спецификация чг 9 класс
методическая разработка
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 9 классов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности.
- Подходы к разработке диагностической работы.
Согласно определению известного психолога А. А. Леонтьева [1], функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки читательской грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности читательская грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: как «способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2, p. 28].
Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным текстам – текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной проблематике. При этом одиночные тексты также представлены в диагностических вариантах.
- Общая характеристика диагностической работы:
3.1. Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица 1
Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям
Содержательная область | Число заданий в работе | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Работа | 5 | 5 |
Великие люди нашей страны | 0 | 11 |
Здоровье | 12 | 0 |
Итого | 17 | 16 |
3.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица 2
Примерное распределение заданий по компетентностным областям
Компетентностная область | Число заданий в работе | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Находить и извлекать информацию | 5 | 5 |
Интегрировать и интерпретировать информацию | 8 | 7 |
Оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста | 4 | 4 |
Итого | 17 | 16 |
3.3. Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)
Таблица 3
Распределение заданий по контекстам
Контекст | Число заданий в работе | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Образование/профессиональная деятельность | 5 | 10 |
Общественная жизнь | 12 | 3 |
Множественный | 0 | 3 |
Итого | 17 | 16 |
3.4. Уровень сложности задания (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)
Задания различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | Число заданий в работе | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Низкий | 6 | 5 |
Средний | 9 | 9 |
Высокий | 2 | 2 |
Итого | 17 | 16 |
3.5. Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
- Задание с выбором одного верного ответа.
- Задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)
- Задание с развернутым ответом
- Задание с выбором ответа и объяснением
- Задание с комплексным множественным выбором
- Задание на выделение фрагмента текста
- Задание на установление соответствия (несколько групп объектов)
Более подробные характеристики заданий варианта представлены в плане работы (Приложение 1).
- Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
- Система оценки выполнения диагностической работы
Максимальный балл по Варианту 1 составляет 21 балл, по Варианту 2 – 18 баллов.
Выполнение заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности читательской грамотности:
Уровень | Вариант 1 | Вариант 2 |
Недостаточный | 0-3 балла | 0-3 балла |
Низкий | 4-7 баллов | 4-6 баллов |
Средний | 8-11 баллов | 7-10 баллов |
Повышенный | 12-15 баллов | 11-13 баллов |
Высокий | От 16 баллов | От 14 баллов |
- Приложение 1. План диагностической работы
План диагностической работы по читательской грамотности
Вариант 1
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (эксперт/ программа | Балл за выполнение |
Антибиотики (12 заданий) | |||||
1. | Здоровье | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать одну единицу информации | Программа | 1 |
2. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Понимать графическую информацию | Программа | 1 | |
3. | Использовать информацию из текста | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста | Эксперт | 1 | |
4. | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать одну единицу информации | Программа | 1 | |
5. | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать одну единицу информации | Программа | 1 | |
6. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
7. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | Программа | 1 | |
8. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Соотносить графическую и вербальную информацию | Программа | 1 | |
9. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | Эксперт | 2 | |
10. | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | Эксперт | 1 | |
11. | Использовать информацию из текста | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний | Эксперт | 2 | |
12. | Оценивать содержание и форму текста | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте | Эксперт | 2 | |
Профессии (5 заданий) | |||||
13. | Работа | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать одну единицу информации | Программа | 1 |
14. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
15. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
16. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
17. | Использовать информацию из текста | Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний | Эксперт | 2 |
Вариант 2
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (эксперт/ программа | Балл за выполнение |
Человек-фабрика (11 заданий) | |||||
1. | Великие люди нашей страны | Оценивать содержание и форму текста | Понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста | Программа | 1 |
2. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | Эксперт | 2 | |
3. | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать одну единицу информации | Программа | 1 | |
4. | Оценивать содержание и форму текста | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора | Эксперт | 1 | |
5. | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | Программа | 1 | |
6. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов | Программа | 1 | |
7. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Понимать значение слова или выражения на основе контекста | Программа | 1 | |
8. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Соотносить графическую и вербальную информацию | Программа | 1 | |
9. | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах | Эксперт | 1 | |
10. | Находить и извлекать информацию | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) | Программа | 1 | |
11. | Использовать информацию из текста | Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний | Эксперт | 1 | |
Профессии (5 заданий) | |||||
12. | Работа | Находить и извлекать информацию | Находить и извлекать одну единицу информации | Программа | 1 |
13. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
14. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
15. | Интегрировать и интерпретировать информацию | Делать выводы на основе сравнения данных | Программа | 1 | |
16. | Использовать информацию из текста | Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний | Эксперт | 2 |
Ссылки
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
- PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019.308 p. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 19.09.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИФИКАЦИЯ экзамена по учебной дисциплине ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочего места
ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочего местаосновной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 19.01.17 Повар, кондитер...
СПЕЦИФИКАЦИЯ экзамена по учебной дисциплине ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
СПЕЦИФИКАЦИЯ экзамена по учебной дисциплинеОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаровосновной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 19.0...
Спецификация оценочного средства для организации, выполнения и защиты курсового проекта по профессиональному модулю ПМ 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования специальности СПО 13.02.11 Тех
Спецификация оценочного средства по курсовому проектированию...
Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 2 класс, 2023 г.
Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 2 класс....
Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 3 класс, 2023 г.
Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 3 класс....
Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 4 класс, 2023 г.
Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 4 класс....
Спецификация и протоколы по музыке, 3 - А; 3 - Б; 5 - А; 5 - Б классы, 2024 г.
Спецификация и протоколы по музыке, 3 - А; 3 - Б; 5 - А; 5 - Б классы, 2024 г....