Использование дидактических материалов с применением ИКТ в преподавании Основ микробиологии и иммунологии
статья

Майорова Марина Евгеньевна

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по дисциплинам общепрофессионального цикла, в том числе, и Основам микробиологии и иммунологии. Выпускник медицинского колледжа должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. В связи с этим в образовательном процессе  возникла необходимость  превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся,  развития их личностных качеств.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических материалов с применением ИКТ

в преподавании Основ микробиологии и иммунологии        

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения, а  требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по дисциплинам общепрофессионального цикла, в том числе, и Основам микробиологии и иммунологии. Выпускник медицинского колледжа должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. В связи с этим в образовательном процессе  возникла необходимость  превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся,  развития их личностных качеств.  

Для организации более эффективной работы обучающихся при изучении нового материала, для закрепления, обобщения и проверки знаний как во время аудиторной работы, так и при выполнении внеудиторных работ предлагается использовать различные виды дидактических материалов. Дидактические материалы могут служить основой для профессионального ориентирования, они весьма удобны для организации индивидуальной и групповой работы.

Активное использование дидактического материала для выработки компетенций обучающихся имеет следующее значение:

• Самостоятельное овладение учебным материалом и формирование умений работать с различными источниками информации

• Активизация познавательной деятельности

• Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал

• Развитие творческого воображения, конкретизация абстрактных понятий

• Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов во время выполнения заданий

• Самоконтроль и самокоррекция

• Усиление мотивации обучения

• Развитие таких видов мышления как наглядно-образного, теоретического, логического

• Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры

При разработке дидактических материалов следует реализовывать наиболее значимые принципы обучения:

•   принцип доступности (дидактические материалы подбираются преподавателем согласно достигнутому уровню обучающихся)

• принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно)

• принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально)

• принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным)

• принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется)

•    принцип познавательной мотивации;

• принцип проблемности (в ходе работы студент должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки)

  В связи с вышесказанным, хочется отметить особое значение цифровых образовательных ресурсов при освоении дисциплины Основы микробиологии и иммунологии. Сложность данной дисциплины для восприятия студентами состоит в том, что практически все изучаемые объекты не видны невооруженным глазом, а поэтому у обучающихся возникают сложности при описании морфологических свойств, процессов жизнедеятельности, взаимодействия микроорганизмов с организмом человека и т.д.   В связи с этим использующиеся на теоретических и практических занятиях дидактические материалы, представленные в  формате фотографий, видеофрагментов, рисунков, схем и т.д. являются необходимыми ресурсами для организации учебного занятия.

В данной разработке представлены цифровые образовательные ресурсы, использующиеся на практическом занятии «Методы микробиологической диагностики протозоозов». Основное внимание уделено использованию ЦОР с визуальной информацией, в частности, использованию дидактического материала при выполнении студентами аудиторной работы по инструктивной карточке.  На этом этапе обучающие самостоятельно отрабатывают умения определять морфологию и стадии жизненного цикла простейших, проводить сравнительный анализ представителей разных классов и видов, что необходимо для достижения цели занятия.  Использование материалов с визуальной информацией, в частности, мультимедийной презентации и карточек с фотографиями микропрепаратов простейших применяется для выполнения практических заданий, отработки умений согласно целям занятия  проведения контроля знаний как входного, так и для определения уровня достижения целей занятия. На этапе контроля визуализация вопросов облегчает восприятие материала заданий, позволяет повысить его наглядность, что сказывается на успешности выполнения контрольных заданий.

Контроль исходного уровня знаний студентов рекомендуется проводить в форме устного индивидуального и фронтального опроса с использованием различных видов заданий: вопросов на соответствие, вопросов по иллюстрациям, заданий, требующих свободного ответа. При этом проверяются как теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях, так и приобретенные в ходе них умения. Контроль уровня усвоения знаний проводится в виде устного фронтального опроса, письменного блиц-опроса, что позволяет быстро выявить успешность усвоения и систематизации знаний студентами. При выполнении заданий блиц – опроса предполагается использование всего 5-ти вопросов, но количество правильных ответов в них разное. Выбранные варианты ответов фиксируются (проставляются «звездочки» или делается заливка соответствующих полей) в тетради. Причем, это может делать преподаватель на компьютере, что позволяет сразу же проецировать изображение на экран. Данное задание позволяет студентам сразу же оценить свои ответы. А для преподавателя это создает возможность провести логичный переход к рефлексии.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы промежуточной аттестации по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала. Банк тестовых за...

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и оценки соответствия результатов освоения дисциплины Основы микробиологии и иммунологии человека по специальности 34.02.01 Сестринское де...

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и оценки соответствия результатов освоения дисциплины Основы микробиологии и иммунологии по специальности 31.02.01 Лечебное дело...

Реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Реализация компетентностного подхода  при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»....

Презентация: Реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Презентация: Реализация компетентностного подхода  при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»....

Методическая статья «Использование дидактических материалов в младших классах фортепиано"

Увлечь ребенка к изучению нотной грамоты, побудить интерес к исполняемому произведению....