Рабочая программа по биологии для 6-9 классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011 и Примерной программы по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 100.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5 г. Алексеевка
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей Естественных и общественных наук __________Скиданова Н.П. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ ООШ № 5 г. Алексеевка _______ Добудько .В.И . «____»__________2014 г. | «Рассмотрено» на заседании педсовета протокол № ___ от «____» _______2014г. | «Утверждаю» Директор МОУ ООШ №5 г. Алексеевка ________ Шлыков И.Н..
Приказ №____ от «____»____________2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Налесник И.Ю.
8 класс
Базовый уровень
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011 и Примерной программы по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007г.
Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:
- «Бактерии. Грибы. Растения» - 6 класс;
- «Животные» - 7 класс
- «Человек и его здоровье» - 8 класс;
- «Введение в общую биологию» - 9 класс.
В соответствии с нормативными федеральными и региональными документами (приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования») на изучение учебного предмета биология предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам:
в 6 классе - 1 час;
в 7 классе – 2 часа;
в 8 классе - 2 часа;
в 9 классе – 2 часа.
В начальном курсе биологии 6 класса как практический модуль введен курс «Краеведение» в объеме 0,5 часа в неделю, за счет часов регионального компонента.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она содержит все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии. Перечень лабораторных работ соответствует Примерной программе побиологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.
Система уроков направлена на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадями на печатной основе:
В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Биология. 6 класс» - Москва, издательство «Дрофа», 4-е изд., 2014.-94, (2)с.
В.В. Латюшин, Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.-
141, (3) с. : ил.
Биология. Человек. 8 кл. : рабочая тетрадь/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 121, /7/ с. : ил.
Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс, изд. М: Дрофа, 2013 г, 111 с.
Цели и задачи программы обучения:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли бактерий, грибов, лишайников и растений, о роли биологической науки в практической деятельности людей; о системе биологических характеристик территории на основе наблюдений, описаний своей местности, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за жизнью растений, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами своей местности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических работы с различными источниками информации; развитие интереса к изучению природы своего края;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; положительного эмоционально-ценностного отношения к природе родного края; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
освоение знаний учащимися о животных, о закономерностях их строения, жизнедеятельности и средообразующей роли.
овладение умениями применять знания на практике для объяснения процессов жизнедеятельности животных, работать с учебной литературой, дополнительными справочниками, проводить эксперименты, опыты, наблюдения.
развитие творческих способностей в процессе проведения экспериментов, опытов, изучения дополнительного материала, повышения интереса и интеллектуальных способностей.
воспитание бережного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о животных, ухода за ними, оценки результатов деятельности человека по отношению к животным, охраны и защиты животных, соблюдение правил поведения в окружающем животном мире.
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды; о строении и функциях человеческого тела; о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом человека, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа ориентирована на использование учебников:
В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-16-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013. – 304, с.: ил.
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. 7 кл. Животные: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2012. – 302, (2) с.: ил.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И,Н. Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. Изд. М: Дрофа, 2010 г, 332 с.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология, 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. Изд. М: Дрофа, 2010 г, 304 с.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
6 класс
В связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требования к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) была введена тема «Классификация растений» ( 4 часа) за счет сокращения некоторых тем. Уменьшено количество часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов, «Клеточное строение» 2 часа вместо 4 часов , «Царство Растения» 4 часа вместо 5 часов.
Уменьшено количество часов по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений», вместо 8 часов 7 часов, это время используется на изучение темы «Жизнь растений» 8 часов вместо 7 часов.
При изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 эти вопросы не рассматриваются.
Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнение биологических объектов ( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).
Резервное время 1 час используется на контрольное тестирование по изученному курсу.
Материал модуля «Биологическое краеведение» заканчивает курс биологии за 6 класс и рассчитан на повторение и закрепление материала о многообразии живых организмов, их приспособленности к среде и условиям существования, охране природы.
7 класс
Тема «Введение» сокращена на 1 час, который используется при изучении темы «Многообразие животных» для контрольно-обобщающего урока.
Введен новый раздел «Повторение и обобщение», для повторения и обобщения знаний по курсу за счет резервного времени.
8 класс
В раздел «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» добавлен 1 час «Контрольно-обобщающий урок по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»
Введен новый раздел «Повторение и обобщение 3 часа» за счет резервного времени.
Тема « Клеточное строение организма» сокращена на 2 часа, т. к. строение клетки изучается в 6 классе и будет изучаться в 9 классе.
9 класс
тема «Организменный уровень сокращена на 1 час;
тема «Популяционно-видовой уровень» сокращена на 1 час;
тема «Экосистемный уровень» сокращена на 3 часа;
тема «Биосферный уровень» сокращена на 2 часа.
тема «Возникновение и развитие жизни на Земле» сокращена на 1 час.
Это время использовано на изучение тем «Основы экологии. Организм и среда» и «Биосфера и человек»
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе лабораторных и практических работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования.
Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала.
Согласно приказу МОУ ООШ № 5 «Об утверждении годового календарного графика» учебный год составляет 34 недели. Исходя из этого тематическое планирование разработано в 6 классе на 51 час, в 7,8,9 классах на 68 часов.
В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программ, в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Планируемые сроки освоения образовательной программы по биологии 4 года.
Распределение часов авторской программы и рабочей программы следующее:
6 класс
Тема | Количество часов | ||
По программе В. В. Пасечника | По рабочей программе | Лабораторных, практических работ | |
1. Введение | 2 | 1 | |
2. Клеточное строение организмов | 4 | 2 | Л/р № 1,2 |
3. Царства Бактерии и Грибы | 4 | 4 | Л/р № 3,4,5 |
4. Царство Растения | 5 | 4 | Л/р № 6,7,8,9,10 |
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | 7 | Л/р № 11,12,13,14,15 |
6. Жизнь растений | 7 | 8 | Л/р № 16,17 |
7. Классификация растений. | 4 | Л/р № 18,19 | |
8. Природные сообщества | 3 | 3 | |
9. Распространение живых организмов на территории Белгородской области | 7 | П/р № 1,2,3,4,5 | |
10. Красная Книга и лекарственные растения Белгородской области. | 2 | ||
11. Особо охраняемые объекты, расположенные на территории проживания. | 8 | П/р № 6,7,8,9,10,11 | |
12. Контрольное тестирование | 1 | ||
Итого | 33 + 2 резерв | 51 (33+1 резерв+ 17) | Л/р-19, п/р-11 |
7 класс
Тема. | Количество часов | ||
По программе Пасечника | Тема. | Лабораторных, практических работ | |
Введение. Общие сведения о животном мире. | 2 | ||
Многообразие животных. | 34 | 35 | Л/р № 1,2,3,4,5,6 |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функции органов и их систем у животных. | 14 | 14 | Л/р № 7,8,9,10,11,12,13,14 |
Индивидуальное развитие животных. | 3 | 3 | |
Развитие животного мира на земле. | 3 | 3 | Л/р № 15, П/р № 1 |
Биоценозы. | 4 | 4 | Л/р № 16 |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 5 | 5 | Л/р № 17, П/р № 2, экскурсия. |
Повторение и обобщение | 5 | 3 | |
ИТОГО: | 65+5 (резерв) | 68 | 19 |
8 класс
Тема | По программе В. В. Пасечника | По рабочей программе | Лабораторные и практические работы |
1. Введение. | 1 | 1 | |
2. Происхождение человека . | 3 | 3 | |
3. Общий обзор организма. | 1 | 1 | Л/р №1,2 |
4.Клеточное строение организма. Ткани. | 5 | 3 | Л/р № 3 |
5. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. | 1 | 1 | |
5.Опорно-двигательная система. | 7 | 7 | Л/р № 4,5 |
6. Внутренняя среда организма. | 3 | 3 | Л/р № 6 |
7. Кровеносная и лимфатическая системы организма. | 6 | 6 | Л/р № 7,8,9 |
8. Дыхательная система | 4 | 4 | Л/р № 10 |
9.Пищеварительная система. | 6 | 6 | Л/р № 11,12 |
10. Обмен веществ и энергии. | 3 | 3 | |
11. Покровные органы. Теплорегуляция. | 3 | 3 | |
12. Выделительная система. | 1 | 1 | |
13. Нервная система человека. | 5 | 5 | Л/р № 13 |
14. Анализаторы. | 5 | 5 | Л/р № 14 |
15. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | 6 | |
16. Железы внутренней секреции (эндокринная система). | 2 | 2 | |
17. Индивидуальное развитие организма. | 5 | 5 | Л/р № 15 |
18.Повторение и обощение | 3 | ||
Итого | 66 + 4 резерв | 68 | 15 |
9 класс
Тема | Количество часов | ||
По программе В. В. Пасечника | По рабочей программе | Лабораторных, практических работ | |
1. Введение | 2 | 2 | |
2. Молекулярный уровень. | 10 | 10 | |
3. Клеточный уровень. | 15 | 13 | Л/р № 1,2,3 |
4. Организменный уровень. | 14 | 13 | Л/р № 4,5,6 |
5. Популяционно-видовой и экосистемный уровень. | 11 | 7 | Л/р № 7, экскурсия |
6. Биосферный уровень. | 4 | 2 | |
7. Эволюция. | 7 | 7 | Экскурсия |
8. Возникновение и развитие жизни. | 7 | 6 | |
9. Основы экологии | 5 | Л/р № 8,9,10 | |
10. Биосфера и человек | 3 | Л/р № 11 | |
ИТОГО | 70 | 68 | 11 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляции жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними;
знать/ понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
особенности строения организмов животных разных систематических групп.
уметь:
объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты.
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация).
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
знать/понимать:
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
определять положение человека в системе органического мира (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
называть
• общие признаки живых организмов;
• признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
• причины и результаты эволюции;
приводить примеры
• усложнения растений и животных в процессе эволюции;
• природных и искусственных сообществ;
• изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
• наиболее распространенных видов и сортов растений,'видов и пород животных;
характеризовать
• строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
• деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
• строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
• обмен веществ и превращение энергии;
• роль ферментов и витаминов в организме;
• особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
• дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
• иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
• размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
• вирусы как неклеточные формы жизни;
• среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
• природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
• искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
• взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
• родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
• особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
• роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
• влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
• меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
• влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
•роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
• клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
• наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
• строение и функции клеток растений и животных;
• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
• семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
• о клеточном строении организмов всех царств;
• о родстве и единстве органического мира;
• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
• сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
• результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
• проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Содержание программы учебного предмета
«Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Введение (1 час)
Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
1. Клеточное строение организмов
(2 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Л/р № 1 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Л/р № 2 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы.
Л/р № 3 «Изучение клеток бактерий»
Л/р № 4 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Л/р № 5 « Изучение строения плесневых грибов»
3. Царство Растения (4 часа)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы.
Л/р № 6 «Изучение внешнего строения водорослей»
Л/р № 7 «Изучение внешнего строения мха»
Л/р № 8 «Изучение внешнего строения папоротника»
Л/р № 9 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
Л/р № 10«Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(7 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы.
Л/р № 11 «Наблюдение за ростом и развитием побега и почки»
Л/р № 12 «Выявление роли света и воды в жизни растений»
Л/р № 13 «Изучение строения цветка».
Л/р № 14 «Ознакомление с различными видами соцветий».
Л/р № 15 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».
5. Жизнь растений (8 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.
Лабораторные работы.
Л/р № 16 «Опыты по изучению состава почвы»
Л/р № 17 «Размножение комнатных растений»
6. Классификация растений (6 часов).
Основы систематики растений Деление на классы и семейства. Класс двудольные.Семейство Розоцветные и пасленовые, признаки, значение.
Семейство Мотыльковые и сложноцветные.
Класс однодольные. Семейство лилейные и злаки, признаки и значение.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и значение.
Лабораторные работы
Л/р № 18 «Определение принадлежности растений к систематической группе с использованием справочников-определителей»
Л/р № 19»распознавание важнейших с/х культур»
- Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Резерв времени — 1час.
Содержание модуля «Биологическое краеведение» (17 часов, 0,5 часа в неделю)
1.Распространение живых организмов на территории Белгородской области (7 часов)
Растения и животные территории проживания, видовой состав.
Представители растений и животных территории проживания, особенности их приспособленности к среде обитания.
Практические работы.
П/р № 1 Методы полевых исследований (ботанические исследованеия)
П/р № 2 Описание и определение растений, произрастающих на территории проживания.
П/р № 3 Представители растений и животных природной зоны территории проживания и их приуроченность к ней.
П/р № 4 Методы полевых исследований (зоологические исследования)П/р № П/р № 5 Описание и определение животных, обитающих на территории проживания.
2. Красная Книга и лекарственные растения территории Белгородской области (2 часа)
Растения и животные, занесенные в Красную Книгу Белгородской области.
Лекарственные растения произрастающие на территории проживания.
3.Особо охраняемые объекты, расположенные на территории проживания (8 часов).
Особо охраняемые объекты природы, расположенные на территории проживания. Памятники природы, заповедники территории проживания.
Практически работы.
П/р № 6 Описание памятников природы на территории Белгородской области
П/р № 7 Возможно, ли пронаблюдать и предсказать изменения в природных сообществах на территории проживания
П/р № 8 Специфика влияния факторов городской среды на растения, произрастающие в черте города
П/р № 9 Что мы знаем об экологических проблемах нашей области
П/р № 10Что мы знаем об экологических проблемах нашего города
П/р № 11 Меры, предпринимаемые администрацией и населением города по охране окружающей среды
Экскурсия в краеведческий музей.
«Животные» 7 класс (68 часов, 2часа в неделю)
Введение. Общие сведения о животном мире (1 час)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (35 часов)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Л/р № 1 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Л/р № 2 Распознавание животных разных типов
Л/р № 3 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Л/р № 4 Выявление особенностей строения лягушки в связи с образом жизни.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Л/р № 5Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Лабораторная работа.
Л/р № 6 Изучение внешнего строения млекопитающих.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа.
Л/р № 7 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
Л/р № 8 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
Л/р №9 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
Л/р № 10 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
Л/р № 11 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
Л/р № 12 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
Л/р № 13 наблюдение за поведением животных..
Л/р № 14 Изучение внутреннего строения млекопитающих.
3. Индивидуальное развитие животных (3часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Лабораторная работа
Л/р № 15 Определение принадлежности животных к определенной систематической группе.
Практическая работа № 1.
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных.
5. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Лабораторная работа
Л/р № 16 Выявление приспособлений у животных к среде обитания.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность
человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Лабораторная работа.
Л/р № 17 Распознавание домашних животных.
Практическая работа № 2.
Наблюдение за ростом и развитием животных.
Экскурсия «Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.»
«Человек и его здоровье» 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Строение и функции организма (55 часов)
Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Лабораторные работы.
Л/Р №1 «Измерение массы и роста своего организма».
Л/Р №2 «Распознавание на таблице органов».
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и
биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные работы.
Л/Р №3 «Изучение микроскопического строения тканей».
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные,
вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа
скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия
гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы
Л/Р №4 «Изучение внешнего вида отдельных костей».
Л/Р №5 «Выявление влияния стати ческой и динамической работы на утомление мышц».
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные
болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные работы.
Л/Р №6 «Изучение микроскопического строения крови».
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам.
Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.__ Демонстрация моделей сердца, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы.
Л/Р №7 «Подсчет уда ров пульса в покое и при физической нагрузке».
Л/Р №8 « Измерение кровяного давления».
Л/Р №9 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения».
Дыхательная система(4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной
среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая
помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на
организм.
Демонстрация модели гортани; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы.
Л/Р№10 «Определение частоты дыхания».
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в
различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные работы.
Л/Р №11 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал ».
Л/Р №12 «Определение норм рационального питания».
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога.
Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная
моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны
коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы.
Л/Р №13 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)».
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.
Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция
зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие
анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторные работы.
Л/Р №14 «Изучение изменений размера зрачка».
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные
программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной
деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших
психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления._ Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных
изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной
железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с
щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола
будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический
закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание.
Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Лабораторные работы.
Л/Р №15 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье».
Повторение и обобщение (3 часа).
Повторение и обобщение знаний по курсу «Биология. Человек 8 класс». Тестирование. Летнее задание.
«Введение в общую биологию и экологию» 9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
1. Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности
жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
2. Уровни организации живой природы (54 часа).
2.1.Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки,нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
2.2.Клеточный уровень (13 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки.
Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в
живых клетках.
Лабораторные работы.
Л/Р №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных».
Л/Р №2 «Приготовление микропрепарата растительной и животной клетки, рассматривание клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Л/Р №3 «Изучение клеток бактерий».
2.3.Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные работы.
Л/Р №4 «Распознавание органов у растений».
Л/Р №5 «Распознавание органов у животных».
Л/р №6 «Выявление изменчивости у организмов».
2.4.Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
2.5.Экосистемный уровень (5 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия «Экосистема своей местности (лес, луг, водоем) и агроэкосистема своей местности (парк, сад, поле)».
Лабораторные работы.
Л/Р №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
2.6.Биосферный уровень (2 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
3. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия «Эволюция органического мира».
4. Возникновение и развитие жизни(6 часов).
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
5. Основы экологии. Организм и среда (5часов)
Экология как наука. Экологические факторы, их влияние на организмы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
Лабораторные работы.
Л/Р № 8 «Выявление приспособлений к среде обитания у организмов (на конкретных примерах)».
Л/Р № 9«Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».
Л/Р № 10 «Изучение и описание экосистемы своей местности».
6. Биосфера и человек (3 часа)
Эволюция биосферы. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Тестирование по курсу « Введение в общую биологию и экологию». Летнее задание.
Лабораторные работы
Л/Р №11«Анализ и оценка влияния окружающей среды, факторов риска на здоровье и деятельность человека, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»
Формы и средства контроля.
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе лабораторных и практических работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования.
Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала.
Для получения информации в ходе контроля используется: устный метод (опросы, собеседования, зачеты), практический метод ( наблюдение за ходом выполнения лабораторных и практических работ).
Формы контроля за качеством обучения и усвоения материала:
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);
- зачет (выдается перечень вопросов, оглашаются требования к уровню подготовки), можно предлагать продуманную систему зачетов с учетом специфики класса;
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний). При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, защита проекта и др.
Перечень учебно-методических средств обучения
6 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника :
Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии. Грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. М.: Дрофа, 2009. – 272 с.;
а также методических пособий для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.
- Примерная программа по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007
- Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника Бактерии, грибы, растения 6 кл. Н.И. Галушкова. Учитель – 2007.;
- Поурочные разработки по биологии к учебнику В.В.Пасечника Бактерии, грибы, растения 6 кл. А.А. Калинина. М. ВАКО - 2007.;
дополнительной литературы для учителя:
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н. Лебедев. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2009. – 108 с. – (Современная школа).
- Школьные олимпиады «Биология 6-9 кл.»
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях
- ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Биология.
- Журнал «Биология в школе».
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
- Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
- Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007
- Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс) М., Экзамен, 2004
- Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 3005
- Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2008
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
- Журнал «Биология в школе»
- «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
Учебно – методические средства обучения.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372с.
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997
- Журнал «Биология для школьников».
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
- Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
Таблицы, модели, гербарии, наборы муляжей и коллекции для курса 6-го класса.
Материально – технические средства:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Графпроектор
Экран
Микроскопы
Пробирки
Спиртовки
Весы
Таблицы:
Сочные плоды
Соцветия (простые и сложные)
Опыление и виды опыления
Строение семени пшеницы
Прорастание семени пшеницы
Простые листья
Строение устьица листа
Строение цветка и соцветия злаков
Разнообразие цветков
Вегетативное размножение растений
Простые соцветия
Строение семян двудольных
Размножение и развитие голосеменных
Размножение и развитие папоротника
Шляпочные грибы
Лишайники
Грибы – паразиты
Хвощи и плауны
Крестоцветные
Бобовые
Пасленовые
Видоизменение побега
Листорасположение
Строение почек ( вегетативной и генеративной)
Строение стебля
Микропрепараты
Микропрепараты тканей растительного организма
Коллекции:
Наборы открыток с изображением растений разных систематических групп, лекарственных растений
Гербарии дикорастущих растений систематических групп
Натуральные объекты:
Спилы и срезы стволов и веток деревьев
Гриб трутовик
Набор семян дикорастущих и культурных растений
Приборы:
Микроскопы
Препарированный набор
Ручные лупы
7 класс
Учебно – методические средства обучения:
1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. 7 кл. Животные: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. М.: Дрофа, 2012. – 302, (2) с.: ил.
2. В.В. Латюшин, Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.- 141.
Список основной литературы для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2010.
2. Примерная программа по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007.
3 Биология 7 кл. Поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина, автор-составитель Н.И.Галушкова, 2006г.-281 стр.
- Уроки биологии. 7 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учеб. заведений./ под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
Список дополнительной литературы для учителя:
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н. Лебедев. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2009. – 108 с. – (Современная школа).
- Школьные олимпиады «Биология 6-9 кл.»
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях
- ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Биология.
- Человек и природа 5-11 кл.
- Журнал «Биология в школе».
- Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс сост. Н.А. Артемьева. – М.: ВАКО, 2013.-117с.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Биология 6-9 класс. Итоговые проверочные работы и дидактический материал. Г.С. Калинова и др. М. ВЕНТАНА- Граф, 2009г.
2.Большой биологический словарь. Биология 6-11 класс, изд. Дрофа,1998г. А.С Батуев и др..
3.Справочник школьника, автор З.А. Власова, изд. «Слово», 1995 г.
