План - конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."
план-конспект занятия

План- конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_3_geografiya_2019_-_kopiya_3.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1__,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                              40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 3_

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Государственный строй стран мира. Геополитика.

Цель занятия: показать влияние международных отношений на политическую карту мира; дать знания о политической географии и геополитике.

Задачи занятия:

Обучающая: научить учащихся давать опенку политико-географического положения страны; дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.

Воспитательная: воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам.

Развивающая: формировать умение вести дискуссию.

 

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Главный объект политической карты мира — это ...
  2.  В конце XX века количество стран и территорий достигло: а) 120; б) 230; в) 200; г) 320.
  3. Политически независимыми государствами называются:

а) колонии; б) суверенные; в) метрополии; г) «ключевые» страны.

  1. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:

а) Канада; б) Австралия; в) Россия; г) Китай; д) США; е) Бразилия.

  1. К микрогосударствам Европы относятся:

а) Ватикан; б) Монако; в) Бруней; г) Португалия.

  1. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:

а) Китай, Индия, США; б) Индия, Бразилия, Китай; в) Китай, США, Индонезия.

  1. Приморское положение имеют страны:

а) Китай; б) Швеция; в) Швейцария; г) Афганистан.

  1. Страны-архипелаги — это: ……………

а) Индонезия; б) Япония; в) Исландия; г) Шри-Ланка.

  1. Полуостровное положение имеют страны:

а) Франция; б) Италия; в) Греция; г) Норвегия.

  1. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:

а) Швейцария; б) Венгрия; в) Дания; г) Швеция.

  1. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется         ……
  2. В «большую семерку» не входит страна:

а) США; б) Канада; в) Япония; г) Франция; д) Россия.

  1. К «ключевым странам» не относится:

а) Индия; б) Бразилия; в) Республика Корея; г) Мексика.

  1. К НИС относятся страны:

а) Сингапур; б) Тайвань; в) Таиланд; г) Республика Корея.

  1. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

а) Персидского залива; б) Бенгальского залива; в) Средиземного моря; г) Аравийского моря.

  1. Россия относится к странам:

а) «ключевым»; б) НИС; в) странам с переходной экономикой; г) нефтеэкспортирующим.

Ответы: 1 - страны, государства; 2 - б); 3 - б); 4 - в), а), г), д), е), б); 5 - а), б); 6 - а); 7 - а), б);

8 - а), б); 9 - б), в), г); 10 - а), б); 11 — ВВП; 12 - д); 13 - в); 14 - а), б), г); 15 - а); 16 - в).

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

  1. Государственный строй стран мира.
  2. Две основные формы правления: республиканская и монархическая.
  3. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.
  4.  Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

1. Задание: Выпишите  примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными, теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с визитками стран.

2. Задание. Приведите примеры унитарных и федеративных стран. Используйте форзац учебника с визитками стран.

Источники

Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017.

Дополнительная литература

Петрова Н.Н.  География (современный мир). М., ФОРУМ, 2015.

Интернет ресурсы Geo.historic.ru 

Государственный строй характеризуется формой правления. Существуют две формы правления: республиканская и монархическая. Республика — форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира - республики.

Республики подразделяются на президентские, в которых президент, наделённый большими полномочиями, возглавляет правительство, и парламентские, где главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др. Парламентские республики — ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Социалистическими республиками могут считаться: Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.

Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран. Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передаётся по наследству.

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не ограничена

Монарх является и главой церкви, и главой государства

Задание: Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными, теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с визитками стран.

Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран 15. Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада).

Особая форма государственного строя — Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахирия.

Кроме того, существуют различные формы административно-территориального устройства.

По формам административно-территориального устройства страны делятся на унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство.

Унитарное государство - это такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительная и законодательная власть.

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Политическая география — пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии. Политическая география — наука о        территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира: образование новых государств, изменение их государственного строя, границ, изменение в соотношении сил политических, экономических, военных группировок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и др.

Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей её является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополитическими факторами являются:

  1. Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы).
  2. Политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «горячих точек».
  3. Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).
  4. Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.).
  5. Экологические (степень деградации природной среды и меры по её охране).
  6. Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).
  7. Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

Наибольшее значение имеют географические и политические факторы.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Различают две главные формы правления – республику и монархию.

2. Предмет геополитики постоянно изменяется, втягивая в свой круг новые проблемы развития природы и человечества. Современная геополитика является комплексной многоуровневой дисциплиной. Современная геополитика анализирует развитие событий на глобальном, региональном, субрегиональном и внутригосударственном уровнях, исследует события отражающие интерес государств. С середины ХХ в. к новым элементам предмета геополитики добавились экономические элементы, их влияние на политику резко возросло и в XXI в. будет только усиливаться.

3. Для понимания происходящих количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, проблем политического и экономического сотрудничества отдельных стран, тенденций развития международного географического разделения труда важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих социальных и политических проблем.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.20-27

Преподаватель                                                                 __В.П. Калякин__

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»

План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности.  Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...