План - конспект учебного занятия по теме «Основные факторы размещения производительных сил.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Основные факторы размещения производительных сил.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_12_geografiya_2019_.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                             40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 12_

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Основные факторы размещения производительных сил.

Цель занятия: сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства.

Задачи занятия:

Обучающая: дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства;

Воспитательная: сформировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.

Развивающая: Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, диаграммами (анализ, обобщение).

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

НТР

1. Для современной научно-технической революции характерно:

  1. компьютеризация всех сфер жизни и деятельности человека;
  2. ускоренный рост потребления сырья и энергии;
  3. трудоинтенсификация сельскохозяйственного производства;
  4. удорожание стоимости транспортировки грузов.

2. «Авангардной тройкой» отраслей промышленности являются:

  1. пищевая промышленность, черная металлургия и машиностроение;
  2. химическая, легкая промышленность и электроэнергетика;
  3. топливная, лесная промышленность и цветная металлургия;
  4. машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика.

3. В настоящее время ведущими отраслями машиностроения являются:

  1. тракторостроение и судостроение;
  2. автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение;
  3. радиотехника и микроэлектроника;
  4. энергетическое и железнодорожное машиностроение.

4. В настоящее время ведущей отраслью химической промышленности является:

  1. тонкая химия;
  2. химия полимеров;
  3. горная химия;
  4. основная химия.

5. По количеству компьютеров на душу населения мировое лидерство удерживают:

  1. Россия, Перу и Филиппины;
  2. Сингапур, Швеция и США;
  3. Ливия, Кувейт и Оман;
  4. Ботсвана, Алжир и Нигерия.

6.  Для «зеленой революции» в сельском хозяйстве развивающихся

стран характерно:

  1. рост площади орошаемых земель и урожайности сельскохозяйственных культур;
  2. преимущественное развитие экстенсивного пастбищного животноводства в целях снижения затрат на производство животноводческой продукции;
  3. рост доли плантационных культур и сокращение доли продовольственных культур;
  4. уменьшение количества вносимых удобрений и увеличение объемов производства экологически чистой продукции.

Ответы: 1-1  2-4   3-3   4-1    5-2   6-1

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1. территории как факторе размещения производительных сил.

2. экономико-географическом положении как факторе размещения производительных сил.

3.  Природно-ресурсный фактор

4. Транспортный фактор.

5. Фактор трудовых ресурсов.

6. Фактор территориальной концентрации.

7. Фактор территориальной организации науки.

8. Экологический фактор

Задание: Используя текст учебника и план, определите какие отрасли материального производства развиваются в эпоху НТР более быстрыми темпами.

Контрольные вопросы по данному пункту:

  1. Какая группа отраслей является ведущей в эпоху НТР? (Авангардная тройка» — машиностроение (наукоемкое и точное), химическая промышленность (химия органического синтеза) и электроэнергетика.)
  2. Почему снижается доля добывающей промышленности?
  3. Какая отрасль сельского хозяйства развивается более быстрыми темпами? (Животноводство.)
  4. Почему в растениеводстве увеличивается роль кормовых, технических культур?
  5. Роль каких видов транспорта возросла в конце XX века? (Автомобильного, воздушного.)
  6. Почему автомобильный транспорт стал лидирующим не только во внутригородских перевозках, но и в международных перевозках? (Доставка «от двери до двери», без перегрузки.)

Источники (если имеются)

Основная литература (автор, наименование, издательство, год издания, страницы)

Дополнительная литература (автор, наименование, издательство, год издания, страницы)

Интернет ресурсы (наименование сайта, форма доступа)

Факторы размещения мирового хозяйства

Выделяют несколько факторов, влияющих на размещение производства. Их делят на две группы: возникшие до эпохи НТР и возникшие в период НТР.

К первой группе относят следующие факторы:

  1. Фактор территории. Территория - это важнейший элемент географической среды. Чем больше размер территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает вариантов размещения населения и производства.
  2. Фактор экономико-географического положения. Выделяют четыре разновидности экономико-географического происхождения: центральное, глубинное, соседское и приморское.
  3. Природно-ресурсный фактор. На первых этапах индустриализации география полезных ископаемых во многом определяла размещение промышленности, которая тяготеет к бассейнам каменного угля и железной руды. В настоящее время этот фактор оказывает решающее воздействие только на отрасли добывающей промышленности.
  4. Транспортный фактор. До эпохи НТР оказывал решающее воздействие на размещение всех отраслей. В эпоху НТР транспортные расходы заметно уменьшились, что сделало перевозку грузов и людей на большие расстояния более экономичными. В настоящее время транспортный фактор обеспечивает преодоление транспортного разрыва между производством и потреблением.
  5. Фактор трудовых ресурсов. В эпоху НТР он проявляется двояко. Во-первых, в промышленность и непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во-вторых, наиболее выгодным, оказывается, перемещать производство к источникам дешевой рабочей силы.
  6. Фактор территориальной концентрации. До недавнего времени концентрация производства происходила в старопромышленных районах. Это привело к ухудшению экологической обстановки. Поэтому в последнее время прослеживается тенденция децентрализации производства, основанная на размещении и создании мини-заводов и мини-ГЭС.
  7. Фактор наукоемкости. Наукоемкие отрасли тяготеют к научным центрам, большим городам, специализированным городам науки. Возникли технопарки – агломерации наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета. Технополисы – специально построенные научно-производственные города, занимающиеся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров (в США – силиконовая долина, в России – г.Дубна, Зеленоград, Химки, Королев, Арзамас, Северск, Северодвинск и др.
  8. Экологический фактор – предусматривает размещение производственных мощностей, позволяющее снизить их отрицательное влияние на окружающую среду. В период НТР экологический фактор приобрел особое значение. Он не только ограничивает дальнейшую территориальную концентрацию приозводства, но в некоторых случаях приводит к демонтированию «грязных» производств или переводу их в другие районы.

Географическая модель мирового хозяйства - динамическая структура, которая постоянно усложняется. В наше время географическая модель мирового хозяйства приобрела полицентрический (многоцентровой) характер.

Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Специализация отдельных стран выражается в формировании отраслей международной специализации, т.е. таких отраслей, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и определяют значение страны в международном разделении труда (Япония - автомобильная промышленность, Канада - зерновое хозяйство, Саудовская Аравия - нефтяная промышленность).

Международная экономическая интеграция - объективный процесс развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики. К числу наиболее важных экономических группировок относятся Европейский Союз (ЕС) в Европе; зона свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику, в Северной Америке; Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В системе мирового хозяйства существуют отраслевые экономические группировки, самая важная - Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 13 государств: Алжир, Венесуэлу, Габон, Индонезию, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Эквадор.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Факторы размещения производительные сил, понимание которого важно для изучения как отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом. Факторы размещения, которым в экономико-географической литературе уделяется большое внимание, принято подразделять на старые или классические (территориальный, природно-ресурсный, транспортный, трудоресурсный и др.), новые (территориальной организации науки, экологический и др.) и новейшие (коммуникационно-информационный, инфраструктурный, политический и др.).

Обращаю ваше внимание на то, что экологический фактор является своего рода антиподом фактора территориальной концентрации, так как именно с ним обычно бывает связана и концентрация «грязных» производств. И еще хотелось бы отметить, что фактор территории, с которого мы начинали характеристику факторов размещения, так или иначе связан со всеми остальными факторами, которые мы рассмотрели.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.119-130

Преподаватель                                                                 _В.П. Калякин_

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»

План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5.  Австралия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...