Тема 1.5.1. Практическое занятие №2 "Реакции ионного обмена"
творческая работа учащихся
Реакции ионного обмена – это химические взаимодействия, в которых участвуют вещества, находящиеся в состоянии водных растворов.
ссылка на видео: https://youtu.be/4cuOYlcyQyk
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительный материал к практической работе | 248.03 КБ |
Практическая работа № 2 лист 1 | 44 КБ |
Практическая работа № 2 лист 2 | 41 КБ |
Задание на дом | 12.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Свойства ионов
Число электронов в атоме равно числу протонов. Протоны и нейтроны прочно связаны друг с другом и образуют ядро атома. Ион – атом или часть молекулы, где есть неравное количество электронов и протонов. Если электронов больше, чем протонов, то ион называют отрицательным. Иначе ион называют положительным.
Ионы отличаются от атомов строением и свойствами. Некоторые ионы бесцветны, а другие имеют определенный цвет. Для каждого из ионов характерны специфические химические свойства.
Таблица 1. Определение ионов
Определяемый ион | Реактив, содержащий ион | Результат реакции |
Н+ | Индикаторы | Изменение окраски |
Ag+ | Cl– | Белый осадок |
Cu2+ | OH– | Синий осадок |
S2– | Черный осадок Окрашивание пламени в сине-зеленый цвет | |
Fe2+ | OH– | Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет |
Fe3+ | OH– | Осадок бурого цвета |
Zn2+ | OH– | Белый осадок, при избытке ОН– растворяется |
S2– | Белый осадок | |
Аl3+ | OH– | Белый желеобразный осадок, который при избытке ОН– растворяется |
NH4+ | OH– | Запах аммиака |
Ba2+ | SO42– | Белый осадок Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет |
Ca2+ | CO32– | Белый осадок Окрашивание пламени в кирпично-красный цвет |
Na+ | Цвет пламени желтый | |
K+ | Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло) | |
Cl– | Ag+ | Белый осадок |
H2SO4* | Выделение бесцветного газа с резким запахом (НСl) | |
Br– | Ag+ | Желтоватый осадок |
H2SO4* | Выделение SO2 и Вг2 (бурый цвет) | |
I– | Ag+ | Желтый осадок |
H2SO4* | Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет) | |
SO32– | H+ | Выделение SO2 — газа с резким запахом, обесцвечивающего раствор фуксина и фиолетовых чернил |
CO32– | H+ | Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды |
СН3СОО– | H2SO4 | Появление запаха уксусной кислоты |
NO3– | H2SO4(конц.) и Cu | Выделение бурого газа |
SO42– | Ba2+ | Белый осадок |
PO43– | Ag+ | Желтый осадок |
OH– | Индикаторы | Изменение окраски индикаторов |
* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твердую соль.
Ионное уравнение
В водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.
Сущность реакций в растворах электролитов отражается ионным уравнением. В ионном уравнении учитывается то, что сильный электролит в растворе находится в диссоциированном виде. Формулы слабых электролитов и нерастворимых в воде веществ в ионных уравнениях принято записывать в недиссоциированной на ионы форме. Растворимость электролита в воде нельзя считать критерием его силы. Многие нерастворимые в воде соли являются сильными электролитами, однако концентрация ионов в растворе оказывается низкой вследствие низкой растворимости. Именно поэтому в уравнениях их формулы записывают в недиссоциированной форме.
При составлении ионных уравнений реакций с участием сильных кислот часто для упрощения записывают формулу иона Н+, а не H3O+.
Реакции в растворах электролитов происходят в направлении связывания ионов. Существует несколько форм связывания ионов: образование осадков, выделение газообразных веществ, образование слабых электролитов. Рассмотрим конкретные примеры:
- Образование осадков.
Уравнение в молекулярном виде: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaNO3
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
- Выделение газов (например, СO2, SO2, H2S, NH3):
- Образование слабых электролитов (например, воды, слабых кислот):
а) КОН + НCl = КCl + H2O
К+ + OH– + Н+ + Cl– = К+ + Cl– + H2O
OH– + Н+ = H2O
б) HNO2 – азотистая кислота (слабая):
NaNO2 + НCl = NaCl + HNO2
Na+ + NO2 + Н+ + Cl– = Na+ + Cl– + HNO2
NO2– + Н+ = HNO2
Иногда реакции в растворах электролитов осуществляются с участием нерастворимых веществ или слабых электролитов в направлении более полного связывания ионов. Например, мрамор растворяется в соляной кислоте с образованием углекислого газа:
Таблица 2. Уравнения ионных реакций
Реакции ионного обмена
Для ионных реакций выражение «в молекулярном виде», как и сама запись, является условным. При анализе приведенных в Таблице 2 уравнений реакций выясняется, что реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:
- если выпадает осадок;
- если выделяется газ;
- если образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.
Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т. е. является обратимой. При составлении уравнений таких реакций, как и при составлении уравнений диссоциации слабых электролитов, ставится знак обратимости.
Чтобы сделать вывод о протекании реакции ионного обмена до конца, надо использовать данные таблицы растворимости солей, оснований и кислот в воде.
Чтобы составить уравнения всех возможных реакций, в которых участвуют хлорид магния и другие растворимые в воде вещества, рассуждают так:
- Убеждаются, растворимо ли в воде взятое вещество, в данном случае хлорид магния MgCl2.
- Приходят к выводу, что хлорид магния MgCl2 будет реагировать только с такими растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg2+, либо хлорид-ионы Сl–.
- Ионы Mg2+ можно осадить: а) ионами ОН–, т. е. нужно подействовать любой щелочью, что приведет к образованию малорастворимого гидроксида магния Mg(OH)2; б) при действии растворимыми в воде солями, содержащими один из следующих анионов: . Для этого можно воспользоваться солями натрия, калия и аммония, содержащими указанные анионы, так как эти соли растворимы в воде.
- Хлорид-ионы Сl– можно осадить катионами Ag++ и Pb2+. Поэтому для проведения реакции нужно выбрать растворимые соли, содержащие эти катионы.
При составлении уравнений реакций ионного обмена, в которых образуются газообразные вещества, следует учесть, что анионы способны реагировать с кислотами с образованием соответствующего газа, например:
В свете представлений об электролитической диссоциации кислот, оснований и солей общие свойства этих веществ определяются наличием общих ионов, которые входят в их состав
Предварительный просмотр:
Литература: Рудзитис Г.Е. Химия. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень, М.: Просвещение , 2017г. ОБОРУДОВАНИЕ: гидроксид калия, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат алюминия, карбонат калия, хлорид натрия (тв.), серная кислота (конц.), азотная кислота, фенолфталеин, штатив с пробирками. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ:
2. Приведите пример уравнения реакции, идущей с выделением газообразного вещества
4.Приведите пример уравнения реакции, идущей с образованием малодиссоциирующего вещества.
| ||||||||||
ТаТЖТ- филиал РГУПС Е. ПЗ 02 | ||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||
Разраб. | Реакции ионного обмена | Лист | Лист | Листов | ||||||
Провер. | Глущенко Н.Б | 1 | 2 | |||||||
Реценз. | ТаТЖ Т гр | |||||||||
Н. Кнтр. | ||||||||||
Утверд. |
Предварительный просмотр:
Опыты | Что наблюдаете | Вывод и уравнения реакций |
Опыт 1: Налейте в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавьте гидроксид калия. | ______________________________________________________________________ | |
Опыт 2: Налейте в пробирку раствор сульфата алюминия и добавьте хлорид бария. | ______________________________________________________________________ | |
Опыт 3. Поместите в пробирку немного твердого хлорида натрия и добавьте концентрированной серной кислоты | _____________________________________________________________________ | |
Опыт 4: Налейте в пробирку раствор карбоната калия и добавьте серной кислоты | ______________________________________________________________________ | |
Опыт 5: Налейте в пробирку гидроксид калия и добавьте фенолфталеин. Прилейте азотной кислоты. | _____________________________________________________________________ | |
Опыт 6: В пробирку с гидроксидом железа, полученным в первом опыте, добавьте азотной кислоты. | _____________________________________________________________________ |
Выводы:
Предварительный просмотр:
Написать уравнения реакций ионного обмена (в молекулярной, полной ионной и
сокращенной ионной формах)
1 CuCl2 + KOH =
2 Na2CO3 + H2SO4 →
3 Ba(NO3)2 + K2SO4 =
4 HCl+NaOH=
5 FeCl3 + NaOH =
6 K2СO3 + HCl =
7 NaOH+HNO3=
8. - гидроксид натрия + соляная кислота
9. - нитрат серебра (I) + хлорид натрия
10. - сульфат лития + нитрат бария
11. - карбонат калия + серная кислота
12. - фосфат калия + гидроксид лития
13. - гидроксид калия + сульфат меди (II)
14. - фосфат натрия + нитрат лития
15. - серная кислота + карбонат кальция
16. - азотная кислота + гидроксид лития
17. - сульфат алюминия + хлорид бария
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме: Реакции ионного обмена
Опорный конспект для студентов 1 курса при изучении темы: Реакции ионного обмена может быть использован на занятиях а также при отработке пропущенных занятий по этой теме....
Задания для зачета за 1 семестр по теме "Реакции ионного обмена"
В файле приведены 25 заданий для тренировки в написании ионных форм реакций ионного обмена...
план урока реакции ионного обмена
Дается полный план проведения урока к теме "Реакции ионног обмена"...
Методическая разработка практического занятия " Качественные реакции катионов I и II аналитических групп"
Катионы 1 и 2 аналитических групп...
Тема 1.2.1. Практическое занятие №1 Распределение электронов в атомах элементов
Практические работы...
Тема 1.6.1. Практическое занятие № 3" Гидролиз солей"
Гидролиз солей — взаимодействие ионов соли с водой, в результате которого образуются малодиссоциируемые соединения (ионы или молекулы) и изменяется реакция среды. Гидрол...
Тема 2.2.1 "Практическое занятие №4. Номенклатура и изомерия углеводородов."
Номенклатура органических веществ – это система правил, которые позволяют дать уникальное название каждому химическому соединению. ... Номенклатура органически...