ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ ДЕТЕЙ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (из опыта работы)
статья
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_do_biologii_detey_ovz_kudryavtseva_ov.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ ДЕТЕЙ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(из опыта работы)
Кудрявцева Ольга Витальевна, преподаватель,
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Техникум судостроения и машиностроения»
Современные технологии проникли во все сферы деятельности человека. Везде внедряются новые технологии. На сегодняшний день уже сложно себе представить человека, который живет и не пользуется компьютером, Интернетом, сотовым телефоном.
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающим их возможностям. Из общего числа детей-инвалидов 30 тыс. рекомендована дистанционная форма обучения.
На основе Конвенции о правах инвалидов от 24 сентября 2008 года в РФ была создана государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2015 гг., которую продлили до 2020 года.
В последние годы общеобразовательные учреждения России осуществляют образовательные программы согласно новым поправкам в Федеральный закон «Об образовании». Новые положения закона направлены на создание доступного образовательного пространства с элементами интеграции и инклюзии (включения) детей с инвалидностью в образовательные учреждения (1).
Развитие дистанционного образования детей ограниченными возможностями здоровья Министерство образования и науки РФ включило в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование». В рамках проекта предусматривается поэтапное создание в каждом российском регионе условий для дистанционного обучения детей-инвалидов.
На основании распоряжения Министерства образования и науки Архангельской области №134 о 15 марта 2010 года «Об организации и обеспечении дистанционного образования детей-инвалидов» на АО ИОО возложена дополнительная функция по организационно-методическому и техническому сопровождению мероприятия. 1 июля 2010 года был создан отдел дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (6).
В Архангельской области дистанционно обучается 80 детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для работы с компьютером, из 23 муниципальных образований области (не участвуют Лешуконский, Ленский районы).
Образовательный процесс на данный момент осуществляют 118 педагогов (в данном проекте я с 2012 года), прошедших курсы повышения квалификации по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий» (подтверждается удостоверением Московского института открытого образования) (5).
На курсах особое внимание уделяется особенностей психофизического развития детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах (4).
Обучение детей-инвалидов осуществляется с использованием сетевого ресурса ГОУ Центра образования "Технологии обучения" г. Москва, который предоставляет комплекс образовательных услуг, в виде специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей в удаленном режиме проводить с учащимся учебные занятия, осуществлять контроль со стороны преподавателя и родителей. Проводятся занятия в режиме он-лайн с использованием IP-телефонии и сервисов Web 2.0. Кроме того, при проведении дистанционных занятий использовались и другие средства информационно-коммуникационных технологий: электронная почта, телефонные звонки (5).
Обеспечение материальной базы ученика и учителя, компьютером с выходом в интернет, оснащённым программой для видеосвязи (чаще это программа Skype), веб-камерой. У обоих под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.
Дистанционное обучение детей ОВЗ предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.
При дистанционном обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья ведущую роль следует отводить таким формам и методам как: универсальный дистанционный урок, виртуальная экскурсия, виртуальные и реальные наблюдение и эксперимент, практические работы с USB-микроскопом и ИК-технологиям, ориентирующим образовательный процесс на диалог между всеми субъектами учебного процесса (3).
Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. Дети с ОВЗ часто не имеют возможности видеть реальные естественные биологические объекты. Поэтому на уроках биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Таких как единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенных на сайте: school-collection.edu.ru
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства помогает ситуация успеха. На своих уроках очень часто использую подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика, которые создают благоприятный психологический фон. Такие дети очень ценят каждое ласковое слово и ловят улыбки и подбадривающие интонации учителя.
Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Для проверки знаний обучающихся по изученной теме использую электронные тесты и тренажеры. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии(2).
Благодаря возможностям интернета, ребята также могут попробовать свои силы в различных биологических конкурсах и олимпиадах, например на сайте всероссийских дистанционных олимпиад и конкурсов «Вот задачка», а также Всероссийский социальный проект «Страна талантов» проводит дистанционные предметные олимпиады и творческие конкурсы для школ, колледжей и техникумов.
Преимуществами использования дистанционных образовательных технологий является то, что:
· учебный материал доступен ребенку в любое время;
· дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
· программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современном образованию;
· наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети интернет интересующую их информацию и работать с ней.
Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов способствует всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти, оптимальный для себя, способ успешно адаптироваться в жизни.
Примечание.
- Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Андреев А.А., Солдаткин В.И., Дидактическая система дистанционного обучения.- МЭСИ, 1999
- Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999.
- Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: “ВАК”, 2008.
- http://ippk.arkh-edu.ru/kp/fgos/detail.php?ID=891612
- http://www.arkh-edu.ru/pnpo/deti/detail.php?ID=127054
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья(из опыта работы)
Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...
Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики
В статье рассмотрено значение использования информационных технологий в процессе преподавания информатики детям с ОВЗ, использование каких форм компьютерных технологий лучше использовать и на каких эт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ. Для специальности: 34.02.02. Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Рабочая программа по истории разработана для специальности медицинский массаж, но можно использовать и для других специальностей второго курса СПО с обязательной аудиторной учебной нагрузкой обуч...
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...
Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...
Геймификация как способ обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере адаптированной учебной дисциплины «Коммуникативный практикум»)
Геймификация как способ обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере адаптированной учебной дисциплины «Коммуникативный практикум») https://disk.yandex.ru/i/qqwljSB...