Рабочая программа по биологии, 5 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа соответствует федеральному государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09. 2011 № 2357) и от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Фундаментальному ядру содержания общего образования по биологии, примерной программе по биологии. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
4. Примерная программа по учебным предметам. Биология: 5–9 классы: - М.: Просвещение, 2011. – 54с. – (Стандарты второго поколения)
5. Биология: 5-9 классы: программа. – Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 304с.
Рабочая программа реализуется по УМК «Алгоритм успеха» под ред. Пономарёвой И.Н.:
- Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2015. ФГОС
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2013г)
- Рабочая тетрадь для учащихся: Биология 5 класс под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. - М.: Вентана - Граф, 2015. ФГОС
- Методическое пособие: Биология 5 класс: методическое пособие/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2015. ФГОС
Цели программы:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Описание курса в базисном учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (34 часа).
Предлагаемая рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Курс биологии 5 класса изучают 1 час в неделю. Он нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. В 5 классе 4 лабораторных работ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание по темам рабочей программы
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч) | ||
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей | Наука о живой природе Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами |
Отличительные признаки живых организмов | Свойства живого Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Методы изучения природы | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования |
Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | |
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Строение клетки. Ткани Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием |
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | Химический состав клетки | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. |
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение | Процессы жизнедеятельности клетки Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что |
Биология как наука | Великие естествоиспытатели Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире» | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. |
Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч) | ||
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы | Царства живой природы | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов |
Бактерии. Многообразие бактерий | Бактерии: строение и жизнедеятельность Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе |
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека | Значение бактерий в природе и для человека Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий |
Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека | Растения Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием |
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | Животные Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Грибы. Многообразие грибов | Грибы Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза) | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами |
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами | Многообразие и значение грибов | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы |
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | Лишайники Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | Значение живых организмов в природе и жизни человека Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Среды жизни планеты Земля Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина |
Влияние экологических факторов на организмы | Экологические факторы среды | Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Приспособления организмов к жизни в природе Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника |
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии | Природные сообщества Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания | Природные зоны России Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания | Жизнь организмов на разных материках Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле |
Жизнь организмов в морях и океанах Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы | |
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) | ||
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление | Как появился человек на Земле | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы | Как человек изменял природу | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле |
Последствия деятельности человека в экосистемах | Важность охраны живого мира планеты Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы | Сохраним богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Обобщение и систематизация знаний | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов | |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий |
Перечень предлагаемых проектов:
1.Великие естествоиспытатели.
2.Значение бактерий в природе и для человека.
3.Как животные и растения приспособлены к среде обитания?
4.Многообразие и значение грибов.
5.Влияние деятельности человека на животный и растительный мир.
6.Роль цветковых растений в жизни человека.
7.Растения и животные Нижегородской области, занесенные в Красную книгу
8.Значение живых организмов в природе и жизни человека.
* обучающиеся могут выполнять проект группами или индивидуально по любой изученной теме.
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов /программа Пономарёвой/ | Количество часов /рабочая программа/ |
1. | Биология – наука о живой природе | 8 | 9 |
2. | Многообразие живых организмов | 11 | 10 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля. | 7 | 8 |
4. | Человек на планете Земля | 6 | 6 |
5. | Резерв | 3 | 2 |
Итого: | 35 ч | 35 ч |
Лабораторные работы:
- «Изучение строения увеличительных приборов»
- «Знакомство с клетками растений».
- «Знакомство с внешним строением побегов растения»
- «Наблюдение за передвижением животных»
Экскурсии:
«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание (понятия) | Тип учебного занятия | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
теор. | факт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Биология – наука о живом мире (9) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Наука о живой природе | Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологические науки: ботаника, микология, зоология, микробиология. | урок открытия новых знаний | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами | Научиться давать определения понятиям, выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов и оценивать ее значение, приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных, характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2)адекватно воспринимать Познавательные ориентироваться на разнообразие способов Коммуникативные допускать возможность | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении | § 1, знать термины. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Свойства живого | Свойства живого: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое | комбинированный | Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Регулятивные выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во Познавательные 1)осуществлять синтез как составление целого 2)устанавливать причинно-следственные Коммуникативные допускать возможность | 1)широкая мотивационная основа 2)учебно-познавательный интерес к | § 2, ответы на вопросы после параграфа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Методы изучения природы | Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение. | комбинированный | Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по 2)адекватно воспринимать Познавательные использовать знаково-символические Коммуникативные строить монологическое | учебно-познавательный интерес к | § 3, термины. Сообщение об А. Левенгуке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Увеличительные приборы | Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом | Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами. | Применять на практике умение работать с увеличительными приборами | Регулятивные 1)следовать установленным 2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к | ориентация на понимание причин | § 4. зарисовать и подписать устройство микроскопа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Строение клетки. Ткани. | Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности животных и растительных тканей. | Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные планировать свои действия в Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется | § 5, заполнить таблицы «Ткани» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Химический состав клетки | Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ. | комбинированный | групповая, коллективная, находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. | Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты | Регулятивные определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. | § 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Процессы жизнедеятельности клетки | Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурнаяединицаживогоорганизма | комбинированный | Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. | Регулятивные планировать свои действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое | Ориентация на понимание причин | § 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Великие естествоиспытатели. | Аристотель, Теофраст, Линней, Дарвин, Вернадский, Вавилов | комбинированный | Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах. | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших | Регулятивные планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ориентация на понимание причин | с.30-32 читать, повторить §§ 1-6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Обобщение темы «Биология – наука о живом мире» | урок-обобщение | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Многообразие живых организмов (10) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Царства живой природы | Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточнаяформа жизни. Вид – единица классификации. | урок-изучения нового | Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены | Определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Регулятивные уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 8. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от клеток растений. Питание. Дыхание бактерий. | комбинированный | По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания | Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания | Регулятивные уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | § 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Значение бактерий в природе и для человека | Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз. | комбинированный | Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий | Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | Регулятивные планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные строить монологическое | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения | § 10. заполнить таблицу «Значение бактерий» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Растения | Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений» | Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | осознание своей гражданской | § 11, подготовка к лабораторной работе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Животные | Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Проводить наблюдение за объектами живой природы. | Регулятивные 1)следовать установленным 2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 12. Знать термины. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Грибы | Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение. Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень. | комбинированный | По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. | Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | Регулятивные постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 13, заложить опыт по выращиванию плесени | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Многообразие и значение грибов | Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик. | комбинированный | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни | различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные Формулировать собственное | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | § 14. сделать карточки с грибами – двойниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Лишайники | Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | комбинированный | Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников | Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое | учебно-познавательный интерес к | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие. | комбинированный | Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы. | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | § 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Обобщение по теме «Многообразие живых организмов» | урок-обобщение | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Жизнь организмов на планете Земля (8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Среды жизни планеты Земля | Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенностивзаимодействиярастений и животных с окружающейихсредой. | урок-изучения нового | Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания | Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Регулятивные принимать и сохранять Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. | § 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Экологические факторы среды | Абиотические, биотические, антропогенные факторы | комбинированный | Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Регулятивные следовать установленным Познавательные Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | §18, составить кроссворд с терминами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Приспособления организмов к жизни в природе | Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса | комбинированный | Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Регулятивные различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 19, подготовить сообщения или презентацию «Природные сообщества нашего села» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Природные сообщества | Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разлагатели. | комбинированный | Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. | Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории | Регулятивные вносить необходимые Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | §20, знать термины. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Природные зоны России | Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях. | комбинированный | Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 21. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жизнь организмов на разных материках | Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. | комбинированный | Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | широкая мотивационная основа | §22. сообщения о жителях морей и океанов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Жизнь организмов в морях и океанах | Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитателиглубин. | комбинированный | Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить | Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. | §23, повторить §§ 17-22. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Обобщение по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | урок-обобщение | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Человек на планете Земля (6) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Как появился человек на Земле | Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе. | урок-изучения нового | находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание своей гражданской | § 24, заполнить таблицу «Эволюция человека» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Как человек изменял природу | История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки. | комбинированный | Осознание своеговлияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения. | Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные вносить необходимые Познавательные помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала Коммуникативные владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки | § 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Важность охраны живого мира планеты | Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники. | комбинированный | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные адекватно воспринимать Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении | § 26, сочинение о необходимости охраны природы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Сохраним богатство живого мира | Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на отдыхе. Красная книга. | комбинированный | Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | Регулятивные Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные создать условия для развития ушкольников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | Повторить §§ 1-26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Обобщение по теме «Человек на планете» | урок-обобщение | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класс | обобщение | Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. | Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Задания на лето | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность | способность к самооценке на основе |
Обеспечение учебно-методическое и материально-техническое.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Литература и средства обучения.
Учебник Федерального перечня, в котором реализована данная программа.
1. Биология. 5 класс (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.); Издательство «Вентана-Граф» Москва 2015.
2. Рабочая программа ФГОС. Биология, 5-9. М. «Вентана-Граф», 2013
3. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н. Пономаревой и др. Биология, 2015
4.Биология. Методическое пособие. 6 класс, И.Н Пономарева, В.С. Кучменко. – М: Вентана-Граф, 2013
Литература для учащихся:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1992. – 304с. 6 ил.
2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1999. 383С.: ил.
3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат,2001. 336с.
4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 2005. – 528с.: ил.
5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 2004, С. 92-684.
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 218с.
7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 2002. 350с.
9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 2006. – 556с.
10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 2004. -381с.: ил.
12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 2001. – 240с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/ Каталог электронных образовательных ресурсов
Перечень оснащения кабинета биологии
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Модели
Строение корня
Строение листа
Цветок капусты
Цветок пшеницы
Рельефные таблицы
Строение корня
Строение листа
Внутреннее строение зерновки.
Магнитные модели-аппликации
Классификация растений и животных
Деление клетки. Митоз и мейоз
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Комплекты микропрепаратов
Ботаника
Приборы
Демонстрационные
Для демонстрации всасывания воды корнями растений
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная литая
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника»
Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
А) оценка личностных результатов
-опрос
-анкетирование
-ранжирование
-наблюдение
-интервьюирование
Б) оценка метапредметных результатов
-портфолио
-материалы решения учебных задач
-материалы решения проектных и исследовательских задач
В) оценка предметных результатов
-владение предметными понятиями и способами деятельности
-умения применять знания в новых условиях
-системность знаний
Планируемые результаты изучения курса биологии в 5 классе.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий |
«2» |
|
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
«3» | - Ответ неконкретный, излишне пространный. - Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. |
«2» | - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. |
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. |
«4» | - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета. |
«3» | - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; |
«2» | - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно; |
Оценка практических умений учащихся:
- Оценка умений проводить опыты
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» | -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
|
«3» | - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» | - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. |
Критерии оценки проектов по биологии:
- четкость поставленной цели и задач;
- тематическая актуальность и объем использованной литературы;
- обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
- полнота раскрытия выбранной темы проекта;
- обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
- уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
- анализ полученных данных;
- наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
- качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
- обоснованность структуры доклада;
- вычленение главного;
- полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
- использование наглядно-иллюстративного материала;
- компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
- уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)
11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...
Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н.Пономарёвой + календарно - тематическое планирование.
Разработка Рабочей программы по биологии 5 класс с ФГОС....
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс
Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС...