Социальное партнерство – как форма сотрудничества и взаимодействия учебного заведения с работодателями предприятий и фирм Курской области
статья
Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo_1.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство – как форма сотрудничества и взаимодействия учебного заведения с работодателями предприятий и фирм
Курской области
Соловьева Е.А.
ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум»
Во всех странах, во все времена образование считалось непреходящей ценностью. Оно являлось основой экономического развития общества. Сегодня повышается число претендентов на получение специального и профессионального образования. Вследствие этого развивается инфраструктура образования- формы управления, укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. В условиях рыночной экономики профессиональное образование всё больше ориентировано на потребности рынка труда, конкретных запросов работодателей.
Социальное партнерство рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, а так же отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью.
Социальное партнерство – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, нацеленный на максимальное согласование и учет инвесторов всех участников этого процесса.
Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ. Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях». Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и т.д.
Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников. Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики.
В большинстве зарубежных стран уже существует опыт поощрения государством социального партнерства предприятий с образовательными учреждениями, как правило- это:
- значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;
- обязательные требования к квалификации работников при лицензировании и сертифицировании;
- множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.
Основная цель социального партнерства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей. Сегодня российской профессиональное образование находится на том этапе, когда руководители предприятий увидели и оценили все преимущества социального партнерства. Одним из видов основной образовательной деятельности «Рыльского аграрного техникума» является подготовка специалистов по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Для самих обучающихся основной задачей социального партнерства и, соответственно, критерием его эффективности является востребованность полученной профессии на рынке труда. В отличие от высшего профессионального образования, где ведущим мотивом обучения остается желание получить высокий социальный статус посредством диплома, студенты СПО рассматривают свою учебу, прежде всего как возможность социализироваться, успешно работать и зарабатывать в ближайшее время. Причем растет число молодых людей, которым важен не только сам факт их трудоустройства, но и качество предлагаемой работы, длительность закрепления на рабочем месте, успешная адаптация, возможность карьерного и профессионального роста. Как показывает практика, сотрудничество с будущим работодателем во время учебы существенно повышает возможности будущего выпускника достичь желаемого результата. То же самое подтверждает западный и современный российский опыт социального партнерства.
Наиболее перспективными социальными партнерами в строительной отрасли, с которыми сотрудничает ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум» уже долгие годы являются ООО «Строитель» г. Рыльск, ООО « Арт-Мастер» г. Рыльск, ООО «Рыльское ДРСУ» Курской области.
Техникум взаимодействует с вышеперечисленными партнерами по следующим направлениям:
- производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах;
- участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях, неделях по специальностям;
- краткосрочная стажировка преподавателей.
Помимо этого руководители предприятий устанавливают дополнительные стипендии лучшим студентам, оказывают материальную помощью образовательному учреждению материалами, инструментами и приспособлениями малой механизации.
Представители предприятий присутствуют на итоговой аттестации выпускников, где есть возможность не только оценить уровень подготовки выпускников, но и пригласить их к себе на работу.
Социальное партнерство для нашего учебного заведения стало естественной формой сотрудничества, которое открывает следующие дополнительные возможности:
- упрощает доступ к информации о рынке труда;
- обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;
-расширяются возможности трудоустройства выпускников;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новыми типами оборудования и технологическими процессами.
Но для того, чтобы добиться таких результатов наше учебное заведение должно пройти три основных этапа развития системы социального партнерства:
1-й этап предусматривает мотивацию педагогических работников на необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей на рынке труда ( выплата стимулирующей премии);
2-й этап. Корректировка содержания и форм обучения квалифицированных рабочих и специалистов, разработка программ с ориентацией на потребности рынка труда, на отражение требований федерального государственного стандарта НПО/СПО;
3-й этап. Его цель – создание устойчивой и постоянной системы социального партнерства на перспективу. Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояние экономики, социальной обстановки, готовности включится в него власти).
Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке компетентностных специалистов необходимых на рынке труда и их трудоустройства.
Социальное партнерство в сфере СПО является одной из форм взаимодействия учреждений среднего профессионального образования, органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций и самих обучающихся с целью достижения согласованности, удовлетворения потребностей и интересов каждой стороны на основе принципа социальной справедливости. В основе социального партнерства в сфере СПО лежат следующие принципы: свобода объединений, многоуровневость сотрудничества, равноправие представителей субъектов социального партнерства, полномочность представителей субъектов социального партнерства, добровольность принятия обязательств.
Библиографический список
1. Конституция РФ. Статья 7, с. 5.
2. Рекомендации по обеспечению механизма социального партнерства в системе среднего профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 21.11.2003г. № 19-52 – 1130/19-28// Документы в образовании. 2004г.
3. Сафонова Е.Г., Метелев А.Ю., Коровко Е.В. Проблемы проектирования модели организационного обеспечения социального партнерства колледжа. // Образование и наука. 2004г. № 3 (27) 83-86с.
4. Смирнов И.П. Опережающее развитие начального профессионального образования: лозунг или приоритет? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004г. № 4. 19с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей.
Презентация"Совершенствование механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей"....
Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"
В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...
Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"
В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...
Социальное партнерство между КГА ПОУ "УКТУ" и предприятиями общественного питания города Уссурийска
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения профессиональ...
Социальное партнерство в развитии учебного заведения
Качество подготовки молодых специалистов находится в прямой зависимости от глубины полученных знаний обучающимися в ходе теоретического курса обучения полученных в техникуме, отработки и закрепления п...
Сотрудничество, партнерство, сплоченность - три составляющие эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Туристский поход – это постоянная, напряженная работа педагога-руководителя по обучению и воспитанию ребят. Здесь в распоряжении учителя все 24 часа для изучения своих воспитанников. Он видит их в раз...
Проект: «Сотрудничество: парное взаимодействие, коллективная деятельность как технология при обучении иностранным языкам»
Проект посвящён применению технологии сотрудничества при проведении уроков иностранного языка. Правильно выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся является основной цел...