Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине "Химия" 1 курс СПО
методическая разработка по теме
Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lab._rab._khimiya_metodichka.docx | 505.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский - на - Дону строительный колледж»
Рабочая тетрадь
для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»
Студента I курса группы_____________________________
___________________________________________________
(Ф.И.О.)
Ростов-на-Дону
2013
Химия: I курс: рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ/ Н.А.Куринная
Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО 3 по специальностям:
270101 - Архитектура
270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
270809- - Производство неметаллических строительных изделий и Конструкций
270839 - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
270841 – Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Содержание
Лабораторная работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. ………………………………………………………………………4
Лабораторная работа №2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Приготовление дисперсных систем. ………………………………………………………….8
Лабораторная работа №3-4 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. ………………………………………………………………………………10
Лабораторная работа №5 Химические реакции. ………………………………………..14
Лабораторная работа №6 Свойства соединений железа и хрома………………………..16
Лабораторная работа №7 Изготовление моделей молекул органических веществ. …...19
Лабораторная работа №8 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины……21
Лабораторная работа №9 Кислородсодержащие органические соединения.
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала………………………………………24
Лабораторная работа №10 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков…………………………………………………27
Практическая работа № 1 Приготовление раствора заданной концентрации……………..
Практическая работа № 2 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач………………………………………………………………………
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон……………………………...
Лабораторная работа №1
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Цель работы:
- изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
- умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
- закрепить представление о строении вещества.
Ход работы
Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.
Задание № 1
Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:
- Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- *Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).
Задание № 2.
Теоретическая часть
Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.
Валентность |
| Примеры формул соединений |
| С постоянной валентностью С переменной валентностью |
|
Определить валентности следующих элементов:
А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO
Б) CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,
B) Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,
Г) SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Теоретическая часть
Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.
Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3…
Где Мr – относительная молекулярная масса вещества
Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества
i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.
Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)
Последовательность действий | Выполнение действий |
1. Записать молекулярную формулу серной кислоты. | H2SO4 |
2. Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы | Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98 |
3. Записать ответ. | Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98. |
Определить относительную молекулярную массу веществ:
A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4
Б) A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2
B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH
Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.
Теоретическая часть
«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.
В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.
Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.
Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.
Положительный заряд атома равен числу протонов.
Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситеме
Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.
Электроны – частицы с отрицательным зарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.
Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.
Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).
Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = A – Z
N – число нейтронов
A – массовое число
Z – число протонов.
Атом в целом электронейтрален.
Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.
Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:
А) I, Na, CI, Са, Al
Б) S, P, C, K, Ne
B) F, O, B, Ba, Si
Г) H, N, Zn, Kr, As
Элемент | |||||
е- | |||||
р+ | |||||
n0 | |||||
Заряд ядра |
Задание № 5.
Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.
Последовательность действий | Выполнение действий |
1.Записать формулу для вычисления массовых отношений | m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2 |
2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс | m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32 |
2. 3. Сократить полученные числа на 32 | m(S) : m(O) = 1: 1 |
Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:
А) Са(ОН)2, CuNO3 Б) Na3P04, , H2SiO3
В) Na2Si03. Н3РО4 Г) H2SO3 , KNO3
Задание № 6.
Распределить вещества по классам неорганических соединений:
А) кислоты Б) основания В) соли Г) оксиды.
и дайте им названия:
Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4, A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2 , SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH , PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3 , CO2 , H2S ,NaOH , K2O , Fe(OH)3 , H2CO3 , N2O3 , Cu(OH)2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№2
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Приготовление дисперсных систем.
Цель:
- получить дисперсные системы и исследовать их свойства
- практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем;
- провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы:
- дистиллированная вода;
- вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин
- фарфоровая чашка;
- пробирки, штатив.
Теоретическая часть
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы.
Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :
- Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.
- Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).
|
|
|
Ход работы
Опыт | Результат | |
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. | В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. | Наблюдения: *Внешний вид и видимость частиц:_____________________________ ____________________________________ ____________________________________ *Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________ ____________________________________ ____________________________________ |
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств | В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина. | Наблюдения: *Внешний вид и видимость частиц: _________________________________ _________________________________ _________________________________ *Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________ _________________________________ _________________________________ *Внешний вид после добавления глицерина _______________________ ________________________________ ________________________________ |
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств | В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги | Наблюдения: *Внешний вид и видимость частиц _________________________________ _________________________________ _________________________________ *Способность осаждаться и способность к коагуляции__________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ *Наблюдается ли эффект Тиндаля _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№3-4
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
Цель работы:
- изучить свойства сложных неорганических веществ
Приборы и реактивы:
- пробирки, штативы.
- Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,
- гранулы цинка,
- индикаторы.
Теоретическая часть
Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:
- Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
- Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
- Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
- Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)
Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.
Ход работы
Опыт | Результат | |
Испытание растворов индикаторами | В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия. | При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки. 1 пробирка ____________________________________ Цвет индикатора________________________________ 2 пробирка ____________________________________ Цвет индикатора________________________________ 3 пробирка ____________________________________ Цвет индикатора________________________________ |
Взаимодействие кислот с металами. | Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте. | Наблюдается __________________________________ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде: ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl. | Наблюдается __________________________________ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Взаимодействие кислот с основаниями | В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl. | Наблюдается _________________________________ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Взаимодействие кислот с солями | В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2. | Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Взаимодействие щелочей с солями | В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его. | Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Разложение нерастворимых оснований | В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать. | Наблюдается __________________________________ Уравнение реакции в молекулярном виде ____________________________________________ ____________________________________________ |
Взаимодействие солей с металлами | Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое. | Что наблюдаете?______________________________ Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Взаимодействие солей друг с другом | В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка. | Наблюдается _________________________________ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Гидролиз солей различного типа | В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина. | Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнение реакции. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Определите реакцию среды растворов _____________________________________________ _____________________________________________ |
В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа. | Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнение реакции. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Определите реакцию среды растворов _____________________________________________ _____________________________________________ |
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№5
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Цель работы:
- изучить реакции замещения, присоединения, обмена.
Приборы и реактивы:
- растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);
- пробирки, пипетки, спиртовка, штатив
Ход работы
Опыт | Результаты | |
1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса | Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку. | Наблюдается _______________________ ___________________________________ Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды | В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски. | После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________ ____________________________________ Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты. | Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. | Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия. | Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5—10 капель раствора хлорида бария. | Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Изучение влияний на скорость химических реакций. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. | В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10). | Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________ Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________ |
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. | В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe. | В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)? ________________________________________________________________________ Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры. | В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки. | В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________ Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№6
Свойства соединений железа и хрома
- Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома
- Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.
Ход работы
.
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№7
Изготовление моделей молекул органических веществ.
Цель урока:
- закрепить теоретический материал.
- приобрести навыки написания структурных формул изомеров органических веществ.
- научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;
- закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;
- познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.
- построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.
Приборы и реактивы:
- деревянные стержни,
- материал для лепки (пластилин),
- набор шаростержневых моделей.
Общие указания.
Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).
Ход занятия:
Задание 1. По формуле органического соединения напишите пространственную структуру: А) нонана Б) декан В) гексана Г) октана.
Задание 2. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ
пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана
Н Н H H
| | | |
Н – С – C – C – C – H
| | | |
Н Н H H
Н H H
| | |
Н – С – C – C – H
| | |
H | H
H – C – H
|
H
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практические работы (в том числе работа на компьютере)
Лабораторная работа №8
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Цель:
- изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.
Оборудование:
- Приборы и реактивы: штативы, пробирки
- Растворы веществ: бромная вода, KMnO4, HCl, фракции нефти.
Ход работы
Опыт | Результат | |
Опыт №1 | Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой. | Что наблюдаете? _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Опыт №2 | В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает. | Что наблюдаете? _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:
Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Вам предлагаются образцы резины из следующего перечня: бензомаслостойкая, теплостойкая, морозостойкая, теплохимическистойкая. Пользуясь таблицей №1, определите, какая именно резина вам выдана.
Таблица 1. Основные типы резин и характеристики каучуков
Тип резины | Вид каучука | Плотность, г/см3 | Предел прочности, МПа | Относительное удлинение, % | Удлинение после разрыва, % | Диапазон рабочих температур, °С |
Общего назначения | Натуральный (НК) | 0,91 | 29 | 650 | 32 | -50...+130 |
Бутадиеновый синтетический (СКБ) | 0,91 | 17 | 470 | 60 | -50...+150 | |
Изопреновый синтетический (СКИ) | 0,91 | 30 | 700 | 28 | -50...+130 | |
Специального назначения: | ||||||
бензомаслостойкая | Бутадиен-нитрильный (СКН) | 0,96 | 26 | 600 | 20 | -40...+170 |
теплостойкая | Силоксановый (СКТ) | 1,85 | 6 | 250 | 4 | -70...+300 |
теплохимическистойкая | Фторкаучук (СКФ) | 1,85 | 17 | 200 | 8 | -40...+300 |
морозостойкая | Бутадиен-метилстирольный (СКМС) и бутадиен-стирольный (СКС) | 0,94 | 31 | 800 | 16 | -80...+130 |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Пользуясь таблицей №2, опишите в сравнении 2 образца каучука.
Таблица 2 Важнейшие виды каучуков и их применение
Название | Исходные вещества (мономеры) | Химическая формула полимера | Важнейшие свойства и применение |
Бутадиеновый каучук | СН2 = СН — СН— СН2 1,3-бутадиен | Характерна водо- и газонепроницаемость. По эластичности отстает от природного каучука. Для. производства кабелей, обуви, принадлежностей быта | |
Диви-ниловый каучук | СН2 = СН — СН = СН2 1,3-бутадиен | По износоустойчивости и эластичности превосходит природный каучук. В производстве шин | |
Изоп-реновый каучук | СН2 = С— СН = СН2 | СН3 2-метил-1,3-бутадиен | По эластичности и износоустойчивости сходен с природным каучуком. В производстве шин. | |
Хлоро преновый каучук | СН2 = С — СН = СН2 | Cl 2-хлор-1,3-бутадиен | (- СН2 – C = СН - СН2 -)n | Сl | Устойчив к воздействиям высоких температур, бензинов и масел. В производстве кабелей, трубопроводов для перекачки бензинов, нефти |
Бутадиен-стирольный каучук | СН2 = СН— СН = СН2 1,3-бутадиен СН – СН2 | С6Н5 стирол | (- CH2 – CH = CH— СН2-- - СН - СН2- ) n | С6Н5 | Характерна газонепроницаемость, но недостаточная жароустойчивость. В производстве лент для транспортеров, автокамер |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Вам предлагаются образцы фракций перегонки нефти. Пользуясь таблицей № 3, определите где, что находится.
Таблица 3. Фракции перегонки нефти
Название фракции | Ткип и 0С | Углеродный состав | Применение |
Бензин | 40-200 | С5 – С11 | Моторное топливо |
Лигроин | 150 - 250 | С8 – С14 | Горючее для тракторов |
Керосин | 180 -300 | С12 – С16 | Горючее для самолетов, ракет |
Газойль /соляровое масло/ | 300 - 460 | С16 – С15 | Смазочные масла, дизельное топливо |
Мазут | 360- 500 | С26 – С38 | Из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин |
Гудрон | Асфальт /дорожное покрытие/ |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа №9
Кислородсодержащие органические соединения.
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
Цель работы:
- изучить свойства глицерина уксусной кислоты, жидкого жира, глюкозы, сахарозы и крахмала.
Приборы и реактивы:
- штативы, пробирки, пробиркодержатель, спиртовки.
- Растворы веществ: глицерин, гидроксид натрия, раствор сульфата меди (II), подсолнечное масло, твердый животный жир, бромная вода, глюкоза, крахмальный клейстер.
Ход работы:
Опыт | Результаты | |
1.Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II) | Налейте в пробирку 1 см3 глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды. Перемешайте содержимое пробирки. В пробирку налейте 1-2 см3 раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). К образовавшемуся осадку добавьте немного глицерина и перемешайте смесь стеклянной палочкой. | Сделайте вывод о растворимости глицерина в воде. ___________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Напишите молекулярное и краткое ионно-молекулярное уравнения этой реакции. ________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Отметьте, какие изменения произошли. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Сделайте соответствующий вывод о свойствах глицерина: __________________________________________________________ | ||
2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот | Разбавьте уксусную кислоту наполовину водой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку внесите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия. | Отметьте цвет индикатора в 1-ой пробирке: __________________________________________ Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций. 1-я пробирка: __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ 2-я пробирка: __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ 3-я пробирка: __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ 4-я пробирка: __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Сделайте вывод о свойствах уксусной кислоты. ________________________________________________________________ | ||
3.Доказательства непредельного характера жидкого жира | В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой пробирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси. | Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует? __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Составьте уравнение реакции. __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II) | Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь. Нагрейте содержимое пробирки. | Что вы наблюдаете? __________________________________________ Что доказывает данный опыт? _______________________________________ __________________________________________ Какие соединения вступают в аналогичную реакцию? ______________________________ _______________________________________ Какие изменения вы наблюдаете? ____________ _________________________________________ О чем они свидетельствуют? ________________ _________________________________________ Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом? ______________________________________ Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
5.Качественная реакция на крахмал | К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода. Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля. | Что вы наблюдаете? ______________________ ________________________________________ Какие изменения происходят? ________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________ Объясните наблюдаемое явление. ___________ ________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________ ___________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№10
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков.
Цель: изучить свойства белков.
Оборудование и реактивы: - раствор белка;
- раствор медного купороса;
- раствор ацетата свинца;
- пробирки
Ход работы:
Опыт | Результаты |
В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами. | Сделайте выводы._____________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
- Растворение белков
Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка, реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.
Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.
Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген, кератин, эластин и др.)
Оборудование и реактивы: - яичный белок;
- дистиллированная вода;
- раствор хлористого калия;
- кератин (шерсти или волос).
Ход работы:
К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.
Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Название белка | в Н2О | в 5% КСl |
- Денатурация белка спиртом.
Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки
Опыт | Результаты |
К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия. |
- Осаждение белков при нагревании.
Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.
Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;
- 1% раствор уксусной кислоты;
- 10% раствор уксусной кислоты ;
- 10% раствор гидроксида натрия;
-4 пробирки, держатель, спиртовка.
Опыт | Результаты |
В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка. а) первую пробирку нагревают до кипения. б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения. в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения. г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения. | а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно; б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд; в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе); г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается. |
Сделайте выводы._____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практическая работа№1
Приготовление раствора заданной концентрации.
Цель:
- приготовить растворы солей определенной концентрации.
- научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.
Оборудование:
- стеклянная лопаточка;
- стакан объемом 50 мл;
- стеклянная палочка с резиновым наконечником;
- мерный цилиндр;
- весы;
- холодная кипяченая вода.
- соли;
Теоретическая часть
Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.
По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.
- Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного
вещества к массе всего раствора:
Wм .д .= mраст. вещества /mраствора.
(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
- Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора :
W% = mраст. вещества 100% /mраствора
(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
- Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:
См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.
(учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Ход работы:
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
Произведите расчеты:
Дано: Найти: | Решение: |
Приготовьте раствор. Для этого:
- Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
- Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
Произведите расчеты:
Дано: Найти: | Решение: |
Приготовьте раствор.
В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
3. Задания для самостоятельного решения
1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта
2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный формалин.
3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.
4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).
5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практическая работа№2
Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
Цель:
- получит экспериментально некоторые газы.
Оборудование:
- гранулы цинка,
- серная кислота,
- хлорид цинка и азотная кислота;
- сульфит натрия и серная кислота;
- сульфат меди (II) и соляная кислота;
- карбонат калия и соляная кислота.
Теоретическая часть
- Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.
Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.
Распознание:
- Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ; - Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
- Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.
Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.
- Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
1.Разложением перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;
2.Разложением пероксида водорода: 2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
Распознание:
Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
- Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
1.В промышленности:
3H2 + N2 = 2NH3 ;
2. В лаборатории:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.
Ход работы:
Опыт | Результаты |
Задание № 1. Налейте в пробирку 1—2 мл концентрированной серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Обратите внимание на скорость реакции. Перелейте содержимое в другую пробирку с 5—10 мл воды. Изменилась ли скорость реакции? | Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде: _______________________________________ ______________________________________ __________________________________________ _______________________________________ Покажите переход электронов и объясните: а) что в этой реакции является окислителем; _______________________________________ _______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ б) как и почему изменяется скорость реакции при разбавлении? _______________________________________ |
Задание №2. Подействуйте на кусочки цинка: а) разбавленной серной кислотой; б) концентрированной серной кислотой (слегка нагрейте). Осторожно понюхайте выделяющийся из второй пробирки газ. | Составьте уравнения происходящих реакций и укажите окислитель в первом и во втором случае. а)________________________________________ _______________________________________ _______________________________________ б)_____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
Задание №3. На раствор хлорида магния последовательно, подействуйте растворами: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка; д) ортофосфата калия; е) сульфида натрия. | Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
Задание №5. Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему. | Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
Общий вывод:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практические работы (в том числе работа на компьютере)
Практическая работа№3
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
Цель:
- опытным путем провести идентификацию предложенных органических веществ;
- составить уравнения химических реакций в молекулярном виде;
- провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Теоретическая часть
Полимеры- это органические соединения, состоящие из макромолекул с большой молекулярной массой (103 а.е.м и более)
|
Характеристика полимеров.
Полупрозрачный , достаточно мягкий, эластичный материал, жирный на ощупь, легче воды. При нагревании вытягивается в нити, диэлектрик. Горит голубоватым пламенем, продолжает гореть вне пламени, испускает запах парафина, капает. Химически устойчив, прочен. |
|
|
|
|
|
Волокна –протяженные , гибкие и прочные тела ограниченной длины и малых поперечных размеров, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделия. Различают волокна:
Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения.
Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно)
Синтетические(найлон, капрон, лавсан).
Ход работы:
Опыт | Результаты |
Опыт 1. Изучение свойств синтетического волокна
| Отметьте цвет лакмусовой бумажки. _____________________________________ _____________________________________ Какое свойство полимера проявилось в этом опыте? ______________________________________ ______________________________________ Сделайте вывод об отношении капрона к различным веществам. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Опыт 2. Распознавание волокон
Вам выданы пронумерованные пакетики, в которых содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными в таблице сведениями о волокнах, определите содержимое каждого пакетика.
Название | Характер горения | Отношение к концентрированным кислотам и щелочам | ||
HNOj | H2S04 | NaOH | ||
Хлопок | Быстро сгорает; ощущается запах жженой бумаги; после сгорания остается серый пепел | Растворяется; раствор бесцветный | Растворяется | Набухает, но не растворяется |
Вискоз ное | То же | То же | Растворяется; раствор краснокоричневый | Растворяется |
Шерсть и шелк натуральный | Горит; ощущается запах паленого пера; образуется хрупкий черный шарик | Желтое окрашивание | Разрушается | Растворяется |
Ацетат ное | Горит в пламени, вне пламени гаснет; спекается в темный нехрупкий шарик | Растворяется; раствор бесцветный | Растворяется | Желтеет и растворяется |
Капрон | При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик; из расплава вытягиваются нити; в пламени горит с неприятным запахом | То же | Растворяется; раствор бесцветный | Не растворяется |
Внимание! Сжигать пластмассу и волокно над подставкой железного штатива,
над лотком для оборудования или над металлическим листом!
Последовательность анализа волокон
1. Распознавание волокон начните с их сжигания, которое
проводите несколько раз. При этом проследите:
а) с какой скоростью происходит горение;
б) каков запах продуктов горения;
в) какой характер имеет остаток после сгорания.
Этим опытом вы установите принадлежность волокна к определенной группе: целлюлозным, белковым, синтетическим.
2.Отметьте действие продуктов горения или разложения на
индикатор.
3.Проверьте действие на волокна кислот, щелочей и ацетона.
4. По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт | Исходные вещества | Признаки реакции |
Горение | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие продуктов горения или разложения на | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие кислот | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие щелочей | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие ацетона | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Результаты распознавания |
Опыт 3. Свойства полиэтилена
1. Исследуйте физические свойства полиэтилена (кусочек полиэтиленовой пробки, крышки и т. д.):
а) внешний вид;___________________________________________________________
б) плотность (легче или тяжелее воды) _______________________________________
в) действие органических растворителей _____________________________________
_________________________________________________________________________
г) отношение к нагреванию. Установите, можно ли из расплава вытянуть нить.
_________________________________________________________________________
2. Исследуйте химические свойства полиэтилена:
а) поведение в пламени спиртовки (горючесть, цвет пламени, образуется ли копоть при горении, продолжает ли гореть вне пламени, обладают ли продукты горения запахом)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) стойкость по отношению к растворам кислот и щелочей _____________________
_________________________________________________________________________
Сделайте вывод о физических и химических свойствах полиэтилена на основе проведенных опытов.___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 4. Распознавание полимеров
В разных пронумерованных пакетиках содержатся образцы полимеров. Пользуясь приведенными в таблице приложений данными, определите содержимое каждого пакетика.
Распознавание полимеров
Полимер, состав | Внешние признаки | Отношение к нагреванию | Характер горения | Действие продуктов разложения или горения на индикаторы и другие вещества |
Полиэтилен [-СН2-СН2-]n | Полупрозрачный, эластичный, на ощупь жирный | Размягчается, из расплава можно вытянуть нить | Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени | Не обесцвечивают раствор бромной воды |
Поливинилхлорид | Относительно мягкий, при понижении температуры становится твердым и хрупким, цвет различный | Быстро размягчается | Горит коптящим пламенем, выделяя хлоро-водород; вне пламени не горит | Окрашивают влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раствором AgN03 образуют белый осадок |
Феноло – формальдегидная смола | Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного | При сильном нагревании разлагается | Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет | Продукты разложения не исследуются |
По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт | Исходные вещества | Признаки реакции |
Горение | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие продуктов горения или разложения на | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие кислот | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие щелочей | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие ацетона | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Результаты распознавания |
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.
Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.
Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.
Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.
Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.
Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и мо...
Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Страховое дело" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Страховое дело»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронеж...
Рабочая тетрадь для лабораторно-практических работ по ОП 01 Спутниковые навигационные системы для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»
Рабочая тетрадь служит для помощи студентам в изучении технологии комплекта спутникового оборудования...
Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных и практических работ по МДК 02.02Электронные средства и методы геодезических измерений для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»
Содержит материл для изучения и практические задания по работе специальзированного электронного геодезического оборудования: Эдектронный тахеометр, Цифровой нивелир, Лазерная рулетка, Трассокабелеиска...
Рабочая тетрадь для лабораторно - практических занятий по дисциплине Техническая механика
Рабочая тетрадь для лабораторно - практических занятий по дисциплине Техническая механика...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторно - практических занятий по дисциплине Техническая механика
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬдля лабораторно - практических занятийпо дисциплине Техническая механика...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ МДК 01.02. Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий
АННОТАЦИЯРабочая тетрадь по проведению лабораторных работ и практических занятий по программе МДК 01.02. Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий 35.02.08. Электрификация и...