План - конспект учебного занятия по теме «Основные факторы размещения производительных сил.»
план-конспект занятия
План - конспект учебного занятия по теме «Основные факторы размещения производительных сил.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_12_geografiya_2019_.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по __ ОУДВб.12 ГЕОГРАФИИ _
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
40.02.02 Правоохранительная деятельность
дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 12_
преподаватель Калякин В.П.
Тема: Основные факторы размещения производительных сил.
Цель занятия: сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства.
Задачи занятия:
Обучающая: дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства;
Воспитательная: сформировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
Развивающая: Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, диаграммами (анализ, обобщение).
Междисциплинарные связи: История, Обществознание.
Внутридисциплинарные связи: Физическая география.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1.
Наименование вопроса (или тестового задания) |
НТР 1. Для современной научно-технической революции характерно:
2. «Авангардной тройкой» отраслей промышленности являются:
3. В настоящее время ведущими отраслями машиностроения являются:
4. В настоящее время ведущей отраслью химической промышленности является:
5. По количеству компьютеров на душу населения мировое лидерство удерживают:
6. Для «зеленой революции» в сельском хозяйстве развивающихся стран характерно:
Ответы: 1-1 2-4 3-3 4-1 5-2 6-1 |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Таблица 2.
Наименование изучаемого вопроса | Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу | Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы) |
1. территории как факторе размещения производительных сил. 2. экономико-географическом положении как факторе размещения производительных сил. 3. Природно-ресурсный фактор 4. Транспортный фактор. 5. Фактор трудовых ресурсов. 6. Фактор территориальной концентрации. 7. Фактор территориальной организации науки. 8. Экологический фактор | Задание: Используя текст учебника и план, определите какие отрасли материального производства развиваются в эпоху НТР более быстрыми темпами. Контрольные вопросы по данному пункту:
| Источники (если имеются) Основная литература (автор, наименование, издательство, год издания, страницы) Дополнительная литература (автор, наименование, издательство, год издания, страницы) Интернет ресурсы (наименование сайта, форма доступа) |
Факторы размещения мирового хозяйства
Выделяют несколько факторов, влияющих на размещение производства. Их делят на две группы: возникшие до эпохи НТР и возникшие в период НТР.
К первой группе относят следующие факторы:
- Фактор территории. Территория - это важнейший элемент географической среды. Чем больше размер территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает вариантов размещения населения и производства.
- Фактор экономико-географического положения. Выделяют четыре разновидности экономико-географического происхождения: центральное, глубинное, соседское и приморское.
- Природно-ресурсный фактор. На первых этапах индустриализации география полезных ископаемых во многом определяла размещение промышленности, которая тяготеет к бассейнам каменного угля и железной руды. В настоящее время этот фактор оказывает решающее воздействие только на отрасли добывающей промышленности.
- Транспортный фактор. До эпохи НТР оказывал решающее воздействие на размещение всех отраслей. В эпоху НТР транспортные расходы заметно уменьшились, что сделало перевозку грузов и людей на большие расстояния более экономичными. В настоящее время транспортный фактор обеспечивает преодоление транспортного разрыва между производством и потреблением.
- Фактор трудовых ресурсов. В эпоху НТР он проявляется двояко. Во-первых, в промышленность и непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во-вторых, наиболее выгодным, оказывается, перемещать производство к источникам дешевой рабочей силы.
- Фактор территориальной концентрации. До недавнего времени концентрация производства происходила в старопромышленных районах. Это привело к ухудшению экологической обстановки. Поэтому в последнее время прослеживается тенденция децентрализации производства, основанная на размещении и создании мини-заводов и мини-ГЭС.
- Фактор наукоемкости. Наукоемкие отрасли тяготеют к научным центрам, большим городам, специализированным городам науки. Возникли технопарки – агломерации наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета. Технополисы – специально построенные научно-производственные города, занимающиеся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров (в США – силиконовая долина, в России – г.Дубна, Зеленоград, Химки, Королев, Арзамас, Северск, Северодвинск и др.
- Экологический фактор – предусматривает размещение производственных мощностей, позволяющее снизить их отрицательное влияние на окружающую среду. В период НТР экологический фактор приобрел особое значение. Он не только ограничивает дальнейшую территориальную концентрацию приозводства, но в некоторых случаях приводит к демонтированию «грязных» производств или переводу их в другие районы.
Географическая модель мирового хозяйства - динамическая структура, которая постоянно усложняется. В наше время географическая модель мирового хозяйства приобрела полицентрический (многоцентровой) характер.
Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Специализация отдельных стран выражается в формировании отраслей международной специализации, т.е. таких отраслей, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и определяют значение страны в международном разделении труда (Япония - автомобильная промышленность, Канада - зерновое хозяйство, Саудовская Аравия - нефтяная промышленность).
Международная экономическая интеграция - объективный процесс развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики. К числу наиболее важных экономических группировок относятся Европейский Союз (ЕС) в Европе; зона свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику, в Северной Америке; Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В системе мирового хозяйства существуют отраслевые экономические группировки, самая важная - Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 13 государств: Алжир, Венесуэлу, Габон, Индонезию, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Эквадор.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
1. Факторы размещения производительные сил, понимание которого важно для изучения как отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом. Факторы размещения, которым в экономико-географической литературе уделяется большое внимание, принято подразделять на старые или классические (территориальный, природно-ресурсный, транспортный, трудоресурсный и др.), новые (территориальной организации науки, экологический и др.) и новейшие (коммуникационно-информационный, инфраструктурный, политический и др.).
Обращаю ваше внимание на то, что экологический фактор является своего рода антиподом фактора территориальной концентрации, так как именно с ним обычно бывает связана и концентрация «грязных» производств. И еще хотелось бы отметить, что фактор территории, с которого мы начинали характеристику факторов размещения, так или иначе связан со всеми остальными факторами, которые мы рассмотрели.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.119-130
Преподаватель _В.П. Калякин_
подпись ио фамилия
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Цикловой комиссии
ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от ___ ____________ 201__ г. № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»
План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...