Особенности проведения лабораторных и практических работ в СПО
статья
Статья о практической и лабораторной работах для студентов СПО. Описываются их отличия. Дается характеристика проведения практической работы и лабораторной работы. Также указываются и общие признаки данных видов работ. В конце статьи делаются выводы об отличиях и общих сходствах практической и лабораторной работах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_laboratornyh_i_prakticheskih_raboty_v_spo.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения лабораторных и практических работ в СПО
Практическая работа — это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем. Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала. Рассматриваемое задание в ряде случаев включает дополнительную проверку знаний студента — посредством тестирования или, например, написания контрольной работы.
Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимся для освоения новых тем.
Задача преподавателя, содействующего подготовке студентов к мероприятиям, о которых идет речь, заключается в составлении последовательного алгоритма освоения учащимися необходимых знаний, а также в подборе методов объективной оценки соответствующих знаний. В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для учащегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Так, одним студентам более удобна письменная форма проверки знаний, другим — устная. Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других.
Итоги проведения практического занятия чаще всего не влияют на последующую оценку студента на экзамене. В ходе данного мероприятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний — с тем, чтобы уже на экзамене студент изложил понимание темы более корректно.
Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы.
В процессе лабораторной работы студент:
изучает практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы — применяя методы, освоенные на лекциях;
сопоставляет результаты полученной работы с теоретическими концепциями;
осуществляет интерпретацию итогов лабораторной работы, оценивает применимость полученных данных на практике, в качестве источника научного знания.
В ряде случаев студентам требуется провести защиту своей лабораторной работы, в рамках которой некоторой аудитории слушателей представляются подробности проведения исследования, а также доказательства правомерности выводов, к которым пришел учащийся. Часто защита лабораторной работы осуществляется в порядке индивидуального взаимодействия студента с преподавателем. В этом случае по итогам исследования учащийся формирует отчет (по установленной или разработанной самостоятельно форме), который направляется на проверку преподавателем.
Следует отметить, что успешное выполнение лабораторной работы, как правило, является важным критерием успешной сдачи экзаменов студентом. Преподаватель рассматривает возможность выставления высоких оценок учащимся только в том случае, если они сумеют представить до сдачи экзамена практические результаты применения знаний, полученных на лекциях.
Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная — для оценки способностей учащихся применять полученные знания на практике, в ходе эксперимента.
Другой критерий заключается в ограниченном влиянии результатов практической работы на итоговую оценку студента. В свою очередь, типичная лабораторная работа, как мы отметили выше, может быть важнейшим фактором успешной сдачи учащимся экзамена.
Типичные лабораторные работы характерны главным образом для естественно-научных дисциплин — физики, химии, биологии. Практические — проводятся в рамках обучения по разным научным направлениям, включая гуманитарные.
Различия между работами, о которых идет речь, прослеживаются также на уровне методов проверки знаний учащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования.
Стоит отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например:
выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с использованием заданного перечня литературных источников;
направленность на выявление текущего уровня знаний учащегося.
Определив, в чем разница между практической и лабораторной работой, зафиксируем выводы в таблице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине "Химия" 1 курс СПО
Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работы,...
Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...
Особенности проведения лабораторных работ и практических занятий для специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
Цели и задачи достигаемые в результате проведения лабораторных работ и практических занятий для специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»...
Методика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Существенное внимание уделено вопросам дидактики...
Методические разработки для студентов по выполнению лабораторных и практических работ по профессиональному модулю ПМ 04. "Выполнение работ по профессии «Парикмахер»
Практические работы...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по дисциплине "Физиология питания"
Методические указания по дисциплине «Физиология питания» для выполнения практическихработ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правил...
- Мне нравится (1)