих), костистых и хрящевых рыб для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание. 2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов. 3. В связи с высокой плотностью водной среды ее обитатели лишены обязательной связи с субстратом, которая характерна для наземных форм и связана с силами гравитации. Поэтому есть целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, "парящих" в водной толще. 4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения. Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла. Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды, коралловые полипы, морские лилии , двустворчатые моллюски и др.
Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела; наличие слизи на теле; плавники, ласты, подкожный слой жира.
Почвенная среда. Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.
Приспособления к почвенной среде обитания. округлая, червеобразная форма тела, способность к изменению толщины тела, роющие конечности, маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.
ЗАДАНИЕ №2: Заполнение таблицы с использование слов: достаточно, не хватает, меньше, ровная, бывает много, не всегда хватает, не проникает.
№ | Условия жизни | Наземно-воздушная | Водная | Почвенная |
1. | Кислород | |||
2. | Вода | |||
3. | Температура | |||
4. | Свет |
ЗАДАНИЕ №3: Заполнение таблицы
среда обитания | черты приспособленности к среде обитания | примеры животных |
Наземно-воздушная | ||
водная | ||
почвенная |
ЗАДАНИЕ №4: Какая среда наиболее заселена?
ЗАДАНИЕ №5: Вставьте пропущенные слова в текст, запишите текст в тетради.
Наземно-воздушная среда характеризуется ………… количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…..Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения……… в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по…………
Водная среда характеризуется достаточным количеством………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ……….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком……… Температура более ровная, чем на поверхности земли, ……практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют……… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием, воды, меняется, света, кислородом, плавники, достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле.
ЗАДАНИЕ №6: Приспособленность на примере стрижа.
Отряд стрижеобразные, семейство стрижи.
Мелкие птицы, голова крупная, шея короткая, тело вальковатое, покрытое плотным оперением, ноги маленькие и слабые, с острыми когтями. Окраска темная, однообразная. Стрижи кормятся в полете, пьют, купаются, спариваются, некоторые могут даже спать на лету. Глубокая адаптация к полету лишает этих птиц способности ходить по земле, они могут лишь присаживаться на ветвях или прицепляться когтями маленьких лап к вертикальным поверхностям, довольно сносно лазают по стенам и скалам. Крупные глаза направлены вбок, спереди и сверху глаз растут короткие плотные перья. Живут в горных и равнинных местах, среди скал, некоторые виды поселяются по соседству с человеком, даже в больших городах, где находят удобные места для гнездования в высоких каменных зданиях. Корм – всевозможные насекомые, которых птицы ловят в воздухе, полет стремительный, некоторые виды могут развивать скорость до 300 км/ч. Пьют воду с поверхности водоемов, захватывая ее на лету подклювьем. Их усиленная жизнедеятельность обусловливает большие потери и соответственно этому энергичный обмен веществ, поэтому стрижи необыкновенно прожорливы, уничтожают ежедневно сотни тысяч насекомых, составляющих их исключительную пищу.
Ответьте на вопросы: какие черты внешнего строения помогают стрижам быстро летать? Какое строение головы и клюва помогает стрижам питаться на лету? Почему глаза стрижей расположены по бокам головы? Зачем около глаз растут короткие плотные перья? Почему приспособленность стрижей к быстрому полету носит относительный характер?
ЗАДАНИЕ №7: Составьте кроссворд на тему «Формы приспособленностей организмов», количество слов – не менее 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Мышцы и ткани в организме человека. Глагол to be в будущем времени"
В данном документе представлен план проведения практического занятия, проводимого со студентами первого курса специальности Лечебное дело. Методическая разработка включает в себя план проведения занят...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: " Безопасная больничная среда. Дифференцированный зачёт."
В методической разработке представлены вопросы к фронтальному опросу, проблемно-ситуационные задачи, тестовые задания для оценки знаний студентов по МДК 04.01 " Участие в организации безопа...
Методическая разработка практического занятия «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью. Диагностика беременности». МДК.01.01.Физиологическое акушерство ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и
Учебные целиПосле изучения данной темы студент должен уметь:- осуществлять сбор анамнеза у беременной;- диагностировать беременность и определить ее сроки;- произвести влагалищное исследование и опред...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...
Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала Специальнос
Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностя...