Лекция для студентов 2 курса
учебно-методический материал
Строение и функции нервной системы человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_funktsii_nervnoy_sistemy.docx | 686.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение и функции нервной системы человека
ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
- Обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов, их систем.
- Осуществляется связь организма с внешней средой.
- Деятельность Н.С. лежит в основе чувств, обучения, памяти, речи, психических процессов.
Нервная система состоит из нервной ткани.
Нервная ткань
Нейроны Клетки-спутники
окружают нейроны, выполняют функции
питания и опоры.
НЕЙРОНЫ
Признаки | Характеристика |
Определение нейрона | Нейроны – клетки, входящие в состав Н.С., которые могут воспринимать, хранить и передавать информацию в виде нервных импульсов |
Строение нейрона |
аксон (греч.«аксис»-отросток)- длинный отросток. Передают возбуждение от тела клетки к органам или другой нервной клетке
Клетка имеет один аксон, длина которого несколько десятков см Скопление отростков (нервных волокон) в Ц.Н.С. образует белое вещество, входят в состав нервов. Скопление тел нейронов в спинном и головном мозге– серое. Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют контакты – синапсы. Нейроны контактируя друг с другом, складываются в цепи. По ним распространяются нервные импульсы. |
Типы нейронов Двигательные (центробежный) Чувствительные (центростремительный) Вставочные | Передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. За пределами Ц.Н.С. тела чувствительных нейронов образуют нервные узлы. Осуществляют связь между двигательными и чувствительными нейронами в спинном и головном мозге. |
НЕРВЫ
Двигательные Чувствительные Смешанные
Состоят из аксонов двигательных Дендриты чувствительных Аксоны и дендриты
нейронов нейронов
ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
По функциям периферическая НС
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЦНС)
Нервная система | головной мозг | Спинной мозг | ||
большие полушария | мозжечок | ствол | ||
Состав и строение | Доли: лобная, теменная, затылочная, две височные. Кора образована серым веществом - телами нервных клеток. Толщина коры 1,5-3 мм Площадь коры - 2-2.5 тыс см2, она состоит из 14 млрд. тел нейронов. Белое вещество находится под корой.образовано нервными отростками | Его называют так же малым мозгом. Состоит из двух полушарий и червя (соединяющей структуры). Поверхность мозжечка имеет многочисленные поперечные углубления – борозды и узкие возвышения между ними – извилины. Поверхностный слой мозжечка называют корой. | Образован: | Цилиндрический тяж 42- 45 см длиной и около 1 см диаметром. Проходит в позвоночном канале, внутри него находится спинно-мозговой канал, заполненный жидкостью. Серое вещество расположено внутри, белое - снаружи. Переходит в ствол головного мозга, образуя единую систему |
Функции | Осуществляет высшую нервную деятельность (мышление, речь. память, воображение, способность писать, читать). Участки коры больших полушарий выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны:
Регулируют работу всего организма через перефернческую нервную систему |
| Связывает головной мозг со спинным в единую центральную нервную систему. В продолговатом мозге находятся центры: дыхательный, пищеварительный. сердечно-сосудистый. Промежуточный мозг регулирует обмен веществ, температуру тела, связывает рецепторы тела с корой больших полушарий | Функционирует под контролем головного мозга.
|
Периферическая нервная система
соматическая (нервные волокна не прерываются; скорость проведения импульса 30-120 м/с) | вегетативная (нервные волокна прерываются узлами; скорость проведения импульса 1-3 м/с) | ||
черепно-мозговые нервы (12 пар) | спишю-мозговые нервы (31 пара) | симпатические нервы | парасимпатические нервы |
Состав и строение | |||
Отходят от различных отделов головного мозга в виде нервных волокон. Подразделяются на центростремительные, центробежные. Иннервируют органы чувств, внутренние органы, скелетные мышцы ннервация (от лат. in — в, внутри и nervus — нервы) — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС). | Отходят симметричными парами по обе стороны спинного мозга.
