Программа практических и лабораторных работ по химии
рабочая программа

Светлана Нимаевна Жамсаранова

Программа практических и лабораторных работ по химии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа практических и лабораторных работ по химии

                                           

                                           

  1.                      
  2. СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                           

                                                                                                            стр.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ  РАБОТ

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

     5.  ЛИТЕРАТУРА

1. ПЕРЕЧЕНЬ  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО
         УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Практическая работа № 1 «Характеристика элемента. Определение химических связей».

Практическая работа № 2 «Диссоциация оснований, кислот и солей».

Практическая работа № 3 «Химические реакции».

Практическая работа № 4 «Номенклатура алканов».

Практическая работа № 5 «Номенклатура алкенов».

Практическая работа № 6 «Бензол: строение, свойства, получение, применение».

Практическая работа № 7 «Спирты и фенолы».

Практическая работа № 8 «Альдегиды и карбоновые кислоты».

Практическая работа № 9 «Азотосодержащие органические вещества».

Лабораторная работа № 1 «Химические свойства растворов: кислот, оснований, солей. Гидролиз солей».

Лабораторная работа № 2 «Свойства металлов».

Лабораторная работа № 3 «Получение этилена и исследование его свойств».

Лабораторная работа № 4 «Исследование свойств карбоновых кислот».

Лабораторная работа № 5 «Получение уксусно-этилового эфира».

Лабораторная работа № 6  «Решение экспериментальных задач по качественному определению кислородосодержащих органических веществ».

Лабораторная работа № 7 «Распознавание волокон».

Лабораторная работа № 8 «Качественное определение катионов и анионов в неорганических веществах»

Лабораторная работа № 9 «Исследование амфотерных свойств неорганических веществ. Гидролиз солей».

Лабораторная работа № 10 «Получение газообразных веществ».

Лабораторная работа №  11 «Качественное определение  органических веществ».

Лабораторная работа № 12 «Качественное определение полимерных соединений».

Лабораторная работа № 13 «Качественное определение неорганических и органических веществ».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Настоящие методические указания по дисциплине Химия для специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

       Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений. Учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно- научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенцийнеобходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Химия» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС,ППССЗ).

 Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 Личностных:

Л1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

Л2  готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

Л3  умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Метапредметных:

МП 1  использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

МП 2  использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Предметных:

П 1 сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

П 2 владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

П 3  владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

П 4 сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

П 5 владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

П 6 сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

  1. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ  РАБОТ

3.1. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.

1. Студент должен прийти на практическую и лабораторную работу подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической        лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.

4. До выполнения лабораторной работы у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.

5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в рабочей тетради в клетку. Содержание отчета указано в описании лабораторной  или практической работы.

6. Таблицы  следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).

      3.2.  ПРАВИЛА РАБОТЫ  ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРЕМЕНТА

При работе необходимо знать и строго соблюдать установленные правила.

1. Работать разрешается только после ознакомления с правилами по технике безопасности.

2. Рабочее место содержите в чистоте и порядке, не загромождайте его посторонними предметами.

3. Не допускайте попадания химических реактивов на кожу и одежду. Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус

4. Не уносите на свои рабочие места реактивы общего пользования. Если нет указаний по дозировке реактивов для данного опыта, то берите их в минимальном количестве.

5. Запрещается пользоваться реактивами без этикеток или с сомнительными этикетками.

6. Во всех опытах используйте дистиллированную воду. Сухие реактивы берите только чистым шпателем. Не путайте пробки от склянок с различными реактивами. Излишки реактивов не высыпайте и не выливайте в склянки, из которых они взяты.

7. При нагревании жидкости в пробирке необходимо держать ее так, чтобы в случае разбрызгивания жидкость не попала на самого экспериментатора и рядом работающих студентов, т.е. отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и товарищей. Лучше всего направить его на стенку вытяжного шкафа. Не забывайте пользоваться при этом держателем.

8. После опытов остатки реактивов сливайте в специальную емкость. Металлы собирайте в отведенную для этого склянку. Остатки агрессивных и дорогостоящих реактивов собирайте в специальные склянки.

9. Не трогайте, не включайте и не выключайте без разрешения рубильники и электрические приборы.

10. В кабинете соблюдайте тишину, не занимайтесь посторонними делами, не проводите опыты, не относящиеся к данной лабораторной работе или практическому занятию и не описанные в методическом указании.

Студентам следует заранее готовиться к лабораторной  или практической работе. Выполнению лабораторной  или практической работы предшествует собеседование с преподавателем. Подготовку рекомендуется начинать с изучения теоретического материала, относящегося к данной работе. Необходимо твердо усвоить основные теоретические положения, законы и их математические выражения.

Перед выполнением работы следует ознакомиться с методикой проведения эксперимента, изучить принцип действия приборов и установок, понять цель работы. При выполнении лабораторной  или  практической работы внимательно следите за ходом опыта. В случае неудачной постановки опыта, прежде чем его повторить, установите причину неудачи. После окончания работы необходимо вымыть посуду, привести в порядок рабочее место.

За чистоту и порядок на рабочем месте отвечает студент, а в кабинете - дежурный студент. Дежурный принимает рабочее место у студентов, закончивших выполнение лабораторной или практической работы, и сдает кабинет лаборанту. Кроме того, дежурный студент должен получить у лаборанта все необходимое для проведения данной лабораторной  или практической работы, а после окончания работы - сдать. После выполнения лабораторной  или практической работы студент должен оформить отчет и сдать его преподавателю.

     3.3.  ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ…

ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять.

  1. В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу.
  2. Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной  или практической работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.
  3. В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю.
  4. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли).

Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.

  1. Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора.
  2. В химическом кабинете  очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента.

Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием будут работать студенты других групп, - не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.

Отчет должен содержать следующие сведения:

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Ответы на контрольные вопросы

4. Номер и название опыта.

5. Краткое описание хода работы  с указанием условий проведения опыта.

6. Рисунки и схемы используемых приборов.

7. Наблюдения и уравнения реакций.

8. Расчеты, таблицы, графики.

9. Вывод.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Практическая работа № 1

Тема: «Характеристика элемента. Определение химических связей».

Цель работы: закрепить умения использовать периодическую систему

                          элементов  Д.И. Менделеева для характеристики элементов.

                          Писать химические формулы по названию и определять виды

                          химических связей.

Задание 1.

Дайте характеристику элементу по периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева по плану.

План.

  1. Химический знак.
  2. Строение атома: период, группа, подгруппа, распределение электронов по энергетическим уровням.
  3. Металл или неметалл.
  4. Валентность и степень окисления.
  5. Формула высшего оксида и водородного соединения (если она есть).

Вариант 1.  №  33

Вариант 2.  №  25

Вариант 3.  №  20

Задание 2.

Напишите химическую формулу по названию вещества и определите вид химической связи.

Вариант 1.  Алюминий,  оксид серы (VI),  серная кислота,  хлорид бария,

                     кислород

Вариант 2. Гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид алюминия, азот,

                    железо.

Вариант 3. Карбонат калия, гидроксид цинка,  медь,  хлор, азотная кислота.

Норма оценки

Задание 1 -   5 баллов

Задание 2 - 10 баллов

«5» - 14-15 баллов

«4» - 11-13 баллов

«3» -   7-10 баллов

«2» -   6 и меньше баллов

Практическая работа № 2

Тема:  «Диссоциация оснований, кислот и солей».

Цель работы: закрепить умение учащихся составлять химические формулы

                          по названию веществ; писать уравнения электролитической

                          диссоциации для кислот, оснований, солей; составлять

                          реакции ионного обмена.

Задание 1.

Какие вещества в свете теории электролитической диссоциации называются «кислотами», «основаниями», «солями». Приведите примеры.

Задание 2.

Напишите уравнение диссоциации веществ:

 (NH4)2SO4,   HNO2,  Ca(NO3)2,  Sr(OH)2 ,   HClO4

Задание 3.

Напишите: молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное уравнения реакций, протекающих при сливании водных растворов следующих веществ:

а) сульфата меди(II)  и гидроксида лития;

б) хлорида меди(II)  и нитрата серебра;

в) сульфата натрия и нитрата бария;

г) хлорида бария и фосфата натрия;

д) карбоната натрия и хлорида кальция.

Норма оценки

Задание 1 -   6 баллов

Задание 2 -   5 баллов

Задание 3 - 15 баллов

«5» - 25-26  баллов

«4» - 19-24 балла

«3» - 13-18 баллов

«2» - 12 и меньше баллов.

Практическая работа № 3

Тема: «Химические реакции».

Цель работы: закрепить знания по составлению уравнений реакций,

                          расстановки коэффициентов, составлению электронного

                          баланса в окислительно-восстановительных реакций.

                          Классифицировать реакции.

Задание 1.

Дописать уравнения реакций, уравнять, дать классификацию реакциям по

1 типу (числу и составу исходных и реагирующих веществ).

CaCO3 =>

Al  +  O2 =>

Zn  +  HCl =>

BaCl2  +  Na2SO4 =>

Fe  +  CuSO4 =>

Задание 2.

Напишите уравнения реакций, составьте электронный баланс (отметьте какой элемент окисляется, а какой восстанавливается) и уравняйте реакции.

Fe2O3 + H2  => Fe + H2O

Fe2O3 + Al =>  Fe + Al2O3

Fe + H2SO4 => FeSO4 +  H2

CaO + C  =>  CаC2 + CO

Mq + H2O => Mq(OH)2 + H2 

Норма оценки

За каждый правильный ответ 1 балл.

 

«5» - 29- 30 баллов

«4» - 21 - 28 баллов

«3» - 15 - 20 баллов

«2» - 14 и меньше баллов

Практическая работа № 4

Тема: «Номенклатура алканов ».

Цель работы: закрепить умение написания структурных формул по

                          названию вещества.

Задание.

Напишите структурные формулы алканов.

Вариант 1.  

  1. 2 метилгексан
  2. 3,3 диметилпентан
  3. 2 этилгептан
  4. 2 метил 3,3 диэтилгексан
  5. пропан
  6. 2,3,4 триметилоктан
  7. 2 метил 3этил декан
  8. бутан
  9. метан
  10.  3 этилпентан

Вариант 2.  

  1. 2 метилбутан
  2. 2,2 диметилпентан
  3. этан
  4. гексил
  5. 2 метил4этилгептан
  6. метан
  7. 2,3 диметил4этилоктан
  8. 4 пропилнонан
  9. декан
  10.   2 метилпропан

Норма оценки

За каждую правильную формулу  1 балл.

 

«5» - 10  баллов

«4» -   8-9 балла

«3» -   5-6 баллов

«2» -   4  и меньше баллов

         

Практическая работа № 5

Тема: «Номенклатура алкенов».

Цель работы: закрепить умение написания структурных формул по

                          названию вещества.

Задание.

Напишите структурные формулы алкенов.

  1. 2 метилпентен 2
  2. 3 метилбутен 1
  3. 4,5 диметилгептен 1
  4. 2,3 диметилоктен 2
  5. 2 метилгесен 3
  6. бутен 2
  7. 3,3 диметилпентен 1
  8. этен
  9. 2,3,4 3триметигексен 2
  10.  октен 3

Норма оценки

За каждую правильную формулу  1 балл.

 

«5» - 10  баллов

«4» -   8-9 балла

«3» -   5-6 баллов

«2» -   4  и меньше баллов

Практическая работа № 6

Тема: «Бензол: строение, свойства, получение, применение».

Цель работы: закрепить знания по теме: «Ароматические углеводороды» на

                          примере молекулы бензола;

                          отработать написание химических уравнений.  

Задание 1.

Охарактеризовать органическое соединение бензол по плану:

-структурная и молекулярная формулы;

-физические свойства бензола;

-химические свойства бензола (составить пять уравнений реакций);

-получение бензола(три реакции);

-применение.

Задание 2.

Осуществить превращения:

а)  C6H14 => C6H12 => C6H6 =>C6H5Cl

б)  CH4 => C2H2 => C6H6 => CO2 

Норма оценки

За каждый правильный ответ  1 балл.

 

«5» - 17- 18 баллов

«4» - 13- 16 баллов

«3» -  9- 12 баллов

«2» -  8 и меньше баллов

Практическая работа № 7

Тема: «Спирты и фенолы».

Цель работы: закрепить умения учащихся давать характеристику веществам

                          по плану; осуществлять превращения, составлять структурные

                          формулы по названию.

Задание 1.

Описать по плану предложенное вещество:

- структурная и молекулярная формула;

- физические свойства;

- химические свойства (минимум три уравнения реакции);

- получение (одна реакция)

- применение.

Задание 2.

Осуществить превращения.

Задание 3.

Написать структурные формулы.

Вариант 1.  

  1. Глицерин.
  2. C2H5OH  =>  C2H4 => C2H5Br
  3. Фенол;  2 метилбутанол 2; пропанол 1

Вариант 2.

  1. Этанол.
  2. C6H6 => C6H5Br => C6H5OH
  3. Глицерин, пентанол 3;  2,2 диметилбутанол 1

Вариант 3.

  1. Фенол.
  2. C3H8 =>C3H5Cl3 =>C3H8O3 => CO2
  3. Этанол;  2,3 диметил гексанол 3

Норма оценки

За каждую правильную формулу  1 балл.

 

«5» - 10  баллов

«4» -   8- 9 балла

«3» -   5- 6 баллов

«2» -   4  и меньше баллов

Практическая работа № 8

Тема: «Альдегиды и карбоновые кислоты».

Цель работы: изучить строение и свойства альдегидов и карбоновых кислот.  

                         Сравнить функциональные группы этих гомологических рядов

                          и дать объяснение химическим свойствам веществ.

Инструкция к работе: используя материал учебника, напишите характеристики: вариант 1 –метаналя

                            вариант 2- уксусной кислоты.

Обсудить результаты работы.

 Вариант 1.  

Задание 1.

План характеристики метаналя.

  • Строение: а) общая формула альдегидов;

                       б) строение карбонильной группы;

                            в) структурная и молекулярная формулы метаналя.

  • Физические свойства;
  • Химические свойства (три уравнения реакции);
  • Получение (четыре уравнения реакции);
  • Применение.  

Задание 2.

Осуществить превращения:

C2H6 => C2H4 => C2H5Cl => C2H5OH => CH3COH

Вариант 2.  

Задание 1.

План характеристики уксусной кислоты (этановой).

  • Строение: а) общая формула карбоновых кислот;

                       б) строение карбоксильной группы;

                            в) структурная и молекулярная формулы  уксусной кислоты.

  • Физические свойства;
  • Химические свойства (четыре уравнения реакции);
  • Получение (три уравнения реакции);
  • Применение.  

Задание 2.

C2H4 => C2H5OH => CH3COH => CH3COOH => CH3COONa

Задание 3.

Осуществить взаимопроверку (проверить работу другого варианта).

 

Норма оценки

За каждый правильный ответ  1 балл.

 

«5» - 16- 17 баллов

«4» - 12- 15 баллов

«3» -  8- 11 баллов

«2» -  7 и меньше баллов

Задание 4.

Сделайте совместный вывод.

  1. В чем сходство и различие строение карбонильной и карбоксильной групп.
  2. Как строение функциональных групп влияет на проявление химических свойств.

По заданию 4 студенты дают устный ответ.

Практическая работа № 9

Тема: «Азотосодержащие органические вещества».

Цель работы: закрепить умения учащихся давать характеристику веществам

                          по плану; осуществлять превращения, составлять структурные

                          формулы по названию.

Задание 1.

Описать по плану предложенное вещество:

- структурная и молекулярная формула;

- физические свойства;

- химические свойства (минимум три уравнения реакции);

- получение (одна реакция)

- применение.

Задание 2.

Осуществить превращения.

Задание 3.

Написать структурные формулы.

Вариант 1.  

  1. Метиламин.
  2. C3H7COOH => C3H6ClCOOH => H2N- C3H6-COOH
  3. диэтиламин;      аминобутановая кислота;  анилин.  

Вариант 2.  

  1. Анилин.
  2. H2N-C2H4-COOH => (H2N-C2H4-COO)2Ca.
  3. 2 метил аминопропановая кислота; метилдиэтиламин; пропиламин; метиламин.

 

Вариант 3.

  1. Аминоуксусная кислота
  2.  C2H2 => C6H6 => C6H5NO2 => C6H5NH2
  3. метилэтиламин; анилин.

Норма оценки

За каждую правильную формулу  1 балл.

 

«5» - 10  баллов

«4» -   8-9 балла

«3» -   5-6 баллов

«2» -   4  и меньше баллов

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.

Лабораторная работа № 1

Тема:  «Химические свойства растворов: кислот, оснований, солей. Гидролиз солей».

Цель работы:

        при помощи химических реакций доказать ионный состав кислот,  

        оснований и солей.

        Проделать реакции гидролиза трех солей; определить какие соли

        подвергаются гидролизу.

Приборы: штатив с пробирками, колба с водой.

Реактивы: растворы – HCl,  NaOH,  Ba(NO3)2,, Na2SO4;  

                    твердые соли: пробирка 1-  NaCl, пробирка 2 - Na2CO3,

                                             пробирка 3-Al2(SO4)3

                    индикаторная бумага.

Техника безопасности работы  с растворами.

  1. Проводить опыты над лотком.
  2. Брать склянки с реактивами за основу.
  3. Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.
  4. Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п. категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков категорически запрещается.
  5. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Опыт 1.

    а) Прилить в пробирку соляную кислоту и опустить индикаторную бумагу.  

        Какой цвет индикаторной бумаги?  Написать реакцию диссоциации

        кислоты. Сделать вывод из каких ионов состоит кислота.

   б) Прилить в пробирку гидроксид натрия и опустить индикаторную бумагу.

       Какой цвет индикаторной бумаги?  Написать реакцию диссоциации

       основания. Сделать вывод из каких ионов состоит основание.

Опыт 2.

       Слить два раствора нитрат бария и сульфат натрия. Что наблюдаете?

       Написать реакцию ионного обмена. Сделать вывод из каких ионов  

       состоит соль.

Опыт 3.

В пробирки 1,2,3 добавить воды, растворить соли. В каждую пробирку   опустить индикаторную бумажку. Что наблюдаете? Написать реакции гидролиза. Сделать вывод, какие соли подвергаются гидролизу.

Лабораторная работа № 2

Тема: «Свойства металлов».

Цель работы: используя знания химических свойств металлов, проделайте опыты и сделайте выводы по результатам реакций.

Приборы: штатив с пробирками.

Реактивы:

 CuSO4, FeSO4, Fe2(SO4)3, NaOH, H2O, BaCl2, Na2SO4, Fe, CuCl2..

Техника безопасности работы  с растворами.

  1. Проводить опыты над лотком.
  2. Брать склянки с реактивами за основу.
  3. Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.
  4. Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п. категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков категорически запрещается.
  5. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

        Ход работы.

Опыт 1.

В трех пробирках находятся следующие соли в твердом виде: пробирка1-сульфат железа(II), сульфат железа(III), сульфат меди(II).

Прилейте в каждую пробирку воды. Добавьте раствор гидроксида натрия. Результаты опытов оформите в таблицу. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной  форме.  

Опыт 2.

В пробирку с раствором хлорида меди(II) добавить железные опилки. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Объясните эту реакцию, используя знания  о свойствах металлов.

Опыт 3.

Слейте два раствора: хлорид бария и сульфат натрия.

Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной  форме.  

Лабораторная работа № 3

Тема: «Получение этилена и исследование его свойств».

Цель работы: получить этилен и изучить его свойства.

Приборы: штатив с пробирками, газоотводная трубка, спиртовка, спички,  

                  пробиркодержатель.

Реактивы: раствор  С2Н5OH  с H2SO4 (конц.), раствор  KMnO4.

Техника безопасности

  1. Опыт проводить  в резиновых перчатках, в защитном халате.
  2. Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.
  3. Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п. категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков категорически запрещается.
  4. Зажигайте спиртовку только спичкой или зажженной лучинкой;
  5. Нагревайте пробирку в верхней части пламени, не касаясь фитиля, иначе пробирка может лопнуть;
  6. Чтобы погасить пламя, поднесите колпачок сбоку и быстро накройте им пламя
  7. Чтобы разбавить концентрированную кислоту, нужно осторожно приливать кислоту в воду при постоянном помешивании раствора стеклянной палочкой (круговыми движениями).
  8. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.
  9. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смыть сильной струей холодной воды, а затем обработать поврежденную поверхность 2%-ным раствором питьевой соды.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Опыт 1.

а) В пробирку налейте 3-4 мл смеси этилового спирта с концентрированной

    серной кислотой;

б) Поместите туда несколько кусочков пемзы или речной песок для равномерного кипения жидкости;

в) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите пробирку

    в пробиркодержателе и осторожно нагрейте;

г) наблюдайте что происходит, результат запишите в таблицу.

Опыт 2.

а) В чистую пробирку налейте 2-3 мл раствора перманганата калия;

б) добавьте 2-3 капли разбавленной серной кислоты;

в) пропускайте через жидкость газ, выделяющийся из нагреваемой пробирки;

г) наблюдайте что происходит, результат запишите в таблицу.

Лабораторная работа № 4

Тема:  «Исследование свойств карбоновых кислот».

Цель работы: сравнить свойства уксусной кислоты со свойствами соляной  

                           кислоты.

Приборы: штатив с пробирками.

Реактивы: Zn, HCI, CH3COOH, NaOH, Na 2CO3,  индикаторная бумага

Техника безопасности

  1. Выполнение работ с кислотами без предохранительных очков запрещается!!!
  2. Опыт проводить под тягой, в защитном халате, в резиновых перчатках.
  3. Склянки с кислотами переносят только в специальных ящиках,  деревянных или металлических, выложенных древесной стружкой
  4. Отработанные кислоты следует собирать раздельно в специальную посуду
  5. Разлитые кислоты необходимо немедленно засыпать песком,  нейтрализовать  и  лишь  после   этого  проводить  уборку.  Осколки разбитого стекла собирают при помощи щетки и совка. В случае выделения ядовитых газов или паров надевают противогаз.
  6. Чтобы разбавить концентрированную кислоту, нужно осторожно приливать кислоту в воду при постоянном помешивании раствора стеклянной палочкой (круговыми движениями).
  7. При наливании жидких реактивов из бутылок бутылки следует держать этикеткой вверх.
  8. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.
  9.  Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смыть сильной струей холодной воды, а затем обработать поврежденную поверхность 2%-ным раствором питьевой соды.

. Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

                                          Ход работы.

Опыт 1.

а) Налить в пробирку 2-4 мл соляной кислоты и опустить кусочек цинка.

    Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.

б) Налить в пробирку 2-4 мл уксусной кислоты и опустить кусочек цинка.

    Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.

Опыт 2.

а) Налить в пробирку 2 мл соляной кислоты и опустить индикаторную

    бумагу. В раствор добавить 2 мл  гидроксида натрия.

    Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.

б) Налить в пробирку 2 мл  уксусной  кислоты и опустить индикаторную

    бумагу. В раствор добавит  2 мл  гидроксида натрия.

   Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.  

Опыт 3.

а) Налить в пробирку 2 мл соляной кислоты и добавить 2мл  карбоната

    натрия.

    Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.

б) Налить в пробирку 2 мл  уксусной  кислоты и добавить  2 мл карбоната

    натрия.

    Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.  

Сделать общий вывод. Сравнить свойства соляной и уксусной кислоты.

Лабораторная работа № 5

Тема:   «Получение уксусно-этилового эфира».

Цель: получить уксусно-этиловый эфир  и изучить его свойства.

Приборы: штатив с пробирками, газоотводная трубка, спиртовка, спички,    

                   пробиркодержатель, стеклянный стакан со снегом (холодильник).

Реактивы: CH3 COOH,  C2H5OH, H2O, NaCI

Техника безопасности

     1. Чтобы разбавить концентрированную кислоту, нужно осторожно приливать кислоту           в воду при постоянном помешивании раствора стеклянной палочкой (круговыми движениями).

  1. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.
  2. Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п. категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков   категорически запрещается

     4.  Зажигайте спиртовку только спичкой или зажженной лучинкой;

5.  Нагревайте пробирку в верхней части пламени, не касаясь фитиля, иначе пробирка         может лопнуть;

6.  Чтобы погасить пламя, поднесите колпачок сбоку и быстро накройте

      им пламя

  1. Для определения запаха, необходимо направить пары газа к себе движением  руки.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

                                      Ход работы.

Опыт 1.

Получение сложного эфира.

а) В пробирку налейте 2 мл этилового спирта  и 0,5 мл концентрированной  

    серной кислоты , 2 мл   уксусной кислоты.

б) закройте пробирку газоотводной трубкой, опустите стеклянный конец  

    трубки в пустую пробирку.

в) пустую пробирку с газоотводной трубкой поставьте в стакан-холодильник.

г) нагрейте  пробирку  с раствором на  пламени спиртовки  в течение

    нескольких минут.

д) наблюдайте за ходом реакции и отметьте ее специфический аромат.

е) в пробирку с эфиром добавьте воды и опустите несколько кристаллов

    соли.

ж) Что наблюдали в результате реакции? Уравнения запишите в таблицу.  

Лабораторная работа № 6

Тема:   «Решение экспериментальных задач по качественному определению кислородосодержащих органических веществ».

Цель работы: проделать качественные реакции по определению

                          органических  соединений.

Приборы: штатив с пробирками,  спиртовка, спички, пробиркодержатель,

                   стеклянная палочка.

Реактивы: CH3 COOH,  C2H5OH, C3H8O3,  C6H 12O6 ,  CuSO4,  NaOH, (C6H10O5)n,

                                   J2 ,  HCl, C17H35COONa, индикаторная бумага.

                                   

Техника безопасности

  1. Чтобы разбавить концентрированную кислоту, нужно осторожно приливать кислоту в воду при постоянном помешивании раствора стеклянной палочкой (круговыми движениями).
  2. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.
  3. Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п. категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков   категорически запрещается
  4. Зажигайте спиртовку только спичкой или зажженной лучинкой;

5.  Нагревайте пробирку в верхней части пламени, не касаясь фитиля, иначе пробирка       может лопнуть;

     6.  Чтобы погасить пламя, поднесите колпачок сбоку и быстро накройте

           им пламя

  1. Для определения запаха, необходимо направить пары газа к себе движением руки.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Опыт 1.

В пробирку  налить  1 мл раствора сульфата меди  и 1 мл    гидроксида натрия. Получим гидроксид меди, его используем для качественных реакций  на глюкозу и глицерин. Напишите уравнение реакции.

Опыт 2.

В пробирку  с раствором глицерина прилить полученный раствор гидроксида меди. Что наблюдаем? Напишите уравнение реакции.

Опыт 3.

В пробирку  с раствором глюкозы прилить полученный раствор гидроксида меди и нагреть. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку  с раствором этилового спирта  опустить стеклянную палочку. Достать ее и поджечь. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 5.

В пробирку  с раствором  уксусной кислоты опустить  индикаторную бумагу.  Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 6.

В пробирку  с мыльным раствором прилить соляную кислоту. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Лабораторная работа № 7

Тема:   «Распознавание волокон».

Цель работы:  определение  природных и химических волокон по продуктам

                         горения.

Приборы: спички, пробиркодержатель.                  

Реактивы: образцы волокон: шерсть, хлопок, ацетатное волокно, капрон.

Техника безопасности

     1. Реакции горении проводить в вытяжном шкафу.

     2. Для определения запаха, необходимо направить пары газа к себе движением руки.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Опыт.

Взять  одно из предложенных волокон и поджечь. Что наблюдаем?  Напишите формулу волокна.

Лабораторная работа № 8

Тема:  «Качественное определение катионов и анионов в неорганических

             веществах».

Цель работы: проделать качественные реакции по определению катионов:

                          бария, меди (II) , водорода, железа (II), железа (III);

                          карбонат-анион, сульфат-анион, гидроксид-анион.

Приборы: Штатив с пробирками.

Реактивы: Ba(NO3)2, CuSO4, FeSO4, Fe2(SO4)3, HCI, Na2SO4, Na2CO3, NaOH,

                    индикаторная бумажка.

Техника безопасности

1. Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.

2.Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п.

   категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков

   категорически запрещается.

3.Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую

   склянку своей пробкой.

4.Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смыть сильной

   струей холодной воды, а затем обработать поврежденную поверхность

   2%-ным раствором питьевой соды.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

  1. К раствору Ва(NO3)2  прилить раствор  Nа24. Записать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод.
  2. К раствору  FeSO4   прилить раствор  NаОН. Записать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод.
  3. К раствору   Fe2(SО4)3,  прилить раствор   NаОН. Записать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод.
  4.  К раствору  СиSО4   прилить раствор   NаОН. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод.
  5. К раствору    Nа2СО3 прилить НСI. Записать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод.
  6. В раствор    NаОН  опустить индикаторную бумажку. Написать уравнение диссоциации. Сделать вывод.
  7.  В раствор  НСI опустить индикаторную бумажку. Написать уравнение реакции диссоциации. Сделать вывод.

Лабораторная работа № 9

Тема:  «Исследование амфотерных свойств неорганических веществ.

             Гидролиз солей».

Цель работы: 1. Доказать проявления амфотерных свойств алюминия.

                          2. Проделать реакции гидролиза со следующими солями:

                             сульфат  алюминия, хлорид натрия, карбонат натрия.  

                             

Приборы: Штатив с пробирками.

Реактивы: HCI, AI2(SO4)3, Na2CO3, NaOH,  NaCI, индикаторная

Техника безопасности

1.Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.

2.Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п.

   категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков

   категорически запрещается.

3.Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую

   склянку своей пробкой.

4.Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смыть сильной

   струей холодной воды, а затем обработать поврежденную поверхность

   2%-ным раствором питьевой соды.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Опыт 1.

Осуществить реакции по схеме:

а) AI2(SO4)3 + NaOH=>…

б) разделить полученный раствор на две пробирки:

    в  1-ую пробирку налить  HCI                

    во 2-ую пробирку налить избыток   NaOH

в) написать уравнение реакции и сделать вывод.

Опыт 2.

Проделать реакции гидролиза пользуясь таблицей № 3 стр.53 и  таблицей  № 4 стр.54 учебник Ф.Г. Фельдман « Основы общей химии» М. Просвещение 1989 г.

Лабораторная работа № 10

Тема:  «Получение газообразных веществ».

Цель работы: получить газы: водород, аммиак, углекислый газ, этилен.

                         Доказать их наличие.

Приборы: штатив с пробирками, газоотводная трубка, спиртовка, спички,

                   пробиркодержатель.

Реактивы: раствор  С2Н5OH  с H2SO4 (конц.), раствор  KMnO4, Na2CO3,

                    NaOH, HCI, Zn, NH4CI,  индикаторная бумажка,

Техника безопасности

1.Опыт проводить  в резиновых перчатках, в защитном халате

2.Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.

3.Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п.

   категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков

   категорически запрещается.

4.Зажигайте спиртовку только спичкой или зажженной лучинкой;

5.Нагревайте пробирку в верхней части пламени, не касаясь фитиля, иначе

   пробирка может лопнуть;

6.Чтобы погасить пламя, поднесите колпачок сбоку и быстро накройте им

   пламя

7.Чтобы разбавить концентрированную кислоту, нужно осторожно

   приливать кислоту в воду при постоянном помешивании раствора  

   стеклянной палочкой (круговыми движениями).

8.Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую

   склянку своей пробкой.

9.Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смыть сильной

   струей холодной воды, а затем обработать поврежденную поверхность  

   2%-ным раствором питьевой соды.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Опыт 1.

В пробирку поместите 2 гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Закройте отверстие пробирке большим пальцем. Через 5 минут уберите палец и поднесите к отверстию пробирки горящую спичку. Что наблюдаете?

Какой газ образовался в пробирке?

Опыт 2.

В пробирку  налейте 2 мл карбоната натрия и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Внесите в верхнюю  часть пробирки горящую спичку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Опыт 3.

В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в пробиркодержатель и осторожно нагревайте  на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Опыт 4.

В пробирку налейте 2 мл этилового спирта закройте ее газоотводной трубкой. Проверьте на герметичность. Пробирку со спиртом закрепите в пробиркодержатель и нагрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Пропустите полученный газ через подкисленный раствор  перманганата калия. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций

Лабораторная работа №  11

Тема:  «Качественное определение  органических веществ».

Цель работы: проделать качественные реакции по определению

                          органических соединений.

Приборы: штатив с пробирками,  спиртовка, спички, пробиркодержатель,

                   стеклянная палочка.

Реактивы: CH3COOH,  C2H5OH, C3H8O3,  

                    C6H 12O6 ,  CuSO4,  NaOH,  HCl, C17H35COONa,  индикаторная бумага.

  Техника безопасности

1.Чтобы разбавить концентрированную кислоту, нужно осторожно

   приливать кислоту в воду при постоянном помешивании раствора

   стеклянной палочкой (круговыми движениями).

2.Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую

   склянку своей пробкой.

3.Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п.

   категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков

   категорически запрещается

4.Зажигайте спиртовку только спичкой или зажженной лучинкой;

5.Нагревайте пробирку в верхней части пламени, не касаясь фитиля, иначе пробирка       может лопнуть;

     6.Чтобы погасить пламя, поднесите колпачок сбоку и быстро накройте

           им пламя

     7. Для определения запаха, необходимо направить пары газа к себе движением руки.

               

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

                   

Ход работы.

Опыт 1.

В пробирку  налить  1 мл раствора сульфата меди  и 1 мл    гидроксида натрия. Получим гидроксид меди, его используем для качественных реакций  на глюкозу и глицерин. Напишите уравнение реакции.

Опыт 2.

В пробирку  с раствором глицерина прилить полученный раствор гидроксида меди. Что наблюдаем? Напишите уравнение реакции.

Опыт 3.

В пробирку  с раствором глюкозы прилить полученный раствор гидроксида меди и нагреть. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку  с раствором этилового спирта  опустить стеклянную палочку. Достать ее и поджечь. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 5.

В пробирку  с раствором  уксусной кислоты опустить  индикаторную бумагу.  Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 6.

В пробирку  с мыльным раствором прилить соляную кислоту. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Лабораторная работа №  12

Тема:  «Качественное определение  полимерных соединений».

 

Цель работы: проделать качественные реакции по определению  белка,

                          крахмала и состава волокон.

Приборы: спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками.                  

Реактивы: образцы волокон: шерсть, хлопок, ацетатное волокно, капрон,

                    крахмал, белок,  CuSO4,  NaOH , J2 .

 Техника безопасности

     1. Реакции горении проводить в вытяжном шкафу.

     2. Для определения запаха, необходимо направить пары газа к себе движением руки.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Опыт 1.

Взять  одно из предложенных волокон и поджечь. Что наблюдаем?  Напишите формулу волокна.

Опыт 2.

В пробирку насыпать немного белого порошка- крахмала и добавить 1-2 капли  иода. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Опыт 3.

В пробирку прилейте 1 мл белка и добавьте  1 мл гидроксида меди. Что наблюдаем?  Напишите уравнение реакции.

Лабораторная работа № 13

Тема:  «Качественное определение органических и неорганических

                                                 веществ».

Цель работы: закрепить знания по качественному определению катионов и

                          анионов в неорганических веществах; качественному

                          определению органических веществ.

Приборы: штатив с пробирками,  спиртовка, спички, пробиркодержатель,

                   стеклянная палочка.

Реактивы: CH3 COOH,  C2H5OH,  C3H8O3,  C6H 12O6 ,  CuSO4,   NaOH, (C6H10O5)n,

                                   J2 ,  HCl, C17H35COONa,  Na 2CO3,   NH4Cl,  FeSO4,      ZnSO4, белок,

                   K2CO3, Na2SO4.,   Ba(NO3)2, BaCl2,  индикаторная бумага.                 

Техника безопасности работы  с растворами.

  1. Проводить опыты над лотком.
  2. Брать склянки с реактивами за основу.
  3. Отходы необходимо собирать в банку для последующего уничтожения.
  4. Выбрасывать отходы в канализационную раковину, ведро и т.п. категорически  запрещается. Накапливание   остатков   и   обрезков категорически запрещается.
  5. Не оставлять открытыми склянки с реактивами, закрывать каждую склянку своей пробкой.

Итоги опытов оформить в таблицу.

Что делали

Что наблюдали (уравнение реакции)

Вывод

Ход работы.

Инструкция.

 Студенты разбиваются на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая микрогруппа  

 получает задание. Согласно заданию, выбрать вещества, необходимые для  опытов. Все реактивы для опытов находятся  на демонстрационном столе преподавателя.

Задание 1.

В пробирках  1-4 находятся вещества: Na 2CO3,   C3H8O3,  CuSO4,  CH3COOH

Определите, при помощи качественных реакций, в какой пробирке какое вещество находится.

Задание 2. 

В пробирках  1-4 находятся вещества: NaOH,  NH4Cl,  FeSO4,  (C6H10O5)n.

Определите, при помощи качественных реакций, в какой пробирке какое вещество находится.

Задание 3. 

В пробирках  1-4 находятся вещества: Fe2(SO4)3,  C6H12O6,  HCl,   BaCl2.

Определите, при помощи качественных реакций, в какой пробирке какое вещество находится.

Задание 4. 

В пробирках  1-4 находятся вещества: ZnSO4,  белок,  K2CO3,  Na2SO4.

Определите, при помощи качественных реакций, в какой пробирке какое вещество находится.

Задание 5. 

В пробирках  1-4 находятся вещества: C17H35COONa,   C2H5OH,   Ba(NO3)2, FeSO4.

Определите, при помощи качественных реакций, в какой пробирке какое вещество находится.

Ответы на задания:

Задание 1. Пробирки:    1 -C3H8O3;    2 - Na 2CO3;    3 - CH3COOH;    4- CuSO4       

Задание 2.  Пробирки:    1- FeSO4;     2 -(C6H10O5)n;   3 - NaOH ;        4- NH4Cl     

Задание 3.  Пробирки:    1- C6H12O6;   2- HCl;           3 - Fe2(SO4)3 ;    4 -   BaCl2.

Задание 4.  Пробирки:    1- Na2SO4,    2- K2CO3;      3 -белок;           4 - ZnSO4 

Задание 5.  Пробирки:   1- C2H5OH,  2- Ba(NO3)2 ;  3 - C17H35COONa; 4 -FeSO4.

                             Оценка письменных работ

Отметка «5» -  ответ полный и правильный, на основе изученных теорий, при

                         этом возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» - ответ неполный или  допущено не более двух несущественных

                         ошибок.

Отметка «3» - работа выполнена не менее чем на половину, допущена

                         одна существенная ошибка при этом две несущественные

                         ошибки.

Отметка «2» - работа выполнена меньше чем на половину или содержит

                         несколько существенных ошибок.

Отметка «1» - работа не выполнена.

5.  ЛИТЕРАТУРА

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

     1. О. С. Габриелян. Химия. Базовый уровень. 11кл.: Учебник- М.: Дрофа,

         2014.

     2. О. С. Габриелян. Химия. Учебник для общеобразовательных

         учреждений. 10кл.: Учебник- М.: Дрофа, 2014.

3.Ф. Г.Фельдман, Т.Е. Рудзитис. Химия: учебник 10-11 классов средней

    школы. – М.: Просвещение, 2013.

4. В.А. Рабинович, З.Л. Хавин.  Краткий химический справочник. – Л.:

    Химия, 2012.

Интернет-ресурсы: Электронное приложение к учебнику  www. drofa.  ru

Дополнительные источники:

  1. О.С. Габриелян. Химия: Учебник для студ. сред.проф.учеб. заведений/ О.С. Габриелян.- М.: Изд.центр «Академия»,2005.-336.с.
  2. Д.И. Куликова. Периодический закон и химия р-элементов: учеб.пособие/ Д.И.Куликова;  Федер.агенство по образованию; Казан.гос.технол.ун.-т.- Казань: Б.и., 2006.-236с
  3. Л.С. Астафьева. Экологическая химия учебник /Л.С. Астафьева.- Москва:Academia, 2006.-223с.: ил..- (Среднее профессиональное образование).
  4. Открытая химия: полный интерактивный курс химии для уч-ся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студ.технич. вузов: версия 2.5-М.: Физикон, 2006.
  5.  Мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия» для изучения химии в 10-11 классах: 1С и Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ, 2003.
  6.  1С: Репетитор – Химия, для абитуриентов, старшеклассников и учителей, ЗАО «1С», 1998-2005.
  7. О.С.Габриелян. Химия в тестах, задачах и упражнениях: Учебное пособие, 2006. – 224 с.
  8. Г.Е.Рудзитис. Химия: Органическая химия. Основы общей химии (Обобщение и углубление знаний): Учебное пособие для 11 кл. – М.: Просвещение, 1999, 2000.
  9. Л.А.Цветков. Органическая химия: Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 1988.
  10.  Е.С.Ахметов. Неорганическая химия, 3-е изд. М., Просвещение, 1992
  11.  Н.Ё. Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Потапов. Химия для школьников старших классов. – М.: Дрофа, 1995.
  12.  О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская «Настольная книга учителя

      химии» 11 кл. I и II часть. – М.: «Дрофа», 2004.

  1.  Г.М. Ульянова «Органическая химия». – С-Петербург: «Патриот», 2003.
  2.  «Тесты Химия» варианты и ответы централизованного (абитуриентного)  тестирования. – М.: 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Лабораторная работа по химии.

Разработка лабораторной работы по теме: Свойства корбоновых кислот на примере уксусной кислоты.в разработку включены цель и задачи лабораторной работы и практический материал для проведения лабораторн...

лабораторные работы по химии (тех. профиль)

примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей технического профиля...

лабораторные работы по химии (соц-эк профиль)

примерное содержание лабораторных работ по химии для специальностей социально - экономического профиля...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...

практические и лабораторные на уроках химии

в работе представлены  лабораторные и прктические  занятия по химии для студентов 1 курса  спо...

лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля

лабораторные работы по химии для естественнонаучного профиля...