Тема 1.2.1. Практическое занятие №1 Распределение электронов в атомах элементов
методическая разработка
Практические работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Атомы и электроны | 574.45 КБ |
Практическая работа № 1 вариант 1 | 42.5 КБ |
Практическая работа № 1 вариант 2 | 42.5 КБ |
Практическая работа № 1 вариант 3 | 43 КБ |
Практическая работа № 1 вариант 4 | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Атомы и электроны
Атомно-молекулярное учение
Мы приступаем к изучению химии - мира молекул и атомов. В этой статье мы рассмотрим базисные понятия и разберемся с электронными формулами элементов.
Атом (греч. а - отриц. частица + tomos - отдел, греч. atomos - неделимый) - электронейтральная частица вещества микроскопических размеров и массы, состоящая из положительно заряженного ядра (протонов) и отрицательно заряженных электронов (электронные орбитали).
Описываемая модель атома называется "планетарной" и была предложена в 1913 году великими физиками: Нильсом Бором и Эрнестом Резерфордом
Протон (греч. protos - первый) - положительно заряженная (+1) элементарная частица, вместе с нейтронами образует ядра атомов элементов. Нейтрон (лат. neuter - ни тот, ни другой) - нейтральная (0) элементарная частица, присутствующая в ядрах всех химических элементов, кроме водорода.
Электрон (греч. elektron - янтарь) - стабильная элементарная частица с отрицательным электрическим зарядом (-1), заряд атома - порядковый номер в таблице Менделеева - равен числу электронов (и, соответственно, протонов).
Запомните, что в невозбужденном состоянии атом содержит одинаковое число электронов и протонов. Так у кальция (порядковый номер 20) в ядре находится 20 протонов, а вокруг ядра на электронных орбиталях 20 электронов.
Я еще раз подчеркну эту важную деталь. На данном этапе будет отлично, если вы запомните простое правило: порядковый номер элемента = числу электронов. Это наиболее важно для практического применения и изучения следующей темы.
Электронная конфигурация атома
Электроны атома находятся в непрерывном движении вокруг ядра. Энергия электронов отличается друг от друга, в соответствии с этим электроны занимают различные энергетические уровни.
Энергетические уровни подразделяются на несколько подуровней:
- Первый уровень
Состоит из s-подуровня: одной "1s" ячейки, в которой помещаются 2 электрона (заполненный электронами - 1s2)
- Второй уровень
Состоит из s-подуровня: одной "s" ячейки (2s2) и p-подуровня: трех "p" ячеек (2p6), на которых помещается 6 электронов
- Третий уровень
Состоит из s-подуровня: одной "s" ячейки (3s2), p-подуровня: трех "p" ячеек (3p6) и d-подуровня: пяти "d" ячеек (3d10), в которых помещается 10 электронов
- Четвертый уровень
Состоит из s-подуровня: одной "s" ячейки (4s2), p-подуровня: трех "p" ячеек (4p6), d-подуровня: пяти "d" ячеек (4d10) и f-подуровня: семи "f" ячеек (4f14), на которых помещается 14 электронов
Зная теорию об энергетических уровнях и порядковый номер элемента из таблицы Менделеева, вы должны расположить определенное число электронов, начиная от уровня с наименьшей энергией и заканчивая к уровнем с наибольшей. Чуть ниже вы увидите несколько примеров, а также узнаете об исключении, которое только подтверждает данные правила.
Подуровни: "s", "p" и "d", которые мы только что обсудили, имеют в определенную конфигурацию в пространстве. По этим подуровням, или атомным орбиталям, движутся электроны, создавая определенный "рисунок".
S-орбиталь похожа на сферу, p-орбиталь напоминает песочные часы, d-орбиталь - клеверный лист.
Правила заполнения электронных орбиталей и примеры
Существует ряд правил, которые применяют при составлении электронных конфигураций атомов:
- Сперва следует заполнить орбитали с наименьшей энергией, и только после переходить к энергетически более высоким
- На орбитали (в одной "ячейке") не может располагаться более двух электронов
- Орбитали заполняются электронами так: сначала в каждую ячейку помещают по одному электрону, после чего орбитали дополняются еще одним электроном с противоположным направлением
- Порядок заполнения орбиталей: 1s → 2s → 2p → 3s → 3p → 4s → 3d → 4p → 5s → 4d → 5p → 6s
Должно быть, вы обратили внимание на некоторое несоответствие: после 3p подуровня следует переход к 4s, хотя логично было бы заполнить до конца 4s подуровень. Однако природа распорядилась иначе.
Запомните, что, только заполнив 4s подуровень двумя электронами, можно переходить к 3d подуровню.
Без практики теория мертва, так что приступает к тренировке. Нам нужно составить электронную конфигурацию атомов углерода и серы. Для начала определим их порядковый номер, который подскажет нам число их электронов. У углерода - 6, у серы - 16.
Теперь мы располагаем указанное количество электронов на энергетических уровнях, руководствуясь правилами заполнения.
Обращаю ваше особе внимание: на 2p-подуровне углерода мы расположили 2 электрона в разные ячейки, следуя одному из правил. А на 3p-подуровне у серы электронов оказалось много, поэтому сначала мы расположили 3 электрона по отдельным ячейкам, а оставшимся одним электроном дополнили первую ячейку.
Таким образом, электронные конфигурации наших элементов:
- Углерод - 1s22s22p2
- Серы - 1s22s22p63s23p4
Внешний уровень и валентные электроны
Количество электронов на внешнем (валентном) уровне - это число электронов на наивысшем энергетическом уровне, которого достигает элемент. Такие электроны называются валентными: они могут быть спаренными или неспаренными. Иногда для наглядного представления конфигурацию внешнего уровня записывают отдельно:
- Углерод - 2s22p2 (4 валентных электрона)
- Сера -3s23p4 (6 валентных электронов)
Неспаренные валентные электроны способны к образованию химической связи. Их число соответствует количеству связей, которые данный атом может образовать с другими атомами. Таким образом неспаренные валентные электроны тесно связаны с валентностью - способностью атомов образовывать определенное число химических связей.
- Углерод - 2s22p2 (2 неспаренных валентных электрона)
- Сера -3s23p4 (2 неспаренных валентных электрона)
Тренировка
Потренируйтесь и сами составьте электронную конфигурацию для магния и скандия. Определите число электронов на внешнем (валентном) уровне и число неспаренных электронов. Ниже будет дано наглядное объяснение этой задаче.
Запишем получившиеся электронные конфигурации магния и фтора:
- Магний - 1s22s22p63s2
- Скандий - 1s22s22p63s23p64s23d1
В целом несложная и интересная тема электронных конфигураций отягощена небольшим исключением - провалом электрона, которое только подтверждает общее правило: любая система стремится занять наименее энергозатратное состояние.
Провал электрона
Провалом электрона называют переход электрона с внешнего, более высокого энергетического уровня, на предвнешний, энергетически более низкий. Это связано с большей энергетической устойчивостью получающихся при этом электронных конфигураций.
Подобное явление характерно лишь для некоторых элементов: медь, хром, серебро, золото, молибден. Для примера выберем хром, и рассмотрим две электронных конфигурации: первую "неправильную" (сделаем вид, будто мы не знаем про провал электрона) и вторую правильную, написанную с учетом провала электрона.
Теперь вы понимаете, что кроется под явлением провала электрона. Запишите электронные конфигурации хрома и меди самостоятельно еще раз и сверьте с представленными ниже.
Основное и возбужденное состояние атома
Основное и возбужденное состояние атома отражаются на электронных конфигурациях. Возбужденное состояние связано с движением электронов относительно атомных ядер. Говоря проще: при возбуждении пары электронов распариваются и занимают новые ячейки.
Возбужденное состояние является для атома нестабильным, поэтому долгое время в нем он пребывать не может. У некоторых атомов: азота, кислорода , фтора - возбужденное состояние невозможно, так как отсутствуют свободные орбитали ("ячейки") - электронам некуда перескакивать, к тому же d-орбиталь у них отсутствует (они во втором периоде).
У серы возможно возбужденное состояние, так как она имеет свободную d-орбиталь, куда могут перескочить электроны. Четвертый энергетический уровень отсутствует, поэтому, минуя 4s-подуровень, заполняем распаренными электронами 3d-подуровень.
По мере изучения основ общей химии мы еще не раз вернемся к этой теме, однако хорошо, если вы уже сейчас запомните, что возбужденное состояние связано с распаривание электронных пар.
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания о структуре периодической системы и закономерностях положения элементов в периодической системе элементов Д.И Менделеева. Научиться составлять электронные схемы строения атомов.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Выполнение и оформление практической работы.
2. Защита практической работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. Выполните задания практической работы.
2. Ответьте на предлагаемые вопросы.
Выполнение работы:
вариант 1.
1. Составьте схемы электронной конфигурации следующих атомов:
литий
кальций
марганец
молибден
олово
2. Подчеркните валентные электроны, определяющие высшую валентность атома.
3. Составьте графические электронные формулы этих атомов.
Вопросы для защиты:
1. Запишите современную формулировку периодического закона.
2. Как определить число электронов и протонов в атоме?
3. О чем говорит номер периода периодической системы?
4. Как по положению в периодической системе определить количество
электронов на внешнем энергетическом уровне?
5 Что общего у элементов главных и побочных подгрупп?
6. Какие элементы называются S-элементами? Р- элементами? d-элементами? f- элементами?
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания о структуре периодической системы и закономерностях положения элементов в периодической системе элементов Д.И Менделеева. Научиться составлять электронные схемы строения атомов.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Выполнение и оформление практической работы.
2. Защита практической работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. Выполните задания практической работы.
2. Ответьте на предлагаемые вопросы.
Выполнение работы:
вариант 2.
1. Составьте схемы электронной конфигурации следующих атомов:
бериллий
магний
хром
технеций
мышьяк
2. Подчеркните валентные электроны, определяющие высшую валентность атома.
3. Составьте графические электронные формулы этих атомов.
Вопросы для защиты:
1. Запишите современную формулировку периодического закона.
2. Как определить число электронов и протонов в атоме?
3. О чем говорит номер периода периодической системы?
4. Как по положению в периодической системе определить количество
электронов на внешнем энергетическом уровне?
5 Что общего у элементов главных и побочных подгрупп?
6. Какие элементы называются S-элементами? Р- элементами? d-элементами? f- элементами?
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания о структуре периодической системы и закономерностях положения элементов в периодической системе элементов Д.И Менделеева. Научиться составлять электронные схемы строения атомов.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Выполнение и оформление практической работы.
2. Защита практической работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. Выполните задания практической работы.
2. Ответьте на предлагаемые вопросы.
Выполнение работы:
вариант 3.
1. Составьте схемы электронной конфигурации следующих атомов:
углерод
скандий
ванадий
цирконий
сурьма
2. Подчеркните валентные электроны, определяющие высшую валентность атома.
3. Составьте графические электронные формулы этих атомов.
Вопросы для защиты:
1. Запишите современную формулировку периодического закона.
2. Как определить число электронов и протонов в атоме?
3. О чем говорит номер периода периодической системы?
4. Как по положению в периодической системе определить количество
электронов на внешнем энергетическом уровне?
5. Что общего у элементов главных и побочных подгрупп?
6. Какие элементы называются S-элементами? Р- элементами? d-элементами? f- элементами?
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания о структуре периодической системы и закономерностях положения элементов в периодической системе элементов Д.И Менделеева. Научиться составлять электронные схемы строения атомов.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Выполнение и оформление практической работы.
2. Защита практической работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. Выполните задания практической работы.
2. Ответьте на предлагаемые вопросы.
Выполнение работы:
вариант 4.
1. Составьте схемы электронной конфигурации следующих атомов:
натрий
титан
ниобий
вольфрам
бром
2. Подчеркните валентные электроны, определяющие высшую валентность атома.
3. Составьте графические электронные формулы этих атомов.
Вопросы для защиты:
1. Запишите современную формулировку периодического закона.
2. Как определить число электронов и протонов в атоме?
3. О чем говорит номер периода периодической системы?
4. Как по положению в периодической системе определить количество
электронов на внешнем энергетическом уровне?
5 Что общего у элементов главных и побочных подгрупп?
6. Какие элементы называются S-элементами? Р- элементами? d-элементами? f- элементами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по проведению практических занятий ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электро-оборудования промышленных и гражданских зданий»
Методические указанияпо проведению практических занятийОП. 08 Основы автоматики и элементы системавтоматического управленияспециальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация элек...
Тема 1.5.1. Практическое занятие №2 "Реакции ионного обмена"
Реакции ионного обмена – это химические взаимодействия, в которых участвуют вещества, находящиеся в состоянии водных растворов.ссылка на видео: https://youtu.be/4cuOYlcyQyk...
Тема 1.6.1. Практическое занятие № 3" Гидролиз солей"
Гидролиз солей — взаимодействие ионов соли с водой, в результате которого образуются малодиссоциируемые соединения (ионы или молекулы) и изменяется реакция среды. Гидрол...
Тема 2.2.1 "Практическое занятие №4. Номенклатура и изомерия углеводородов."
Номенклатура органических веществ – это система правил, которые позволяют дать уникальное название каждому химическому соединению. ... Номенклатура органически...
Тема 2.2.3 "Практическое занятие №5. Изучение свойств алкенов и алкинов."
Алкены. Пространственная (геометрическая) изомерия. Реакции дегидратации. Реакции присоединения (гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование). Правило Марковникова. Реакции полимеризации. Мономе...
Тема 2.3.2 "Практическое занятие №6. Изучение свойств спиртов, альдегидов, фенола."
Химические свойства альдегидов, CnH2nO. Альдегиды – органические вещества, относящиеся к классу карбонильных соединений. Физические свойства и получение ... .....
Тема 2.3.3 "Практическое занятие №7 Изучение свойств уксусной кислоты."
Карбоновые кислоты – производные углеводородов, содержащие карбоксильную группу –COOH. ... O RCOH. Карбоновые кислоты и их производные чрезвычайно важны ...