Отростки соединяются, образуя нерв | Отходят симметричными парами по обе стороны спинного мозга в грудном и поясничном отделах. Предузловое волокно короткое, так как узлы лежат вдоль спинного мозга; послеузловое волокно длинное, так как идет от узла к иннервируемому органу | Отходят от ствола головного мозга и крестцового отдела спинного мозга. Нервные узлы лежат в стенках или около иннервируемых органов. Предузловое волокно длинное, так как проходит от мозга до органа, послеузловое волокно короткое, так как находится в иннервируемом органе |
Функции | |||
Обеспечивают:
Деятельность осуществляется под контролем головного мозга |
Произвольные движения осуществляются под контролем головного мозга, непроизвольные - под контролем спинного мозга (спинно-мозговые рефлексы) |
Послеузловые волокна выходят в составе смешанного нерва от спинного мозга и проходят к внутренним органам.
|
Самый крупный нерв - блуждающий. Его ветви находятся во многих внутренних органах - сердце, сосудах, желудке, так как там расположены узлы этого нерва |
Деятельность вегетативной нервной системы регулирует работу всех внутренних органов, приспосабливая их к потребностям всего организма |
Рефлекторная дуга
РЕФЛЕКС
Деятельность Н.С. носит рефлекторный характер.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая Н.С.
Путь по которому нервное возбуждение воспринимается и передается к рабочему органу, называется рефлекторной дугой.
СТРОЕНИЕ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ.
Она состоит из пяти отделов:
- Рецепторы – воспринимают раздражение.
- Чувствительный нейрон (центростремительный) – передает возбуждение в Ц.Н.С.
- Ц.Н.С. – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные.
- Двигательный нейрон (центробежный) – несет возбуждение от Ц.Н.С. к рабочему органу.
- Рабочий орган – реагирует на полученное раздражение.
центростремительный нейрон
Ц.Н.С. | вставочный рецепторы
нейрон
рабочий орган
центробежный нейрон
ЗНАЧЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ.
Согласованная рефлекторная деятельность обусловлена взаимодействием процессов возбуждения и торможения в Ц.Н.С.
Возбуждение – сопровождается усилением рефлекторных реакций.
Торможение – сопровождается ослаблением или прекращением рефлекторных реакций.
Возбуждение в одних центрах Н.С. сопровождается торможением в других.
Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей:
При возбуждении центра сгибания импульсы следуют к мышцам- сгибателям, одновременно с этим центр разгибания тормозится и не посылает импульсы к мышцам разгибателям, в следствии чего последние расслабляются, и наоборот
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Внутриутробное развитие ЦНС
Онтогенез нервной системы начинается с первой недели после зачатия.
Основа для развития головного мозга формируется уже на третьей неделе после зачатия.
Основные функциональные узлы обозначаются к третьему месяцу беременности. К этому сроку уже сформированы полушария, ствол и спинной мозг.
К моменту появления малыша на свет, наиболее развитым оказывается головной мозг.
Размеры мозга у новорожденного составляют примерно восьмую часть веса ребенка и колеблются в пределах 400 г.
Деятельность ЦНС и ПНС сильно понижена в первые несколько дней после рождения. Это может заключаться в обилии новых раздражающих факторов для малыша. Так проявляется пластичность нервной системы, то есть способностью этой структуры перестраиваться. Как правило, повышение возбудимости происходит постепенно, начиная с первых семи дней жизни. Пластичность нервной системы с возрастом ухудшается.
Особенности детской нервной системы
Становление нервной системы особо ощутимо у детей до года. Каждый день происходят значимые изменения:
- появляется осмысленная улыбка на внимание взрослых в 1 месяц;
- первый смех в 2 месяца;
- в 3 месяца ребенок произносит намеренно разные звуки, это станет его любимым занятием;
- в 4 месяца пытается садиться;
- в 5 месяцев сам сидит, вертится на животе в разные стороны и пытается ползать;
- в 6 – раскачивается вперед-назад и ползает;
- встает на ноги, держась за опору в 7 месяцев;
- в 8 – интересуется разной едой и пытается есть сам;
- в 9 месяцев повторяет такие простые движения, как привет и пока;
- в 10 месяцев ребенок учится сам стоять;
- в 11 месяцев играет не с игрушками, а с людьми;
- по достижении года ребенок начинает ходить.
Взрослея, ребенок учится говорить. К трем годам его словарный запас может достигать 1500 слов. Он рассказывает и понимает события, которые не имел в своей практике. Говорит сложными предложениями.
Нервная система ребенка к детсадовскому возрасту ребенок достигает новых изменений в нервной системе. Тормозные реакции становятся выражены сильнее. Ребенок этого возраста активно познает окружающий его мир. У него появляется множество вопросов, на которые он желает получить ответы. Он тянется к себе подобным, заводя новые знакомства в считанные секунды.
К пяти годам некоторые дети умеют писать и читать. Малыш часами может проводить за красками и карандашами, создавая каждый раз новые шедевры. У некоторых детей появляется влечение к музыке, пению или танцам.
Дети начинают усваивать некоторые нормы: слушаться – хорошо, не слушаться – плохо, ударил – больно, поэтому бить нельзя. Дети налаживают контакт не только с другими детьми, но и с животными.
В школе продолжается становление личностных черт и формирование характера. Появляются стремления к индивидуальным отличительным особенностям, например, желание рисовать лучше других, быть старостой в классе, уметь больше всех отжиматься и т.д.
В подростковые годы нервная система имеет свои особенности, заключающиеся в абстрактном мышлении, бунтарстве и агрессии с целью достижения собственной значимости. Происходит гормональная перестройка.
В разные периоды взросления происходит значимое изменение всех внутренних систем и органов. Например, изменяется частота пульса, интенсивность дыхания, активность мозговых функций и артериальное давление. Наблюдаются изменения в биохимических реакциях.
Особенности перестройки нервной системы в момент старения
Особенности нервной системы в период старения определяются общими изменениями организма в целом:
- изменение мышечного тонуса;
- умственная и физическая активность;
- психическая перестройка;
- адаптационные функции;
- изменения в репродуктивной системе человека.
Вес мозга становится меньше, извилины истончаются, борозды углубляются и расширяются, количество нейронов идет на уменьшение.
В процентном соотношении потеря нейронов во время старения достигает 25 – 46%.
В возрасте 70 – 80 лет число нервных клеток уменьшается в спинномозговых узлах на 30% в сравнении с 40 – 50-летними людьми.
Разные функции, за которые отвечает нервная система, подвергаются значительным изменениям в процессе старения организма.
Интегративная сфера нервной системы подвергается изменениям: рефлекторные функции теряют былую скорость, уменьшается способность концентрации внимания, уменьшается восприятие к запоминанию, логические же способности, наоборот, прогрессируют.
Период старения, изменения нервной системы нельзя расценивать, как общий, равномерно идущий на снижение фактор. В этот период происходит неравное изменение ее функций: некоторые существенно изменяются, какие-то замедляют действие, а в некоторых ячейках наблюдается прогресс по отношению к младшему возрасту. Помимо психомоторных функций и поведенческих систем происходят стабильные изменения в тканях.
Особенности функционирования центральной нервной системы необычайно сложны. Изменения, происходящие с возрастом – в младенчестве, юности и старости – систематичны, но не неизменны, так как в каждом отдельном случае изменения обусловлены разными факторами: врожденные дефекты (слепота, глухота и т.д.), приобретенные болезни и многие другие особенности, которые нельзя учесть за невозможностью их все предусмотреть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проблемной лекции для студентов выпускного курса акушерского отделения по теме "Акушерская родовая травма"
Методическая разработка включает основные проблемные моменты применения ряда акушерских пособий, с точки зрения их травматичности и необходимости применения. В целом, предлагается ряд решений для проф...
Курс лекций для студентов очного обучения по профессиональному модулю ПМ.02. ФОРМОВКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.14. «Оператор процессов колбасного производства».
Курс лекций для студентов очного обучения по профессиональному модулю ПМ.02. фОРМОВКА колбасных изделий по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.14. «Оператор пр...
" Электроснабжение"Курс лекций для студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Курс лекций для студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» с примерами решения задач...
Лекция №2(2 курс 2ЭННУ)
Определитель матрицы...
Лекция №3(2 курс 2ЭННУ)
Решение СЛУ методом Крамера...
Лекция №3(1 курс)
Понятие логарифма.Свойства логарифма....
Сборник лекций для студентов 1 курса по дисциплине "Информатика"
Методическое пособие представляет собой сборник лекций, которые предназначены в помощь обучающимся первых курсов....