Рабочая программа по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование

Елена Сергеевна Вострикова

Рабочая программа по биологии 5 класс. И.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Мысовская СОШ № 56»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

«Утверждаю»                                                                                                «Утверждаю»                                                                                «Утверждаю»

Директор МАОУ «Мысовская СОШ № 56»                                                     Зам.директора по УВР                                                                           Руководитель ШМО

___________Шишмарева Н.Ф.                                                                            ___________Вербина О.Л.                                                                    ______________________

«______»______________2021 г.                                                                          «______»__________2021 г.

Рабочая программа

по биологии

для 5 класса

на 2021-2022 уч.год

                                           Программу составил: учитель 1 категории

Вострикова Елена Сергеевна

Г. Бабушкин

Структура программы

1. Пояснительная записка

Источники составления программы.

Программа по учебному предмету "Биология" разработана на основе:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Программа воспитания и социализация обучающихся.
  • Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.
  • Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
  • Примерной программы по биологии для учащихся 5-9 классов.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Образовательный (учебный) план Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения «Мысовская СОШ № 56» на 2018-2019 учебный год
  • Программа по учебному предмету "Биология" 5-9  классов  разработана на основе: Примерной  программ  по  биологии,  а  также        программы  по биологии   для   5–9   классов   авторы:   Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А., Кучменко         В.С.,  Константинов  В.Н.,  Бабенко  В.Г.,  Маш  Р.Д.,  Драгомилов А.Г.,        Сухова        Т.С.         и др.        И соответствует        положениям         Федерального государственного        образовательного        стандарта основного        общего образования.

Базовый учебник:  Предметная линия учебников издательства Вентана- Граф  5-9 классы. Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.,   Пономарёва   И.Н.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

2.        Общая характеристика курса

         Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Мысовская СОШ № 56».  В  соответствии  с  учебным        общеобразовательным  планом  школы  курсу биологии  на  ступени        основного  общего        образования предшествует  курс «Окружающий мир».         Содержание курса биологии в основной школе является базой  для изучения общих    биологических  закономерностей,  законов,  теорий  в  старшей  школе. Таким  образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой   базовое   звено   в системе непрерывного биологического образования  и является основой        для        последующей        уровневой   профильной дифференциации 

3. Описание места учебного предмета «Биология»  в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются следующие умения:

5–6  классы

·Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

·Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

·Оценивать  жизненные  ситуации  с  точки  зрения  безопасного  образа жизни и сохранения здоровья.

·Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность  и  поступки  других  людей  с  точки  зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметными результатами 

Регулятивные УУД: 5–6-й  классы

·Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

·Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать        из предложенных и        искать самостоятельно        средства достижения цели.

·Составлять  (индивидуально  или  в  группе)  план  решения  проблемы (выполнения проекта).

·Работая по плану, сверять свои действия        с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

·В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: 5–6-й  классы

·Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

·Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая  основания  и  критерии  для  указанных  логических  операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

·Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

·Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

·Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).

·Вычитывать все уровни текстовой информации.

·Уметь определять возможные        источники необходимых        сведений, производить        поиск  информации, анализировать        и оценивать        ее достоверность.

Коммуникативные УУД:  5–6-й классы

 Самостоятельно организовывать        учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными  результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  5-й класс

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

–   приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

–  различать  (по  таблице)  основные  группы  живых  организмов  (бактерии: безъядерные,   ядерные:   грибы,   растения,   животные)   и   основные   группы растений  (водоросли,  мхи,  хвощи,  плауны,  папоротники,  голосеменные  и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять        строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

–  характеризовать  методы  биологической  науки  (наблюдение,  сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить         биологические  опыты и эксперименты        и объяснять        их результаты;        пользоваться увеличительными  приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–   использовать   знания   биологии   при   соблюдении   правил   повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

4. Материально- техническое обеспечение     информационное  обеспечение

Перечень оснащения кабинета биологии МАОУ «Мысовская СОШ № 56» (для 5 класса)

Микропрепараты: Бактериальная клетка;  животная клетка; растительная клетка;

гриб мукор, поперечный срез лишайника, дрожжи

Коллекция: Голосемянных растений, Шишек, плодов, семян, торф и продукты его переработки, образцы угля с папоротником; мхи на коре дерева, лен             Гербарий: Дикорастущие растения, По курсу ботаники, Культурных растений

Набор муляжей: плодовых тел грибов, плоды с/х растений, томат дикого и культурного сорта, сорта томатов фруктов

Мультимедийные средства обучения  КиМ CD  Уроки биологии «Растения», презентации по ботанике.

5. Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов

Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются следующие умения:

  ·Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

·Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.        

·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе        

и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  ·Оценивать  жизненные  ситуации  с  точки  зрения  безопасного  образа жизни и сохранения здоровья.

·Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·Формировать        экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность  и  поступки  других  людей  с  точки  зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными  результатами  изучения  курса  «Биология»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

·Выдвигать версии решения проблемы,осознавать конечный результат,выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения   цели.

 ·Составлять  (индивидуально  или  в  группе)  план  решения  проблемы (выполнения проекта).

·Работая по плану, сверять        свои        действия        с целью        и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

·В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

·Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

·Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая  основания  икритерии  для  указанных  логических  операций;   строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

·Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

·Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 ·Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).

·Вычитывать все уровни текстовой информации.

·Уметь определять возможные        источники необходимых        сведений, производить        поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать        учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 6. Тематическое  планирование  на 5 класс

                                                         ТЕМА

Часы

Сроки изучения

Практическая часть

1. Введение

1

сентябрь

2. Биология- наука о живом мире

8

Сентябрь-октябрь

Л\р № 1,2

3. Многообразие живых организмов

11

Ноябрь-январь

Л\р № 3,4

4. Жизнь организмов на планете Земля

8

Февраль март

5. Человек на планете Земля

6

Апрель-май

ИТОГО                                                                      

34

Л\р -4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ДЛЯ 5 КЛАССА

                                                                                     Перечень лабораторных работ

                                                 Тема

2. Биология – наука о живом мире

5

4

Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

6

5

Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений»

3. Многообразие живых организмов

13

4

Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений»

14

5

Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных»

ИТОГО       4

         

 ПОУРОЧНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО             БИОЛОГИИ     5   КЛАСС  

                                                 Тема

Часы

Практика

Дата

1.

1

1. Введение 

1

3.09

2

2. Биология – наука о живом мире

8

2

1

Наука о живой природе

10.09

3

2

Свойства живого

17.09

4

3

Методы изучения природы

24.09

5

4

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Л/р №1

01.10

6

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Л/р №2

10.10

7

6

Химический состав клетки

17.10

8

7

Процессы жизнедеятельности

24.10

9

8

Систематизация знаний

07.11

3. Многообразие живых организмов

11

10

1

Царства живой природы

14.11

11

2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

21.11

12

3

Значение бактерий в природе и для человека

28.11

13

4

Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Л/р №3

05.12

14

5

Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Л/р №4

19.12

15

6

Значение растений и животных в природе и для человека

26.12

16

7

Грибы

16.01

17

8

Многообразие и значение грибов

23.01

18

9

Лишайники

30.01

19

10

Значение живых организмов в природе и жизни человека

06.02

20

11

Систематизация знаний

13.02

4. Жизнь организмов на планете Земля

8

21

1

Среды жизни планеты Земля

20.02

22

2

Экологические факторы среды

27.02

23

3

Приспособления организмов к жизни в природе

05.03

24

4

Природные сообщества

12.03

25

5

Природные зоны России

19.03

26

6

Жизнь организмов на разных материках

26.03

27

7

Жизнь организмов в морях и океанах

09.04

28

8

Систематизация знаний

16.04

5. Человек на планете Земля

7

29

1

Как появился человек на Земле

23.04

30

2

Как человек изменял природу

30.04

31

3

Важность охраны живого мира планеты

07.05

32

4

Сохраним богатство живого мира

14.05

33

5

Систематизация  и обобщение знаний

21.05

34

7

Задания на лето

28.05

ИТОГО

34

Л/р №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...