Интернет ресурсы:
Материально-технические средства обучения.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Гербарии, муляжи
- Демонстрационные таблицы
- Микроскопы
- Влажные препараты
8. MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные»:
8 класс
Учебно – методические средства обучения:
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И,Н. Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. Изд. М: Дрофа, 2010 г, 332 с.
2. Рабочая тетрадь/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 121, /7/ с. : ил.
Список основной литературы для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2010.
2. Примерная программа по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007.
3. Поурочные разработки по Биологии: 8 класс. 2-е изд.- М.ВАКО, 2012г. – 432с.
4. Поурочные планы «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс» по учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н./авт./сост. Г.В. Чередникова.: Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.
Список дополнительной литературы для учителя:
1.Открытые уроки по биологии. Л.А. Попова. Москва «ВАКО», 2009г.
2.Занимательная биология на уроках и внеурочных мероприятиях, 6-9 класс. Изд. Глобус, 2008 г. Автор состав. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.
3. Биология 8 класс. Тесты. – Саратов: лицей, 2012. – 80 с.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Биология 6-9 класс. Итоговые проверочные работы и дидактический материал. Г.С. Калинова и др. М. ВЕНТАНА- Граф, 2009г.
2.Большой биологический словарь. Биология 6-11 класс, изд. Дрофа,1998г. А.С Батуев и др..
3.Справочник школьника, автор З.А. Власова, изд. «Слово», 1995 г.
Интернет ресурсы:
Материально-технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
Оборудование и приборы:
1.Микроскопы, влажные препараты.
2. Микропрепараты тканей организма человека, клеток крови.
Демонстрационные таблицы:
Строение растительной и животной клетки
Виды тканей организма человека
Железы внутренней секреции
Жизненная емкость легких
Виды соединения костей
Виды повреждения опорно-двигательной системы
Изменение частоты сердца и дыхания в покое и при нагрузке
Строение черепа человека
Кожа, строение и значение
Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника
Вред курения на организм человека
Осанка и нарушение осанки
Клетки крови, состав крови
Кровеносная система и кровообращение
Рефлекторное слюноотделение
Фазы сердечной деятельности
Строение системы пищеварения
Зубы, строение и функции
Предупреждение ЖКЗ
Распространение инфекции при пищеварении
Витамины
Влияние никотина на организм
Строение нервной системы
Строение головного мозга
Строение органов дыхания
Строение анализаторов зрения, слуха
Строение скелета человека
Эндокринная система
9 класс
Перечень учебно-методических средств обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Микроскопы
Таблицы:
Строение клетки бактерий (прокариоты)
Строение растительной и животной клетки
Фотосинтез
Биоценоз
Цепи питания в сообществе степи и смешанного леса
Синтез белка
Биосфера и ее структуры
Природные сообщества
Оплодотворение
Бесполое размножение
Индивидуальное развитие организмов
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1.Доплнительные материалы к урокам биологии в 9-11 классах. Автор М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Волгоград, изд. Учитель, 2007 г.
2.Дидактический материал. Общая биология, Разноуровневые упражнения и тесты, 9-11 класс. Автор М.В. Высоцкая, Волгоград, изд. Учитель, 2008 г.
3.Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, 6-9 класс. Автор состав. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова, изд. Глобус, 2008 г.
4.Интегрированные уроки биология – химия. Автор А.В.Кленова. Изд. Учитель, 2003 г
5.Биология, экология. Здоровый образ жизни. Автор состав. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева, изд. Учитель, 1997 г.
6.Биология в таблицах 6 – 11 класс. Автор Н.И. Никишов и др., изд. ИЛЕКСА Москва, 1998 г.
7.Поурочные разработки по общей биологии 9 класс, авт./ составитель: О.А. Пепеляева. ВАКО, 2009г.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Справочник школьника, Автор З. А. Власова, изд. «Слово»- 1995 г.
2.Тренировочные варианты к экзамену, биология, 9 класс, ГИА. Автор состав. Р.Л. Сосновская, изд. «Лицей», 2011 г.
3.Биология 9 класс ФИПИ, экзамен в новой форме ГИА – 2009, 2010, Астрель, Москва.
4.Биология. Большой справочник для школьников под редакцией А.С. Балуева и др., М: Дрофа, 1998 г.
Интернет – ресурсы:
www.bio. 1september/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)
11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...
Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н.Пономарёвой + календарно - тематическое планирование.
Разработка Рабочей программы по биологии 5 класс с ФГОС....
Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс
Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС...