Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дтсциплине "Экономика".
методическая разработка на тему
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработке содержатся тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных работ по программе "Экономика", примеры ВСР и алгоритмы их выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._metod._rekomendatsii_po_vsr.docx | 97.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПб ГБ ПОУ «ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено и согласовано: на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин Протокол №___ от _________ 2016 Председатель МК гуманитарных дисциплин ________________ Т.И. Любавина | «Утверждаю»: Зам. директора по УПР __________________ М.А. Лысых «______»________________ 2016 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Экономика»
для специальностей
среднего профессионального образования
социально-экономического профиля
Разработчик:
Любавина Т.И.,
преподаватель общественных дисциплин
Санкт-Петербург
2016
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование самостоятельных работ по учебной дисциплине «Экономика».
- Система контроля качества выполнения самостоятельной работы.
- Внеаудиторные самостоятельные работы.
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Методические рекомендации подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы.
Предназначены для преподавателей и студентов СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»
по специальностям среднего профессионального образования социально-экономического профиля I курса обучения.
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Методические рекомендации призваны помочь студентам организовать самостоятельную работу при изучении учебной дисциплины «Экономика».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Экономика» проводится с целью:
● формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой,
справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
● качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний,
их углубления и расширения;
● формирования умения применять полученные знания в профессиональной
деятельности и закрепления практических умений студентов;
● развития познавательных способностей студентов, формирования
самостоятельности мышления;
● развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности,
ответственности и организованности;
● формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению,
самосовершенствованию и самореализации);
● развития научно-исследовательских навыков.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности студентов.
Эта работа включает в себя:
1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов
и практики их применения;
2) решение исследовательских задач;
3) подготовку к практическим занятиям;
4) подготовку к текущему (рубежному) контролю;
5) подготовку к дифференцированному зачету.
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 50 часов.
Контроль над ходом и результатами ВСР осуществляет преподаватель учебной дисциплины систематически, в том числе в процессе проведения аудиторных занятий (лекционных и практических).
Результаты ВСР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в ходе промежуточной аттестации студентов по изучаемой дисциплине.
К видам контроля относятся: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономика»:
● умения студента использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
● умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы,
находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
● обоснованность и четкость изложения ответа;
● оформление материала в соответствии с требованиями;
● умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
● умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически
оценить решение и его последствия;
● умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты
действий;
● умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Обязательным условием организации самостоятельной работы является отчетность студентов перед преподавателем о ее результатах.
Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных работ
по учебной дисциплине «Экономика»
Всего | I курс | |
1 семестр | 2 семестр | |
50 часов | 28 ч | 22 ч |
№ раздела, темы урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Форма отчетности обучающегося | Наименование знаний/умений (ФГОС/РП) | |
Всего аудитор. часов по теме | Всего часов ВСР | |||||
I курс | 100 | 50 | ||||
1-2 | Введение | 2 | 4 | Самостоятельная работа№1. Сравнительный анализ экономических школ (оформление в виде таблицы). | Заполнение таблиц, ответы на вопросы. | Знать основные этапы и особенности систематизации экономических идей и воззрений в экономические теории. Уметь раскрывать и анализировать особенности экономических школ Древнего мира, Античности, Средневековья, современного этапа. |
