Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по теме
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_zapiska.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Настоящая программа составлена с учетом Учебного плана МБОУ ООШ №16 с Гыршелун.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизировать знания об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- формировать первичные умения, связанные с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей природе, формировать экологическое мышление, ценностное отношение к природе и человеку.
В 5 классе обучается 10 человек. Из них 4 ученика имеют справки ОВЗ 7 вида
( М.К., Э.А., Я.К.,К.Д.). По окружающему миру в 4 классе имеют «4» и «5» 5 учеников (50%) По предварительному опросу и итогам внеклассных занятий по биологии я выявила, что 3 ученика работают продуктивно, с интересом. П.Т., Г.Н., Б.В., Т.В., В.В очень любят животный и растительный мир, с интересом работали на каждом внеклассном занятии, принимали активное участие в неделе биологии, делали дополнительные задания, и самостоятельно готовит что-нибудь на мероприятия. Очень слабые знания у 4 учеников (М.К., Э.А., К.Д., Я.К.,) эти ученики плохо усваивают материал, письменные и самостоятельные выполняют плохо, поэтому я старалась работать с ними устно. Исходя из этого, я применяю различные методы и формы на уроке, педтехнологии. На каждом уроке применяю здоровьесберегающие технологии.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в 5 классе (всего 34 часа).
Особенности организации учебного процесса
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. При организации учебного процесса особое внимание будет уделено дидактическим играм, дискуссиям, проектной деятельности учащихся. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Формы контроля: письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос, тестирование, защита проектов.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Введение - 4часа.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
- Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3часа .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
- Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №2)
- Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 3)
- Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №4)
Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Демонстрационные работы:
- Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
- Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Эволюция растений и животных – 1час.
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого – 1 час.
Бактерии. Грибы – 2часа.
Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрации:
- Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Многообразие растительного мира –5 часов.
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Демонстрации:
- Водоросли в аквариуме.
- Листья и споры папоротников.
- Хвоя и шишки голосеменных растений.
- Строение цветкового растения (органы).
Многообразие животного мира – 5 часов.
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Лабораторные и практические работы:
- Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
- Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
- Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6)
- Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании изучения курса биологии 5 класса учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Лабораторные работы, демонстрации, практические работы:
№ | Тема | Оборудование |
2 Л,р №1 | «Знакомство с оборудованием для научных исследований». | Лабораторное оборудование (набор). |
3 Л\р № 2 | «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | Изображения растений, животных, гербарии. |
5 Л,р №3 | «Устройство ручной лупы и светового микроскопа». «Строение клеток кожицы чешуи лука». | Ручная лупа, микроскоп, набор для изготовления временного микропрепарата |
7 Л.р №4 | «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов». | Семя подсолнечника, клубень картофеля, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетка, мука, стакан, вода. |
8 Дем. | «Образование на свету в зеленых листьях углеводов». | Комнатное растение, черная бумага, спиртовка, вода, раствор спирта, раствор йода. |
11 Дем. | «Разнообразие живого» | Коллекции насекомых, гербарии растений, изображения животных, муляжи грибов. |
13 Дем. | «Съедобные и ядовитые грибы». | Открытки с изображением грибов, муляжи грибов |
14 Дем. | «Водоросли в аквариуме». | Аквариумные водоросли (элодея), лупа, набор для препарирования, микроскоп |
15 Дем. | «Листья и споры папоротников». | Гербарий «Лист папоротника», лупа ручная. |
16 Дем. | «Хвоя и шишки голосеменных растений» | Гербарий «Ветка сосны», шишки сосны и ели. |
17 Дем. | «Строение цветкового растения (органы)». | Гербарии цветковых растений. Семена цветковых растений. |
27 Л.р.№6 | «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев)» | Гербарии, фотографии, определитель |
28 Пр.раб.№1 | «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения». | Гербарии, фотографии, карточки |
30 Л.р.№6 | «Измерение своего роста и массы тела» | Весы, сантиметровая лента. |
33 Л.р.№7 | «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему» | Бинт, марлевые салфетки, жгут, шина. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
|
|
|
8. Электронно-програмное обеспечение:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по православной культуре 2 класс ФГОС
Программа составлена в соответствии с положением МБОУ "Гимназия №18" на 2013-2014 учебный год...
РП 2013-2014 по английскому языку 3 класс ФГОС
Достижению результатов обучения обучающихся 3 класса способствует применение деятельностный подход, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-...
Технологическая карта урока математики 2 класс ФГОС ПО ТЕМЕ чётные и нечётные числа
урок математики по школе 2100 2 класс...
Тематическое планирование ИЗО 3 КЛАСС ФГОС
Тематическое планирование 3 класс....
Тематическое планирование ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс ФГОС
Тематическое планирование ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс...
Пояснительная записка ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс ФГОС
Пояснительная записка ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс...
Пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс ФГОС
Пояснительная записка 3 класс...