Проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области
статья на тему

Елена Барашева

Проанализированы проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная стаья20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Молодежь. Культура. Общество мат-лы НПК / АНГАРСКИЙ ФИЛИАЛ ОГАОУ СПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», 26 марта 2014 г. / Под общ. ред. Барашевой Е.В. – Иркутск: Изд-во  ИрГТУ,  2014, -   с.20-23  

Проблемы развития малого бизнеса

в туристическом кластере Иркутской области

Барашева Е.В., к.э.н., преподаватель

Вопросы развития туризма в г.  Байкальске  как естественного,  административного, делового и принимающего центра в Иркутской области  имеют стратегическое значение. Особенно в связи с созданием в Иркутской области туристического кластера.  Создание такой модели экономического развития региона должно восприниматься городом как благо для территории, поскольку главная его функция - это оживление жизни в муниципальном образовании, появление новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения, в конце концов, создание туристской дестинации на оз.Байкале.

В настоящее время г. Байкальск  продолжает формироваться как один из принимающих центров Байкальского региона. Туристы более чем из 30 стран и большинства регионов России прибывают в г. Байкальск: самолетом - 28% (до г. Иркутска), на поезде - 34%, автомобильным транспортом - 38%.

Положительные  впечатления у туристов вызывают люди,  природа,  национальная кухня, разнообразие культурных мероприятий. Отрицательные высказывания у респондентов связаны с не удовлетворительным размещением в гостиницах и качеством предоставляемых услуг, отсутствием многофункциональных культурно-развлекательных комплексов, грязью и мусором на улицах города, небезопасным и хаотичным движением транспорта на дорогах города, низкой культурой обслуживающего персонала, отсутствием социальной рекламы и информации о городе, маршрутах, памятниках и достопримечательностях, невозможностью обменять деньги в вечернее и ночное время, незнанием персоналом во многих заведениях иностранного языка, небезопасными вечерними прогулками по городу и пр.

У туристов возникают большие трудности в самостоятельном передвижении по городу, организации экскурсий, решении бытовых проблем, информированности, безопасности. При обеспечении высокого качества услуг и конкурентоспособной цены внутренний туристский рынок способен сформировать активный спрос на турпродукт, для продвижения которого важно продолжить работу по формированию представления о г. Байкальске  как территории благоприятной для туризма и отдыха.

Современное  состояние туристской отрасли в г. Байкальске позволяет сделать вывод о том, что основными сдерживающими факторами развития туризма в городе  являются: 

- ежегодный рост цен на размещение; 

- высокая стоимость туров; 

- острый недостаток средств размещения в пик сезона; 

- несоответствие цены и качества гостиничных услуг; 

- недостаточное количество объектов инфраструктуры туризма и отдыха; 

- неразвитость  инфраструктуры); 

- недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства; 
- отсутствие благоприятной информационной среды для туристов.

Анализ состояния индустрии туризма в г. Байкальске требует определения перспектив развития туризма, разработки механизмов привлечения инвестиций в индустрию туризма, а также формирования конструктивного подхода в реализации задач по развитию внутреннего и въездного туризма.

Город заинтересован в развитии туристского комплекса не только потому, что он в будущем может обеспечить значительный экономический эффект, но и потому, что он будет «работать» на формирование имиджа города как центра туризма на оз. Байкал.

Развитие туризма является потенциально крупным источником доходов для города и может существенно улучшить его имидж, инициировать экономическое развитие города.

Реализация результатов проведенного анализа  направлена на получение следующих результатов:

- развитие малого предпринимательства в сфере туризма;

- улучшение качества услуг и обслуживания населения и туристов;

- привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций в туризм;

- рост налоговых поступлений в городской бюджет;

- создание новых рабочих мест за счет расширения сферы туристских услуг;

- развитие системы информационно-консультационной поддержки прибывающих туристов.

Развитие инфраструктуры стимулирует развитие территорий туризма, туристских объектов, что позволит увеличить объемы и повысить качество обслуживания. Выполнение программных мероприятий окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, что приведет к увеличению экономических результатов.

SWOT-анализ туристского потенциала г. Байкальска

 Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Выгодное географическое расположение
  2. Средняя транспортная доступность
    Относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в г. Байкальске;
  3. Кадровый потенциал в туристической сфере: 4 вуза готовят специалистов туристической сферы; 
  4. Высокий рекреационный потенциал: хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов, уникальное разнообразие природного комплекса


  1. Неразвитость туристической инфраструктуры: недостаточное количество гостиничных предприятий и низкий уровень их услуг, отсутствие оборудованных пляжей и т.д.;
  2. Проблемы транспортного обслуживания туристов;
  3. Плохое состояние дорог, улиц, парков, низкий уровень благоустройства города;
  4. Отсутствие информационной базы данных об объектах и субъектах туриндустрии;
  5. Отсутствие инвестиций и инвестиционных предложений развития сферы туризма в области;
  6. Отсутствие единого сформированного туристического имиджа г. Байкальска в России и за рубежом; 
  7. Недостаточно эффективное распространение рекламных информационных материалов о туристском потенциале области в России и за рубежом;
  8. Слабая информированность населения о туристском города. 

Возможности

Угрозы

  1. Развитие туризма может инициировать экономическое развитие территории;
  2. Сотрудничество с соседними территориями в развитии туризма;
  3. Участие субъектом малого и среднего бизнеса и администрации г. Байкальска в разнообразных проектах в сфере туризма на российском и международном уровнях;
  4. Участие администрации г. Байкальска в конкурсах по организации и развитию отдельных перспективных для территории видов туризма: культурно-познавательный, экологический, сельский, военный, этнический и т.д.;
  5. Участие в туристических выставках, ярмарках, мероприятиях на российском и международном уровнях;
  6. Проведение фестивалей, ярмарок, конференций и спортивных мероприятий;
  7. Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию города;
  8. Развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа города;
  9. Внедрение системы государственной поддержки развития туризма;
  10. Включение в федеральные программы и проекты.
  1. Высокий уровень конкуренции с другими  территориями региона;
  2. Недостаток информации о территоррии приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов от региона;
  3. Недостаток собственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержание, реконструкцию субъектов тур;
  4. Разрушение природных ресуросов;
  5. Изменения предпочтений потребителей (увеличение спроса на отдых за рубежом);
  6. Конкурентное преимущество других субъектов Российской Федерации в сфере развития туризма и в области привлечения федеральных средств на инвестиционные проекты;
  7. Экономическая и социальная дестабилизация;
  8. Экологические катастрофы и катаклизмы
  9. Непредсказуемость климата

Список использованной литературы и нормативных актов

1.  Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития гостиничного хозяйства и туризма / С.А.Севастьянова. - М: КноРус, 2012.- 256с.

2.  Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство / А.Д. Чудновский. – СПб.: ЮРКНИГА, 2005.- 336с.

3.  Шматько, Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство / Л.П. Шматько, Л.В. Жолобова. – М.: Март, 2012.- 352с.

Молодежь. Культура. Общество мат-лы НПК / АНГАРСКИЙ ФИЛИАЛ ОГАОУ СПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», 26 марта 2014 г. / Под общ. ред. Барашевой Е.В. – Иркутск: Изд-во  ИрГТУ,  2014, -   с.23-27  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие малого бизнеса в России"

Краткосрочный проект к уроку по теме "Предпринимательство" Выполнила: Новикова Е.ВУчащаяся 143/2 гр.Проверила: Шипаева Л.С, преподаватель экономики...

презентация с регионального совещания- семинара руководителей учреждений ДОД Иркутской области

Региональное совещание-  семинар руководителей учреждений дополнительного образования Иркутской области...

История Иркутской области

История Иркутской области...

Оценка знаний и умений учебной дисциплины "История Иркутской области"

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные программой по дисциплине История Иркутской области, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций....

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельский туризм (агротуризм) перспективное направление в туриндустрии....

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

Презентация к лекции по дисциплине "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" по теме «Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу»

Презентация  к лекции по дисциплине "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" по теме «Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому...