Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине "Химия" 1 курс СПО
методическая разработка по теме

Куринная Наталья Александровна

Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной  в соответст­вии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы сред­него (полного) общего образования в образовательных учреждениях на­чального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федера­ции, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является ча­стью основной профессиональной образовательной программы и состав­лена в соответствии с ФГОС СПО 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lab._rab._khimiya_metodichka.docx505.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

«Ростовский - на - Дону строительный колледж»

Рабочая тетрадь

для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»

Студента I курса группы_____________________________

___________________________________________________

(Ф.И.О.)

Ростов-на-Дону

2013

Химия: I курс: рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ/ Н.А.Куринная

Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО 3 по специальностям:

270101 - Архитектура

270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 270809- - Производство неметаллических строительных изделий и                     Конструкций

270839 - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

270841 – Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Содержание

Лабораторная  работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.  ………………………………………………………………………4

Лабораторная  работа №2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Приготовление дисперсных систем.  ………………………………………………………….8

Лабораторная  работа №3-4  Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.  ………………………………………………………………………………10

Лабораторная  работа №5  Химические реакции.  ………………………………………..14

Лабораторная  работа №6 Свойства соединений железа и хрома………………………..16

Лабораторная  работа №7 Изготовление моделей молекул органических веществ. …...19

Лабораторная  работа №8 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины……21

Лабораторная  работа №9 Кислородсодержащие органические соединения.

 Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала………………………………………24

Лабораторная  работа №10 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков…………………………………………………27

Практическая работа № 1 Приготовление раствора заданной концентрации……………..

Практическая работа № 2 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач………………………………………………………………………

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон……………………………...

Лабораторная  работа №1

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

   Цель работы:

  • изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
  • умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
  • закрепить представление о строении вещества.

Ход работы

Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.

Задание № 1

Воспользуйтесь  учебником О.С.Габриелян,  И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:

  1. Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).

Задание № 2. 

Теоретическая часть

Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.

Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода  постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.

Валентность

 

Примеры формул соединений


I
II
III

I и II
II и III
II и IV
III и V
II, III и VI
II, IV и VI

С постоянной валентностью
H, Na, K, Li
O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn
Al, B

С переменной валентностью
Cu
Fe, Co, Ni
Sn,Pb
P
Cr
S


H
2O, Na2O
MgO, CaO
Al
2O3

Cu
2O, CuO
FeO, Fe
2O3
SnO, SnO
2
PH
3, P2O5
CrO, Cr
2O3, CrO3 
H
2S, SO2, SO3

Определить валентности следующих элементов:

А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO

Б)  CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,

B)  Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,

Г)  SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

Теоретическая часть

Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.

Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3

Где Мr – относительная молекулярная масса вещества

 Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества

i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.

Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)

Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать молекулярную формулу серной кислоты.

H2SO4

2.  Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы

Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98

3. Записать ответ.

Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98.

Определить относительную молекулярную массу веществ:  

A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4

Б)  A12(S04)3,  H2SO4 , K2S, Mg(OH)2

B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH

Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.

Теоретическая часть

«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.

В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.

Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.

Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.

Положительный заряд атома равен числу протонов.

Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в  периодической сиситеме

Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.

Электроны – частицы с отрицательным зарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.

Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.

Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).

Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = A – Z

N – число нейтронов

A – массовое число

Z – число протонов.

Атом в целом электронейтрален.

Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.

Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:

А)  I, Na, CI, Са, Al

Б) S, P, C, K, Ne

B) F, O, B, Ba, Si

Г) H, N, Zn, Kr, As

Элемент

е-

р+

n0

Заряд ядра

Задание № 5.

Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.

Последовательность действий

Выполнение действий

1.Записать формулу для вычисления массовых отношений

m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2

2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс

m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32

2. 3. Сократить полученные числа на 32

m(S) : m(O) = 1: 1

Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:

А) Са(ОН)2, CuNO3           Б) Na3P04, , H2SiO3

В) Na2Si03. Н3РО4              Г) H2SO3 , KNO3

Задание № 6.

Распределить вещества по классам неорганических соединений:

 А) кислоты    Б) основания    В) соли      Г) оксиды.

и дайте им названия:

 Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4, A12(S04)3,  H2SO4 , K2S, Mg(OH)2 , SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH ,  PO3,  Zn(OH)2,  H2SiO3,  AlCl3 , CO2 , H2S ,NaOH ,  K2O , Fe(OH)3 , H2CO3 , N2O3  , Cu(OH)2

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: 

Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная  работа№2

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Приготовление дисперсных систем.

Цель:

  • получить дисперсные системы и исследовать их свойства
  • практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем;
  • провести  эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы:

  • дистиллированная вода;
  • вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин
  • фарфоровая чашка;
  • пробирки, штатив.

Теоретическая часть

Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы.

Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.

Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :

  • Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.

  • Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).


Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.

При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.




^ 


Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок . При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса

Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)

  • Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС
  • Г+ТВ→аэрозоль(дым, смог, пыль в воздухе)
  • Ж+Г→пена (газированные напитки, взбитые сливки)
  • Ж+Ж→эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма)
  • Ж+ТВ→золь, суспензия (речной и морской ил, строительные растворы, пасты)
  • ТВ+Г→твердая пена(керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад)
  • ТВ+Ж→гель(желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада)
  • ТВ+ТВ→твердый золь (горные породы, цветные стекла)

Ход работы

Опыт

Результат

Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

    В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз.

Наблюдения:

 *Внешний вид и видимость частиц:_____________________________

____________________________________

____________________________________

*Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________

____________________________________

____________________________________

Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств

   В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина.

Наблюдения:

*Внешний вид и видимость частиц: _________________________________

_________________________________

_________________________________

*Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________

_________________________________

_________________________________

*Внешний вид после добавления глицерина _______________________

________________________________

________________________________

Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств

В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги

Наблюдения:

*Внешний вид и видимость частиц

_________________________________

_________________________________

_________________________________

*Способность осаждаться и способность к коагуляции__________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

*Наблюдается ли эффект Тиндаля

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:  Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная  работа№3-4

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Цель работы:  

  • изучить свойства сложных неорганических веществ

Приборы и реактивы:  

  • пробирки, штативы.
  • Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,
  • гранулы цинка,
  • индикаторы.

Теоретическая часть

Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:

  1.  Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
  2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
  3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
  4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.


Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)

Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.

Ход работы

Опыт

Результат

Испытание растворов индикаторами

В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.

При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.

1 пробирка ____________________________________

Цвет индикатора________________________________

2 пробирка ____________________________________

Цвет индикатора________________________________

3 пробирка ____________________________________

Цвет индикатора________________________________

Взаимодействие кислот с металами.

Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.

Наблюдается __________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.

Наблюдается __________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие кислот с основаниями

В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.

Наблюдается _________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие кислот с солями

В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие щелочей с солями

В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 .  Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Разложение нерастворимых оснований

В пробирку поместить Mg(OH)2 и  осторожно нагревать.

Наблюдается __________________________________

Уравнение реакции в молекулярном виде

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие солей с металлами

Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.

Что наблюдаете?______________________________

Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие солей друг с другом

В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.

Наблюдается _________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Гидролиз солей различного типа

В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.

Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________

_____________________________________________

Напишите уравнение реакции.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Определите реакцию среды растворов _____________________________________________

_____________________________________________

В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.

Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________

_____________________________________________

Напишите уравнение реакции.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Определите реакцию среды растворов _____________________________________________

_____________________________________________

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

        

Лабораторная  работа№5 

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Цель работы:

  • изучить реакции замещения, присоединения, обмена.

Приборы и реактивы: 

  • растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);
  • пробирки, пипетки, спиртовка, штатив

Ход работы

Опыт

Результаты

 1.   Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку.

Наблюдается _______________________

___________________________________

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды

В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.

После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________

____________________________________

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5—10 капель раствора хлорида бария.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение влияний на скорость химических реакций.

Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).

Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.

В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?

________________________________________________________________________

Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры. 

В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.

В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________

Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная  работа№6

Свойства соединений железа и хрома

  • Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома
  • Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и  (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.

Ход работы

Опыт

Результаты

1. Взаимодействие железа с кислотами

В одну пробирку налейте 2 мл 20%-го раствора соляной кислоты, в другую — серной кислоты той же концентрации, в третью — концентрированного раствора азотной кислоты, в четвертую — концентрированного раствора серной кислоты. Опустите в каждую из пробирок по канцелярской кнопке.

Что наблюдаете? _____________________________________

_____________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Почему в двух последних случаях не происходит химической реакции?

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

2. Получение гидроксида железа(П) и взаимодействие его с кислотами

Налейте в пробирку 2 — 3 мл свежеприготовленного раствора сульфата железа (П) и добавьте в нее немного раствора гидроксида натрия.

К полученному осадку, вначале белому, а затем позеленевшему, добавьте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете в начале реакции

______________________________________

______________________________________ и через 2 — 3 мин после начала реакции?

______________________________________

______________________________________

Что наблюдаете? _______________________

______________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

3. Получение гидроксида железа(Ш) и взаимодействие его с кислотами

Прилейте в пробирку 2 — 3 мл раствора хлорида железа(Ш) и добавьте немного раствора щелочи.

К выпавшему осадку прилейте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете?

______________________________________

______________________________________

Что наблюдаете? _______________________

______________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

4. Получение гидроксида хрома(Ш)  и исследование его свойств

В две чистые пробирки прилейте по 2 мл раствора сульфата хрома(Ш) и с помощью пипетки добавьте по 5 —6 капель раствора щелочи.

В первую пробирку добавьте избыток раствора щелочи, а во вторую прилейте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете? _______________________

______________________________________

Что наблюдаете? _______________________

______________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

.

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная  работа№7

Изготовление моделей молекул органических веществ.

Цель урока:

  • закрепить теоретический материал.
  • приобрести навыки написания структурных формул изомеров органических веществ.
  • научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;
  • закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;
  • познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.
  • построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.

Приборы и реактивы:

  • деревянные стержни,
  • материал для лепки (пластилин),
  • набор шаростержневых моделей.

         Общие указания.

        Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).

 

Ход занятия:

Задание 1. По формуле органического соединения напишите пространственную структуру:            А) нонана         Б) декан            В) гексана               Г) октана.

Задание 2. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ

пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана

     

       Н    Н    H   H

        |      |      |     |  

Н – С – C – C – C – H  

        |      |      |     |  

       Н    Н    H   H

        Н    H   H

        |      |      |      

Н – С – C – C – H  

       |      |      |

      H     |     H

     H –  C   – H  

              |

             H      

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:  Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Практические работы (в том числе работа на компьютере)

Лабораторная  работа №8 

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Цель:

  • изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.

Оборудование:

  • Приборы и реактивы: штативы, пробирки
  • Растворы веществ: бромная вода, KMnO4, HCl, фракции нефти.

Ход работы

Опыт

Результат

Опыт №1        

Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой.

Что наблюдаете?

_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2

В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает.

Что наблюдаете?

_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые  углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:

Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Вам предлагаются образцы резины из следующего перечня: бензомаслостойкая, теплостойкая, морозостойкая, теплохимическистойкая. Пользуясь таблицей №1, определите, какая именно резина вам выдана.

Таблица 1. Основные типы резин и характеристики каучуков

Тип резины

Вид каучука

Плотность, г/см3

Предел прочности, МПа

Относительное удлинение, %

Удлинение после разрыва,

%

Диапазон рабочих температур, °С

Общего назначения

Натуральный (НК)

0,91

29

650

32

-50...+130

Бутадиеновый синтетический (СКБ)

0,91

17

470

60

-50...+150

Изопреновый синтетический (СКИ)

0,91

30

700

28

-50...+130

Специального назначения:

бензомаслостойкая

Бутадиен-нитрильный (СКН)

0,96

26

600

20

-40...+170

теплостойкая

Силоксановый (СКТ)

1,85

6

250

4

-70...+300

теплохимическистойкая

Фторкаучук (СКФ)

1,85

17

200

8

-40...+300

морозостойкая

Бутадиен-метилстирольный (СКМС) и бутадиен-стирольный (СКС)

0,94

31

800

16

-80...+130

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Пользуясь таблицей №2, опишите в сравнении 2 образца каучука.

Таблица 2   Важнейшие виды каучуков и их применение

Название

Исходные вещества (мономеры)

Химическая формула полимера

Важнейшие свойства и применение

Бутадиеновый каучук

СН2 = СН — СН— СН2

1,3-бутадиен

Характерна водо- и газонепроницаемость.   По эластичности отстает от природного каучука. Для. производства кабелей, обуви, принадлежностей быта

Диви-ниловый каучук

СН2 = СН — СН = СН2

1,3-бутадиен

По    износоустойчивости и эластичности превосходит природный каучук. В производстве шин

Изоп-реновый каучук

СН2 = С— СН = СН2

            |

         СН3

2-метил-1,3-бутадиен

По эластичности и износоустойчивости   сходен с природным каучуком. В производстве шин.

Хлоро преновый каучук

СН2 = С — СН = СН2 

            |

          Cl

2-хлор-1,3-бутадиен

(- СН2 – C  = СН - СН2 -)n

               |

             Сl

Устойчив к воздействиям высоких   температур, бензинов  и  масел. В производстве кабелей, трубопроводов   для перекачки   бензинов, нефти

Бутадиен-стирольный каучук

СН2 = СН— СН = СН2 

1,3-бутадиен

СН – СН2

|

С6Н5

стирол

(- CH2 – CH = CH— СН2--  

         - СН - СН2- ) n

             |

          С6Н5

Характерна газонепроницаемость, но недостаточная жароустойчивость. В производстве лент для транспортеров, автокамер

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. Вам предлагаются образцы фракций перегонки нефти. Пользуясь таблицей № 3, определите где, что находится.

Таблица 3. Фракции перегонки нефти

Название фракции

Ткип и 0С

Углеродный состав

Применение

Бензин

40-200

С5 – С11

Моторное топливо

Лигроин

150 - 250

С8 – С14

Горючее для тракторов

Керосин

180 -300

С12 – С16

Горючее для самолетов,

ракет

Газойль /соляровое масло/

300 -        460

С16 – С15

Смазочные масла, дизельное топливо

Мазут

360- 500

С26 – С38

Из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин

Гудрон

Асфальт /дорожное покрытие/

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная  работа №9 

Кислородсодержащие органические соединения.

 Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.

Цель работы:

  • изучить свойства глицерина уксусной кислоты, жидкого жира, глюкозы, сахарозы и крахмала.

Приборы и реактивы:

  • штативы, пробирки, пробиркодержатель, спиртовки.
  • Растворы веществ: глицерин, гидроксид натрия, раствор сульфата меди (II), подсолнечное масло, твердый животный жир, бромная вода, глюкоза, крахмальный  клейстер.

Ход работы:

Опыт

Результаты

1.Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Налейте в пробирку 1 см3 глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды. Перемешайте содержимое пробирки.

В пробирку налейте 1-2 см3 раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).

К образовавшемуся осадку добавьте немного глицерина и перемешайте смесь стеклянной палочкой.

Сделайте вывод о растворимости глицерина в воде. ___________________________________

______________________________________

______________________________________

Напишите молекулярное и краткое ионно-молекулярное уравнения этой реакции.

________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Отметьте, какие изменения произошли.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Сделайте соответствующий вывод о свойствах глицерина:  

__________________________________________________________

2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот

Разбавьте уксусную кислоту наполовину водой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку внесите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.

Отметьте цвет индикатора в 1-ой пробирке: __________________________________________

Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.

1-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

2-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

3-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

4-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Сделайте вывод о свойствах уксусной кислоты.

________________________________________________________________

3.Доказательства непредельного характера жидкого жира

В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой пробирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси.

Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Составьте уравнение реакции.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)

Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь.

Нагрейте содержимое пробирки.

Что вы   наблюдаете?

__________________________________________ Что доказывает данный опыт?

_______________________________________

__________________________________________

Какие соединения вступают в аналогичную реакцию? ______________________________

_______________________________________

Какие изменения вы наблюдаете? ____________

_________________________________________

О чем они свидетельствуют? ________________

_________________________________________

Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом?

______________________________________

Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

5.Качественная реакция на крахмал

К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода.

Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с    
йодом.

Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на  кусочек хлеба и на срез клубня картофеля.

Что вы наблюдаете? ______________________

________________________________________

Какие изменения происходят?

________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________

Объясните наблюдаемое явление. ___________

________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________

___________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная  работа№10 

Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков.

Цель: изучить свойства белков.

Оборудование и реактивы: - раствор белка;

- раствор медного купороса;

- раствор ацетата свинца;

- пробирки

Ход работы:

Опыт

Результаты

  1. Денатурация раствора белка куриного яйца солями тяжелых металлов.

В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых  солеобразных соединений белка.

Данный опыт иллюстрирует применение белка как  противоядия при отравлении тяжелыми металлами.

Сделайте выводы._____________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

  1. Растворение белков

 Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка,  реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.

Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.

    Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген,  кератин, эластин и др.)

Оборудование и реактивы: - яичный белок;

- дистиллированная вода;

- раствор хлористого калия;

- кератин (шерсти или волос).

Ход работы:

    К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.

    Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.

     Результаты работы оформить в виде таблицы:

   Название белка        

в Н2О                

в 5% КСl

  1. Денатурация белка спиртом.

Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки

Опыт

Результаты

К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.

 

  1. Осаждение белков при нагревании.

Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.

Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;

- 1% раствор уксусной кислоты;

- 10% раствор уксусной кислоты ;

- 10% раствор гидроксида натрия;

-4 пробирки, держатель, спиртовка.

Опыт

Результаты

В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.

а) первую пробирку нагревают до кипения.

б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.

в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.

г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения.

а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;

б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;

в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают  положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);

г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.

Сделайте выводы._____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

 

Практическая  работа№1 

Приготовление раствора заданной концентрации.

Цель:

  • приготовить растворы солей определенной концентрации.
  • научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.

Оборудование:

  • стеклянная лопаточка;
  • стакан объемом 50 мл;
  • стеклянная палочка с резиновым наконечником;
  • мерный цилиндр;
  • весы;
  • холодная кипяченая вода.
  • соли;

Теоретическая часть

Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.

По агрегатному состоянию различают растворы:
жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.

  • Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного
    вещества к массе всего раствора:

Wм .д .= mраст. вещества /mраствора.      

 (учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)

  • Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора :


W% = mраст. вещества 100% /mраствора

(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)

  • Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:

См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.

(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)

Ход работы:

1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.

Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.

Произведите расчеты:

Дано:

Найти:

Решение:

Приготовьте раствор. Для этого:

  1. Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
  2. Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.

Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по  нижнему мениску.

2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.

Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.

Произведите расчеты:

Дано:

Найти:

Решение:

Приготовьте раствор.

В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.

3. Задания для самостоятельного решения

1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта

2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный  формалин.

3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.

4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).

5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Практическая работа№2 

Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

Цель:

  • получит экспериментально некоторые газы. 

Оборудование:

  • гранулы цинка, 
  • серная кислота,
  • хлорид цинка и азотная кислота;
  • сульфит натрия и серная кислота;
  • сульфат меди (II) и соляная кислота;
  • карбонат калия и соляная кислота.

Теоретическая часть

  • Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.
    Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:

    CaCO
    3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.

    Распознание:
  1. Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)
    СО
    2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ;
  2. Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
  • Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.


Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl
2 + H2 ↑.

  • Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
    1.Разложением перманганата калия:                                                                             2KMnO
    4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;
    2.Разложением пероксида водорода:                                                                                   2H
    2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
    Распознание:
    Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
  • Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.


1.В промышленности:
3H
2 + N2 = 2NH3 ;



2. В лаборатории:
NH
4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.

Ход работы:

Опыт

Результаты

Задание № 1.

Налейте в пробирку 1—2 мл концентрированной серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Обратите внимание на скорость реакции.

Перелейте содержимое в другую пробирку с 5—10 мл воды. Изменилась ли скорость реакции?

Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде:

_______________________________________

______________________________________

__________________________________________

_______________________________________ Покажите переход электронов и объясните: а) что в этой реакции является окислителем;

_______________________________________

_______________________________________

______________________________________

______________________________________

 б) как и почему изменяется скорость реакции при разбавлении?

_______________________________________

Задание №2.

Подействуйте на кусочки цинка: а) разбавленной серной кислотой; б) концентрированной серной кислотой (слегка нагрейте). Осторожно понюхайте выделяющийся из второй пробирки газ.

Составьте уравнения происходящих реакций и укажите окислитель в первом и во втором случае.

а)________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

б)_____________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Задание №3.

На раствор хлорида магния последовательно, подействуйте растворами: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка; д) ортофосфата калия; е) сульфида натрия.

Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Задание №5.

Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему.

Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Практические работы (в том числе работа на компьютере)

Практическая  работа№3

 

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

Цель: 

  • опытным путем провести идентификацию предложенных органических веществ;
  • составить уравнения химических реакций в молекулярном виде;
  • провести  эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

Теоретическая часть

Полимеры- это органические соединения, состоящие из макромолекул с большой молекулярной массой (103 а.е.м и более)


Методы синтеза полимеров: полимеризация , поликонденсация.

Виды полимеров: термопластичные, термореактивные.


Характеристика полимеров.

  • ПОЛИЭТИЛЕН       СН2=СН2+ СН2=СН2+..п → (-СН2-СН2-)п

Полупрозрачный , достаточно мягкий, эластичный материал, жирный на ощупь, легче воды. При нагревании вытягивается в нити, диэлектрик. Горит голубоватым пламенем, продолжает гореть вне пламени, испускает запах парафина, капает. Химически устойчив, прочен.

Применяют: Пленки, трубы, электро-изоляционные материалы, емкости и т.п.

  • ПОЛИВИНИЛХЛОРИД          СН2=СНСL+ СН2=СНCL+..п → (-СН2-СНСL-)п
    Эластичный, жесткий в массе материал, цвет различный. При нагревании быстро размягчается. Горит небольшим коптящим пламенем, образуя черный хрупкий шарик, вне пламени гаснет. Выделяет острый запах.

    Применяют: Электро-изоляция проводов, пленочные изделия, трубы.
  • ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ




Твердый, прозрачный материал. Цвет различный. Из расплава нити не вытягиваются ,но при нагревании размягчается. Горит желто- синем пламенем, потрескивает, распространяет специфический запах эфиров.

Применяют: Листовое органическое стекло, предметы быта.

  • ПОЛИСТИРОЛ




Твердый хрупкий, прозрачный (или молочного цвета). Термопластичен, вытягивается при нагревании в нити. Горит сильно- коптящим пламенем, испускает характерный запах. Горит вне пламени. Применение: Электро -изоляционные пленки , емкости, предметы быта.

  • Ф ЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНАЯ СМОЛА.




Сырье: фенол и формальдегид.

Жесткий, хрупкий материал .Диэлектрик ,стоек к воде, органическим растворителям и к кислотам средней концентрации. Термореактивен ,при нагревании разлагаются. Горит испуская запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

Применяют:

  • Текстолит – прессованная ХБ ткань и ФФС (шарикоподшипники, шестерни)
  • Волокнит – очесы хлопка, отходы ткани, пропитанные ФФС (тормозные накладки, ступеньки эксколаторов)
  • Гетинакс – бумага пропитанная ФФС (электроизометоры)
  • Стеклопласт – стеклоткань пропитанная ФФС (автоцисцерны, кузова)
  • Карболит – древесная мука спрессованная с ФФС (телефонные аппараты)


Волокна –протяженные , гибкие и прочные тела ограниченной длины и малых поперечных размеров, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделия. Различают волокна:


Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения.
Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно)
Синтетические(найлон, капрон, лавсан).

Ход работы:

Опыт

Результаты

Опыт 1. Изучение свойств синтетического волокна

  1. Тигельными щипцами внесите образец капронового волокна (изделия из капрона) в пламя спиртовки, затем поднесите влажную красную лакмусовую бумажку к выделяющимся газам.
  2. Поместите немного капронового волокна в фарфоровую чашку и нагрейте ее. Когда волокно расплавится, прикоснитесь к нему стеклянной палочкой и, отведя ее в сторону, вытяните тонкую капроновую нить. Опыт повторите несколько раз.
  3. В четыре пробирки поместите кусочки капронового волокна. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, во вторую — серной кислоты, в третью — гидроксида натрия, а в четвертую — ацетон. Осторожно встряхните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете?

Отметьте цвет лакмусовой бумажки.

_____________________________________

_____________________________________

Какое свойство полимера проявилось в этом опыте?

______________________________________

______________________________________

Сделайте вывод об отношении капрона к различным веществам.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Опыт 2. Распознавание волокон

Вам выданы пронумерованные пакетики, в которых содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными в таблице сведениями о волокнах, определите содержимое каждого пакетика.

Название

Характер горения

Отношение к концентрированным кислотам и щелочам

HNOj

H2S04

NaOH

Хлопок

Быстро сгорает; ощущается запах жженой бумаги; после сгорания остается серый пепел

Растворяется; раствор бесцветный

Растворяется

Набухает, но не растворяется

Вискоз

ное

То же

То же

Растворяется; раствор краснокоричневый

Растворяется

Шерсть и шелк натуральный

Горит; ощущается запах паленого пера; образуется хрупкий черный шарик

Желтое

окрашивание

Разрушается

Растворяется

Ацетат

ное

Горит в пламени, вне пламени гаснет; спекается в темный нехрупкий шарик

Растворяется; раствор бесцветный

Растворяется

Желтеет и растворяется

Капрон

При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик; из расплава вытягиваются нити; в пламени горит с неприятным запахом

То же

Растворяется; раствор бесцветный

Не растворяется

Внимание! Сжигать пластмассу и волокно над подставкой железного штатива,

над лотком для оборудования или над металлическим листом!

Последовательность анализа волокон

1. Распознавание волокон начните с их сжигания, которое
проводите несколько раз. При этом проследите:

а) с какой скоростью происходит горение;

б) каков запах продуктов горения;

в) какой характер имеет остаток после сгорания.

Этим опытом вы установите принадлежность волокна к определенной группе: целлюлозным, белковым, синтетическим.

2.Отметьте действие продуктов горения или разложения на
индикатор.

3.Проверьте действие на волокна кислот, щелочей и ацетона.

4. По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными  данными, сделайте выводы, о проделанной работе

Опыт

Исходные вещества

Признаки реакции

Горение

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие продуктов горения или разложения на
индикатор

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие кислот

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие щелочей

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие ацетона

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Результаты распознавания

Опыт 3. Свойства полиэтилена

1. Исследуйте физические свойства полиэтилена (кусочек полиэтиленовой пробки, крышки и т. д.):

а) внешний вид;___________________________________________________________

б) плотность (легче или тяжелее воды) _______________________________________

в) действие органических растворителей _____________________________________

_________________________________________________________________________

г) отношение к нагреванию. Установите, можно ли из расплава вытянуть нить.

_________________________________________________________________________

2. Исследуйте химические свойства полиэтилена:

 а) поведение в пламени спиртовки (горючесть, цвет пламени, образуется ли копоть при горении, продолжает ли гореть вне пламени, обладают ли продукты горения запахом)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 б) стойкость по отношению к растворам кислот и щелочей _____________________

_________________________________________________________________________

Сделайте вывод о физических и химических свойствах полиэтилена на основе проведенных опытов.___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4. Распознавание полимеров

В разных пронумерованных пакетиках содержатся образцы полимеров. Пользуясь приведенными в таблице приложений данными, определите содержимое каждого пакетика.

Распознавание полимеров

Полимер, состав

Внешние признаки

Отношение к нагреванию

Характер горения

Действие продуктов разложения или горения на индикаторы и другие вещества

Полиэтилен [-СН2-СН2-]n

Полупрозрачный, эластичный, на ощупь жирный

Размягчается, из расплава можно вытянуть нить

Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени

Не обесцвечивают раствор бромной воды

Поливинилхлорид

Относительно мягкий, при понижении температуры становится твердым и хрупким, цвет различный

Быстро размягчается

Горит коптящим пламенем, выделяя

хлоро-водород; вне пламени не горит

Окрашивают   влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раствором AgN03 образуют белый осадок

Феноло –

формальдегидная смола

Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного

При сильном нагревании разлагается

Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет

Продукты   разложения не исследуются

По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными  данными, сделайте выводы, о проделанной работе

Опыт

Исходные вещества

Признаки реакции

Горение

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие продуктов горения или разложения на
индикатор

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие кислот

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие щелочей

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Действие ацетона

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Результаты распознавания

РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.

Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.

Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.

Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.

Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.

Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.

Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.        

Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                    70-90% - оценка «4»,

                                    50 -70% - оценка «3»,

                                    Менее 50% - оценка «2».

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
  5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
  9. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

http://www.ikt.ru

http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html

http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm

http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и мо...

Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Страховое дело" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Страховое дело»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронеж...

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических работ по ОП 01 Спутниковые навигационные системы для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»

Рабочая тетрадь служит для помощи студентам в изучении технологии комплекта спутникового оборудования...

Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных и практических работ по МДК 02.02Электронные средства и методы геодезических измерений для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»

Содержит материл для изучения и практические задания по работе специальзированного электронного геодезического оборудования: Эдектронный тахеометр, Цифровой нивелир, Лазерная рулетка, Трассокабелеиска...

Рабочая тетрадь для лабораторно - практических занятий по дисциплине Техническая механика

Рабочая тетрадь для лабораторно - практических занятий по дисциплине Техническая механика...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторно - практических занятий по дисциплине Техническая механика

РАБОЧАЯ   ТЕТРАДЬдля лабораторно - практических занятийпо дисциплине Техническая механика...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ МДК 01.02. Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий

АННОТАЦИЯРабочая тетрадь по проведению лабораторных работ и практических занятий по программе МДК 01.02. Системы автоматизации сельскохозяйственных  предприятий 35.02.08. Электрификация  и...