Создание проблемной ситуации | Человек изменял, изменяет и будет изменять Землю. Человек нуждается в питании, одежде, стремиться повысить жизненный уровень нуждается в свете и тепле. Отрицательные моменты жизнедеятельности человечества - загрязнение окружающей среды, много вредных веществ опасных для здоровья человека и всего живого. Формулирует проблемный вопрос: что должен сделать человек, чтобы сохранить жизнь на планете? Варианты ответов: - сохранить все живое на планете;
- бороться с уничтожением лесов;
- остановить наступление пустынь;
- защитить планету от всех видов загрязнений.
Подводит учащихся к формулировке проблемы: человеку приходится решать экологические проблемы, причины их возникновения, пути их решения. Для формулировки темы урока предлагает послушать небольшую информация к размышлению "Тревожные факты" (на слайде): - В Курской области наблюдается ухудшение, а в районе КМА и разрушение, почвенного покрова в результате развития эрозии, нарушения технологии обработки почв, добычи полезных ископаемых.
- В атмосферу выбрасываются вредные вещества 150 наименований, из которых 4 - первого класса опасности, 32 - второго , 30 - третьего , 20 веществ - четвертого и только 6 веществ (ориентировочно) имеют безопасный уровень воздействия
- В результате аварии на Чернобыльской АЭС территория области была загрязнена радионуклеидом цезием - 137 .
О чеми дет речь? (об экологических проблемах Курской области). Тема урока - " Экологические проблемы Курской области" | Слушают информацию, работают с электронным источником информации, проводят сравнение, прогнозируют, отвечают на вопросы.
Высказывают предположения, формулируют проблему.
Выдвигают предположения о теме урока, формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
| П-подведение под понятие, анализ, сравнение, извлечение необходимой информации, построение речевого высказывания. К-выражение своих мыслей, учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества с учителем. Р- планирование деятельности, саморегуляция.
|
Целеполагание. Планирование. | Подводит учащихся к формулировке понятия. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: "Экология – это важно или нет?” Экология – модное слово, Раньше Земля не знала такого. Что означает это понятие? Вспомним из курса биологии 6 класса (проводит параллель с ранее изученным материалом), организует беседу по уточнению первичных знаний. Расширим знания - обратимся к электронной энциклопедии:
Экология - от греч. óikos -дом, жилище, местопребывание и логия-наука). Термин «экология» означает «наука о местообитании » . Он был введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении живых организмов (включая человека) между собой и средой обитания. Однако постепенно смысл этого термина расширился, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимодействия общества с окружающей средой. Предлагает сформулировать цели урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Возможные варианты ответов: - определить уровень загрязнения (воздуха, воды, почвы);
- установить источники загрязнения;
- оценить экологическую ситуацию в области;
- рассмотреть влияние загрязняющих веществ на здоровье человека.
| Слушают текст, отвечают на вопросы, работают с электронным источником информации, анализируют, выявляют закономерность изменения понятия.
Формулируют цели, комментируют информацию.
| П-подведение под понятие, анализ, сравнение, извлечение необходимой информации. К-выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Р- планирование деятельности, саморегуляция, выполнение пробного учебного действия.
|
«Открытие» нового знания. | Организует исследовательскую работу учащихся. Начнем наше исследование с исследования загрязнения атмосферы - чем дышим. Наш кабинет-это НИЛ (научно - исследовательская лаборатория), исследующая снег (талую воду) как индикатор загрязнения окружающей среды (в данном случае - загрязнение атмосферы). Формулирует задания. Организует поисковую работу. Курирует выполнение работы. Исследования: НИЛ: 1.Изучение физического загрязнения атмосферы. Работа в группах. 1. Цвет. Это один из показателей состояния воды. Определите цвет талой воды в емкости (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). Наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями. 2. Прозрачность. Через емкость со снеговой водой попытайтесь прочитать печатный шрифт на листе бумаги. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде. 3.Осадок. Определите осадок на дне емкости. Он может быть хлопьевидным, плотным, кристаллическим и т. д. Осадок свидетельствует о наличии взвешенных частиц в воде. Через фильтр перелейте талую воду в пустую емкость. Рассмотрите осадок. 4.Запах. Для определения запаха талая вода наливается в круглую колбу , колба закрывается пробкой, встряхивается, затем колба открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается: нет запаха; очень слабый; слабый; заметный; отчётливый; очень сильный.
Проба №__ место сбора | цвет | прозрачность | осадок | запах | 1 группа №1 пр. Хрущева |
|
|
|
| 2 группа №2 завод "Авиаавтоматика" |
|
|
|
| 3 группа №3 двор школы 59 |
|
|
|
|
|
2.Исследовательская работа "Биотестирование" (презентация). Биотестирование - метод, позволяющий выявить наличие загрязняющих веществ с помощью живых организмов. Экспериментальный организм - растение - кресс-салат. Метод основан на использовании талой снеговой воды трех проб (№1 пр.Хрущева, №2 завод "Авиаавтоматика",№3 двор школы 59) для прорастания семян. Вывод: при использовании талой воды для прорастания семян наблюдается их деформация, значит, талая вода содержит загрязняющие вещества. Следующее исследование - исследование качества питьевой воды - что пьем. Формулирует проблемный вопрос: какая вода нам нужна? Ведь именно от качества питьевой воды зависит наше здоровье. Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний, по обсуждению способов решения проблемы, помогает выявить причинно-следственные связи, побуждает к высказыванию своего мнения. Исследование качества питьевой воды проводится с помощью приема фишбоун: проблема: вода не соответствуют ГОСТу ; факты причины: плохое качество неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей, вторичное микробное загрязнение неудовлетворительный транспорт воды, вызывает серьезные заболевания наличие в воде химических соединений, наличие диоксинов хлорирование; вывод: питьевая вода в области находится в критическом состоянии.
Плохое Качество вызывает вторичное заболевания наличие микробное диоксинов загрязнение
неуд сан-тех неуд транспорт содержит хлорирование состояние воды хим соединения водопр сети Следующее исследование -исследование загрязнения почв. Формулирует задание: из предлагаемого видеоматериала (фильм "Поговорим о почве") выбрать причины загрязнения почв и нарушения почвенного покрова, применимые для Курской области. Общий вывод о загрязнении окружающей среды в Курской области.
Следующее исследование -что делать с мусором? Организует поисковую работу. Курирует выполнение работы. 1. Сжигание (ликвидация термическая) 2.Утилизация биологическая, которую можно использовать в качестве удобрения. 3. Организация свалок. Организация свалок - самый дешёвый недальновидный способ утилизации мусора, т. к. часть мусора будет очень долго разлагаться, а часть вообще никогда не разложится Виды мусора | Сроки разложения | Пищевые отходы | около месяца | Бумага | 2 года | Доски со стройки | 10 лет | Обломки кирпича и бетона | до 100 лет | Фольга | более 100 лет | Пластиковые бутылки | 180-200 лет | Алюминиевые банки | 500 лет | Стекло | более 1000 лет |
4. Переработка отходов для их вторичного использования. Переработка – это самый экологический вариант. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Но здесь существует проблема: мусор необходимо рассортировать. А легко ли на самом деле сортировать мусор? Формулирует задание: в виртуальные контейнеры разного цвета – каждый для определенного вида отходов, отправить виртуальный мусор (на картинках) в зависимости от типа материала. 1 контейнер (синий), в этот контейнер учащиеся должны выбрать и отправить изделия из картона и бумаги; 2 контейнер (желтый), сюда учащиеся отправят предметы из пластика и полиэтилена; 3 контейнер (красный) – для металлических предметов; 4 контейнер (зеленый) – для отходов из стекла. Вывод; сортировать бытовые отходы – совсем несложно, а польза для окружающей среды – огромная! Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. Отходы можно и нужно перерабатывать в полезные материалы. Поэтому мусор называют вторичным сырьем. Вторичное сырье позволяет производить требуемые материалы, например пластмассы. Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрение! Стеклянные сосуды – на повторное использование! | Выполняют исследование, работают с информацией , полученной в ходе эксперимента. Заполняют таблицу, сравнивают результаты, делают выводы.
Комментируют и обсуждают полученные результаты, дают обоснование при выполнении задания. Выявляют закономерности , делают выводы.
Выполняют исследование. Составляют фишбоун (работают с текстовой информацией), сравнивают результаты, делают вывод.
Просмотр видеоинформации, обосновывают выбор решения, делают выводы.
Выполняют исследование, обосновывают выбор решения, делают выводы.
| П- анализ, сравнение, обобщение, классификация, приведение доказательств, извлечение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, построение модели, подведение под понятие. Р- выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, самоопределение. К- выражение своих мыслей , аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения.
|
Включение нового знания в систему знаний | Побуждает к высказыванию своего мнения. Формулирует задание. Решение ситуационных задач. Ситуация №1. Дать оценку изменениям биосферных процессов, возникающих в ответ на антропогенное загрязнение биосферы оксидами азота и углерода и способствующих возникновению кислотных дождей. Ситуация №2. В 1986 году в сельских населённых пунктах Поныровского и Фатежского районов области, подвергшихся радиоактивному загрязнению цезием-137 вследствие аварии на ЧАЭС, была изучена загрязнённость объектов окружающей среды радиоактивными веществами. В пищевых продуктах местного производства , а так же в воде, обнаружено содержание цезия -137. Оцените уровень загрязнения цезием данной территории Ситуация №3. Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжелые отравления у человека. Предложите эффективные способы защиты людей от ядов. | Работают с текстовой информацией, обсуждают ситуации, проводят анализ решения задач. | П- анализ, сравнение, обобщение, приведение доказательств, установление причинно-следственных связей. К-выражение своих мыслей, учет разных мнений. Р- выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция.
|