Конспект урока "Галогены"
план-конспект урока
Выполнила: учитель химии и биологии МБОУ Отрадненской СОШ Корбукова Надежда Михайловна
Урок: Галогены Класс: 9 Тип урока: изучение нового материала Цель деятельности учителя: сформировать представление о галогенах; способствовать усвоению материала о положении галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенностях строения атомов галогенов, физических свойствах галогенов, основанных на их строении, роли галогенов в жизни человека. Образовательные ресурсы: учебник О.С.Габриелян «Химия» 9 класс; оборудование и реактивы для проведения ученического эксперимента; раздаточный материал. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы обучения: беседа, лабораторная работа, работа в группах, работа с текстом, составление опорного конспекта. Формы контроля: устный (вопросы), самоконтроль (по образцу), взаимоконтроль.
Планируемые результаты | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Дичностные УУД |
Научиться: на основании строения атома объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения с точки зрения ОВР. Получат возможность: расширить знания о неметаллах и использовать новые знания в практической деятельности и в повседневной жизни. | Регулятивные:осознавать качество и уровень усвоения знаний, сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от него. Познавательные: анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом. | Формиовать: стремления осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; доброжелательное отношение к окружающим; потребность участвовать в общественной жизни. |
Решаемая учебная проблема | Как связаны между собой строение и свойства галогенов? Какие свойства характерны для галогенов. Какова биологическая роль галогенов? Как распространены галогены в природе? | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | галогены, строение атомов галогенов, физические и химические свойства галогенов, изменение окислительно-восстановительных свойств галогенов. | |
Демонстрации | Химические реактивы: йод, бром, соли галогенов; таблицы, опорные конспекты | |
Лабораторный опыт | Вытеснение хлором брома из растворов солей | |
Вид использования на уроке средств ИКТ | Универсальные (компьютер, электронные книги) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokgalogeny.docx | 78.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: учитель химии и биологии МБОУ Отрадненской СОШ Корбукова Надежда Михайловна
Урок: Галогены Класс: 9 Тип урока: изучение нового материала Цель деятельности учителя: сформировать представление о галогенах; способствовать усвоению материала о положении галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенностях строения атомов галогенов, физических свойствах галогенов, основанных на их строении, роли галогенов в жизни человека. Образовательные ресурсы: учебник О.С.Габриелян «Химия» 9 класс; оборудование и реактивы для проведения ученического эксперимента; раздаточный материал. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы обучения: беседа, лабораторная работа, работа в группах, работа с текстом, составление опорного конспекта. Формы контроля: устный (вопросы), самоконтроль (по образцу), взаимоконтроль.
Планируемые результаты | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Дичностные УУД |
Научиться: на основании строения атома объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения с точки зрения ОВР. Получат возможность: расширить знания о неметаллах и использовать новые знания в практической деятельности и в повседневной жизни. | Регулятивные:осознавать качество и уровень усвоения знаний, сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от него. Познавательные: анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом. | Формиовать: стремления осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; доброжелательное отношение к окружающим; потребность участвовать в общественной жизни. |
Решаемая учебная проблема | Как связаны между собой строение и свойства галогенов? Какие свойства характерны для галогенов. Какова биологическая роль галогенов? Как распространены галогены в природе? | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | галогены, строение атомов галогенов, физические и химические свойства галогенов, изменение окислительно-восстановительных свойств галогенов. | |
Демонстрации | Химические реактивы: йод, бром, соли галогенов; таблицы, опорные конспекты | |
Лабораторный опыт | Вытеснение хлором брома из растворов солей | |
Вид использования на уроке средств ИКТ | Универсальные (компьютер, электронные книги) |
Структура урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Показатели достижения результатов | |
Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствует учеников, организует рабочую обстановку | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку. | -класс и оборудование полностью готовы к уроку; - обучающиеся включены в ритм работы; - организовано внимание всех учащихся | ||
Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция | Организует проверку домашнего задания | Отвечают на вопросы учителя | - проверены и скорректированы опорные знания | ||
Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формируют задачи урока. | Стадия вызова | -как вы думаете, о каких веществах пойдёт сегодня речь? (Приложение 1). - какова цель сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что на уроке будут знакомиться с галогенами. Записывают тему урока в тетрадь. | - совместно с обучающимися сформирована цель урока, определены задачи. | |
(4 мин) Цель: актуализация знаний через повторение ранее изученного, необходимого для работы с новым материалом | Текст (Приложение 2) Правильные ответы выводятся на слайд | Проводит работу с текстом Метод обучения: самостоятельная работа. Функция учителя: организаторская, координирующая. Виды деятельности: коррекция. | I вариант выписывает номера утверждений, характеризующих свойства неметаллов; IIвариант – металлов. Самостоятельно проверяют правильность выполнения теста | -актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы; - внутренняя и внешняя оценка; обнаружение субъективного незнания | |
(9мин) Цель: рассмотреть общую характеристику галогенов, их строение, физические и химические свойства, биологическую значимость. | Индивидуальная работа с текстом. Работа в группе (Приложение3) | 1.Каждый из вас получил карточку с номером группы перед уроком (5 групп). 2.Вы – эксперт в своей области. 3. Проведя экспертизу, вы по очереди будете учить друг друга. 4.Изучайте вопросы так, чтобы вы доходчиво могли объяснить товарищам. 5.Разберите тексты по номерам. 6. Пересядьте по номерам в экспертные группы, обсудите тексты, выделяя самое главное. 7. Пересядьте в кооперативные группы и по порядку своих номеров ознакомьте товарищей со своим вопросом. Вид деятельности: работа с текстами; индивидуальные задания по теме. Методы обучения: диалоговое изложение, работа с вариантами заданий. Виды деятельности учителя: координация деятельности обучающихся учеников | Экспертная группа обсуждает текст (1/5), готовит выступление для первой группы. Эксперты докладывают о результатах исследования. Результаты оформляются в виде таблицы (Приложение3) Форма организации деятельности учеников: организаторская, координирующая, консультативная | -организована и методически обеспечена самостоятельная работа обучающихся по усвоению новых знаний. | |
(10мин) Цель: обеспечение понимания материала урока | Работа с опорными конспектами. 1.Составить в группе ОК, сделать вывод о химической активности галогенов. 2. Рассмотреть химические свойства галогенов, записать уравнения химических реакций на доске. Демонстрационный опыт. | Организует и контролирует деятельность обучающихся. Разбирает ошибки при выполнении заданий. Выполняет демонстрационный опыт «Вытеснение хлором брома (йода) из растворов солей» Метод обучения: самостоятельная работа с последующей самостоятельной и взаимопроверкой и коррекцией полученных ошибок. Функция учителя: организаторская, контролирующая. Виды деятельности учителя: координация и контроль за деятельностью обучающихся учеников | Составляют ОК. Готовят презентацию. Проводят презентацию у доски (один человек от группы). Слушают внимательно. Один представитель от группы записывает одно химическое уравнение (с комментариями). Записывают уравнения реакции 2NaI +CI2 →2NaCI + I2 Форма организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа над заданием. | -организована проверка правильности выполнения задания по эталону; - выявлены и разобраны типичные ошибки, допущенные обучающимися; - умение систематизировать изученный материал; - самостоятельно выполнены задания | |
(7 мин) Цель: организация усвоения новых знаний и способы действий на уровне применения в изменённой ситуации | (Приложение 4) | Организует работу с раздаточным материалом (Приложение4) Осуществляет проверку с использованием презентации. Поощряет 3-4 учеников, первыми правильно выполнивших задания. Роль учителя: организация самоконтроля обучающихся учеников с последующей самооценкой . Вид деятельности учителя: координация деятельности обучающихся учеников | Работают с раздаточным материалом, записывая в тетрадь ответы. Формы организации деятельности учеников: индивидуальная, коллективная. | -использованы приобретённые знания в практической деятельности; - решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), исправлены ошибки; -Самостоятельно выполненные задания; -устные ответы на проблемные вопросы урока. | |
(2 мин) Цель: обеспечение содержания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §11, вопросы 1-8 | Объясняет домашнее задание(дифференцированное) На «3» 1,2 вопросы На «4» 3,4,5 вопросы На «5» 6,7,8 Отвечает на вопросы учеников | Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителю | -сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; - произведён анализ домашнего задания; указаны трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся; - объясняет критерии оценки домашнего задания. | |
(2 мин) Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности | (Приложение 5) | Проводит рефлексию: - оцените себя и выясните, как вас оценивает группа (не более двух человек из группы) | Оценивают свою работу и работу своих товарищей. Сдают таблицы, опорные конспекты, листы самооценки учителю | -подведён итог урока; - проведена рефлексия учебной деятельности |
Приложение 1
«Опасный элемент»
«Характер у этого элемента весьма агрессивный: история его открытия напоминает детективный роман, где что ни страница, то отравление или убийство. Сам химический элемент и его соединения неоднократно применялись как оружие массового поражения. Работа с ним опасна: малейшая неосторожность – и у человека разрушаются зубы, обезображиваются ногти, повышается хрупкость костей, кровеносные сосуды теряют эластичность и становятся ломкими.
Приложение 2
Тест 1. Ковкость. 2. Существование аллотропных видоизменений. 3. Металлический блеск. 4.Газообразное агрегатное состояние. 5. Могут быть и окислителями и восстановителями. 6. Пластичность. 7. Низкая температура кипения. 8. Хорошая электропроводность. 9. Большой радиус атома. 10. Молекулярная кристаллическая решётка. 11. Атомная кристаллическая решётка. 12. Хорошая теплопроводность. 13. Ковалентная неполярная связь в молекуле. 14. Восстановители. 15. Содержат от 4 до 8 электронов на внешнем уровне.
Приложение 3
Каждой группе выдаётся пять разных текстов. 1. Строение и свойства атомов галогена (инструкция). 2. Физические свойства галогенов. 3. Химические свойства галогенов. 4. Распространение галогенов в природе. 5. Биологическая роль галогенов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА НА ОСНОВАНИИ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПСХЭ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА (для группы1)
1.Положение элемента в ПСХЭ Д. И. Менделеева (символ элемента, порядковый номер, относительная атомная масса, номер группы, подгруппа, период). 2.Строение атома (заряд ядра; число протонов, нейтронов, электронов). 3.Распределение электронов по энергетическим уровням. 4.Электронная формула. 5. Графическая формула. 6. Характер простого вещества (металл, неметалл, переходный элемент). 7.Сравнение свойств атома со свойствами атомов соседей по группе и периоду. 8. Состав высшего оксида, его характер (основной, кислотный, амфотерный). 9.Состав гидроксида, его характер. 10.Состав летучего водородного соединения (для неметаллов)
Фамилия, имя ____________________
Класс _______________
Заполните таблицу
Записи должны быть чёткими, используйте значки и символы
№ п/п | Задания | Краткая информация |
1 | Строение и свойства атомов галогенов | |
2 | Физические свойства галогенов | |
3 | Химические свойства галогенов | |
4 | Распространение галогенов в природе | |
5 | Биологическая роль галогенов |
Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образец ОК:
Опорный конспект химической активности галогенов
Приложение 4
I вариант (9кл. Галогены)
1. Осадок выделится при сливании растворов:
1) NaNO3 и AgNO3 2) NaNO3 и KNO3
3) NaCI и AgNO3 4) NaCI и Ca(NO3)2
2. Хлор при соответствующих условиях вступает в реакцию с каждым из двух в-в:
1) кислородом и железом; 2)фосфором и серной кислотой
3) оксидом кремния(IV) и неоном; 4) бромидом калия и серой
3. Верны ли следующие суждения о броме:
А) Бром не вступает в реакцию с водородом
Б) Бром вытесняет хлор из хлоридов.
1)Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Верны оба ответа; 4) Оба ответа неверны
4. Указать соответствия между реагентами и продуктами реакции:
А) F2 + H2O 1) Ag + NaNO3
2) HF + O2
Б) HCI + CuO 3) AgCI + NaNO3
4) CuCI2 + H2O
В) AgNO3 + NaCI 5) HF + H2
6) CuH2 + CIO
5. Для ряда химических элементов: фтор→хлор→бром→иод (два ответа)
1) увеличивается число электронных слоёв;
2) уменьшается число электронов на внешнем уровне;
3) уменьшается окислительная способность;
4) увеличивается значение электроотрицательности (э.о.);
II(9кл. Галогены)
- Для качественного определения хлорид иона в растворе применяют:
1) NaNO3; 2) Са(NO3)2; 3) AI(NO3)3; 4) AgNO3
2. Бром при соответствующих условиях вступает в реакцию с каждым из веществ:
1) фосфором и железом; 2) фосфором и серной кислотой;
3) оксидом кремния (IV) и хлором; 4) иодидом калия и серой.
3. Верны ли следующие суждения о фторе:
А. Реакция избытка фтора с фосфором приводит к PF5;
Б. Фтор реагирует с водой;
1)Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Верны оба ответа; 4) Оба ответа неверны
4. Указать соответствия между реагентами и продуктами реакции:
А. Zn +Br2 1) SbBr3
2) SbBr
Б. NaCI + H2SO4 3) ZnBr
4) ZnBr2
В. Sb + CI2 5) NaHSO4 + HCI
6) NaSO4 + HCI
5. Для ряда химических элементов: фтор→хлор→бром→иод (два ответа)
1) увеличивается число электронных слоёв;
2) уменьшается число электронов на внешнем уровне;
3) уменьшается окислительная способность;
4) увеличивается значение электроотрицательности (э.о.);
Приложение 5
№ п/п | Фамилия, имя | Самооценка | 1 | 2 | 3 | Итоговая оценка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока" Оздоровительная гимнастика на фитболе"
обучение упражнениям на фитболах....
Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"
Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"...
Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
На уроке ставились цели: 1) Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой цар...
Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"
Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!
, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...
Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности
Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...