Рабочая программа по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
МАОУ «Мысовская СОШ № 56»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
«Утверждаю» «Утверждаю» «Утверждаю»
Директор МАОУ «Мысовская СОШ № 56» Зам.директора по УВР Руководитель ШМО
___________Шишмарева Н.Ф. ___________Вербина О.Л. ______________________
«______»______________2021 г. «______»__________2021 г.
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
на 2021-2022 уч.год
Программу составил: учитель 1 категории
Вострикова Елена Сергеевна
Г. Бабушкин
Структура программы
1. Пояснительная записка
Источники составления программы.
Программа по учебному предмету "Биология" разработана на основе:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- Программа воспитания и социализация обучающихся.
- Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.
- Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
- Примерной программы по биологии для учащихся 5-9 классов.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Образовательный (учебный) план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Мысовская СОШ № 56» на 2018-2019 учебный год
- Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. И соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана- Граф 5-9 классы. Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко., Пономарёва И.Н.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
2. Общая характеристика курса
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Мысовская СОШ № 56». В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой профильной дифференциации
3. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5–6 классы
·Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
·Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
·Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
·Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
·Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД: 5–6-й классы
·Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
·Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
·Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
·Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
·В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: 5–6-й классы
·Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
·Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
·Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
·Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
·Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
·Вычитывать все уровни текстовой информации.
·Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД: 5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
4. Материально- техническое обеспечение информационное обеспечение
Перечень оснащения кабинета биологии МАОУ «Мысовская СОШ № 56» (для 5 класса)
Микропрепараты: Бактериальная клетка; животная клетка; растительная клетка;
гриб мукор, поперечный срез лишайника, дрожжи
Коллекция: Голосемянных растений, Шишек, плодов, семян, торф и продукты его переработки, образцы угля с папоротником; мхи на коре дерева, лен Гербарий: Дикорастущие растения, По курсу ботаники, Культурных растений
Набор муляжей: плодовых тел грибов, плоды с/х растений, томат дикого и культурного сорта, сорта томатов фруктов
Мультимедийные средства обучения КиМ CD Уроки биологии «Растения», презентации по ботанике.
5. Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
·Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
·Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе
и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
·Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
·Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
·Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
·Выдвигать версии решения проблемы,осознавать конечный результат,выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
·Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
·Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
·В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
·Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
·Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания икритерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
·Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
·Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
·Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
·Вычитывать все уровни текстовой информации.
·Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
6. Тематическое планирование на 5 класс
ТЕМА | Часы | Сроки изучения | Практическая часть |
1. Введение | 1 | сентябрь | |
2. Биология- наука о живом мире | 8 | Сентябрь-октябрь | Л\р № 1,2 |
3. Многообразие живых организмов | 11 | Ноябрь-январь | Л\р № 3,4 |
4. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | Февраль март | |
5. Человек на планете Земля | 6 | Апрель-май | |
ИТОГО | 34 | Л\р -4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Перечень лабораторных работ
№ | № | Тема |
2. Биология – наука о живом мире | ||
5 | 4 | Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов» |
6 | 5 | Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений» |
3. Многообразие живых организмов | ||
13 | 4 | Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений» |
14 | 5 | Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных» |
ИТОГО 4 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
№ | № | Тема | Часы | Практика | Дата |
1. | 1 | 1. Введение | 1 | 3.09 | |
2 | 2. Биология – наука о живом мире | 8 | |||
2 | 1 | Наука о живой природе | 10.09 | ||
3 | 2 | Свойства живого | 17.09 | ||
4 | 3 | Методы изучения природы | 24.09 | ||
5 | 4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Л/р №1 | 01.10 | |
6 | 5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Л/р №2 | 10.10 | |
7 | 6 | Химический состав клетки | 17.10 | ||
8 | 7 | Процессы жизнедеятельности | 24.10 | ||
9 | 8 | Систематизация знаний | 07.11 | ||
3. Многообразие живых организмов | 11 | ||||
10 | 1 | Царства живой природы | 14.11 | ||
11 | 2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 21.11 | ||
12 | 3 | Значение бактерий в природе и для человека | 28.11 | ||
13 | 4 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | Л/р №3 | 05.12 | |
14 | 5 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Л/р №4 | 19.12 | |
15 | 6 | Значение растений и животных в природе и для человека | 26.12 | ||
16 | 7 | Грибы | 16.01 | ||
17 | 8 | Многообразие и значение грибов | 23.01 | ||
18 | 9 | Лишайники | 30.01 | ||
19 | 10 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 06.02 | ||
20 | 11 | Систематизация знаний | 13.02 | ||
4. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | ||||
21 | 1 | Среды жизни планеты Земля | 20.02 | ||
22 | 2 | Экологические факторы среды | 27.02 | ||
23 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе | 05.03 | ||
24 | 4 | Природные сообщества | 12.03 | ||
25 | 5 | Природные зоны России | 19.03 | ||
26 | 6 | Жизнь организмов на разных материках | 26.03 | ||
27 | 7 | Жизнь организмов в морях и океанах | 09.04 | ||
28 | 8 | Систематизация знаний | 16.04 | ||
5. Человек на планете Земля | 7 | ||||
29 | 1 | Как появился человек на Земле | 23.04 | ||
30 | 2 | Как человек изменял природу | 30.04 | ||
31 | 3 | Важность охраны живого мира планеты | 07.05 | ||
32 | 4 | Сохраним богатство живого мира | 14.05 | ||
33 | 5 | Систематизация и обобщение знаний | 21.05 | ||
34 | 7 | Задания на лето | 28.05 | ||
ИТОГО | 34 | Л/р №4 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)
11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...
Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н.Пономарёвой + календарно - тематическое планирование.
Разработка Рабочей программы по биологии 5 класс с ФГОС....
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс
Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...