Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 07 Астрономия (для специальностей СПО)
рабочая программа
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 07 Астрономия (для специальностей СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_astronomii_11yu_11d12d_11t_11chs12chs_21pr.rabota.docx | 58.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к ООП по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД. 07 АСТРОНОМИЯ»
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОУД. 07 АСТРОНОМИЯ»
.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОУД. 07 АСТРОНОМИЯ» является обязательной частью общих общеобразовательных учебных дисциплин примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК06 ЛР4 ЛР10 ЛР13 ЛР14 ЛР16 ЛР17 ЛР19 ЛР20 ЛР21 | - объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; - применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни; | - о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 21 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 07 Астрономия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
Введение | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. | 1 | ОК06, ЛР4, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
2. Наблюдения – основа астрономии. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 1 | ОК06, ЛР4, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
Самостоятельная работа обучающихся Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета. Темы докладов на выбор: «Астрономия — древнейшая из наук»; «Современные обсерватории». | 1 | ОК06, ЛР4, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
1. История развития астрономии | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. | 1 | ОК06, ЛР4, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
2. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие № 1. «Звездное небо. Небесные координаты» | 1 | ОК06, ЛР13, ЛР14, ЛР16, ЛР20, ЛР21 | |
Практическое занятие № 2 «Измерение времени. Определение географической долготы и широты» | 1 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Самостоятельная работа обучающихся Провести наблюдения восхода и захода Солнца в течении двух недель; Провести наблюдения невооруженным глазом «Основные созвездия и наиболее яркие звезды» Темы рефератов (докладов) на выбор: «Об истории возникновения названий созвездий и звезд»; «История календаря»; «Хранение и передача точного времени»; «История происхождения названий ярчайших объектов неба»; «Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени»; «Античные представления философов о строении мира»; «Системы координат в астрономии и границы их применимости». | 2 | ОК06, ЛР4, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
2.Устройство Солнечной системы | Содержание учебного материала | 23 | |
1. Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
2. Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
3. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
4. Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
5. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
6. Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы. | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 10 | ||
Практическая работа №3 «Определение расстояний небесных тел в солнечной системе и их размеров». | 2 | ОК06, ЛР16, ЛР20, ЛР21 | |
Практическая работа №4 «Планеты солнечной системы». | 1 | ОК06, ЛР16, ЛР20, ЛР21 | |
Практическая работа №5 «Спутники планет. Малые тела солнечной системы». | 1 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Практическая работа №6 «Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения». | 2 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Практическая работа №7 «Описание особенностей одной из планет Солнечной системы» посетив её, используя сервис Google Maps. | 2 | ОК06, ЛР10, ЛР16,ЛР19, ЛР20,ЛР21 | |
Практическая работа №8 «Описание устройства и назначения международной космической станции» посетив её, используя сервис Google Maps. | 2 | ОК06, ЛР10, ЛР6, ЛР19, ЛР20, ЛР21 | |
Самостоятельная работа обучающихся Провести наблюдения невооруженным глазом «Звезды и созвездия. Изменение их положения с течением времени». Провести наблюдения невооруженным глазом «Движение Луны и смена ее фаз». Темы рефератов (докладов), проектов на выбор: «История открытия Плутона и Нептуна»; «Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов»; «Полеты АМС к планетам Солнечной системы»; «Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне»; «Самые высокие горы планет земной группы»; «Современные исследования планет земной группы АМС»; «Полярные сияния»; «Парниковый эффект: польза или вред?». | 7 | ОК06, ЛР4,ЛР10, ЛР13,ЛР14 | |
3. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 20 | |
1. Расстояние до звезд. Физическая природа звезд. Определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины. Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Цвет звезд, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
2. Двойные звезды. Экзопланеты. Оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
3. Наша Галактика. Метагалактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик, системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
4. Происхождение и эволюция звезд. Происхождение планет. Возраст галактик и звезд, возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет. | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
5. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). | 1 | ОК06, ЛР10, ЛР13, ЛР14 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 9 | ||
Практическая работа №9 «Наша галактика» | 2 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Практическая работа №10 «Решение проблемных заданий» | 3 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Практическая работа №11 «Решение кейсов» | 3 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Самостоятельная работа обучающихся Темы рефератов (докладов), проектов на выбор: «Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной»; «Экзопланеты»; «Методы поиска экзопланет»; «Эволюция Земли и планет»; «Эволюция Солнца и звезд»; «Эволюция метагалактик и Метагалактики»; «Правда и вымысел: белые и серые дыры»; «История открытия и изучения черных дыр»; «Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно»; «Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов; «Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе»; «История радиопосланий землян другим цивилизациям»; «История поиска радиосигналов разумных цивилизаций»; «Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян»; «Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность». | 6 | ОК06, ЛР4,ЛР10, ЛР13,ЛР14 | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | ОК06, ЛР16, ЛР17, ЛР20, ЛР21 | |
Всего: | 52 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает использование в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета физики, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по астрономии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.);
• средства информационно-коммуникационных технологий;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой по разным вопросам изучения астрономии, в том числе видеоматериалами, рассказывающими о достижениях современной астрономической науки.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu. su/EAAS
2. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
3. Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.ru
4. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. izmiran.ru
5. Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. Be
6. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
7. Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews.ru/
8. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
9. Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet.ru
10. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
11. Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
12. http://www.astro.websib.ru/
13. http://www.myastronomy.ru
14. http://class-fizika.narod.ru
15. https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
16. http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
17. http://catalog.prosv.ru/item/28633
18. http://www.planetarium-moscow.ru/
19. https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
20. http://www.gomulina.orc.ru/ http://www.myastronomy.ru
3.2.3. Дополнительные источники
- для студентов:
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М.: Дрофа, 2017.
2. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.: учебник для общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М.: Просвещение, 2018.
3. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
4. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.
5. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М.: Либроком, 2013.
6. Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).
7. «Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2. pptx http://menobr.ru/files/blank. pdf.
8. «Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1. Pptx
- для преподавателей:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
3. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.
4. Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
5. Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www. firo.ru/
6. Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М.: Изд-во МЦНМО, 2017.
7. Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М.: Дрофа, 2018.
8. Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш — Ростов н/Д: Учитель, 2018.
9. Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf
10. Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
11. Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
12. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка планируемых результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, Солнечная система, планеты земной группы, планеты – гиганты, малые тела Солнечной системы, Галактика, Вселенная, экзопланеты, Большой Взрыв, черная дыры - определения физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина | - знает смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; - знает определения физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина | Текущий контроль: устный опрос; письменная проверка (ответы на вопросы, решение задач, составление тезисов, подготовка рефератов, докладов, сообщений; выполнение индивидуальных заданий); оценка результатов выполнения: практической работы, самостоятельной работы. Результаты промежуточной аттестации по дисциплине в форме дифференцированного зачета |
- формулировка закона Хаббла | - знает смысл и формулировку физического закона Хаббла | Текущий контроль: устный опрос; письменная проверка (ответы на вопросы, решение задач, составление тезисов, подготовка рефератов, докладов, сообщений, выполнение индивидуальных заданий). Результаты промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета |
- этапы освоения космического пространства | - перечисляет основные этапы освоения космического пространства | Текущий контроль: устный опрос; письменная проверка (ответы на вопросы, составление тезисов, подготовка рефератов, докладов, сообщений; выполнение индивидуальных заданий). Результаты промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета |
- происхождения Солнечной системы | - называет гипотезы происхождения Солнечной системы; - перечисляет основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы | Текущий контроль: устный опрос; письменная проверка (ответы на вопросы, решение задач, составление тезисов, подготовка рефератов, докладов, сообщений; выполнение индивидуальных заданий). Результаты промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета |
- Галактики, положение, период обращения Солнца относительно центра Галактики | - называет размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики | Текущий контроль: устный опрос; письменная проверка (ответы на вопросы, составление кластера, подготовка рефератов, докладов, сообщений; выполнение индивидуальных заданий). Результаты промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - роль астрономии в развитии цивилизации, структура и масштабы Вселенной, особенности астрономических методов исследования. | - приводит примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю - использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях | |
Текущий контроль: Индивидуальная работа, работа в парах; работа в группах с целью осознания критериев оценки задания и формирования умения планировать по времени учебную деятельность; тестирование, наблюдение, беседа Результаты промежуточной аттестации по дисциплине в форме дифференцированного зачета | ||
- летоисчисление, различия календарей, -оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы), астрономия дальнего космоса | - описывает и объясняет: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера | Текущий контроль: Индивидуальная работа, работа в парах; работа в группах с целью осознания критериев оценки задания и формирования умения планировать по времени учебную деятельность; тестирование, наблюдение, беседа, оценка результатов выполнения практической работы Результаты промежуточной аттестации по дисциплине в форме дифференцированного зачета |
- характеристика методов познания астрономии, расстояния до звезд, физическая природа и эволюция звезд | - охарактеризовывает особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы - определяет значение знаний об эволюции звезд для человека - производит расчет расстояний и линейных размеров небесных тел | Текущий контроль: Индивидуальная работа, работа в парах; работа в группах с целью осознания критериев оценки задания и формирования умения планировать по времени учебную деятельность; тестирование, наблюдение, беседа, оценка результатов выполнения практической работы Результаты промежуточной аттестации по дисциплине в форме дифференцированного зачета |
- находить созвездия Северного полушария | - находит на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; - использует компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта | Текущий контроль: Индивидуальная работа, работа в парах; тестирование, оценка результатов выполнения практической работы Результаты промежуточной аттестации по дисциплине в форме дифференцированного зачета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины. Физическая культура, код, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Менеджмент» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплина Менеджмент, для специальности Документационное обеспечение и архивоведение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 43.02.13 Технология парикмахерского искусства и 43.02.14 Гостиничное дело
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (По отраслям )
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень....