Проектная деятельность обучающихся как способ формирования компетенций
методическая разработка
Проектная деятельность обучающихся позволяет формировать компетенции и компетентности обучающихся на творческом уровне, формировать интерес к учебным дисциплинам, выходя за рамки обязательного програмного материала. Оценка тпроектной деятельности осуществяется на основе определенных критериев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_2016.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность обучающихся
как способ формирования компетенций
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами в стране, через обеспечение подготовки производительных сил. Образовательный процесс, происходящий в заведениях среднего профессионального образования, должен быть направлен на формирование компетентностей и способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Проектная деятельность обучающихся позволяет формировать компетенции и компетентности на творческом уровне, способствуя развитию личности одновременно в нескольких направлениях.
Оценка творческого уровня сформированности компетенций предполагает диагностику креативных умений обучающихся и основывается на следующих критериях:
- способность к творчеству;
- способность генерировать альтернативные варианты решения проблемы;
- владение навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
- раскрытие индивидуальных особенностей, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего образования обучающегося;
- осуществление социально - профессионального саморазвития;
- генерирование необычных, оригинальных идей;
- готовность к инновациям;
- умение создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью;
- оценка уровня новизны полученных изделий;
- самостоятельное решение проблем, связанных со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности и др.
Способом оценки уровня сформированности творческих компетенций является проектная деятельность.
Критерии оценки процесса выполнения проектного задания
Уровни оценки | Анализ выполнения проектного задания |
Эмоционально - психологический | Эмоционально – психологическая готовность к выполнению проекта |
Регулятивный (оргдеятельностный) | Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и операций, соблюдение требований ОТ и др. |
Социальный (процессуальный) | Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности Реализация технологического процесса проекта |
Аналитический | Выявление и анализ ошибок проекта, поиск путей их устранения |
Творческий | Решение проблемных ситуаций в результате реализации проекта Уровень самосовершенствования Самооценка результатов, видение путей совершенствования проекта |
Проектная деятельность позволяет обучающемуся продемонстрировать лидерские качества, понять их составляющие качества и способствовать формированию следующих компетенций:
Регулятивные - понимание процесса (планирование использования умений) , умение планировать время;
Социальные - использование (выбор методов исследования, источников информации, в том числе, справочной литературы; умение пользоваться инструментами и применять различные техники технологии; умение работать в команде) сотрудничать.
Аналитические - способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации; понимание и употребление понятий в конкретной области;
способность выполнять задание (создавать, конструировать) действовать;
Творческие - умение разрабатывать, умение решать проблемы, оценивать; презентационные умения;
При защите представленного проекта необходимо проводить оценивание знаниевой компоненты дисциплин, использованных при выполнении задания.
Оценка уровня самосовершенствования сформированности компетенций предполагает диагностику оценочных умений обучающихся, видения направлений в совершенствовании своей профессиональной деятельности и основывается на следующих критериях:
- умение реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки;
- планирование будущего, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;
- ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания;
- владение разнообразными методами (в том числе и инновационными) для осуществления деятельности на уровне технологического процесса;
- умение осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;
- готовность и способность к быстрой смене профессии (переквалификации),
- решение профессиональных проблем;
- проектирование профессиональной карьеры и др.
Основными результатами проектной деятельности обучающихся являются:
- повышение интереса обучающихся к предмету через реализацию обучения;
- формирование активной жизненной позиции;
-формирование общих и профессиональных компетенций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли...
Доклад по теме: Портфолио обучающегося – показатель результативности формирования компетенций
Цель данной работы: показать возможности формирования компетенций посредством применения накопительного портфолио обучающегося....
Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста
Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...
Технология проблемного обучения - эффективный способ формирования компетенций
Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации, направляет учащихся на самостоятельную поисковую деятельность...
Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин
Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...
статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"
описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...