3-24 | Раздел I. Экономика и экономическая наука. | 22 | 8 | |||
3-6 | Тема 1.Основные экономические проблемы. | 4 | 4 | Самостоятельная работа№2. Товары и услуги для удовлетворения определенных видов потребностей (оформление в виде таблицы). | Заполнение таблиц, ответы на вопросы. | Знать классификацию потребностей, сущность теории полезности. Уметь различать понятия «экономические блага», «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями. |
7-10 | Тема 2. Факторы производства и факторные доходы. | 4 | ─ | |||
11-12 | Тема 3. Выбор и альтернативная стоимость. | 2 | 4 | Самостоятельная работа№3. Составить словарь экономических терминов. | Составление терминологического словаря (глоссария). | Знать основные экономические термины, определения экономических понятий. Уметь различать основные экономические термины; составлять глоссарий. |
13-16 | Тема 4. Типы экономических систем. | 4 | ─ | |||
17-20 | Тема 5. Собственность. Конкуренция. | 4 | ─ | |||
21-24 | Тема 6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. | 4 | ─ | |||
25-32 | Раздел II. Семейный бюджет. | 8 | 4 | |||
25-28 | Тема 7. Доходы и расходы семьи. | 4 | 4 | Самостоятельная работа №4. Составить классификацию товаров, необходимых для семьи. | Выполнение краткосрочного проекта на тему: «Какие товары нам нужны?»; составление таблицы, ответы на вопросы. | Знать основные потребности семьи; источники информации о товарах. Уметь планировать покупки, совершать покупки по рациональной потребности. |
29-32 | Тема 8. Рациональный потребитель. | 4 | ─ | |||
33-58 | Раздел III. Рыночная экономика. | 26 | 16 | |||
33-38 | Тема 9. Механизм рыночной экономики. | 6 | 4 | Самостоятельная работа №5. Аргументы «за» и «против» рыночной экономики. | Составление таблицы, ответы на вопросы. | Знать противоречия рынка, позиции сторонников и противников рыночной экономики. Уметь разбираться в аргументации. |
39-42 | Тема 10. Экономика фирмы. | 4 | 4 | Самостоятельная работа №6. Сущность деятельности акционерного общества. | Заполнение таблиц. | Знать сущность деятельности акционерного общества; особенности функционирования акционерных обществ. Уметь проводить сравнительный анализ особенностей акционерных обществ, выделять общие черты и различия. |
43-50 | Тема 11. Производство, производительность труда. | 8 | 4 | Самостоятельная работа №7. Россия на мировом рынке технологий. | Заполнение таблиц, выполнение заданий. | Знать проблемы России на мировом рынке технологий и пути их решения. Уметь анализировать проблемы и перспективы России на международном рынке технологий. |
51-54 | Тема 12. Издержки. Выручка. | 4 | ─ | |||
55-58 | Тема 13. Фондовый рынок. | 4 | 4 | Самостоятельная работа №8. «Быки» и «медведи» на фондовой бирже. | Заполнение таблиц, выполнение заданий. | Знать основных участников биржевой торговли, сущность их стратегий; как зарабатывают деньги на фондовой бирже; виды операций на фондовой бирже с ценными бумагами. Уметь различать стратегии основных участников биржевой торговли. |
59-66 | Раздел IV. Труд и заработная плата. | 8 | 4 | |||
59-62 | Тема 14. Рынок труда. | 4 | ─ | |||
63-66 | Тема 15. Безработица. | 4 | 4 | Самостоятельная работа №9. Поиск и анализ информации с рынка труда. | Заполнение таблиц, выполнение заданий. | Знать особенности рынка труда, наиболее востребованные профессии. Уметь работать со средствами массовой информации, собирать и обрабатывать статистический материал. |
67-74 | Раздел V. Деньги и банки. | 8 | 4 | |||
67-68 | Тема 16. Деньги и их роль в экономике. | 2 | 4 | Самостоятельная работа №10. Электронные средства платежа. | Выполнение заданий. | Знать виды электронных средств платежа, условия перевода электронных денег. Уметь оформлять электронные платежи; совершать покупки в Интернет-магазинах. |
69-70 | Тема 17. Банковская система. | 2 | ─ | |||
71-74 | Тема 18. Инфляция и ее социальные последствия. | 4 | ─ | |||
75-88 | Раздел VI. Государство и экономика. | 14 | ─ | |||
75-76 | Тема 19. Роль государства в экономике. | 2 | ─ | |||
77-78 | Тема 20. Налоги. | 2 | ─ | |||
79-80 81-84 | Тема 21. Государственный бюджет. Тема 22. Экономический рост. | 2 4 | ─ ─ | |||
85-88 | Тема 23. Основы денежной политики государства. | 4 | ─ | |||
89-98 | Раздел VII. Международная экономика. | 10 | ||||
89-90 | Тема 24. Государственная политика в области международной торговли. | 2 | ─ | |||
91-94 | Тема 25. Валюта. | 4 | ─ | |||
95-98 | Тема 26. Особенности современной экономики России. | 4 | ─ | |||
99-100 | Дифференцированный зачет. | 2 | 10 | Самостоятельные работы: ▪ написание реферата на заданную тему. | Печатная работа. |
3. Система контроля качества выполнения самостоятельной работы.
Лист контроля выполнения самостоятельной работы.
№ | Продукт ВСР | Дата выполнения | Результат выполнения | Подпись преподавателя | Примечание |
Самостоятельные работы студентов подлежат хранению в течение учебного года и подлежат списанию по его окончании.
4. Внеаудиторные самостоятельные работы.
Самостоятельная работа №1.
Введение.
Тема: Сравнительный анализ экономических школ.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: выяснить, какие экономические школы существуют в экономической
науке.
Учебные задачи:
1. Исследование основных этапов становления и развития экономической науки.
2. Исследование особенностей систематизации экономических идей и воззрений
в экономические школы.
3. Раскрытие особенностей экономических школ Древнего мира, Античности,
Средневековья, Нового и Новейшего времени, современного этапа.
4. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
5. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Составьте таблицу:
Возникновение экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители | Произведения |
2. Составьте таблицу:
Развитие экономической науки.
Экономические школы | Основные идеи | Вклад в развитие экономической науки |
Рекомендуемая литература:
1. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков
до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
2. История экономических учений / Титова Н.Е. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2007.
2. История экономических учений: Учебное пособие. / Под ред. А.Г. Худокормова.
М.: Изд-во МГУ, 2004.
3. История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова,
Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. – СПб. ГААП, 2012.
Форма отчетности: составление таблиц.
Критерии оценки:
- «5» − полное представление 7-8 экономических школ;
- «4» − представление 5-6 экономических школ;
- «3» − представление 4 экономические школы.
Самостоятельная работа №2.
Раздел I. Экономика и экономическая наука.
Тема 1.Основные экономические проблемы.
Тема: Товары и услуги для удовлетворения определенных видов потребностей.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: выяснить, какие товары необходимы для удовлетворения
определенных видов потребностей.
Учебные задачи:
1. Исследование основных видов потребностей.
2. Исследование проблемы максимального удовлетворения потребностей с помощью
ограниченных ресурсов.
3. Раскрытие рациональности экономического выбора, сущности теории полезности.
4. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
5. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Заполните таблицу:
Виды потребностей | Товары | Услуги |
2. Заполните таблицу:
Первичные потребности человека | Вторичные потребности человека | Товары и услуги |
3. Объясните с точки зрения потребительского выбора экономический смысл фразы:
« Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Рекомендуемая литература:
1. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний: учеб. пособие. -
М. Международные отношения, 2009.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы./
Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб, Питер Ком, 2012.
3. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие.
Под. Ред. О.Ю. Мамедова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Форма отчетности: составление таблиц, выполнение задания.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 3 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 2 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 1 задания,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №3.
Раздел I. Экономика и экономическая наука.
Тема 3. Выбор и альтернативная стоимость.
Тема: Составить словарь экономических терминов.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить основные экономические термины.
Учебные задачи:
1. Выяснение сущности основных экономических терминов.
2. Формирование умения четкого формулирования экономических терминов.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
5. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Составьте терминологический словарь / глоссарий, содержащий термины и их
определения в области экономики.
При составлении терминологического словаря / глоссария следует отбирать термины на основе изученного материала.
Отобранные термины должны иметь четкую формулировку, их общее количество
не должно быть менее 25-30 единиц.
Рекомендуемая литература:
1. Гугасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория - М. Инфра - М, 2010.
2. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний:
учебное пособие. - М. Международные отношения, 2012.
3. Акулов В.Б., Акулова О.В. экономическая теория. Учебное пособие.
Петрозаводск, 2012.
Электронные ресурсы:
Кураков Л.П. Словарь-справочник// Современный экономический словарь. – http://www.vocable.ru
Форма отчетности: составление глоссария.
Критерии оценки:
1. «5» − грамотное формулирование и написание, извлечение основной информации,
понимание содержания, четкая формулировка,
глоссарий содержит 25-30 единиц;
2. «4» − грамотное формулирование и написание, извлечение основной информации,
понимание содержания, четкая формулировка,
глоссарий содержит 24-16 единиц;
3. «3» − некачественно выполнено задание.
Самостоятельная работа №4.
Раздел II. Семейный бюджет.
Тема 7. Доходы и расходы семьи.
Тема: Составить классификацию товаров, необходимых для семьи.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить основные потребности семьи.
Учебные задачи:
1. Выяснение основных потребностей семьи; правил покупок; источников
информации о товарах.
2. Формирование умения планировать покупки, совершать покупки по рациональной
потребности.
3. Формирование умения выполнения проекта.
4. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
5. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Выполните краткосрочный проект на тему: «Какие товары нам нужны?»
2. Классифицируйте товары, необходимые Вашей семье по основным видам
потребностей (оформление в виде таблицы).
Потребности | Товары |
Словарь:
Потребности: рациональные, ложные, духовные, материальные, физиологические, социальные.
Потребности в безопасности и самореализации.
Уровень благосостояния.
Сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификация продукции.
3. Ответьте на вопросы:
- Откуда Вы черпаете информацию о товарах и услугах?
- Доверяете ли Вы рекламе?
- Как Вы думаете, на какие товары требуется гигиенический сертификат?
- Интересуетесь ли Вы наличием сертификата у продавца?
- Купите ли Вы товар, если у продавца нет сертификата?
Форма отчетности: выполнение проекта, составление таблицы, ответы на вопросы.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 3 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 2 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 1 задания,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №5.
Раздел III. Рыночная экономика.
Тема 9. Механизм рыночной экономики.
Тема: Аргументы «за» и «против» рыночной экономики.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить позиции сторонников и противников рыночной экономики.
Учебные задачи:
1. Выяснение аргументов «за» и «против» рыночной экономики.
2. Формирование умения разбираться в аргументации сторонников и противников
рыночной экономики.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
4. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Заполните таблицу:
Сторонники и противники рыночной экономики.
Характеристики | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Частная собственность | ||
Конкуренция | ||
Эффективность экономического развития | ||
Рациональное использование ресурсов | ||
Совершенствование технологии | ||
Качество товаров и услуг | ||
Цены на товары и услуги | ||
Информация о ценах | ||
Создание общественных благ | ||
Внешние эффекты | ||
Развитие образования, здравоохранения, культуры | ||
Решение социальных проблем | ||
Социальная дифференциация | ||
Экономические функции государства |
2. Оцените репутацию рыночной экономики у россиян.
Используйте для этого форумы в социальных сетях, проанализируйте обсуждения
и сделайте вывод.
3. К сторонникам или противникам рыночной экономики Вы относите себя?
Обоснуйте ответ.
Рекомендуемая литература:
1. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический
анализ. М.,1997
2. Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н. Микроэкономика.
Основы теории рыночной экономики: Учеб. пособие / Под ред. Л. С. Шаховской /
Волгоград. 2006.
3. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. –
М.: Инфра - М, 2003.
Электронные ресурсы:
1. Марков М.А. Внешние эффекты и общественные блага // Экономика –
2. Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Электронный журнал «Экономическая
социология». – 2003. – № 2. – http://www.ecsoc.msses.ru
Форма отчетности: заполнение таблицы, ответы на вопросы.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 3 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 2 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 1 задания,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №6.
Раздел III. Рыночная экономика.
Тема 10. Экономика фирмы.
Тема: Сущность деятельности акционерного общества.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель:
Учебные задачи: изучить деятельность акционерного общества.
1. Выяснение сущности деятельности акционерного общества; особенности
функционирования акционерных обществ.
2. Формирование умения проводить сравнительный анализ особенностей акционерных
обществ, выделять общие черты и различия.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
4. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Заполните таблицу:
Организационно-правовые формы предприятий.
Вопросы для сравнения | Хозяйственное товарищество | Акционерное общество | Производственный кооператив | ||
Полное | Коммандитное | ОАО | ЗАО | ||
Уставной капитал | |||||
Управление | |||||
Ответственность |
2. Проведите сравнительный анализ особенностей акционерных обществ и обществ
с ограниченной ответственностью, выделите общие черты и различия,
заполните таблицу.
Назовите достоинства и недостатки организации бизнеса в форме АО
по сравнению с ООО.
Показатель | Акционерное общество | Общество с ограниченной ответственностью |
Сходства | 1. | |
2. | ||
3. | ||
Отличия |
3. Пользуясь различными источниками и на основе публичной информации
о компании, соберите данные о составе и структуре акционеров (собственников)
какой - либо отечественной или зарубежной компании.
Определите, исходя из результатов проведенного исследования, насколько актуальным в данной корпорации является разделение функций собственности и управления.
4. Проведите сравнительный анализ открытого и закрытого акционерных обществ,
заполните таблицу.
Характерный признак | ОАО | ЗАО |
Минимальный размер уставного капитала | ||
Количество акционеров | ||
Способ размещения акций и иных ценных бумаг (вид подписки) | ||
Условия обращения акций | ||
Преимущественное право на приобретение отчуждаемых акций | ||
Преимущественное право на приобретение дополнительных акций | ||
Достоинства как формы организации бизнеса | ||
Недостатки как формы организации бизнеса |
Рекомендуемая литература:
1. Ионцев М.Г. Акционерные общества. - М.: Изд-во «Ось-89», 2003.
2. Крапивин О.М. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных
обществах». - М.: Фонд Правовой культуры, 2004.
3. Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации /
Под редакцией В.В. Васильевой. М.: Гросс Медиа: Росбух, 2007.
Форма отчетности: заполнение таблиц, выполнение заданий.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 4 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 3 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 2 заданий,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №7.
Раздел III. Рыночная экономика.
Тема 11. Производство, производительность труда.
Тема: Россия на мировом рынке технологий.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить проблемы России на мировом рынке технологий и пути их
решения.
Учебные задачи:
1. Выяснение современных условий и формы осуществления международного
технологического обмена; повышение конкурентоспособности продукции.
2. Формирование умения анализировать проблемы и перспективы России
на международном рынке технологий.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
4. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Заполните таблицу:
Международный рынок технологий
Объекты международной торговли технологиями | Субъекты международной торговли технологиями |
2. Пользуясь различными источниками информации, определите направления,
по которым Россия сохраняет научно-технический потенциал и
конкурентоспособность на международном рынке технологий.
3. Определите место России на мировом рынке технологий.
4. Определите проблемы российского рынка технологий и пути их решения.
Рекомендуемая литература:
1. Гильмендинова И.А. О некоторых возможностях адаптации российских
предприятий к условиям ВТО.- М.: МАКС Пресс, 2012.
2. Скляренко Р. П. Россия на мировом рынке технологий. – Москва, 2014.
3. Бекетов Н. Тенденции развития сферы науки и инноваций в России на фоне
международных сопоставлений // Проблемы теории и практики упр. – 2014. - № 4.
Форма отчетности: заполнение таблицы, выполнение заданий.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 4 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 3 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 2 заданий,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №8.
Раздел III. Рыночная экономика.
Тема 13. Фондовый рынок.
Тема: «Быки» и «медведи» на фондовой бирже.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить стратегии основных участников биржевой торговли.
Учебные задачи:
1. Выяснение сущности стратегий «быков» и «медведей»; как зарабатывают деньги
на фондовой бирже; виды операций на фондовой бирже с ценными бумагами.
2. Формирование умения различать стратегии основных участников биржевой
торговли.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
4. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Заполните таблицу:
Характеристика основных участников фондовой биржы.
Участники рынка ценных бумаг. | Характеристика | Различия в деятельности |
«Быки» | ||
«Медведи» |
2. Заполните таблицу:
Участники рынка ценных бумаг.
Участники рынка ценных бумаг. | Основные функции |
«Быки» | |
«Медведи» |
3. Объясните, какие ценные бумаги допускаются на фондовую биржу.
По каким критериям?
Рекомендуемая литература:
- Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Вы и мир инвестиций. ММВБ, 2013г.
- В. В. Бочаров. Инвестиции. Издательство: Питер, 2008г.
- Думная Н.Н. . Я – инвестор. Издательство: М.: Интеллект-Центр, 2011 г.
Интернет-ресурсы
http://www.bibliotekar.ru/finance (История биржевой торговли)
http://tradebet.ru/DivisionAbout (Как работает биржа)
http://www.perlmasterbank.com (История развития российских бирж)
http://business.kulichki.net/ (Статьи по текущим проблемам экономической жизни)
http://www.vkkb.ru (Компьютерные и деловые игры по экономике).
http://www.uic.ssu.samara.ru/economics/ (Тесты по экономике).
Форма отчетности: заполнение таблиц, выполнение заданий.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 3 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 2 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 1 задания,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №9.
Раздел IV. Труд и заработная плата.
Тема 15. Безработица.
Тема: Поиск и анализ информации с рынка труда.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить особенности рынка труда.
Учебные задачи:
1. Выяснение особенностей рынка труда; наиболее востребованных профессий;
требований работодателей к соискателям работы.
2. Формирование умения работы со средствами массовой информации, сбора
и обработки статистического материала.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
4. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Пользуясь объявлениями о вакансиях на рынке труда, определите:
- Общее количество вакансий.
- Какие вакансии наиболее часто предлагаются на рынке труда.
- Какие вакансии предлагаются достаточно редко.
- Определите предлагаемую цену рабочей силы с учетом прожиточного минимума:
(на январь 2016 года 4000 рублей для трудоспособного населения).
1 минимум и менее | 2-3 минимума | 4-5 минимума | 6 минимов и более | |
Количество вакансий с указанным уровнем заработной платы | ||||
Предлагаемые вакансии |
- Определите требования работодателей к соискателям по следующим показателям:
а) возраст
Предлагаемые вакансии | 20 лет и менее | 21-35 лет | 36-45 лет | 45-60 лет | Не имеет значения |
б) пол
Предлагаемые вакансии | Женщины | Мужчины | Не имеет значения |
в) уровень образования
На вакансии: | Среднее специальное | Высшее | Высшее (специалист) | Не имеет значения |
г) опыт работы
Предлагаемые вакансии | Менее 1 года | 1-3 года | Не менее 5 лет | Больше 5 лет | Не имеет значения |
2. Пользуясь объявлениями соискателей о поиске работы, определите:
- Общее количество соискателей.
- Работники каких профессий наиболее часто ищут работу.
- Работники каких профессий ищут работу гораздо реже.
- Определите желаемую величину заработной платы (с учетом прожиточного минимума на январь 2016 года 4000 рублей для трудоспособного населения)
Количество объявлений с указанным уровнем заработной платы | 1 минимум и менее | 2-3 минимума | 4-5 минимума | 6 минимов и более |
Представители профессий. |
5. Определите особенности соискателей (социальное лицо)
по следующим показателям:
а) возраст
Представители профессий. | 20 и менее | 21-35 лет | 36-45 лет | 45-60 лет и старше |
б) пол
Представители профессий. | Женщины | Мужчины |
в) уровень образования
Количество соискателей | Среднее специальное | Высшее | Высшее (специалист) |
Представители профессий. |
г) опыт работы
Представители профессий. | Есть | Нет |
3. Задания для общей аналитической работы:
- Определите, сколько соискателей приходится на наиболее востребованные специальности (вакансии)?
- Сколько соискателей приходится на вакансии, редкие на рынке труда?
- Какие отрасли производства в настоящее время наиболее активно развиваются?
- Какие отрасли и предприятия в настоящее время испытывают трудности в развитии?
- Предложите меры по урегулированию рынка труда.
4. Задания для личной практики:
- Найдите примеры объявлений, которые, по Вашему мнению, наиболее могут заинтересовать работодателя. Обратите внимание, как они составлены?
- Приведите примеры «неудачных объявлений». Как Вы думаете, почему такие объявления не заинтересуют работодателя?
- Попробуйте самостоятельно составить объявление о поиске работы от себя как
а) студента I курса колледжа
б) выпускника колледжа - Какие виды деятельности для Вас доступны?
- На какой уровень оплаты Вы можете рассчитывать?
Рекомендуемая литература:
1. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда. Гуманитарные
и социально-экономические науки. 2011.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА –
ИНФРА-М, 2011.
3. Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода. // Труд и социальные отношения. – 2012.
Интернет-ресурсы
1. http://im6-tub.yandex.net/i?id=63664001-06 – биржа труда
2. http://image.newsru.com/pict/id/6229_20000814150151.gif - на бирже труда
3. http://kp.by/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa52226f880f3a43063654af/194959.gif -
таблица «Самые ходовые вакансии»
Форма отчетности: заполнение таблиц, выполнение заданий.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 4 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 3 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 2 заданий,
некачественно выполнены задания.
Самостоятельная работа №10.
Раздел V. Деньги и банки.
Тема 16. Деньги и их роль в экономике.
Тема: Электронные средства платежа.
Количество часов: 4 часа.
Учебная цель: изучить виды электронных средств платежа.
Учебные задачи:
1. Выяснение характеристик систем электронных платежей; платежных
инструментов; видов платежных систем; характеристики платежных систем,
работающих с банковскими пластиковыми картами; интегрированных платежных
систем; платежных терминалов коммерческих организаций.
2. Формирование умения оформлять электронные платежи; совершать покупки
в Интернет-магазинах.
3. Формирование умения пользоваться дополнительной литературой.
4. Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Порядок выполнения:
1. Выполните задание:
1) Дайте определение электронного платежа.
2) Охарактеризуйте электронные деньги.
3) Охарактеризуйте платежные инструменты в электронных платежах.
4) Платежные терминалы, их характеристика.
2. Соотнесите термины и определения.
Термины:
1. Торговый терминал.
2. Интернет.
3. Локальная сеть.
4. Глобальная сеть.
5. Сетевые платежи.
6. Внесетевые платежи.
7. Кредитная карта.
8. Дебетовая карта.
9. Микропроцессорная карта.
10. Режим реального времени.
11. Автономный режим.
12. Банкомат.
13. Процессинговый центр.
14. Homebanking.
15. РУНЕТ.
Определения:
1. Российский сегмент сети Интернет.
2. Платежи, проводимые с использованием возможностей глобальных сетей.
3. Платежи, проводимые пластиковыми картами.
4. Сеть, географически расположенная в одном месте или в рамках одного
предприятия.
5. Компания, которая обеспечивает информационное взаимодействие
между участниками платежной системы.
6. Обмен информацией и выполнение всех трансакций по счетам в реальном масштабе
времени.
7. Расчетные установки, находящиеся в торгово-сервисных предприятиях,
для проведения расчетов пластиковыми картами.
8. Пластиковые карты со встроенной кремниевой микросхемой .
9. Устройство, обеспечивающее работу банковских систем самообслуживания
на базе пластиковых карт.
10. Сеть, охватывающая большие территории и не имеющая географических границ.
11. Ведение банковских операций на дому у клиента с помощью возможностей сети.
12. Режим, когда обмен информацией происходит через некоторое время
и информация переносится на физических носителях.
13. Расчетные пластиковые карты с вносимой заранее суммой, в пределах которой
и может производиться оплата товаров и услуг.
14. Совокупность соединенных между собой серверов-компьютеров, доступ обеспечен
интерфейсом WWW.
15. Карты, владелец которой имеет постоянно возобновляемый кредит
в банке-эмитенте.
3. Определите верно, неверно данное выражение (да или нет).
1. Сетевые платежи – это платежи, проходящие только в глобальной сети.
2. Локальная сеть – это сеть, расположенная географически не в одном месте.
3. Торговый терминал – это несколько компьютеров, соединенных между собой
для совместного использования ресурсов.
4. Все виртуальные платежи можно разделить на сетевые и внесетевые.
5. Существует две укрупненные группы пластиковых карт – это дебетовые
и кредитные.
6. По техническим характеристикам пластиковые карты делятся на: обыкновенные;
магнитные; микропроцессорные; кредитные; дебетовые.
7. Обыкновенная пластиковая карта – простая карта с фиксированной покупательной
способностью.
8. К недостаткам магнитных карт относится следующее: невозможность оперативного
обновления информации; процедура списания денег со счета клиента при расчете
в магазине длительна и сложна; магнитная полоса часто выходит из строя.
9. Существуют два основных направления распространения банкоматов: создание
раздельных «внутриплатежных» систем; создание корпоративных муниципальных
сетей банкоматов.
10. Политика безопасности – совокупность норм и правил, методик, на основе
которых в дальнейшем строится деятельность информационной системы в области
обращения, хранения и распределения информации.
11. К классу технических средств защиты относятся сети электропитания и программы
шифрования.
12. ФАПСИ – это федеральное агентство правительственной связи и информации
при Президенте РФ.
13. Национальные платежные системы не могут эффективно использоваться
на территории России совместно с международными системами.
4. Найдите в источниках информацию о следующем.
1) Фиатные электронные деньги:
- PayPal
- PrivatePay
- Visa Cash
- Mondex
2) Нефиатные электронные деньги:
- WebMoney
- Яндекс. Деньги
- RBK Money
- Rapida
- EasyPay
Рекомендуемая литература:
1. Грачева М. Мир электронной коммерции. // Экономика России – XXI век. 2014.
2. Егиазарян Ш. Понятие электронных денег. // Банки и технологии. 2012.
3. Генкин А. Планета Web-денег. М.: 2013.
4. Успенский И. Энциклопедия Интернет – бизнеса, СПб: Питер, 2011.
Форма отчетности: выполнение заданий.
Критерии оценки:
1. «5» − качественно выполнены 4 задания;
2. «4» − качественно выполнено не менее 3 заданий;
3. «3» − качественно выполнено не менее 2 заданий,
некачественно выполнены задания.
Темы рефератов
по учебной дисциплине «Экономика».
1. Международная интеграция.
2. Стратегия экономического развития России: догоняющая модель или поиск
собственного пути.
3. Проблемы становления среднего класса в России.
4. Экономика: между эффективностью и социальной справедливостью.
5. Модели свободного общества.
6. Роль и значение рекламы в экономике.
7. Ноу-хау в экономике: примеры для подражания.
8. Карьера менеджера в России.
9. Роль банков в современной экономике.
10. Экономическая роль товарной и фондовой бирж в рыночной системе.
11. Возникновение и развитие налогообложения.
12. Виды налогов в Российской Федерации.
13. Государственная политика в рыночной экономике.
14. Государственная служба занятости и ее функции.
15. Антимонопольная политика государства.
16. Инфляция.
17. Кредитно – денежная политика в Российской Федерации.
18. Рынок: собственность и приватизация.
19. Информационные технологии в экономике.
20. История экономических учений.
21. Реклама в экономике.
22. История рекламы.
23. Менеджмент и маркетинг.
24. Методы исследования рынка.
25. Рациональный потребитель и рациональный производитель.
26. Реклама и маркетинг.
27. Международные валютно-кредитные отношения.
28. Мировая торговля.
29. Бизнес-план: структура и содержание.
30. Деловая этика – основа бизнеса.
31. Малый бизнес: трудности роста.
32. Портрет современного менеджера.
33. Рыночная система.
34. Акционерное общество.
35. Современная оплата труда в условиях рыночной экономики.
36. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
37. Безработица и занятость.
38. Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономики.
39. Деньги и их роль в экономике.
40. Особенности переходной экономики России.
41. Кредитная политика государства.
42. Монополии в России.
43. Реклама и современный бизнес.
44. Рынок труда.
45. Государственные ценные бумаги.
46. Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа.
47. Рынок труда и заработная плата.
48. Формы собственности.
49. Конкуренция и ее функции.
50. Экономические и неэкономические ресурсы.
51. Проблема эффективности производства в условиях рыночной экономики.
52. Содержание основной проблемы экономики.
53. Борьба за ограниченные ресурсы.
54. Электронные деньги и формы их использования.
55. Сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции.
56. Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.
57. Рыночное равновесие как условие рыночного саморегулирования.
58. Экономическая роль конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.
59. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии
общества.
60. Доходы и расходы государственного бюджета, их роль в экономическом росте.
Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
- Прочтите текст.
- Определите признаки, по которым можно систематизировать материал.
- Начертите таблицу с определенным количеством граф.
- Запишите название признаков в графы.
- Запишите в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
- Сделайте вывод.
Дополните текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу
Памятка-алгоритм для составления схем.
- Прочтите текст.
- Выделите главную идею текста, разделите текст на части.
- Подберите факты для составления схемы.
- Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
- Установите связи, последовательность.
6. Выберите систему условных обозначений.
7. Продумайте пространственное расположение схемы в тетради.
8. Зафиксируйте схему.
Памятка-алгоритм написания реферата.
- Определите тему, обоснуйте ее (покажите актуальность).
- Изучите состояние проблемы по данной теме.
- Подберите литературу, составьте список используемой литературы.
- Составьте план.
- Определите цель и задачи работы.
- Проанализируйте изученные материалы, делая краткие записи.
- Распределите материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
- Покажите разные точки зрения на проблему.
- Подготовьте опорные таблицы, схемы, графики.
10. Сформулируйте выводы, свое отношение к проблеме, сделайте заключение.
11. Произведите записи текста реферата с учетом единых требований.
Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.
Объем реферата 10-15 печатных страниц.
Структура реферата:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение.
- Основная часть, разделенная на 3-5 глав.
- Заключение.
- Список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 П...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Технология обработки информации базы данных"
Программа изучения учебной дисциплины "Технология обработки информации базы данных" предусматривает самостоятельные работы обучающихся. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостояте...
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дтсциплине "Право".
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработке содержатся тематическое...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Внеаудиторная самостоятельная работа для специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»...
Учебно-методическая разработка: Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (кос) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку
МетМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (КОС) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку включают ...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информатика»
Методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов первого и второго курса по специальности 09.02.02 «Компьютерные сети». Методиче...