План - конспект учебного занятия по теме «Экономико-географический обзор Австралии.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Экономико-географический обзор Австралии.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_22.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ___ ОУ ДВб.12     ГЕОГРАФИИ __

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101-112, курс 1,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану) № 22

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Экономико-географический обзор Австралии.

Цель занятия: формирование у учащихся географического образа региона.

Задачи занятия: формирование основополагающих теоретических знаний и представлений о географическом облике региона, его физико- и экономико-географических характеристиках, основных этапах его освоения, особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности.

Обучающая:

  • сформировать представление об Австралии, получить новую информацию об ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении;
  • выявить и проанализировать причины экономического и политического лидерства страны на мировом  уровне;
  •  сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.е. «образ региона»);

Воспитательная: 

  • воспитывать устойчивый интерес к познанию жизни других народов и стран;
  • воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность учащихся.

Развивающая: 

  • формировать умения работать с картой и дополнительной литературой,
  • формировать умение отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать полученные знания;
  • формировать умение учащихся работать с ресурсами Интернет:
  • развивать кругозор учащихся, логическое мышление.

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

Зарубежная Азия

Тест:

1.  Выберите вариант, в котором все страны имеют высокую плотность населения:

А) Индия, Индонезия;

Б) Япония, Бангладеш;

В) Бангладеш, Монголия;

 Г) Монголия, Китай.

2.  Выберите среди государств Азии – королевство:

      А) Кувейт;               Б) ОАЭ;

      В) Бахрейн;             Г) Непал.

3.  Выделите отрасли сельскохозяйственной специализации стран Юго-Восточной Азии:

     А) пастбищное овцеводство и верблюдоводство;

     Б) рисоводство;

     В) тропическое плодоводство, табаководство и виноградарство;

     Г) рыболовство.

4.  Какие из указанных государств имеют выход к Персидскому заливу?

     А) Пакистан;                        Б) Иран;

     В) Саудовская Аравия;      Г) Сирия.

5.  Какая страна одновременно входит в число семи самых крупных по территории и десяти самых крупных по численности населения:

А) Афганистан;              Б) Пакистан;

В) Индия;                        Г) Монголия.

6.  Выберите страну, где наряду с выращиванием пшеницы, кукурузы, разнообразных овощей и плодов, большое внимание уделяется развитию туризма:

         А) Малайзия;

         Б) Йемен;

         В) Вьетнам;

         Г) Турция.

7.  Доля какого из указанных государств в мировом ВВП – наименьшая ?

         А) Япония;

         Б) Саудовская Аравия;

         В) Китай;

         Г) Индия;

         Д) Лаос.

8.  Какое из указанных государств является монархией с федеративным устройством?

         А) Индия;                    Б) ОАЭ;

         В) Бруней;                   Г) Пакистан.

9.  Назовите государство зарубежной Азии, входящее в первую десятку стран – мировых лидеров по экспорту железных руд:

        А) Китай;                Б) Индия;

        В) Япония;             Г) Республика Корея.

10. Какая страна является рекордсменом в Азии по продолжительности жизни населения:

       А) Китай;                                 Б) Индия;

       В) Саудовская Аравия;          Г) Япония.

Ответы 1)   А;   2) Г;   3) Б;     4) Б,В;     5) В;    6) Г;    7) Д;   8) Б;  9) Б;   10) Г;

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1. Состав территории и ЭГП страны.

2. Разнообразие и богатство природных ресурсов.

 

3. Основные черты географии населения и хозяйства.

4. Экономические районы.

5. География и структура внешней торговли.

Австралия

1. Австралия  занимает  первое  место в мире по добыче:    

А. нефти           Б. бокситов

В. медной руды  Г. железной руды.

2. Главой государства в Австралии официально считается:

А. президент

Б. премьер-министр      

В. королева Великобритании    

Г. генерал-губернатор

3. Сколько  штатов в  Австралии?          

А. 20     Б. 8      В. 6       Г. 10.

4. Какой из перечисленных городов Австралии не насчитывает 1 миллион

       жителей:

А. Канберра        Б. Перт        

В. Аделаида        Г. Брисбен

5.  Административным центром австралийского штата Новый Южный Уэльс является:

А. Мельбурн       Б. Сидней        

В. Канберра         Г. Брисбен.

6.  Какая страна является главным внешнеторговым партнёром Австралии?      

А. Новая Зеландия        

Б. Великобритания      

В. Япония                      

Г. Германия.

7. Какое утверждение о Мельбурне верно?  

А. Это старейший город Австралии

Б. Этот город является столицей штата Южная Австралия

В. Это крупнейший город страны.

Г. Это самый южный город-миллионер в мире.

8.  Назовите австралийские пустыни.

9.  Кем были первые европейские поселенцы в Австралии?

Ответ:  1.Б  2В  3В   4А  5Б  6В  7Г  

8  Большая пустыня Виктория  и Бол. Песчаная пустыня

9   каторжанами из Великобритании  

Источники (если имеются)

Основная литература 

В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2014, с.271-284

Дополнительная литература

1.Атлас. География.10 класс. М.: Дрофа.2016.

2.Рабочая тетрадь по дисциплине «География»

Интернет ресурсы http://www/rgo.ru/cgi-bin/index.cgi

Австралия (Австралийский Союз)

Австралия была «открыта» европейцами дважды — в первый раз в начале XVII в. голландским мореплавателем В. Янсоном (ее северное побережье), несколько позже, во второй половине этого же столетия, английским мореплавателем Джеймсом Куком (восточное побережье). Первое время этот континент был место каторжного поселения (преступников из Англии) и лишь во второй половине XIX в., после открытия богатых месторождений золота, стал районом массовой свободной иммиграции.

Австралия — федеративное государство, входящее в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

В Австралийский Союз входят шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Южная Австралия, Квинсленд, Западая Австралия и Тасмания, а также две территории — Северная территория и Территория столицы.

Страна расположена в Южном полушарии и занимает территорию всего австралийского континента и прилежащих к нему островов (о. Тасмания, Кинг, Кенгуру. Флиндерс, Барроу и др.).

Площадь Австралии 7,7 млн. кв. км, население — 18,2 млн. человек. Столица — Канберра. Государственный язык — английский. Большинство населения исповедует христианство.

Австралия входит в число экономически развитых стран мира, однако ее хозяйству в основном присуща сырьевая направленность. В международном разделении труда Австралии принадлежит ведущая роль в производстве и экспорте пшеницы, мяса, сахара, шерсти, различных видов минерального сырья (бокситов, полуметаллов, железной руды, каменного угля и др.).

Географическое положение. Отличительная особенность географического положения Австралии - значительная удаленность от других континентов. Страна окружена со всех сторон водами Мирового океана, ее северные и восточные берега омывает Тихий океан, западные и южные — Индийский.

Население. Основное ядро населения Австралии составляют англоавстралийцы (потомки иммигрантов из Великобритании и Ирландии) и иммигранты из разных стран мира. Австралийские аборигены образуют менее 1% населения страны.

Для Австралии характерна значительная иммиграция, которая дает до 20% прироста населения. Средняя плотность населения Австралии — 2 человека на 1 кв. км. Большая часть населения (свыше 2/3 жителей страны) сосредоточена на восточном и юго-восточном побережье, благоприятных в природном отношении (здесь плотность в отдельных местах достигает 10-50 человек на 1 кв. км). Остальная территория заселена слабо.

Австралия — одна из самых урбанизированных стран мира: более 85% ее населения - горожане. Крупнейшие города - Сидней, Мельбурн, Брисбен, Аделаида, Перт, Ньюкасл. Почти все они — порты.

Природные условия, их хозяйственная оценка

Рельеф Австралии преимущественно равнинный. Горы занимают менее 5% территории этого материка. Протянувшийся вдоль его восточной окраины Водораздельный хребет (высшая точка - гора Косцюшко — 2230 м) не представляет труднопреодолимого препятствия для хозяйственного освоения. Климат на большей части территории Австралии неблагоприятен для сельского хозяйства. Достаточное количество осадков (500 мм в год) выпадает лишь на возвышенной восточной и юго-восточной окраинах материка. Области обширных пустынь (они занимают 2/5 площади страны) Центральной и Западной Австралии имеют недостаточное увлажнение и могут быть использованы лишь как пастбища для овец.

Речная сеть развита слабо. Единственная многоводная река Муррей с притоком Дарлинг.

Хозяйство. Среди отраслей промышленности наиболее важное значение для экономики Австралии имеет горнодобывающая, металлургическая и пищевая промышленность. Продукция этих отраслей не только широко используется внутри страны, но и в большом количестве идет на экспорт.

Австралия занимает видное место в мире по запасам и добыче бокситов, железных, свинцовых, цинковых, медных, марганцевых, вольфрамовых и урановых руд, каменного угля. С горнодобывающей промышленностью тесно связана цветная и черная металлургия, главные отрасли которых — алюминиевая промышленность, выплавка меди, олова, свинца и цинка, специальных сталей и сплавов.

Ведущие отрасли пищевой промышленности - мясная, молочная, мукомольная, сахарная, плодо- и овощеконсервная - перерабатывают местное сельскохозяйственное сырье. Предприятия этих отраслей в основном расположены в портовых городах на юго-востоке страны (Мельбурн, Сидней, Ньюкасл, Аделаида).

Машиностроение (производство грузовых и легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электрооборудования, различных приборов и др.) нефтеперерабатывающая, химическая (производство азотных и фосфатных удобрений, пластмасс и химических волокон и др.) и легкая (производство обуви, тканей и трикотажа) промышленность в основном имеют местное значение.

Сельское хозяйство Австралии имеет животноводческий уклон. Ведущие отрасли животноводства - овцеводство и скотоводство мясного и молочного направления. Страна занимает первое место в мире по поголовью овец, производству и экспорту шерсти, баранины, говядины и телятины. Развиты коневодство, верблюдоводство и птицеводство. В связи с животноводческой направленностью сельского хозяйства в целом в растениеводстве важное значение имеет выращивание кормовых культур (занято до 49% площади пашни).

Основные экспортные культуры Австралии — пшеница, сахарный тростник, хлопчатник. Главный ареал их возделывания — восток и юго-восток страны. По производству и экспорту пшеницы Австралия занимает одно из первых мест в мире. Важные отрасли растениеводства — садоводство, виноградарство, овощеводство.

Транспорт. В перевозках грузов велика роль (до половины грузооборота) морского транспорта, пассажиров — автомобильного и авиационного. Протяженность железных дорог невелика. Внутреннего водного транспорта почти нет.

Главные статьи вывоза — минеральное сырье (железная руда, уголь, бокситы и др.) и продукция сельского хозяйства (шерсть, пшеница, мясо, сахар). Импортирует Австралия преимущественно промышленные товары.

Внутренние различия. Разные части территории Австралии отличаются по уровню развития и специализации экономики. Выделяются четыре экономических района:

1. Юго-восточный (включает штаты Новый Южный Уэльс, Викторию и юго-восток Южной Австралии, территорию федеральной столицы) - ведущий район страны. На его сравнительно небольшой территории (20% площади страны) сосредоточено более 70% населения, около 80% продукции обрабатывающей промышленности, почти половина горнодобывающей, более половины сельского хозяйства, примерно столько же протяженности железных дорог. Здесь находятся крупнейшие центры Австралии — Сидней, Мельбурн, Аделаида.

2. Северо-восточный (штат Квинсленд с административным центром Брисбен) выделяется выращиванием сахарного тростника и тропических фруктовых культур (бананы, папайя, ананасы и др.), разведением крупного рогатого скота (половина поголовья страны), производством мяса, сахара, бокситов и глинозема, добычей нефти.

3. Западно-Центральный (охватывает штаты Южную (кроме юго-востока) и Западную Австралию и Северную территорию) — самый крупный по площади (половина территории страны) и самый засушливый (здесь находятся Большая Песчаная пустыня, пустыня Гиббона и Большая пустыня Виктория), наименее заселенный (проживает десятая часть населения страны) и хозяйственно освоенный район страны. Выделяется горнодобывающей промышленностью (занимает ведущее место в стране по добыче золота, железной руды, никеля, меди, урана, марганца) и сельским хозяйством (производство пшеницы, овса, ячменя, хлопчатника; экстенсивное мясное скотоводство). Крупные центры — Перт (штат Западная Австралия) и Дарвин (Северная территория).

4. Тасмания, благодаря островному положению, благоприятному климату (теплый, ровный, влажный), богатству гидроресурсами и полезными ископаемыми (медь, олово, вольфрам, цинк, железная руда, каменный уголь и др.), район развитого туризма и сельского хозяйства (овощи, фрукты, молочное животноводство), гидроэнергетики и цветной металлургии (производство меди, алюминия, цинка и пр.). Главный административный центр штата Тасмания - Хогарт.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

     Австралия имеет большой долг перед западными странами и все же является развитым государством, потому что:

1. Располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе полезными ископаемыми, при небольшом количестве населения.

2. Полностью удовлетворяет потребности в сельском хозяйстве и продовольствии.

3. Широк приток иностранного капитала (англичане принесли сюда капиталистические отношения, навыки, традиции, квалифицированные рабочие руки).

4. Несмотря на огромные долги, Австралия продолжает процветать и с каждым годом добивается все новых и новых результатов в экономике.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

[2], с.271-284

Преподаватель                                                                                В.П.Калякин_

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5.  Австралия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 7 Северная Америка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 7 Северная Америка.»...