Организация и содержание внеурочной деятельности по дисциплине "Физика"
статья
Организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у студентов интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_soderzhanie_vneurochnoy_deyatelnosti_.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание внеурочной деятельности по
дисциплине «Физика»
Автор:
Лысенкова Т.В. – преподаватель физики и астрономии ГАПОУ БТПИТ.
Система внеурочной деятельности по дисциплине «Физика» применяется мной как средство для самореализации и творческого развития каждого студента. Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от преподавателей новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие студентов, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на развитие ключевых компетенций, на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Физика как учебная дисциплина часто не пользуется популярностью у студентов, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную нагрузку. Поэтому одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности и развитие интересов на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа по дисциплине «Физика» в моей профессиональной деятельности организована в следующих формах: индивидуальная, групповая, массовая. Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное.
1.Индивидуальная внеурочная работа связана с углубленным изучением теоретических вопросов, решением задач повышенной сложности.
2. Групповая внеурочная работа осуществляется на факультативных занятиях, в физическом кружке и на занятиях элективного курса.
3.Массовые формы внеурочной работы - это физические олимпиады, викторины, практикумы, тренинги, конференции, круглые столы, физические вечера.
Одна из форм внеурочной деятельности - Элективный курс «Основы технического творчества», который ориентирован на удовлетворение любознательности студентов. Задачи курса: ознакомить студентов с основными приёмами и методами, используемыми при решении исследовательских и творческих задач в реальных условиях. Объём курса 80 часов. Он основан на межпредметных связях, расширяет знания, прививает интерес к поиску и нестандартному мышлению. В рамках курса рассматриваются следующие методы технического творчества:
- Эвристические ( метод «проб и ошибок», мозговой штурм, синектика)
- Развитие творческого воображения ( составление синквейна, опорных конспектов, кластеров, кроссвордов, компьютерных презентаций)
- Теория решения исследовательских (изобретательских) задач методом решения противоречий ( технических и физических).
Наибольшее количество времени в курсе уделяется моделированию как методу исследования, экспериментирования, проектирования и конструирования. Физически подобные модели создаются с целью воспроизвести динамику изучаемых процессов и явлений. Создание физически подобной модели является результатом изучения элективного курса.
Ещё одна из форм внеурочной деятельности - подготовка студентов к участию в очных и заочных олимпиадах по физике, научно – практических конференциях.
В моём арсенале имеются следующие внеклассные мероприятия по физике: « Своя игра», «Самый умный», « Час занимательной науки», Аукцион знаний «Физики и лирики», которые проводятся в техникуме в рамках Дней науки. Например, Аукцион знаний «Физики и лирики». - интегрированное мероприятие по двум дисциплинам «Физика» и «Литература», разработано оно для студентов 1 курса, с целью развития познавательного интереса к изучаемым дисциплинам. В аукционе разыгрываются 6 лотов: Отгадай ребус: необходимо разгадать ребус и выяснить о каком природном физическом явлении идёт речь. Знакомые всё лица: отрывки из стихотворений известных русских поэтов, должны определить природном явлении идёт речь. Физические величины: по изображению надо назвать физический измерительный прибор и пояснить какие физические величины можно определять. Цепочка слов: составить наибольшее количество слов из слова динамометр за 5 минут. Чёрный ящик: отрывок из романа «Таинственный остров» Ж. Верн и определяют, что находиться в черном ящике , Физические задачи по литературным произведениям: отрывок из произведения, к которому задавался вопрос, ответ должен содержать физическое объяснение явления. Все внеклассные интеллектуальные игры вызывают живой интерес у студентов, что способствует формированию коммуникативной и общекультурной компетенций.
При изучении такой дисциплины как физика, как нигде важна самостоятельная проектная и исследовательская работа. В соответствии с ФГОС в учебном плане обязательно предусмотрено выполнение студентами индивидуального проекта, который определяется как учебно-исследовательский или учебный проект в рамках одного или нескольких предметов. Под моим руководством студентами выполняются проекты разного вида, представлю некоторые из них:
1.Учебно – экспериментальные проекты: «Агрегатное состояние желе», «Почему айсберги плавают и не тонут», «Зависимость плавления и отвердевания шоколада от его состава», «Выращивание кристаллов». Результатом таких проектов является отчѐт о проведѐнных исследованиях. Например, цель проекта «Дыхание теста» состояла в изучении физико-механические процессов, которые происходят при замесе теста и подтверждение наличия углекислого газа, выделяющегося в процессе брожения. Экспериментальная часть включала в себя проведение экспертизы двух способов замеса дрожжевого теста: опарного и безопарного, далее газ, образующийся в процессе брожения собирался в накопители, и проводились измерения следующих термодинамических параметров: температура, давление, вычислялся объём. Затем с помощью уравнения Менделеева – Клайперона была рассчитана молекулярная масса газа в накопителях, значение которой соответствовало молекулярной массе углекислого газа. В данной работе наблюдается интеграция знаний профессионального модуля и физики.
2. Социальные проекты: « Война красоты и здоровья», «Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп». Социальные проекты выполняются группой студентов. Структура социального проекта «Энергосбережение начнём с энергосберегающих ламп» включала в себя следующие этапы:
1.Подготовка студентов, обучающихся по специальности «Коммерция» к работе над проектом: проведение круглого стола, создание инициативной группы.
2.Следующий этап предполагал выбор и формулировку проблемы, по результатам анкетирования студентов техникума и интервьюирования преподавателей.
3.Для сбора и анализа информации инициативной группой было выбрано три
направления: физики проводили экспериментальные работы и решали прикладную задачу, чтобы осуществить сравнительный анализ основных светотехнических характеристик ламп : световой поток, сила света, цветовая
отдача, световая отдача, цветовая температура, экологи проводили анализ материалов СМИ, связанные с экологичностью использования
энергосберегающих ламп и ламп накаливания, экономисты изучали
Брянский рынок световой продукции.
4.Следующий этап предполагал разработку собственного варианта решения
проблемы – график замены ламп накаливания в техникуме на энергосберегающие лампы, с учётом затрат и окупаемости.
Результат проекта стал – информационный буклет «Выбор за вами».
3.Информационные проекты:
3.1.«Измерительные приборы в профессии «Повар»». Результат проекта – методические рекомендации «Устройство и принцип работы физических измерительных приборов: гигрометр, ареометр, весы, термометр». В работе рассмотрены виды физических измерений, приведена классификация измерительных приборов, определены физические измерительные приборы, необходимые в профессии «Повар».
3.2.«Оптические иллюзии в жизни», рассматриваются классические оптические иллюзии, иллюзии в архитектуре, рекламе, цирковых фокусах, одежде. Результат проекта – брошюра «Загадки и головоломки на оптические иллюзии», которые можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.
3.3. «Женщины – физики». Результат проекта – компьютерная презентация, в которой рассказывается о жизненном пути и открытиях, сделанных такими учёными как Мария Складовская -Кюри и Лиза Мейтнер.
Студенты имеют возможность представить результат своей творческой деятельности на ежегодной техникумовской «Научно – практической конференции» учебно – исследовательского общества « Эврика», а также на конференциях регионального, межрегионального и международного уровня. Защита исследовательских работ проходит успешно, так как поощрение даже за маленькое «открытие» вдохновляет студентов на продолжение поиска, на выдумку.
С введением дисциплины «Астрономия» к внеурочной деятельности добавилась ещё одна форма тематические экскурсии в брянский планетарий, в ходе экскурсии студенты получают только позитивные впечатления.
В заключении хочется сказать, что организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у студентов интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОП -37 «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» по теме «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»
Тема «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»...
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»...
Организация внеурочной деятельности учащихся Старооскольского городского округа посредством туристско-краеведческой деятельности
Статья об организации внеурочной туристско-краеведческой деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского туризма иэкскурсий...
Организация и управление внеурочной деятельностью студентов
В настоящее время в педагогической теории и практике актуальным является формирование познавательной мотивации личности, развитие творческой активности....
3.2.1 Организация внеурочной деятельности (по дисциплине, направлению деятельности)
Справка. Образовательная программа...
«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение
Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями...