Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Биология»
учебно-методический материал
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине Биология содержат:
-план внеаудиторной самостоятельной работы;
-методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;
-систему оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы | 60.08 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по учебной дисциплине ОУД.11«Биология»
специальностей:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»;
29.02.04 «Конструирование, моделирование в технологии швейных изделий»;
13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | |
2. | План внеаудиторной самостоятельной работы. | |
3. | Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов | |
4. | Методические рекомендации | |
5. | Система оценивания внеаудиторной самостоятельной работы | |
6. | Перечень литературы | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель: ознакомить обучающихся с требованиями к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Задачи:
− систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
− углубление и расширение теоретических знаний;
− формирование умения использовать справочную литературу;
− развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
− формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
− развитие исследовательских умений.
Время на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся берется в расчете 50% от всего учебного времени, отведенного на изучение дисциплины.
На учебную дисциплину «Биология» запланировано 36 аудиторных часов. На самостоятельную работу студентов -18 часов.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при решении задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Обучающийся должен выполнить работу за определенное, оговоренное преподавателем, время. Работа должна иметь титульный лист и список используемой литературы.
Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, сообщения, решенных задач и т.д.
При наличии отметок о выполнении всех работ в конце семестра выставляется отметка в журнал теоретического обучения.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у обучающегося возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний.
Планирование внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.12 «Биология»
№п/п | Наименование тем занятий | Вид и тема самостоятельной работы | Кол-во часов | ||
Тема 1 Учение о клетке | |||||
1 | Жизненный цикл клетки. | Подготовить сообщение по теме: «Жизненный цикл клетки» | 0.5 | ||
2 | Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана Органоиды клетки. | Написание рефератов по темам (по выбору) -Прокариотические организмы и их роль в биоценозах. -Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). -Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации. -Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток. -Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. -Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. -Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях. -Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных. -Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. | 1 | ||
3 | 1.Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. 2.Репликация ДНК. 3.Ген. Генетический код. 4. Биосинтез белка. | Работа с конспектом (обработка текста) | 0,5 | ||
4 | Борьба с вирусными заболеваниями. | Подготовить презентацию с докладом по теме: «Борьба с вирусными заболеваниями» | 1 | ||
Тема 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма. | |||||
5 | Основные стадии эмбрионального развития. Эмбриональный этап онтогенеза. Органогенез. Постэмбриональное развитие. | Работа с конспектом (обработка текста) Заполнить таблицу: «Характеристика зародышевых листков» | 1 | ||
6 | 1.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. 2.Причины нарушений в развитии организмов. | Зарисовать этапы развития зародыша во время эмбриогенеза хордовых и подписать его стадии (бластула, гаструла, морула). Составить таблицу: «Сравнение зародышей человека и животных». | 1 | ||
7 | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | Подготовьте сообщение на одну из тем по выбору: - Биологическое значение митоза и мейоза. -Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. -Половое размножение и его биологическое значение. -Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений. -Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение. -Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных. -Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных. -Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. -Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. | 1 | ||
Тема 3 Основы генетики и селекции | |||||
8 | Генетика — теоретическая основа селекции. | Работа с конспектом (обработка текста) | 0,5 | ||
9 | Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Подготовить сообщение по теме: «Центры многообразия и происхождения культурных растений». | 1 | ||
10 | 1.Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. 2.Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. 3.Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. | Работа с конспектом (обработка текста) | 1,5 | ||
Тема 4 Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. | |||||
11 | Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. 1.Причины вымирания видов. 2.Основные направления эволюционного прогресса. 3.Биологический прогресс и биологический регресс. | Работа с конспектом (обработка текста) | 4 | ||
Тема 5 Происхождение человека | |||||
12 | 1.Родство и единство происхождения человеческих рас. 2. Критика расизма. | Подготовить сообщение но теме : «Человеческие расы» | 2 | ||
Тема 6 Основы экологии | |||||
13 | Биосфера — глобальная экосистема. 1.Учение В.И.Вернадского о биосфере. 2.Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. 3.Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. | Работа с конспектом (обработка текста) | 1,5 | ||
14 | Биосфера и человек. 1.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. 2.Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Подготовить презентацию по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения» | 1,5 | ||
Итого: | 18 |
ТЕМА1.УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.
Тема1.1 Жизненный цикл клетки
Внеаудиторная самостоятельная работа №1
.
Количество часов: 0,5
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Задание:
Подготовить сообщение по теме: «Жизненный цикл клетки».
Рекомендации по подготовке сообщения.
1.Осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
2. Составить план, который должен включать введение, основную часть в виде основных пунктов и подпунктов и заключение.
Рекомендуемый план сообщения:
- Введение
- Понятие «жизненный цикл»;
- Этапы жизненного цикла и их характеристику;
- Особенности жизненного цикла у различных организмов.
- Заключение
3. Оформить текст письменно (согласно требованиям к оформлению работы)
4. Следует учесть, что на доклад отводится не более 10-15 минут (это соответствует 3-4 страницам машинописного текста), публика сохраняет внимание не дольше 3-5 минут. Следовательно, в вступлении необходимо актуализировать тему, разжечь внимание присутствующих, материал основной части тщательно отсортировать, отсеять второстепенный материал, а заключение должно плавно завершить выступление и содержать вывод.
5. Продумать возможности использования в ходе выступления статистических материалов в виде диаграмм и таблиц, схем, плакатов, видеофрагментов или слайдов, наглядных примеров.
6. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
7. В процессе выступления следует излагать свободно, короткими фразами, следить за реакцией слушателей, перед собой держать план или текст выступления с выделенными ключевыми фразами.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильный отбор информации;
- полнота раскрытия темы;
- аккуратность оформления;
- соблюдение срока сдачи работы.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
Форма контроля: в устном виде.
Тема 1.2 Строение и функции клетки.
Внеаудиторная самостоятельная работа №2
Количество часов: 1
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Задание:
Подготовьте реферат на одну из тем по выбору:
-Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
-Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
-Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
-Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
-Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
-Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
-Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
-Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Подготовка рефератов.
Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.
Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.
Алгоритм подготовки реферата:
1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте
предварительный план.
2. Составьте список литературы, изучая её, фиксируйте материалы, которые
планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам
составленного Вами плана работы.
3. Делайте сноски к используемым материалам.
4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект
изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.
5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы,
обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их
конкретными примерами и фактами.
6. Проявляйте своё личное отношение, отразите в работе свои собственные
мысли.
7. В заключительной части работы сделайте выводы.
8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.
Критерии оценки реферата:
Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.
Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.
Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения.
Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.
Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.
При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет
должен быть сдан преподавателю.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Тема 1.3 Строение и функции ДНК .Биосинтез белка.
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
Количество часов: 0,5
Цель: обобщить знания о строении и функциях ДНК , репликации ДНК, биосинтезе белка.
Общие указания к выполнению работы:
Составление опорного конспекта по вопросам:
1.Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.
2.Репликация ДНК.
3.Ген. Генетический код.
4. Биосинтез белка.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Тема 1.4 Борьба с вирусными заболеваниями.
Внеаудиторная самостоятельная работа №4
Общие указания к выполнению работы:
Задание:
Подготовка презентации на тему:
«Борьба с вирусными заболеваниями»
Рекомендации по подготовке презентации.
1.Осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
2. Составить план, который должен включать введение, основную часть в виде основных пунктов и подпунктов и заключение.
3. Материалы презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Оформить слайды (согласно требованиям к оформлению работы).
4. Следует учесть, что на показ отводится не более 10-15 минут (это соответствует 3-4 страницам машинописного текста), публика сохраняет внимание не дольше 3-5 минут. Следовательно, в вступлении необходимо актуализировать тему, разжечь внимание присутствующих, материал основной части тщательно отсортировать, отсеять второстепенный материал, а заключение должно плавно завершить выступление и содержать вывод.
5. Продумать возможности использования в презентации статистических материалов в виде диаграмм и таблиц, схем, плакатов, видеофрагментов или слайдов, наглядных примеров.
6. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
7. В процессе выступления следует излагать свободно, короткими фразами, следить за реакцией слушателей, перед собой держать план или текст выступления с выделенными ключевыми фразами.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильный отбор информации;
- полнота раскрытия темы;
- аккуратность оформления;
- соблюдение срока сдачи работы.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
ТЕМА 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.
Тема 2.1 Индивидуальное развитие организма
Внеаудиторная самостоятельная работа №5
Количество часов: 1
Цель: обобщить знания о стадиях развития организма.
Общие указания к выполнению работы:
Задание 1:
Составление опорного конспекта по вопросам:
1.Основные стадии эмбрионального развития.
2.Эмбриональный этап онтогенеза.
3.Органогенез.
4.Постэмбриональное развитие.
Задание 2:
Заполните таблицу: «Характеристика зародышевых листков»
Зародышевые листки | На какой стадии развития зародыша образуется | Какие ткани, органы образует |
Эктодерма | ||
Энтодерма | ||
Мезодерма |
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Тема 2.1 Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.
Внеаудиторная самостоятельная работа №6
Количество часов: 1
Цель: закрепить представление о биогенетическом законе.
Общие указания к выполнению работы:
Вопросы:
1.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.
2.Причины нарушений в развитии организмов.
Задание 1:
Зарисовать этапы развития зародыша во время эмбриогенеза хордовых и подписать его стадии (бластула, гаструла, морула).
Задание 2:
Составить таблицу: «Сравнение зародышей человека и животных».
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Тема 2.2 Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Внеаудиторная самостоятельная работа №7
Количество часов:1
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовьте сообщение на одну из тем по выбору:
- Биологическое значение митоза и мейоза.
-Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
-Половое размножение и его биологическое значение.
-Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
-Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
-Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
-Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
-Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
-Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на
эмбриональное развитие ребенка.
Рекомендации по подготовке сообщения.
1.Осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
2. Составить план, который должен включать введение, основную часть в виде основных пунктов и подпунктов и заключение.
3. Оформить текст письменно (согласно требованиям к оформлению работы)
4. Следует учесть, что на доклад отводится не более 10-15 минут (это соответствует 3-4 страницам машинописного текста), публика сохраняет внимание не дольше 3-5 минут. Следовательно, в вступлении необходимо актуализировать тему, разжечь внимание присутствующих, материал основной части тщательно отсортировать, отсеять второстепенный материал, а заключение должно плавно завершить выступление и содержать вывод.
5. Продумать возможности использования в ходе выступления статистических материалов в виде диаграмм и таблиц, схем, плакатов, видеофрагментов или слайдов, наглядных примеров.
6. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
7. В процессе выступления следует излагать свободно, короткими фразами, следить за реакцией слушателей, перед собой держать план или текст выступления с выделенными ключевыми фразами.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильный отбор информации;
- полнота раскрытия темы;
- аккуратность оформления;
- соблюдение срока сдачи работы.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
Форма контроля: устное сообщение.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИИ
Тема 3.1 Генетика — теоретическая основа селекции.
Внеаудиторная самостоятельная работа №8
Количество часов: 0,5
Цель: определить взаимосвязь генетики и селекции
Общие указания к выполнению работы:
Задание 1:
Дайте ответы на следующие вопросы:
- Что изучает селекция? Что такое порода, сорт, штамм
- Какие методы используются в селекционной работе?
- При каких условиях проявляется эффект гетерозиса?
- Расскажите о вкладе И.В. Мичурина.
- Что такое биотехнология?
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Тема3.2 Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Внеаудиторная самостоятельная работа №9
.
Количество часов: 1
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Задание:
Подготовить сообщение по теме: «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Рекомендации по подготовке сообщения.
1.Осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
2. Составить план, который должен включать введение, основную часть в виде основных пунктов и подпунктов и заключение.
3. Оформить текст письменно (согласно требованиям к оформлению работы)
4. Следует учесть, что на доклад отводится не более 10-15 минут (это соответствует 3-4 страницам машинописного текста), публика сохраняет внимание не дольше 3-5 минут. Следовательно, в вступлении необходимо актуализировать тему, разжечь внимание присутствующих, материал основной части тщательно отсортировать, отсеять второстепенный материал, а заключение должно плавно завершить выступление и содержать вывод.
5. Продумать возможности использования в ходе выступления статистических материалов в виде диаграмм и таблиц, схем, плакатов, видеофрагментов или слайдов, наглядных примеров.
6. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
7. В процессе выступления следует излагать свободно, короткими фразами, следить за реакцией слушателей, перед собой держать план или текст выступления с выделенными ключевыми фразами.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильный отбор информации;
- полнота раскрытия темы;
- аккуратность оформления;
- соблюдение срока сдачи работы.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
Форма контроля: устное сообщение.
Тема 3.3 Индивидуальное развитие организма
Внеаудиторная самостоятельная работа №10
Количество часов: 1,5
Цель: обобщить знания о методах и достижениях селекции.
Общие указания к выполнению работы:
Задание 1:
Составление опорного конспекта по вопросам:
1.Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
2.Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
3.Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
ТЕМА 4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.
Тема 4.1 Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
Внеаудиторная самостоятельная работа №11
Количество часов: 4
Цель: обобщить знания о видообразовании, биологическом прогрессе и регрессе.
Общие указания к выполнению работы:
Задание 1:
Составление опорного конспекта по вопросам:
- Видообразование.
- Биологический прогресс и биологический регресс
- Причина вымирания видов
- Сохранение многообразия видов
Задание 2:
1.Дайте определение понятиям «биологический прогресс и биологический регресс»
2.Перечислите основные признаки биологического прогресса и биологического регресса.
3. Что такое генетическая эрозия?
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
ТЕМА 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Тема 5.1 Родство и единство происхождения человеческих рас.
Внеаудиторная самостоятельная работа №12
.
Количество часов: 2
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Задание:
Подготовить сообщение по теме: «Человеческие расы»
Рекомендации по подготовке сообщения.
1.Осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
2. Составить план, который должен включать введение, основную часть в виде основных пунктов и подпунктов и заключение.
3. Оформить текст письменно (согласно требованиям к оформлению работы)
4. Следует учесть, что на доклад отводится не более 10-15 минут (это соответствует 3-4 страницам машинописного текста), публика сохраняет внимание не дольше 3-5 минут. Следовательно, в вступлении необходимо актуализировать тему, разжечь внимание присутствующих, материал основной части тщательно отсортировать, отсеять второстепенный материал, а заключение должно плавно завершить выступление и содержать вывод.
5. Продумать возможности использования в ходе выступления статистических материалов в виде диаграмм и таблиц, схем, плакатов, видеофрагментов или слайдов, наглядных примеров.
6. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
7. В процессе выступления следует излагать свободно, короткими фразами, следить за реакцией слушателей, перед собой держать план или текст выступления с выделенными ключевыми фразами.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильный отбор информации;
- полнота раскрытия темы;
- аккуратность оформления;
- соблюдение срока сдачи работы.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
Форма контроля: в устном виде.
ТЕМА 6:ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.
Тема 6.1 Биосфера — глобальная экосистема.
Внеаудиторная самостоятельная работа №13
Количество часов: 1,5
Цель: обобщить знания о методах и достижениях селекции.
Общие указания к выполнению работы:
Задание 1:
Составление опорного конспекта по вопросам:
1.Учение В.И.Вернадского о биосфере.
2.Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
3.Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Тема 6.2 Биосфера и человек.
Внеаудиторная самостоятельная работа №14
Количество часов: 1,5
Цель: обобщить знания о методах и достижениях селекции.
Вопросы:
1.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.
2. Глобальные экологические проблемы и пути их решения
Общие указания к выполнению работы:
Задание:
Подготовка презентации на тему:
«Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
Рекомендации по подготовке презентации.
1.Осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
2. Составить план, который должен включать введение, основную часть в виде основных пунктов и подпунктов и заключение.
3. Материалы презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Оформить слайды (согласно требованиям к оформлению работы).
4. Следует учесть, что на показ отводится не более 10-15 минут (это соответствует 3-4 страницам машинописного текста), публика сохраняет внимание не дольше 3-5 минут. Следовательно, в вступлении необходимо актуализировать тему, разжечь внимание присутствующих, материал основной части тщательно отсортировать, отсеять второстепенный материал, а заключение должно плавно завершить выступление и содержать вывод.
5. Продумать возможности использования в презентации статистических материалов в виде диаграмм и таблиц, схем, плакатов, видеофрагментов или слайдов, наглядных примеров.
6. При необходимости обратиться за консультацией к преподавателю.
7. В процессе выступления следует излагать свободно, короткими фразами, следить за реакцией слушателей, перед собой держать план или текст выступления с выделенными ключевыми фразами.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильный отбор информации;
- полнота раскрытия темы;
- аккуратность оформления;
- соблюдение срока сдачи работы.
Материальное и информационное обеспечение:
Оборудование:
Персональный компьютер, ППП MS Office, сеть Интернет
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Оценка сводной (обобщающей) таблицы и опорного конспекта по теме
Оценка «отлично» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:
- правильность выбора информации;
- краткость изложения информации;
- выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
- работа выполнена в установленный срок.
Оценка «хорошо» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:
- правильность выбора информации, но имеются незначительные ошибки;
- краткость изложения информации;
- выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
- работа выполнена в установленный срок.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:
- правильность выбора информации, но имеются незначительные ошибки;
- большой объем, много лишней информации;
- выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;
- работа выполнена не в установленный срок.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:
- неправильность выбора информации, имеются значительные ошибки;
- большой объем, много лишней информации;
- выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;
- работа выполнена не в установленный срок.
Оценка реферата
Оценка «отлично» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:
- соответствие содержания теме;
- содержание работы полностью раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
- в работе использованы современные источники;
- соответствие оформления предъявляемым требованиям;
- работа выполнена в установленный срок.
Оценка «хорошо»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:
- соответствие содержания теме;
- содержание работы не полностью раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
- в работе использованы современные источники;
- соответствие оформления предъявляемым требованиям
- работа выполнена в установленный срок.
Оценка «удовлетворительно»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:
- соответствие содержания теме;
- содержание работы раскрывает утвержденную тему, допущены незначительные ошибки;
- выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;
- в работе не использованы современные источники;
- соответствие оформления предъявляемым требованиям;
- работа выполнена не в установленный срок.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:
- содержание не соответствует теме;
- содержание работы не раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;
- оформление не соответствует предъявляемым требованиям;
- работа выполнена не в установленный срок.
Оценка сообщения
Оценка «отлично» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:
- соответствие содержания теме;
- содержание работы полностью раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
- в работе использованы современные источники;
- работа выполнена в установленный срок.
Оценка «хорошо»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:
- соответствие содержания теме;
- содержание работы не полностью раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
- в работе использованы современные источники;
- работа выполнена в установленный срок.
Оценка «удовлетворительно»ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:
- соответствие содержания теме;
- содержание работы раскрывает утвержденную тему, допущены незначительные ошибки;
- выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;
- в работе использованы современные источники;
- работа выполнена не в установленный срок.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:
- содержание не соответствует теме;
- содержание работы не раскрывает утвержденную тему;
- выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;
- работа выполнена не в установленный срок.
Количество набранных баллов
Оценка от 27 баллов до 20 баллов - 5 отлично
от 19 баллов до 15 баллов - 4 хорошо
от 14 до 8 баллов - 3 удовлетворительно
от 7 баллов до - 2 неудовлетворительно
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология [Текст]: учеб. Для образоват. Учреждений нач. и сред. Проф. Образования/Константинов В.М..- 6-е изд., стереотип.- М.:Академия, 2013.- 319 с.: ил.
2. Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. И. Тупикин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 384 с.: ил.
Дополнительная литература
1.Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.: ил.
2.Большая школьная энциклопедия [Текст]. 6 – 11 кл. Т. 2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 717 с.: ил.
3.Голицын, А. Н. Основы промышленной экологии [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / А. Н. Голицын. – М.: ИРПО; Академия, 2002. – 240 с.: ил.
4.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.
5.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 352 с.: ил.
6.Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 283 с.: ил.
7.Мамонтов, С. Г. Общая биология [Текст]: учеб. пособие для сред. учеб. заведений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. – М.: Высшая школа, 1986. – 320 с. ил.
8.Природа и экологические проблемы Кузбасса [Текст]: учеб. пособие. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993. – 208 с.: ил.
9.Справочник школьника [Текст]: 5 – 11кл. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. – 704 с.: ил.
10.Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 2 (Биология) / сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995. – 624 с.: ил.
Требования к оформлению работы
- работа должна быть выполнена АККУРАТНО;
- работа оформляется на стандартных листах формата А4;
- работа может быть как напечатана, так и написана от руки;
- наличие полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое 10 мм;
- номера страниц – арабскими цифрами вверху страницы, по центру, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы не проставляется;
- при печатной работе – шрифт Times Roman, размер шрифта 14 (12) пт, автоматическая расстановка переносов, выравнивание по ширине текста; междустрочный интервал 1,5 пт, при рукописном варианте – четкий разборчивый почерк;
- работа должна содержать: титульный лист, введение, основную часть, оглавление, заключение, список литературы в соответствии с приложением А;
- работа должна быть прошита степлером (на 3 скобы) или сшита в скоросшиватель
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец титульного листа
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «_____________________________________»
специальность: ____________________________________
СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)
Тема: «___________________________________________»
Выполнил: обучающийся_________гр.
________________________
(Фамилия, имя студента )
Проверил: преподаватель Ф.И.О
Оценка:_____________________
___________________
(подпись преподавателя)
год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 П...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Технология обработки информации базы данных"
Программа изучения учебной дисциплины "Технология обработки информации базы данных" предусматривает самостоятельные работы обучающихся. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостояте...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине " Литература"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Литература" предназначены для студентов 2 курса....
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дтсциплине "Экономика".
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработке содержатся тематическое...
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дтсциплине "Право".
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработке содержатся тематическое...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Внеаудиторная самостоятельная работа для специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ для обучающихся. Дисциплина "Биология"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся - дисциплина "Биология" 1 курс, специальность 34.02.01 сестринское дело. В методических рекоменда...