План - конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."
план-конспект занятия
План- конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_3_geografiya_2019_-_kopiya_3.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по __ ОУДВб.12 ГЕОГРАФИИ
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1__,
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
40.02.02 Правоохранительная деятельность
дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 3_
преподаватель Калякин В.П.
Тема: Государственный строй стран мира. Геополитика.
Цель занятия: показать влияние международных отношений на политическую карту мира; дать знания о политической географии и геополитике.
Задачи занятия:
Обучающая: научить учащихся давать опенку политико-географического положения страны; дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.
Воспитательная: воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам.
Развивающая: формировать умение вести дискуссию.
Междисциплинарные связи: История, Обществознание.
Внутридисциплинарные связи: Физическая география.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1.
Наименование вопроса (или тестового задания) |
а) колонии; б) суверенные; в) метрополии; г) «ключевые» страны.
а) Канада; б) Австралия; в) Россия; г) Китай; д) США; е) Бразилия.
а) Ватикан; б) Монако; в) Бруней; г) Португалия.
а) Китай, Индия, США; б) Индия, Бразилия, Китай; в) Китай, США, Индонезия.
а) Китай; б) Швеция; в) Швейцария; г) Афганистан.
а) Индонезия; б) Япония; в) Исландия; г) Шри-Ланка.
а) Франция; б) Италия; в) Греция; г) Норвегия.
а) Швейцария; б) Венгрия; в) Дания; г) Швеция.
а) США; б) Канада; в) Япония; г) Франция; д) Россия.
а) Индия; б) Бразилия; в) Республика Корея; г) Мексика.
а) Сингапур; б) Тайвань; в) Таиланд; г) Республика Корея.
а) Персидского залива; б) Бенгальского залива; в) Средиземного моря; г) Аравийского моря.
а) «ключевым»; б) НИС; в) странам с переходной экономикой; г) нефтеэкспортирующим. Ответы: 1 - страны, государства; 2 - б); 3 - б); 4 - в), а), г), д), е), б); 5 - а), б); 6 - а); 7 - а), б); 8 - а), б); 9 - б), в), г); 10 - а), б); 11 — ВВП; 12 - д); 13 - в); 14 - а), б), г); 15 - а); 16 - в). |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Таблица 2.
Наименование изучаемого вопроса | Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу | Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы) |
| 1. Задание: Выпишите примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными, теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с визитками стран. 2. Задание. Приведите примеры унитарных и федеративных стран. Используйте форзац учебника с визитками стран. | Источники Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. Дополнительная литература Петрова Н.Н. География (современный мир). М., ФОРУМ, 2015. Интернет ресурсы Geo.historic.ru |
Государственный строй характеризуется формой правления. Существуют две формы правления: республиканская и монархическая. Республика — форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира - республики.
Республики подразделяются на президентские, в которых президент, наделённый большими полномочиями, возглавляет правительство, и парламентские, где главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др. Парламентские республики — ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Социалистическими республиками могут считаться: Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.
Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран. Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передаётся по наследству.
Конституционная монархия | Абсолютная монархия | Теократическая монархия |
Монарх «царствует», но не правит | Власть монарха не ограничена | Монарх является и главой церкви, и главой государства |
Задание: Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными, теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с визитками стран.
Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран 15. Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада).
Особая форма государственного строя — Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахирия.
Кроме того, существуют различные формы административно-территориального устройства.
По формам административно-территориального устройства страны делятся на унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство.
Унитарное государство - это такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительная и законодательная власть.
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Политическая география — пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии. Политическая география — наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.
В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира: образование новых государств, изменение их государственного строя, границ, изменение в соотношении сил политических, экономических, военных группировок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.
В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и др.
Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей её является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.
Геополитическими факторами являются:
- Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы).
- Политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «горячих точек».
- Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).
- Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.).
- Экологические (степень деградации природной среды и меры по её охране).
- Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).
- Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).
Наибольшее значение имеют географические и политические факторы.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
1. Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Различают две главные формы правления – республику и монархию.
2. Предмет геополитики постоянно изменяется, втягивая в свой круг новые проблемы развития природы и человечества. Современная геополитика является комплексной многоуровневой дисциплиной. Современная геополитика анализирует развитие событий на глобальном, региональном, субрегиональном и внутригосударственном уровнях, исследует события отражающие интерес государств. С середины ХХ в. к новым элементам предмета геополитики добавились экономические элементы, их влияние на политику резко возросло и в XXI в. будет только усиливаться.
3. Для понимания происходящих количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, проблем политического и экономического сотрудничества отдельных стран, тенденций развития международного географического разделения труда важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих социальных и политических проблем.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.20-27
Преподаватель __В.П. Калякин__
подпись ио фамилия
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Цикловой комиссии
ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от ___ ____________ 201__ г. № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."
План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»
План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»
План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...