Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии
методическая разработка
«Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»
из опыта работы учителя химии и биологии высшей квалификационной категории Божковой Людмилы Петровны,
МОУ «СОШ им. М,В, Скворцова с. Березовая Лука»
«…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и
педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.»
(Л. С. Выготский)
В настоящее время увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психическом. Таким детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
В нашей школе два ребенка – инвалида, на домашнем обучении. Две девочки -близнецы. Хотя в данный момент Вика на основании медико- педагогической комиссии оставлена на повторный год обучения в 4 классе, а Олеся обучается в 5 классе.
Биология как учебный предмет для детей с ОВЗ включает разделы: «Природоведение» (5 класс), «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Рабочие программы по биологии в 5 классе, составленная мной с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их умственному развитию. В соответствии с ФГОС учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей с УО и их особые образовательные потребности.
Основными задачами преподавания биологии для детей с ОВЗ являются:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно–следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
При проведении уроков активно использую информационно-коммуникативные технологии. Ребенку предлагаю для просмотра мультимедийные презентации, фрагменты учебных фильмов.
Кроме этого, при проведении уроков использую разнообразный дидактический материал: (все то, что смогу доставить на дом)
- таблицы , карточки, иллюстрации по темам программы,
- муляжи овощей, фруктов, грибов,
- модели строения растений, природных объектов,
- гербарии;
- коллекции насекомых, полезных ископаемых;
Учебные занятия провожу 1 раз в 2 недели (0,5 часа в неделю) на дому.
При снижении работоспособности у Олеси теряется интерес к деятельности, появляется желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе, снижается способность к запоминанию, к концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т.д. Известно, что при регулярном переутомлении у одних детей возникает торпидное состояние – характеризующееся общей вялостью, истощаемостью, у других – напротив, наблюдаются гипердинамические реакции, выражающиеся в повышенной раздражительности, излишней подвижности. Поэтому необходимо планировать самую трудную работу в первые 10-25 минут. После этого периода времени обычно наступает снижение работоспособности.
Особенности умственной деятельности ребенка с ОВЗ, а именно недоразвитие обобщения и отвлечения, создают препятствие в осознании воспринятого учебного материала и формирование на основе этого новых понятий.
Успешное проведение урока зависит от подготовки к нему; от того, насколько в уроке соблюдены ясность плана, логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития ребенка, оснащённости урока наглядными пособиями, подбора дидактических и развивающих игр, самостоятельных, практических и других видов работ, включены проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения.
Наибольший эффект на уроках дают специальные коррекционно – развивающие упражнения, такие как , применяемые мной при работе с Олесей:
1). Карточки с рисунками;
2). Карточки – таблицы;
3). Биологические диктанты;
4). Карточки -тесты;
5). Карточки – схемы (закончить предложения). и т. д.
Все это делаю для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, дать почувствовать ребенку себя самостоятельной и уверенной в себе.
Олеся очень эмоциональный, заинтересованный ребенок, не смотря на особенности своего заболевания и характера.
Очень нравится ей когда уроки проходят в форме игры. Например, при изучении темы: «Живые клетки» использую задание – алфавит:
Термины | № по алфавиту |
1.Оболочка | 4 |
2.Цитоплазма | 7 |
3.Ядро | 8 |
4.Хлоропласт | 6 |
5.Лизосомы | 3 |
6.Клеточный сок | 2 |
7.Вакуоль | 1 |
8.Поры | 5 |
Это и есть развитие и коррекция произвольного внимания, развитие слуха, речи.
А для развития мыслительной деятельности использую такие задания: как например,
1). Дан один термин и несколько определений, надо соединить термин и соответствующие ему функции. Чаще всего делаю это в таблице:
Ядро и ядрышко | Синтез белка |
Хранение наследственной информации | |
Придает форму клетки | |
Размножение клетки | |
Создание рибосом |
2).Такие упражнения как третий лишний:
Например, береза, яблоко, камень. и т.д.
3).Вставить пропущенные буквы в слова, изученные по теме:
Например, Ц..топл…зма; М…кроск…п; Яйц…клетк…; и т.д.
4). Буквенные шифры (зашифрованные слова из букв)
Задание: найти слова, относящиеся к клетке.
Т | Н | Ь | К | Л | Е | Т | К | А | Ш | З | Х |
Ч | Ф | К | Р | Ы | С | А | Л | Я | Д | Р | О |
Г | Ш | Е | В | П | О | Р | Ы | С | Л | И | К |
Д | С | В | А | К | У | О | Л | Ь | Я | Х | К |
Ц | Е | Т | Х | О | Б | О | Л | О | Ч | К | А |
С целью эффективного усвоения учебного материала учащимся с ОВЗ необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задание на повторение необходимы на каждом уроке. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приемов, кроссвордов, ребусов, тестов и т.д.
Для облегчения работы учащимся с ОВЗ я использую достаточное количество заданий с опорой на образец, т.е. задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом, учебный материал вначале разбираем с Олесей по учебнику, лишь затем предлагаю выполнить в тетради самостоятельно, по образцу.
Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «Какой садовод поступает правильно, выращивая декоративный кустарник», Олеся получает элементарные знания по декоративному садоводству, которые могут быть использованы в жизни.
Выполняя задание: «Объясни, в каком стакане семена прорастут», она не только усваивает теоретические знания об условиях прорастания семян, но и практически учится их выращивать: после выдвижения гипотезы идет проверка ее правильности практическим путем.
Данные виды работ помогают мне воспитывать усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие, повышает интерес Олеси как к работе в тетради, так и к уроку биологии в целом.
Применение вышеописанных методов и приёмов обучения позволяют мне развивать познавательные универсальные учебные действия у ребенка на уроках биологии, активизировать умственную деятельность учащихся, формировать понятий и мотивов, развивать самостоятельность и инициативность в процессе обучения.
В результате чего в процессе изучения предмета у детей с ОВЗ создается минимум ситуаций неуспеха, что повышает интерес учащихся как к работе на уроке, так и к биологии как науки в целом.
Литература:
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с.
- Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
- Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010
- Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности...
Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи
В данной статье представлен опыт применения авторских загадок на логопедических занятиях....
Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)
В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....
статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".
В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства ....