урок по химии 11 класс, тема "Растворы. Растворение как физико - химический процесс"
план-конспект урока

Урок химии в 11 классе по теме:

«Растворы. Растворение как физика – химический процесс»

Урок предназначен для 11 класса базоваго уровня изучения химии. Урок создает условия для высокого восприятия знаний и умений в блоке темы  «Вода. Растворы. Растворение». На уроке вводятся следующие понятия: , гидратов,  типы растворов, классификация растворов, факторы, влияющие на растворение веществ; основные  положения  физической,  химической  и  современной  теории  растворов. Ущащиеся  стремяться к самостоятельному воспроизведению знаний, через групповую и индеведуальную работу на уроке. На уроке учащиеся получают первичные знания по теме "Вода. Растворы. Растворение". Знакомяться с понятиям Раствор и его примененияе, Растворимость. Кристалогидратоми и их нахождении в природе. Урок заканчивается закреплением знаний по теме в форме теста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastvory._rastvorenie_kak_fiziko_-_himicheskiy_protsess.docx615.79 КБ

Предварительный просмотр:

Климчук Оделия Александровна,

учитель химии, первой квалификации

ГУО «Радостовская Сш», Дрогичинского района

Урок химии в 11 классе по теме:

«Растворы. Растворение как физика – химический процесс»

Цель: создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учеников  по теме «Растворы. Растворение как физика – химический процесс».

Задачи:

Образовательные: ввести понятия растворов, гидратов, разобрать типы растворов, классификацию растворов, факторы, влияющие на растворение веществ; основные  положения  физической,  химической  и  современной  теории  растворов.

Развивающие: развивать  умения  и  навыки  мыслительной  деятельности (умения  обобщать, сравнивать, анализировать), обще учебные  умения  и  навыки (формирование самостоятельной  и  познавательной  деятельности  учащихся);

Воспитательные:воспитывать положительное отношение к учению, способствовать  осознанию  роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Оборудование: презентация, таблица растворимости веществ, раздаточный материал, химическое оборудование (химические  стаканы  с  водой,  стеклянная  палочка, хлорид натрия, медный купорос, оксид меди, оксид кальция, цинк гранулированный, соляная кислота, спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробирко-держатель).

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.

Методы: постановка проблемного вопроса, частично-поисковые, практические, наглядные.

Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, обще групповая.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Мотивация учащихся.

Урок начинается с демонстрации стакана с водой и показа лабораторного опыта. Растворение поваренной соли в воде.

ТБ. Опыт 1: хлорид натрия, вода.

 Далее звучит вопрос группе: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

 ( Растворы. Растворение как физика – химический процесс). (слайд 3)

Запись темы в тетради и демонстрация на слайде темы « Растворы. Растворение как физика – химический процесс».

Формулируют цель урока: изучить физика – химические процессы растворения, растворения веществ в воде, зависимость растворения от факторов температуры, природы вещества и давления, познакомиться с понятием кристаллогидраты. (слайд 4)

  Актуализация знаний и умений учащихся.

Вопрос группе: Какие сведения о воде и растворах были известны вам до сегодняшнего урока? (слайд 5)

На столах лежит раздаточный материал со словами Антуана де Сент-Экзюпери: (слайд 6)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/4/4j6QgFJpxZwlfvya8n7Xsmi2B1OLoIeTMhPE9W/slide-1.jpg

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

Ты – сама жизнь.

Вопрос группе: что означают  эти слова?

«Значение воды для жизни человека»  (сообщение учащихся) звучит музыка. (слайд 7)

Растворы  играют  важную  роль  в  природе, науке  и  технике. Сложные  физико-химические  процессы, протекающие  в  организмах  человека  и  животных, также протекают  в  растворах. Изучение  свойств  растворов  занимает  важное  место  в современной  науке.

Растворение – это  физико – химический  процесс, а  растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая  из  частиц   растворённого  вещества, растворителя  и  продуктов  их  взаимодействия  – гидратов.

  Гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.  (слайд 7)

Студенты записывают определения в тетрадь со слайда

Растворимость веществ. Типы растворов.

От чего зависит растворение  веществ? (слайд 8)

Вспоминаем инструктаж по ТБ. Далее идет демонстрация опытов:

Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.

1) от природы веществ.  - хорошо растворимые;

- малорастворимые;

-практически нерастворимые (слайд9 )

Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите   примерырастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).

Опыт 3: растворение сахара в горячей и холодной воде.

2) от температуры  ( слайд 10).

После демонстрации опытов студенты должны самостоятельно  ответить на вопрос, поставленный ранее. (слайд 11).

Классификация растворов:

(слайд 12)

На слайде показаны схемы классификации растворов. На  примере опытов студентам ставится задача найти отличия между растворами.

Опыт 4: сульфат меди, химический стакан с водой.

Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.

Разбавленный  раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества.  (слайд 13). Работа с определениями.

(слайд 14)

  Студентам предлагается по изображению на презентации определить типы растворов. (слайд 15, 16)

Демонстрация опыта 5 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. Студенты сами дают определения видам растворов.

Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

Пересыщенным  называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях. (слайд17)

Кристалогидраты – это твердые соли в состав которых входит вода. Виды кристало гидратов. (слайд 18, 19)

Сообщение «Кристаллогидрат медный купорос».  (слайд 20). Демонстрация медного купороса.

Закрепление  изученного материала. (слайд 21)

СТ 153, №4 (слайд 22)

Тест  по теме Растворы .

1а, 2б, 3в, 4а,5в . (слайд 23,24)

Домашнее задание: 30

На 5 – 6 –  № 2 ст 149

7-8 –  №3 - 5ст 149

9-10- № 6, 7 ст 149. (слайд 25)

Рефлексия: (слайд 26 )

  1. Что вы считаете для себя главным на уроке?
  2. Каких поставленных цель, мы достигли на уроке?
  3. Какие вопросы остались еще не изученными до конца?
  4. Сегодня урок химии:   легкий – трудный;       интересный – скучный;       полезный – ненужный?
  5. Я ученик:  старательный – ленивый;   внимательный – невнимательный;  урок усвоил – не усвоил.
  6.  Я запомнил....

узнал...

повторил...

удивился ...

Приложение 1

Роль воды в природе

Роль воды очень велика. Она является универсальным растворителем, обеспечивает приток и удаление веществ из клеток. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, хотя распределена неравномерно. Вода служит для движения жизненной энергии в нашем организме. При помощи этой энергии мы и живём. Эта энергия в воде и есть сама «жизнь».

Она составляет большую часть любых организмов, как растительных, так и животных. Потери 10-20% воды живыми организмами к их гибели. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды. ( учащийся - 1)

Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ.  ( учащийся -  2)

В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены газы и соли, находятся твердые взвешенные частички. Кроме природных примесей на качество воды оказывают влияние условия формирования поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ – загрязнителей, ухудшающих качество воды. Нарушая экологическое состояние окружающей природной среды, а этот вопрос волнует каждого из нас. (учащийся - 3)

Приложение 2

Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.

1) от природы веществ.  - хорошо растворимые, соль растворяют в воде.

- малорастворимые; кусочек мела растворяют в воде.

-практически нерастворимые, железный гвоздик растворяют в воде. (слайд9 )

Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите   примерырастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).

Опыт 3: растворение сахара в воде с различной температурай.

Сахар растворяют в холодной воде , затем в горячей.

2) от температуры  ( слайд 10).

Опыт 4: сульфат меди, химический стакан с водой. Сначала растворяют сульфат меди 1 ложку в стакане воды, затем 4 ложки сульфата меди в стакане воды.

Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.

Разбавленный  раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества.  (слайд 13).

Опыта 5 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. 3 стакана, в 1 стакан сыпим 1 ч.л соли, во второй стакан 2 ч.л соли и нагреваем раство видем что соль растворяется, в 3 стакан сыпим 5 ч.л. соли нагреваем, соль не растворяется.

Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

Пересыщенным  называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

Приложение 3

Применение кристаллогидратов

Кристаллогидраты имеют широкое применение в народном хозяйстве. Медный купорос применяют как протраву при крашении тканей для консервирования древесины, протравливания семян. В медицине разбавленный раствор медного купороса применяют как антисептическое и вяжущее средство, малые дозы медного купороса назначают иногда при анемии для усиления кроветворения.

Алюмокалиевые квасцы обладают противовоспалительным дезинфицирующим и обволакивающим свойствами. Имеют широкое применение в медицине. Также используется такое свойство алюмокалиевых квасцов как их губительное воздействие на болезнетворные бактерии, а также способность оказывать подсушивающий и вяжущий эффект. Так, минеральный порошок, который можно купить в любой аптеке, поможет в случае наружного кровотечения.

Алюмокалиевые квасцы применяются в производстве антиперспирантов. Кристаллогидраты сульфата кальция используются в медицине и строительстве. Приготовление многих растворов в лаборатории связано с растворением кристаллогидратов. На принципе получение декагидрата сульфата натрия основано «осушение» органических веществ от воды. Сфер применения кристаллогидратов очень много.

Приложение 4

Тест по теме Растворы

1.Выберите истинный раствор:
а) вода и сахар
б) песок и мел
в) вода и песок

2. Выберите правильное утверждение относительно записи CuSO4 x 5H2O:
а) запись означает, что безводный купрум сульфат не растворяется в воде
б) запись означает, что на одну молекулу купрум сульфата приходится пять молекул воды
в) запись означает, что медный купорос – это раствор купрум сульфата в воде

3. Вычислите массу натрий гидроксиду, необходимого для нейтрализации 126 г раствора нитратной кислоты с массовой долей кислоты в растворе 10%:
а) 80 г
б)18 г
в) 8 г

4. Растворение, какого вещества в воде сопровождается выделением теплоты:
а) серной кислоты
б) аммиачной селитры
в) нитрата серебра

5. Вычислите массовую долю вещества в 200 г раствора, образованного при растворении 40 г соли в воде:
а) 5%
б) 10%
в) 20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...

Методическая разработка открытого урока "Изучение физико-химических свойств творога"

Данная методическая разработка предназначена для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 19.02.07. "Технология молока и молочных продуктов"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ПРОВЕДЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ АНАЛИЗОВ

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Проведение химических и физико-химических анализов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18.01.33...

Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...

Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучен...

Методическая разработка урока по химии на тему «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства»

Тема: «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства» Фенолы — органические вещества, молекулы которых содержат радикал фенил, связанный с одной или нескольки...

Тема 5 Физические, физико-химические, химические и биологические методы анализа лекарственных средств

Данная тема рассматиривается при изучении МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств и предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация....