Глобальные экологические проблемы
презентация к уроку
разработка урока и презентация к занятию на тему "Глобальные экологические проблемы". из-за ограничения в обьеме файла убраны фотографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация Глобальные экологические проблемы | 2.75 МБ |
разработка урока | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
План занятия Причины ГЭП Последствия ГЭП Пути выхода из экологического кризиса
Экологические проблемы оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие стран мира, поэтому они требуют немедленного решения. Глобальные экологические проблемы не имеют границ, они затрагивают интересы всего человечества Земли. Рассмотрим основные из них.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: упрощение экосистем и разрыв биологических циклов концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения введение в экосистему новых видов появление генетических изменений в живых организмах рост вредных отходов от различных производств
Преобразование территорий
К числу наиболее значительных негативных воздействий на среду, обуславливающих глобальные экологические проблемы относится интенсивный рост городов и численности городского населения . По данным ООН в городах мира проживали или будут проживать в 1880 г. - 1,7%; 1950г. - 13,1%; 1970г. - 17%; 1984г. - 50%; 2000г. - 82,5% (городское население). Интенсивно растут крупные города. В 1990 г. только в Лондоне проживало около 5 млн. человек, 1980 - таких городов 8, в настоящее время почти 50. В СССР в 1959 г. - 3 города-миллионера, 1984 - 22. В обозримом будущем в мире появятся города-мегаполисы с численностью 25-30 млн. человек. В 2020 г. под городскими застройками находится 4% суши. По существующим прогнозам в 2070 г. будет - 13% суши или около 20% жизненного пространства. А это значит, что всё новые и новые природные системы исчезают, и почвенный покров заменяется асфальтом и бетоном . Добыча полезных ископаемых - образование карьеров, нарушение рельефа, водного баланса территорий. Итак, человек, начав сводить природные леса, луга и степи к пастбищам и полям, заканчивает глобальным изменением литосферы .
К настоящему времени зарегистрировано несколько тысяч видов пригодных для пищи человеком, другие дикие виды являются лекарствами практически без отрицательных последствий. Биологическое разнообразие - это практически единственный источник обеспечения человека ресурсами, значимость которых всё более увеличивается по мере использования исчерпаемых ресурсов. Причиной исчезновения животных является охота, загрязнение окружающей среды, разрушение мест обитания. В 17-18 веках человек уничтожил 30 видов животных. В 19 веке – 100, а в 20 – несколько сот. Например: маврикийская гигантская черепаха (1768 г.), лабрадорская утка (1875 г.), странствующий голубь (1914 г.), сирийский дикий осел (1928 г.). К началу 90-х годов (примерно за 300 лет) на Земле полностью исчезло 384 вида растений, 243 вида рыб, 11З видов птиц, 83 вида млекопитающих, под угрозой исчезновения - около 19000 высших растений. По последним данным официально зарегистрировано 5205 видов, которым угрожает исчезновение. Больше всего видов вымирающих видов обитает в Индонезии, Китае, Бразилии. Угрожает исчезновение: 11% птиц, 20% пресмыкающихся, 25% млекопитающих, 25% земноводных, 34% рыб.
Разрушение экосистем до состояния, когда они теряют способность саморегулирования и самовосстановления принято называть опустыниванием. При этом растительность уничтожается, почва теряет плодородие. В ряде случаев определяется природными факторами - уменьшением влажности территории. Однако человек активно влияет на усиление этого процесса. Например, широкое распространение сельскохозяйственных культур, требующих большого количества воды на орошение (рис, хлопок), в условиях теплового воздействия из-за солнечной погоды приводят к эрозии почвы, выносу воды и питательных веществ, а затем и внедрению элементов пустыни. Чрезмерное уничтожение растительности, например, за счёт интенсивного выпаса скота. Пример опустынивания - регион Аральского моря. В результате создания мощной оросительной системы для хлопковых и рисовых полей за счёт рек Сырдарья и Амударья, произошло резкое сокращение стока и море стало быстро высыхать (потеряно 2/3 объёма и 45% поверхности моря, содержание солей увеличилось в 2,5 раза). Из зарегистрированных 178 видов животных осталось 38. Химизация сельского хозяйства, т.е. вода в регионе загрязнена. Смертность составляет 80 детей на 1 тыс. новорожденных, что в 5-7 раз выше, чем в РФ, Украине, Белоруссии. Сократилась продолжительность жизни. Экономический кризис – ранее было развито рыболовство ( в 1960 г. вылов рыбы достигал 40 тыс. т) , морской транспорт, в н.в. посреди пустыни стоят десятки морских судов и напоминают о былом. Опустынивание
Результат различных видов опустынивания к настоящему времени выражается в потере около 2 млрд. га плодородных земель за всю историю человечества. В целом ежегодно в мире около 20 млн. га земель превращаются в пустыни. По данным космических съёмок к 1986 г. процессами опустынивания затронуто около 34% территории Азии, опустыниванием охвачены Казахстан, Средняя Азия. Таким образом, опустынивание сопровождает человека с момента его перехода к ведению хозяйства. При этом три основных фактора способствовали этому, а именно разрушение почвы, вынос химических элементов с урожаем, вторичное засоление почв при поливном земледелии. Наложение этих факторов на изменение климата и его засушливость резко интенсифицировали процессы опустынивания. Успехи в восстановлении северного Малого Арала показывают, что значительные по размеру участки этого водоема вполне могут снова стать экологически и экономически продуктивными.
Исчезновение лесов
Важнейшие функции лесов включают в себя: поглощение углекислого газа; защита почвы; выделение кислорода; очищение воздуха от загрязняющих веществ; регулирование водных стоков. Создание новых городов, водохранилищ, строительство дорог, различных объектов, связанных с использованием территорий, активное использование древесины в качестве топлива и сырья для многих производств, привели к массовой вырубке лесов. Выполнение лесами функций очистки среды связано с их повреждением и гибелью от загрязнений. Например, для Европы динамика площадей лесов, поражённых промышленными выбросами, иллюстрируется следующими данными: 1860 г. - не более 1 тыс. га, 1956 г. - 150 тыс. га, к началу 90-х годов - около 50 млн. га. От знаменитых тропических лесов Африки сохранилось не более четверти от уровня на начало XX века. Практически уничтожены леса Европы и большинства российских центральных областей. Вырубаются и исчезают, массивы сибирской тайги. Возникла угроза полного уничтожения лесов Бразилии, Мексики, Китая и других стран. Таким образом, человек безумно уничтожает лес и получает вместо великолепных экосистем с огромным разнообразием растений и животных, вместо производителя кислорода и защитника среды примитивные болота, степи или пустыни.
Озон образуется при распаде молекул кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения и этот процесс нарушается присутствием загрязнителей. Причин такого явления несколько: уменьшение притока озона и различные природные явления (увеличение солнечной активности, извержение вулканов), которые не способствуют сохранению слоя; загрязнение атмосферы фреонами - хлорфторуглеводородами, применяемых в холодильных установках, аэрозолях, растворителях и пенообразователях (используются для пожаротушения), которые ускоряют разложение озона, сами же сохраняются в течение 50-200 лет. Большую опасность для озонового слоя создают полёты ракет и самолётов (высотные). Установлено, что один атом хлора способен превратить в кислород 100 000 молекул озона. Пространство, в котором установлено снижение концентрации озона, называют «озоновой дырой». Потери озона в «дыре» достигают 20-40% от нормального уровня. Есть данные, что уменьшение концентрации озона на 1% ведёт к увеличению заболеваемости раком кожи на 5-7%. Сокращение озонового слоя чрезвычайно опасно для жизни на Земле. Это связано с тем, что резко увеличивается уровень ультрафиолетового излучения Солнца до пределов, которые не могут выдержать клетки живых организмов.
Необходимо отметить следующее. По мнению многих учёных, опасность озоновой катастрофы значительно преувеличена, а роль фреонов, в частности, и деятельности человека вообще в уменьшении озонового слоя незначительна. Существует мнение, что аналогичные явления имели место и ранее и обуславливались исключительно природными явлениями, в частности, циклами солнечной активности. Одной из причин разрушения озонового слоя называется уничтожение лесов, как главных поставщиков кислорода в атмосферу. Высказывается мнение, что над Антарктидой существуют восходящие вихри, способствующие рассеиванию озона. Озон в нижних слоях атмосферы выступает, как антитоксикант и бактериоцид. Он способен уничтожать запахи и разрушать некоторые канцерогены. При больших концентрациях действует, как яд. Согласно имеющихся сведений, концентрация озона в приземном слое с начала индустриальной эпохи возросла в 2 раза. Основная причина роста - фотохимические смоги. Итак, проблема озона в атмосфере имеет два связанных с человеческой деятельностью фактора: разрушение озонового слоя в верхних слоях атмосферы; увеличение содержания озона в нижних слоях атмосферы (околоземное пространство).
Живые организмы весьма уязвимы для ультрафиолетового излучения, ибо энергии даже одного фотона из этих лучей достаточно, чтобы разрушить химические связи в большинстве органических молекул. Не случайно поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, наблюдается рост заболеваемости людей раком кожи и др. Так, например, по мнению ряда ученых-экологов, к 2030 г. в России при сохранении нынешних темпов истощения озонового слоя заболеют раком кожи дополнительно 6 млн человек. Кроме кожных заболеваний возможно развитие глазных болезней (катаракта и др.), подавление иммунной системы и т. д. Установлено также, что растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу, а нарушение жизнедеятельности планктона приводит к разрыву трофических цепей биоты водных экосистем, и т. д.
Кислотные осадки
Кислотные осадки - дождь, снег или дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Возникают главным образом из-за выбросов оксидов серы и азота при сжигании ископаемого топлива (угля, нефти и природного газа). Растворяясь в атмосферной влаге, эти оксиды образуют слабые растворы серной и азотной кислот и выпадают в виде кислотных дождей.
Такие осадки впервые зарегистрированы в 1908 г. в Англии. При рН<7 - среда кислая. Основная причина кислотных осадков - наличие в выбросах оксидов серы, азота, аммиака и летучих органических соединений. Кислые осадки типичны для Скандинавских стран, Англии, Бельгии, Германии, Канады и других стран, имеющих длительные периоды отрицательных температур. В России кислые осадки приходятся на Кольский полуостров, Норильск, и другие регионы. Например, рН дождя в Красноярске 4,9-3,8. Повышенная кислотность среды отрицательно влияет на деятельность белков в организме, разрушает листву и хвою деревьев, при попадании в корневую систему кислая вода вызывает болезни, гибель растений, в почве кислые осадки переводят тяжёлые металлы в растворимую форму. Гибнут животные, рыбы и другие живые организмы. У человека - аллергия. Отрицательное влияние разнообразно. Они действуют на человека, почву, водные экосистемы, растения, животных, строения, объекты, памятники архитектуры.
Климат - это характеристика определённого региона по параметрам режима погоды, включая сезонные и другие временные колебания температуры воздуха и количество осадков. Изменение климата, т.е. погодных условий происходит на планете Земля в значительных масштабах. Например, сейчас в Западной Сибири потеплело зимой, а лето более дождливое и облачное. Причины изменения климата - гигантские водохранилища, выбросы огромного количества тепла в атмосферу и водоёмы, выбросы загрязняющих веществ (соединения углерода, фреона, метана и других веществ), изменяющих химический состав воздуха. Опасен парниковый эффект - возможное повышение глобальной температуры земного шара в результате изменения теплового баланса, обусловленное парниковыми газами. Парниковые газы - это газы, способные усиленно поглощать тепловое излучение Земли и тепло хозяйственной деятельности человека и тем самым разогревать нижнюю часть атмосферы. Известно около 30 парниковых газов ( углекислый газ, водяные пары, метан, озон, различные оксиды и хлорфторуглероды) . Основным является двуокись углерода. По имеющимся данным, за счёт парниковых газов среднегодовая температура на Земле за последние сто лет повысилась на 0,3-0,6 °С. Проблемы климата
Таяние льдов Антарктиды и Гренландии повлечет за собой резкий подъем уровня Мирового океана, в результате чего затопятся прибрежные города и низменности, что приведет к экономическим и социальным потрясениям.
Деятельность человека приводит к повышению концентрации парниковых газов в атмосфере. Увеличение концентрации парниковых газов приведет к разогреву нижних слоев атмосферы и поверхности земли. Любое изменение в способности Земли отражать и поглощать тепло, в том числе вызванное увеличением содержания в атмосфере тепличных газов и аэрозолей, приведет к изменению температуры атмосферы и мировых океанов и нарушит устойчивые типы циркуляции и погоды.
Демографическая проблема
Для человеческого общества в настоящее время характерен невиданный по масштабу демографический взрыв, который характеризуется резким увеличением темпов роста народонаселения, обусловленного снижением смертности, особенно детской, высокой рождаемостью. Уникальность масштабов современного демографического взрыва иллюстрируется следующими данными: в начале XIX века на планете проживал миллиард жителей, в 1930 г.- 2 млрд. чел., 1960г. - 3 млрд. чел., 1975 г. - 4 млрд. чел., 1996 г. - 5,5 млрд. чел., 1999 г. -6 млрд. чел., в н.в. - 7 млрд. чел., по прогнозу ООН в 2110 г. - стабилизация на уровне 10,5 млрд. чел. Графически численность растёт по экспоненте. В ряде государств (Германия, Дания, Англия и другие) численность народонаселения уменьшается.
Рост народонаселения резко расширил масштабы и объёмы хозяйственной деятельности, что привело к потере устойчивости экосистем и нарушению экологической ниши человека. При этом надо иметь в виду, что основное увеличение народонаселения происходит за счёт развивающихся стран, которым ещё предстоит выйти на уровень удовлетворительного обеспечения населения (питание и быт), а значит и интенсивного потребления ресурсов. При этом улучшение качества жизни резко повышает уровень продолжительности жизни. В этом и заключается противоречие и опасность увеличения численности человечества и беспредельного потребления ресурсов ради любых задач, которые сам для себя ставит человек.
Таким образом, в условиях демографического взрыва основной причиной потребления ресурсов является существование развивающихся стран. Ясно, что общество, повседневно думающее о выживании, не может думать о сохранении природы. В этой связи основной путь решения экологических проблем таких стран заключается в борьбе с бедностью, в том числе и с помощью богатых стран. Многие специалисты, учитывая постоянную неравномерность и интенсивность потребления природных ресурсов, включая пищевые, между различными государствами утверждают, что возможности планеты позволяют обеспечить существование в полной мере всего населения Земли в настоящем и обозримом будущем.
Пути выхода из экологического кризиса Для решения ГЭП необходимы следующие условия: - укрепление и развитие мировой экономики посредством сокращения военных расходов. - обеспечение экономической стабильности и равенства возможностей для всех стран мира - оперативные и своевременные совместные действия различных государств для предотвращения и ликвидации последствий особенно серьезных экологических катастроф. Основные направления выхода из экологического кризиса: совершенствование технологий, внедрение безотходных малоотходных производств; развитие и совершенствование экономического механизма ООС (плата, лицензирование, лимитирование природопользования, штрафы за неРП); применение юридических административных мер ответственности за экологические нарушения; гармонизация экологического мышления (всеобщая экологическая грамотность, экопросвещение); установление динамических международных отношений.
Домашняя работа Валова (Копылова), В.Д. Экология [Электронный ресурс]: учебник / О.М. Зверев, В.Д. Валова (Копылова) .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИТК "Дашков и К", 2018 .— 376 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/689320 Широков, Ю.А. Экологическая безопасность на предприятии [Электронный ресурс]: 2018-07-13 / Ю.А. Широков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 360 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107969.—Загл. с экрана Денисов, В.В. Основы природопользования и энергоресурсосбережения [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.В. Денисов, И.А.Денисова, Т.И.Дрововозова, А.П.Москаленко ; под ред. В.В. Денисова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018.— 408 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99218. — Загл. с экрана.
Предварительный просмотр:
Тема: Глобальные экологические проблемы
Тип занятия: комбинированный (интегрированный) – 2 часа. Занятие включает самостоятельную, групповую работу с элементами интерактивности.
Учебно-наглядный комплекс (средства обучения): мультимедийное оборудование для показа текста, рисунков, учебники по ЭОП, бумага А3, маркеры.
Цели:
- образовательная – рассмотреть причины и последствия экологических проблем глобального характера;
- развивающая – изучить некоторые цифры, факты о ГЭП;
- воспитательная – формирование экологического стиля мышления.
Этапы занятия:
Этап 1. Организационный момент – 3 минуты.
Этап 2. Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)
- Какие вы знаете экологические проблемы?
- Основные причины экологических проблем?
Формулировка темы занятия. Целеполагание. 10 минут
Этап 3. Самостоятельная работа студентов. Межгрупповая социализация, афиширование: Группа делится на 7-8 подгрупп для изучения ГЭП. Работа индивидуальная – изучение 1 проблемы. Задание: на бумаге написать причину ГЭП, последствия – 15 минут.
Этап 4. Изучение нового материала – 17 минут. Представление и защита 3 работ.
ПЕРЕРЫВ 5 минут
Продолжение представления и защиты 5 работ. Лекционная часть. 30 минут.
Этап 5. Закрепление изученного материала. Контрольные мероприятия –10 минут
- Какие существуют глобальные экологические проблемы?
- Каковы основные пути решения экологических проблем?
- Важна ли эта тема лично для Вас, для страны? Почему?
Этап 6. Формулировка домашнего задания – 2 минуты.
Рекомендуемая литература для дополнительного изучения (самоподготовки)
Изучить литературу и дополнить материал по теме.
Рефлексия. Комплимент-похвала, деловым качествам друг друга, благодарность (удовлетворение потребности в признании личностной значимости каждого)3 минуты.
Результат. Сформированное представление о видах ГЭП, причинах их возникновения и последствиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути выхода из глобального экологического кризиса
Актуальность проблемы Сложившаяся экологическая обстановка в нашей стране и во всем мире ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания экологически зрелой личности. Это одна ...
Методическая разработка на тему "Глобальный экологический кризис"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАна тему:«ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС»...
«Глобальные экологические проблемы Якутии»
1. Загрязнение поверхностных и подземных вод г.Якутска2. Загрязнение воздушного бассейна г. Якутска3. Обращение с отходами4. Истощение земельных ресурсов5. Экология Якутии в цифрах...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
Презентация "Глобальные экологические проблемы"
Презентация " Глобальные экологические проблемы" -"Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека ...
Глобальные экологические проблемы
В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"...
Урок на тему: "Глобальные экологические проблемы"
Методика проведения урока предназначена для преподавателей техникума....
- Мне нравится (1)